Стадии производства по делам об административных правонарушениях в Российской Федерации

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2012 в 12:18, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность исследования обусловлена тем, что в настоящее время в административном законодательстве существуют некоторые пробелы. Например, существенным недостатком КоАП РФ является то, что в нем хотя и упоминается понятие административного расследования, однако его определения не дается. На наш взгляд, в КоАП РФ необходимо раскрыть содержание некоторых терминов, в том числе административного расследования.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ............................................................................................................2
1.Общая характеристика производства по делам об административных правонарушениях в Российской Федерации……………………………………5
1.1 Понятия, задачи, принципы производства по делам об административных правонарушениях…………………………………………………………………8
1.2 Участники производства по делам об административных правонарушениях………………………………………………………………..14
2. Стадии производства по делам об административных правонарушениях в Российской Федерации………………………………………………………….22
2.1 Возбуждение дела об административном правонарушении……………...24
2.2 Рассмотрение дела об административном правонарушении……………..29
2.3 Исполнение и пересмотр вынесенных постановлений по делам об административных правонарушениях………………………………………….39
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………...50
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАНЫХ ИСТОЧНИКОВ………………………….54

Файлы: 1 файл

Курсовая_3.doc

— 249.50 Кб (Скачать)

В случае наложения административного ареста, протокол передается на рассмотрение судье немедленно после его составления.

В случае если протокол об административном правонарушении составлен неправомочным лицом, а также в иных случаях, предусмотренных п. 4 ч. 1 ст. 29.4 КоАП РФ, недостатки протокола и других материалов дела об административном правонарушении устраняются в срок не более трех суток со дня их поступления (получения) от судьи, органа, должностного лица, рассматривающих дело об административном правонарушении [Агапов А.Б. / «Административное право» / М.: Эксмо, 2006. – С. 194]                                 Материалы дела об административном правонарушении с внесенными в них изменениями и дополнениями возвращаются судье, органу, должностному лицу в течение суток со дня устранения соответствующих недостатков. Уполномоченные лица вправе применять предусмотренные КоАП РФ меры процессуального обеспечения производства.

 

 

 

К ним относится: доставление, административное задержание; личный досмотр, досмотр вещей; досмотр транспортных средств, находящихся при физическом лице; осмотр принадлежащих юридическому лицу помещений, территорий, находящихся там вещей и документов; изъятие вещей и документов; отстранение от управления транспортным средством соответствующего вида; медицинское освидетельствование на состояние алкогольного опьянения; задержание ТС и запрещение его эксплуатации; арест товаров, ТС и иных вещей; привод; временный запрет деятельности [Липатов В.В., Лысенко В.В., Матвиенко Г.В. / «Административное право» / М.: Экзамен, 2006. – С. 271]

Вред, причиненный незаконным применением мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении, подлежит возмещению в порядке, предусмотренном гражданским законодательством. Возможность прекращения производства по делу до его передачи на рассмотрение связана с обстоятельствами, исключающими производство по делу.

Сюда относятся: отсутствие события административного правонарушения или отсутствие состава административного правонарушения, действия лица в состоянии крайней необходимости, издание акта амнистии, если такой акт устраняет применение административного наказания, отмена закона, установившего ответственность за данное правонарушение, истечение сроков давности привлечения к административной ответственности, смерть физического лица, в отношении которого ведется производство по делу и др. (ст. 24.5 КоАП РФ) [Аникин Е.М. / «Административное право» / СПб: Питер, 2005. – С. 215]

 

 

 

 

 

2.2 РАСМОТРЕНИЕ ДЕЛА ОБ АДМИНИСТРАТИВНОМ ПРАВОНАРУШЕНИИ

Данная стадия является центральной в производстве по делам об административных правонарушениях. В процессе ее осуществления условно можно выделить группы взаимосвязанных действий судьи, органа, должностного лица, именуемые этапами [Попов Л.Л. / «Административное право России» / М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2006. – С. 235]

Традиционно выделяются этапы:

а) подготовки дела к рассмотрению,

б) анализа обстоятельств дела и собранных материалов,

в) принятия и объявления постановления по делу.

Судья, орган, должностное лицо при подготовке к рассмотрению дела об административном правонарушении выясняют следующие вопросы:

1) относится ли к их компетенции рассмотрение данного дела;

2) имеются ли обстоятельства, исключающие возможность рассмотрения данного дела судьей, членом коллегиального органа, должностным лицом;

3) правильно ли составлены протокол об административном правонарушении и другие протоколы, предусмотренные КоАП РФ, а также правильно ли оформлены иные материалы дела;

4) имеются ли обстоятельства, исключающие производство по делу;

5) достаточно ли имеющихся по делу материалов для его рассмотрения по существу;

6) имеются ли ходатайства и отводы.

 

 

 

 

 

 

 

В постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 г. N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" разъяснено, что при подготовке к рассмотрению дела об административном правонарушении судья обязан произвести перечисленные в статье 29.1 КоАП РФ процессуальные действия в целях выполнения предусмотренных статьей 24.1 КоАП РФ задач [Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации № 5. / Бюллетень ВС № 6, 2005. – С. 3]

К этим задачам относится: всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения. Вопрос о компетенции в рассмотрении дел об административных правонарушениях это прежде всего вопрос о подведомственности, то есть об относимости дел об административных правонарушениях к ведению того или иного судьи, органа, должностного лица. При подготовке к рассмотрению дела надо установить, правильно ли определена подведомственность данного дела об административном правонарушении.

В целях решения задач объективного, полного, всестороннего выяснения обстоятельств каждого дела и разрешения его в соответствии с законом КоАП РФ установил обстоятельства исключающие возможность рассмотрения дела судьей, членом коллегиального органа, должностным лицом. Наличие родственных отношений подразумевает что судья, член коллегиального органа, должностное лицо состоит в кровной связи с лицом, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, потерпевшим, законным представителем физического или юридического лица, защитником или представителем.

 

Личная заинтересованность выражается в возможности получения выгоды судьей, должностным лицом, членом коллегиального органа в зависимости от того или иного исхода рассмотрения дела [Бочаров С.Н. / «Административная юрисдикция» / М.: Щит-М, 2005, - С. 246]

Наличие обстоятельств, исключающих возможность рассмотрения дела об административном правонарушении судьей, членом коллегиального органа, должностного лица порождает у участников производства по делам об административных правонарушениях и субъектов рассматривающих данные дела определенные права и обязанности. Эти права и обязанности связаны с осуществлением процедуры отвода и самоотвода.

При подготовке к рассмотрению дела об административном правонарушении разрешаются следующие вопросы, по которым в случае необходимости выносится определение:

1) о назначении времени и места рассмотрения дела;

2) о вызове лиц, указанных в ст. 25.1, 25.10 КоАП РФ, об истребовании необходимых дополнительных материалов по делу, о назначении экспертизы;

3) об отложении рассмотрения дела;

4) о возвращении протокола об административном правонарушении и других материалов дела в орган, должностному лицу, которые составили протокол, в случае составления протокола и оформления других материалов дела неправомочными лицами, неправильного составления протокола и оформления других материалов дела либо неполноты представленных материалов, которая не может быть восполнена при рассмотрении дела;

 

 

 

 

 

5) о передаче протокола об административном правонарушении и других материалов дела на рассмотрение по подведомственности, если рассмотрение дела не относится к компетенции судьи, органа, должностного лица, к которым протокол об административном правонарушении и другие материалы дела поступили на рассмотрение, либо вынесено определение об отводе судьи, состава коллегиального органа, должностного лица [Агапов А.Б. / «Административное право» / М.: Эксмо, 2006. – С. 257]

Дело об административном правонарушении рассматривается по месту его совершения. По ходатайству лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, дело может быть рассмотрено по месту жительства данного лица [Бахран Д. Н. / «Административное право.» / М.: НОРМА: ИНФРА-М, 2005. – С. 289]

Дело об административном правонарушении, по которому было проведено административное расследование, рассматривается по месту нахождения органа, проводившего административное расследование, о правонарушении, влекущем лишение права управления транспортным средством, может быть рассмотрено по месту учета транспортного средства.

Частью 2 статьи 29.7 КоАП РФ также предусмотрено, что при рассмотрении дела об административном правонарушении заслушиваются объяснения физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых ведется производство по делу, показания других лиц, участвующих в производстве по делу об административном правонарушении, пояснения специалиста и заключение эксперта, исследуются иные доказательства. Срок рассмотрения дела начинает отсчитываться со дня получения уполномоченным на рассмотрение дела об административном правонарушении судьей, органом, должностным лицом протокола об административном правонарушении и других материалов. КоАП РФ установил срок рассмотрения дела в пятнадцать дней.

 

 

Установленный срок может быть продлен в двух случаях.

Во-первых, в случае поступления ходатайств от участников производства по делу об административном правонарушении и, во-вторых, когда возникла необходимость в дополнительном выяснении обстоятельств дела. Решение о продлении установленного срока принимается судьей, органом, должностным лицом, рассматривающим дело в форме мотивированного определения. Срок может быть продлен не более чем на один месяц [Комментарий к КоАП РФ. / Под ред. В.В. Черникова, Ю.П. Соловья. / М.: Юрайт, 2007. – С. 471]

Конституция РФ объявила человека, его права и свободы высшей ценностью. Поэтому общество нуждается в более быстром реагировании государства на административные правонарушения, посягающие на права граждан. Эта потребность выразилась в установлении пятидневного срока рассмотрения дел об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 5.1-5.25, 5.45-5.52, 5.56 КоАП РФ. При этом установлен запрет на продление данного срока. Порядок рассмотрения дела об административном правонарушении представляет собой определенную последовательность процессуальных действий, направленную на защиту прав и законных интересов лиц участвующих в производстве по делу об административном правонарушении и установление объективной истины.

Прежде чем перейти к рассмотрению дела по существу, субъект уполномоченный рассматривать дело должен установить наличие всех условий необходимых для рассмотрения дела об административном правонарушении. На стадии анализа обстоятельств и собранных материалов дела, изучаются и проверяются доказательства.

 

 

 

 

 

Доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела [Конин Н.М. / «Административное право Российской Федерации» / М.: НОРМА, 2006. – С. 220]

Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами. Объяснения лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показания потерпевшего и свидетелей представляют собой сведения, имеющие отношение к делу и сообщенные указанными лицами в устной или письменной форме. В случаях, если при производстве по делу об административном правонарушении возникает необходимость в использовании специальных познаний в науке, технике, искусстве или ремесле, судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, выносят определение о назначении экспертизы [Дмитриев Ю.А. / «Административное право» / М.: Эксмо, 2005, - С. 388]

Заключение эксперта не является обязательным для судьи, органа, должностного лица, в производстве которых находится дело об административном правонарушении. Это обусловлено тем, что заключение эксперта является видом доказательств, а в соответствии со ст. 26.11 КоАП РФ судья, орган, должностное лицо оценивают доказательства по своему внутреннему убеждению и никакие доказательства не могут иметь заранее установленную силу.

Однако заключение эксперта, как одно из важных доказательств по делу об административном правонарушении, не может быть произвольно проигнорировано и, в силу этого, несогласие с заключением должно быть мотивировано [Комментарий к КоАП РФ. / Под ред. Э.Г. Липатова, С.Е. Чанкова. / М.: Юрайт, 2007. – С. 446]

Существуют и вещественные доказательства. Вещественными доказательствами являются объекты материального мира. Орудиями совершения правонарушения являются предметы, с помощью которых оно было совершено (например, при нарушении правил пользования объектами животного мира - охотничье оружие, рыболовная сеть и др.). Предметами совершения правонарушения являются объекты, на которых непосредственно было направлено правонарушение (например, выловленная рыба, убитое животное). Вещественные доказательства должны приобщаться к делу об административном правонарушении. Фотографирование или иная фиксация вещественных доказательств необходимы в тех случаях, когда приобщение или сохранение их в неизменном виде являются невозможными либо нецелесообразными. Документы признаются доказательствами, если сведения, изложенные или удостоверенные в них организациями, их объединениями, должностными лицами и гражданами, имеют значение для производства по делу об административном правонарушении [Конин Н.М. / «Административное право России» / М.: Проспект, 2006. – С. 368]

Информация о работе Стадии производства по делам об административных правонарушениях в Российской Федерации