Территориальное деление Российской Федерации

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2011 в 12:19, курсовая работа

Краткое описание

В данной работе будет рассмотрено образование, формирование и развитие экономических районов России. Эта тема всегда была и будет актуальна, особенно, для студентов специальности «Государственное и муниципальное управление», ведь без изучения региональных особенностей нашей страны, невозможно решение сложных проблем и самих районов, и страны в целом.

Оглавление

Введение 2
1. История формирования экономических районов России 3
2. Экономическое районирование 4
2.1 Экономическое районирование, подходы к экономическому районированию, перспективы экономического районирования 4
2.2 Состав экономических районов 9
3.Основы современного экономического районирования и формы территориальной организации хозяйства России 14
4. Основные принципы районирования 14
5.Территориальное деление Российской Федерации 16
Заключение 20
Библиографический список 23

Файлы: 1 файл

РЭ маша.docx

— 46.74 Кб (Скачать)

Оглавление

Введение 2

1. История формирования  экономических районов  России 3

2. Экономическое районирование 4

2.1 Экономическое районирование, подходы к экономическому районированию, перспективы экономического районирования 4

2.2 Состав экономических  районов 9

3.Основы  современного экономического  районирования и  формы территориальной  организации хозяйства  России 14

4. Основные принципы  районирования 14

5.Территориальное  деление Российской  Федерации 16

Заключение 20

Библиографический список 23 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение 
Россия, как крупнейшее федеративное государство мира, имеет самые разнообразные природно-климатические условия. Различные природные регионы страны, обладающие внутренним единством и своеобразными индивидуальными чертами природы, образуют различные системы физико-географических районов. Сами субъекты Федерации (регионы) делятся на административно-территориальные единицы: города, районы регионов и городов, поселки городского типа, сельские администрации и сельские поселения. На территории этих административно-территориальных единиц образуются органы местного самоуправления, а, следовательно, их территориальная основа - это часть территориального устройства страны.  
Кроме того, существуют экологическое, историческое, национальное или этническое, политическое (по степени влияний политических партий) деление или районирование территории, которые накладывают свой отпечаток на административно-территориальное устройство страны.  
Важная роль в территориальном устройстве России отводится экономическому районированию. Разница между экономическими районами обусловлена как различиями в природно-ресурсном потенциале, климате, почвах, так и специализацией промышленности и сельского хозяйства, основанной на территориальном разделении труда.  
Созданные Указом Президента РФ в 2000г. федеральные округа (всего их 7) фактически являются ведомственным районированием Администрации Президента. Однако как по своим размерам, так и по значению, федеральные округа могут рассматриваться на одном уровне с экономическими районами.  
В данной работе будет рассмотрено образование, формирование и развитие экономических районов России. Эта тема всегда была и будет актуальна, особенно, для студентов специальности «Государственное и муниципальное управление», ведь без изучения региональных особенностей нашей страны, невозможно решение сложных проблем и самих районов, и страны в целом.
 

1. История формирования экономических районов России  
Нельзя понять особенности и проблемы любой страны, не оценивая ее внутреннее территориальное разнообразие. Это особенно важно для России, чрезвычайно контрастной по природе, историческим особенностям, расселению населения, экономике. Виднейшие ученые России (Ломоносов М.В., Арсеньев К.А., Татищев В.Н., Семенов-Тян-Шанский П.П., Менделеев Д.И., Колосовский Н.Н..) применяли метод районирования – деления страны на районы, отличающиеся друг от друга природными, экономическими, историческими особенностями, условиями жизни людей.  
Огромная территория России еще на первых этапах становления Российского государства требовала территориального изучения ее особенностей, природно-ресурсного потенциала, создания административных органов для сбора налогов и управления всеми социально-экономическими процессами. Поэтому возникла необходимость деления России на отдельные административные единицы. В России, после ликвидации удельных княжеств, существовало деление на воеводства, станы, уезды. Управление ими представляло собой одновременно и «кормление» их правителей. Создание Российского государства в 18 в. (с командным управлением) потребовало образования однородных административных «единиц» - губерний. Главные их задачи – набор рекрутов в армию, сбор налогов и полицейский досмотр.  
При Петре I в 1708г. страна была разделена на восемь крупных губерний, губернии же были разделены на уезды. В 1727г. была выделена промежуточная единица между губерниями и уездами – провинция. К каждой губернии приписывались полки, их комплектование осуществлялось за счет населения губерний.  
Петровские губернии просуществовали почти семьдесят лет, до 1775г. Их число за это время выросло до двадцати. В 1775г. по указу Екатерины II была проведена новая административная реформа. Произошло разукрупнение губерний, их стало 40, а затем 68. Каждая губерния должна была насчитывать не менее 300-400 тыс. человек, причем количество мужчин призывного возраста от 20 до 30 тыс. человек.  
Такое административное деление оставалось неизменным вплоть до Великой Октябрьской революции. Южные территории России по существу были колониями России, а по форме считались военными областями, управляемыми генерал-губернаторами. Их называли также, военными округами. Например, Туркестанский военный округ, управляемый генерал-губернатором, Кавказ управлялся Кавказским наместником. В состав дореволюционной России входили Польша и Финляндия на правах самоуправляющихся единиц.      
После отмены крепостного права в 1861г. оформилась еще одна административная низовая единица – волость.

2. Экономическое районирование

    1. Экономическое районирование, подходы  к экономическому районированию, перспективы  экономического районирования
 

     Экономическое районирование  – это выделение системы соподчиненных экономических районов страны или крупного региона, объективно отражающих сложившееся географическое разделение труда. Основная цель экономического районирования – создание оптимальных условий для территориального планирования, прогнозирования и осуществления социально-экономической региональной политики. Показатели экономического состояния региона – совокупность количественных и качественных показателей, характеризующих состояние экономики региона.

     Экономический район – территориальная часть народного хозяйства страны, характеризуется территориально-хозяйственным единством, определенным экономико-географическим положением, своеобразием природных и экономических условий и исторически сложившейся производственной специализацией, основанной на территориальности общественного разделения труда. Для учащихся школы дается более упрощенное определение: экономические районы – территории, отличные друг от друга специализацией своего производства.

Современный экономический район – это  целостная территориальная часть  народного хозяйства страны, имеющая  свою производственную специализацию, прочные внутренние экономические  связи. Экономический район неразрывно связан с другими частями страны общественным территориальным разделением  труда как единое хозяйственное  целое с прочными внутренними  связями.

     Современное экономическое районирование России включает три основных звена (таксономические единицы: высшее звено – крупные экономические районы; районы среднего звена – края, области, республики; низовые районы – административно-хозяйственные районы, городские и сельские районы). Каждый вид экономического районирования отвечает определенным задачам территориального развития.

Экономический район имеет свою отрасль специализации, обусловленную экономико-географическими  факторами.

     Экономические районы образуются и развиваются  на основе общественного территориального разделения труда. В связи с отраслевым разделением труда, расчленением производства на мелкие и более узкие отрасли, созданием специализированных производств  оно ведет к расчленению хозяйственной  территории на более дробные взаимосвязанные регионы, к формированию специализированных экономических районов.

Образование экономических районов является объективным процессом, выраженным развитием территориального разделения труда.

Основные  принципы районирования:

     Экономический, рассматривающий район как специализированную часть единого народнохозяйственного  комплекса страны с определенным составом вспомогательных и обслуживающих  производств. Согласно этому принципу специализацию района должны определить такие отрасли, в которых затраты  труда, средств на производство продукции  и ее доставку потребителю по сравнению  с другим районами будут наименьшими. Экономическая эффективность специализации района должна осуществляться как с точки зрения установления наиболее целесообразного территориального разделения труда в масштабе всей страны, так и с точки зрения наиболее производительного использования имеющихся ресурсов района.

·  Национальный, учитывающий национальный состав населения района, его исторически сложившейся особенности труда и быта.

·  Административный, определяющий единство экономического районирования и территориального политико-административного устройства страны. Этот принцип создает условия для эффективного самостоятельного развития районов и укрепления их роли в территориальном разделении труда России.

Эти принципы являются основополагающими для  современной теории и практики экономического районирования России. В современных  условиях выделение крупных экономических  районов диктуется развитием  научно-технического прогресса.

Экономическое районирование является не застывшим  процессом, оно может изменяться, совершенствоваться в процессе экономического развития страны в зависимости от многих факторов. Научное обоснование  экономического районирования требует  углубленного исследования многообразия факторов. Современный период отличается появлением новых объективных районообразующих факторов и коренным изменениям прежних  факторов.

Важными показателями районной комплексности  становятся соответствие хозяйства  района его природным и экономическим  условиям, рациональное сочетание отраслей на базе ведущих специализирующих производств и их территориальной концентрации, относительное сходство отраслевой структуры входящих в район территорий.

     Одним из важнейших факторов являются также  регуляторы рынка, т.е. цены, тарифы, налоги, кредиты, инвестиции и т.д. Все эти факторы характерны для рыночной экономике и представляют собой систему, которая отражается на принципах районирования разного значения – экономических, социальных, экологических, организационных.

     Современная система экономических районов  России сложилась в результате коренных изменений в размещении производительных сил под влиянием социально-экономических  преобразований, научно-технического прогресса и территориального разделения труда.

     Причины изменения обусловлены:

·  сдвигом промышленности в восточные районы, где сосредоточились основные сырьевые базы и на их основе возникли крупные территориально-производственные комплексы;

·  совершенствование топливно-энергетического баланса, создание предприятий наиболее эффективных отраслей промышленности;

·  рациональное разделение труда, преодоление несоответствия в размещении сырьевых и топливно-энергетических ресурсов, трудовых ресурсов;

·  обеспечение стабилизации и оживление экономики за счет старых промышленных районов европейской части России, где сосредоточен производственно-технический и интеллектуальный потенциал страны;

·  обеспечение выхода из кризиса с помощью новых «точек роста» в виде свободных экономических зон.

     Современный методический подход к разработке схемы экономических районов должен основываться на качественном анализе:

·  учете тенденции проявления общих районообразующих факторов, т.е. научно-технического прогресса территориальных форм концентрации производства и т.д.;

·  анализе конкретных узловых районно-комплексных проблем, специфических условий районо образования на отдельных территориях.

     Географы-экономисты выделяют 3 звена  районирования:

     Высшее  звено районирования – крупные  экономические районы – используются центральными республиканскими органами власти для общегосударственного управления экономкой в территориальном  разрезе. Крупные экономические  районы – это четко специализированные и относительно завершенные территориальные  хозяйственные комплексы: играющие важную роль в общероссийском разделении труда. Располагая значительной территорией, большой численностью населения, природно-ресурсным  потенциалом, крупные экономические  районы имеют четко выраженную специализацию (до 5–7 отраслей). Чем больше территория крупного экономического района, тем  шире его производственный профиль, сложнее хозяйственный комплекс.

Информация о работе Территориальное деление Российской Федерации