Средства и методы ведения военных действий

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2011 в 15:50, реферат

Краткое описание

Средства ведения военных действий - это оружие и иная военная техника, применяемые вооруженными силами воюющих для уничтожения живой силы и материальных средств противника для подавления его сил и способности к сопротивлению.
Современное международное право ограничивает государства в применении средств, необходимых для достижения целей войны.

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 16.58 Кб (Скачать)

ЗАПРЕЩЕННЫЕ СРЕДСТВА И МЕТОДЫ ВЕДЕНИЯ ВОЙНЫ

Средства ведения  военных действий - это оружие и  иная военная техника, применяемые  вооруженными силами воюющих для  уничтожения живой силы и материальных средств противника для подавления его сил и способности к сопротивлению. 

Современное международное  право ограничивает государства  в применении средств, необходимых  для достижения целей войны.  

Источники регулирования  этого вопроса - Петербургская декларация об отмене употребления взрывчатых и  зажигательных пуль 1868г., Гаагские конвенции 1899 и 1907 годов о законах и обычаях  сухопутной войны, о бомбардировании  морскими силами во время войны, о  правах и обязанностях нейтральных  держав в случае морской войны  и др. (всего 13) [первоначально в  них существовала «оговорка всеобщности», от которой в дальнейшем отказались]. Дальнейшее распространение - Женевские конвенции 1949 г. о защите жертв войны. Позднее к ним были приняты два дополнительных протокола, в соответствии с которыми стороны обязуются направлять военные действия только против комбатантов и военных объектов.  

Современное международное  право запрещает следующие средства ведения войны: 

снаряды, которые  при весе менее 400 г имеют свойство взрывчатости или снаряжены ударным  или горючим составом (1868 г.); 

пули, легко разворачивающиеся  или сплющивающиеся в человеческом теле, к которым относятся пули с твердой оболочкой, не покрывающей  всего сердечника или имеющей  надрезы (1899 г.); 

любое оружие, основное действие которых заключается в  нанесении повреждений осколками, которые не обнаруживаются в теле человека с помощью рентгеновских  лучей, а также мин ловушек, напоминающих детские игрушки (Конвенция о  запрещении применения конкретных видов  обычного оружия 1981 г.); 

снаряды, единственное назначение которых - распространять удушающие  или вредоносные газы (1899 г.); 

яды или отравленное  оружие (1907 г.); 

автоматически взрывающиеся от соприкосновения морские мины, которые не делаются безопасными  через час после потери над  ними контроля (1907 г.); 

самодвижущиеся мины, которые не попав в цель не делаются безопасными (1907 г.); 

автоматически взрывающиеся от соприкосновения мины, поставленные у берегов и портов противника с единственной целью прерывать  торговое мореплавание; 

удушливые, ядовитые и другие газы равно как и всякие аналогичные жидкости, вещества и процессы (1925 г. - Женевский протокол); 

бактериологические (биологические) средства ведения войны  и токсины (Конвенция о запрещении разработки, производства и накопления; 

в условиях военно-технического прогресса исключительно актуальной становится проблема сокращения оружия массового истребления, причем вовсе  не обязательно, чтобы применение этого  оружия имело немедленный уничтожающий эффект; 

в 1995 г. к Конвенции 1981 года был принят протокол, запрещающий  применять и передавать лазерное оружие, специально предназначенное  для причинения постоянной слепоты. 

1998 г. - Конвенция  о запрещении противопехотных  мин (РФ не прис.) 

Рассмотрим подробнее  международное регулирование применение или неприменение конкретных видов  ОМП. 

Яд и отравленное  оружие 

Согласно ст. 23 а IV Гаагской конвенции, кроме ограничений, установленных особыми соглашениями, воспрещается применять во время вооруженных конфликтов яд и отравленное оружие. 

Аналогичное положение  существовало ранее в обычном  МП и существуют различные точки  зрения об соотношении: 

ст. 23 отражает ранее  действующую обычную норму. 

ст. 23 вошла в общее  МП и как таковая обязательна  как для участников так и для неучастников этой конвенции. 

ряд юристов вообще не высказываются по поводу обязательности для неучастников, лишь упоминая ст. 23. 

Химическое и бактериологическое оружие 

Запрещение использовать на войне удушливые и иные ядовитые газы было предусмотрено еще Гаагскими конвенциями начала века. Уже они брали под свою защиту как мирное население так и комбатантов.  

В список военных  преступлений, подготовленный Комиссией  по установлению ответственности виновников войны, созданной союзными державамина Мирной конференции в Париже в 1919 г., было внесено примерение вредных и удушливых газов. 

Наиболее универсальный  запрет использования химического  оружия содержится в Женевском протоколе 1925 года. Стороны исходили из того, что  «применение на войне удушливых, ядовитых или других подобных газов, равно как и всяких аналогичных  жидкостей ,веществ и процессов, справедливо было осуждено общественным мнением всего мира (особенно после WWI)». Ввиду этого они соглашаются распространить это запрещение и на бактериологические средства ведения войны. Кроме того, в этом протоколе дано более детальное понятие химического и бактериологического оружия с учетом всей правтики использования. Формулировки протокола достаточно гибки, чтобы под них позднее могли попасть и новые виды химического оружия. 

При подписании Женевского протокола некоторые страны сделали  оговорки. Их смысл сводится к тому, что Протокол обязателен только для  тех государств, которые его подписали  и ратифицировали или которые  к ниму присоединились. В случае вооруженного конфликта участники протокола считают себя связанными его требованиями до тех пор, пока противник не нарушает положений протокола. 

Некоторые юристы считают, что на химическое оружие распространяется и вышеуказанная статья 23 Гаагской конференции. 

В 1971 г. была принята  Конвенция о запрещении разработки, производства и накопления запасов  бактериологического (биологического) оружия.  

Зажигательное оружие 

Широкое применение напалма во время вооруженных  конфликтов во Вьетнаме и в Корее  вызвало значительный интерес к  юридическим нормам, относящимся  к зажигательному оружию вообще. Вопрос этот был затронут еще в 1868 г. (см. п. 1 выше). В Гаагском проекте Правил воздушной войны было установлено, что использование снарядов весом до 400 г является законным, если оно носит оборонительный характер. В уставах некоторых стран содержится положения о возможности применения и более тяжелых снарядов при огне с самолетов или против самолетов. 

Постепенно зажигательное  оружие получило такое большое развитие, что заняло видное место в иерархии современных вооружений (особенно напалм). 

В докладе Генсека  ООН по вопросу о боевых зажигательных  средствах. Наиболее важные выводы сводятся к следующему: 

Последствия неприменения напалма носят неизбирательный  характер. 

Ожоги, полученные в  результате его применения причиняют мучительные страдания. 

Повреждения в большинстве  случаев являются чрезмерными. 

Поражающее воздействие  дополняется токсическим воздействием. 

Широкое применение ведет к непоправимым экологическим  изменениям. 

В целом доклад стоит  на той позиции, что необходимо выработать меры по запрещению использования производства, разработки и накопления напалма. Такое  пожелание выразила и Генеральная  Ассамблея ООН в своей резолюции  от 29 ноября 1972 г. 

Оружие экоцида 

Экоцид включает в себя запрещенные международным  правом методы ведения войны и  имеет своей целью разрушить  окружающую жизненно важную для человека природную среду и подорвать  нормальные связи между человеком  и природой. 

МП регулирование  этого вопроса мы находим также  в Женевском протоколе 1925 г., т.к. он касается, очевидно, не только оружия, которое непосредственно направлено на отравление человека или причинение вреда его здоровью, но и оружия, которое имеет своим последствием создание условий для последующего массового отравления людей. 

В Декларации Мартенса (принятой вместе с Женевским протоколом) указывается, что при возникновении ситуаций, непосредственно не предусмотренных правом вооруженных конфликтов, они должны регулироваться общепризнанными гуманитарными принципами МП. 

По мнению известного американского юриста-международника Ричарда Фолка это следующие: 

необходимости 

гуманности 

пропорциональности (поражение чисто военных объектов, но не более) 

дискриминации (избирательности) 

В соответствии с  Гаагской конвенцией 1907 г. государства, захватившим неприятельскую территорию, обязаны сохранять недвижимость, земельные угодья, культурные объекты. 

NB Возможны управляемые  смерчи, искусственные землетрясения… 

Ядерное оружие 

В 1996 году Международный  Суд ООН вынес консультативное  заключение по вопросу о применении ядерного оружия. Заключение сводилось  к тому, что суд, учитывая права  государств на отражение агрессии (в  т.ч.) ядерной и т.п. не может сделать  вывод о недопустимости применения ядерного оружия или противоречии его  международному праву. Т.е., как сказал Колосов, это плохо, но можно.

Информация о работе Средства и методы ведения военных действий