Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Сентября 2011 в 03:15, курсовая работа
Целью курсовой работы является комплексное исследование эффективности международно-правовых норм, принципов и механизмов, составляющих основу таких отраслей международного права, как право международной безопасности и право вооруженных конфликтов и определение путей их совершенствования, определение основных тенденций их развития.
Введение……………………………………………………………………...……3
1. Ограничение воющих в выборе средств и методов введения военных действий как самостоятельное направление международного права вооруженных конфликтов……………………….………………………...……..5
2. Источники «Гаагского права». « Оговорка Мартенса»…………….………13
3. Понятие средства и методы ведения военных действий…………………...20
4. Ядерное оружие в свете принципов и норм международного права вооруженных конфликтов………………………………………………………25
Заключение……………………………………………………………...………..28
Список использованных нормативных актов и литературы………….………30
Задача 1……………………………….………………………………………….32
Задача 2………………………………………………………………………..…34
СОДЕРЖАНИЕ
Введение…………………………………………………………
1. Ограничение
воющих в выборе средств и
методов введения военных
2. Источники «Гаагского права». « Оговорка Мартенса»…………….………13
3. Понятие средства и методы ведения военных действий…………………...20
4. Ядерное
оружие в свете принципов и
норм международного права
Заключение……………………………………………………
Список использованных нормативных актов и литературы………….………30
Задача
1……………………………….…………………………………………
Задача
2………………………………………………………………………..
Введение
Актуальность темы исследования. Процесс всестороннего осмысления таких сложных социально-политических явлений, как войны и вооруженные конфликты продолжается не одну сотню лет. С течением времени в решение проблем, связанных с их предотвращением, регулированием и прекращением вовлекались представители все более широкого круга научных дисциплин: философы, историки, психологи, экономисты, политологи, социологи, юристы и т.д. Однако этот процесс по-прежнему далек от своего завершения.
Решение проблемы соотношения силы и права в сфере социально-политических отношениях шло трудным и не прямолинейным путем. Известно, что тяжелые, кровопролитные войны сопутствовали всем предшествующим эпохам. Опасность и продолжительность войн, их жестокость и разрушительные последствия неуклонно возрастали.
8 августа 2008 года Грузия официально объявила войну Южной Осетии. Об этом заявил секретарь Совета безопасности Южной Осетии Анатолий Баранкевич. Объявление войны грузинская сторона передала осетинской стороне через коммандующего миротворческими силами генерала Кулахметова. Стоит отметить, что таким образом, Грузия только что признала независимость Южной Осетии. Войну суверенное государство согласно международному праву всегда объявляет другому суверенному государству. Страна не может объявить войну своему району, или области.
Многие века передовое общественное мышление развивалось но пути нравственного, правового и политического осуждения войны как метода решения межгосударственных конфликтов, запрещения агрессии. Попытки запрета и осуждения войн и ограничения правовыми средствами возможности прибегать к силе для разрешения международных конфликтов предпринимались с давних времен, а в XX в. - особенно активно .
Впитав
в себя на протяжении веков многие
философские, этические идеи и принципы,
современное международное
Предметом исследования являются причины и сущность социально-политических конфликтов, специфика политико-правовых отношений, возникающих в период вооруженных конфликтов международного и немеждународного характера, а также в период интернационализированных вооруженных конфликтов немеждународного характера, и пути их урегулирования.
Целью курсовой работы является комплексное исследование эффективности международно-правовых норм, принципов и механизмов, составляющих основу таких отраслей международного права, как право международной безопасности и право вооруженных конфликтов и определение путей их совершенствования, определение основных тенденций их развития.
1. Ограничение воющих
в выборе средств
и методов введения
военных действий
как самостоятельное
направление международного
права вооруженных
конфликтов
Юридическая наука до недавнего времени не могла выработать единого понятия, определяющего ту отрасль права, нормы которой регулируют ведение вооруженной борьбы; среди ученых нет единства относительно содержания этой отрасли права. Наиболее распространенными терминами, применимыми к данной отрасли права, являются “право войны”, “международное военное право”, “законы и обычаи войны”, “законы войны”.
С
1968 года, в материалах и документах
ООН, в исследованиях юристов-
Вокруг проблемы формирования права вооруженных конфликтов как самостоятельной отрасли международного права идет оживленная дискуссия. Известно, что уже издавна (сначала в форме обычая, а затем и юридических норм) в рамках общего международного права существовала и существует группа действующих и общепризнанных норм и принципов, имеющих своим содержанием защиту индивида в период вооруженного конфликта. Другое дело, что эти нормы не всегда соблюдаются, что они в тот или иной период времени, не полностью отвечали требованиям развития науки и военной техники.
В последние годы наиболее употребительным становится понятие “международное гуманитарное право”. Анализ публикаций авторов позволяет объединить их в три группы.
Первая группа (швейцарец Ж. Пикте, француз Г. Курсье и др.) исследуют гуманитарное право в широком смысле этого понятия. Пикте под международным гуманитарным правом в широком смысле понимает “совокупность действующих обычных и конвенционных норм, обеспечивающих уважение человеческой личности и ее развитие”. По его мнению, оно охватывает две подотрасли: “право войны” и “право человека”. Он также считает, что обе эти подотрасли, будучи тесно между собой связанными, тем не менее являются самостоятельными и независимыми друг от друга. Пикте подробно не исследует понятие “право человека”, а сосредотачивает основное внимание на анализе понятия “право войны”.
Разницу между понятиями “право войны” и “право человека” Пикте выводит из источников, лежащих в основе становления этих понятий. Он считает, что если у истоков понятия “права человека” находится Всеобщая декларация прав человека 1948 года, то основные нормы права войны начали формироваться уже с 1864 года. Наряду с этим он проводит различие между этими понятиями и по такому признаку, как “инструмент обеспечения нормы”. Он считает, что если нормы “права войны” универсальны и обязательны для всех государств, то при осуществлении норм “прав человека” система контроля за их выполнением и санкций за их нарушение является элементом другого порядка.
Пикте
считает, что “право войны” и “право
человека” – это две
Другая группа зарубежных юристов (А. Робертсон, Х. Фрик и др.) определяют международное гуманитарное право слишком узко, либо считая его частью (отраслью) “прав человека”, либо сводя его к “праву Гааги” или “праву Женевы”. Так, английский юрист А. Робертсон полагает, что международное гуманитарное право является лишь отраслью “прав человека”, а сами права человека составляют основу гуманитарного права . Западногерманский юрист Фрик понимает под международным гуманитарным правом совокупность юридических норм, направленных на “обеспечение минимума правовой защиты раненым, больным, военнопленным и гражданским лицам, выбывшим из строя или не принимающим участия в военных действиях”.
Наконец, третья группа зарубежных юристов (А. Рандельцхофер, О. Кимминих, М. Вётэ и др.) считает, что международное гуманитарное право состоит из двух частей – “право Гааги” и “право Женевы” – и действует оно только в период вооруженных конфликтов. Они критикуют Пикте, который утверждает, что международное гуманитарное право действует и в мирное время. Так, Ранделцхофер считает, что в собственном смысле слова международное гуманитарное право – “это совокупность норм закрепленных в Гаагских (1907 г.), Женевских (1949 г.) конвенциях и Гаагской конвенции 1954 года”, то есть ни какого деления на “право Гааги” и “право Женевы” не существует.
Юрист Кимминих выступает против того, чтобы ограничивать только международное гуманитарное право “правом Женевы”. Он пишет, что “право Гааги” является тоже международным гуманитарным правом и вытекает из идеи гуманности. Кимминих отрицает деление “права войны” на “право Гааги” и “право Женевы” .
Такая позиция зарубежных авторов не учитывала, во-первых, различия и особенности в защите прав человека в период войны и в мирное время; не выделяла специфики защиты прав человека во время вооруженного конфликта. Во-вторых, международно-правовая защита жертв вооруженных конфликтов рассматривалась изолированно, в отрыве от достижений по международно-правовому регулированию ведения войны и, в частности, по ограничению и запрещению применения некоторых средств ведения войны. Все это низводило право, применяемое вооруженных конфликтах, до уровня защиты жертв войны, что не отвечало практике государств, выступающих за комплексное решение всех вопросов права, применяемого в вооруженных конфликтах. В-третьих, упомянутые авторы смешивали два понятия: международное гуманитарное право и международное гуманитарное право, применяемое в вооруженных конфликтах.
Несколько иную позицию занимали в то время (1970 – 80 гг.) советские юристы, хотя это можно объяснить и классовым противостоянием в то время, но они, придерживаясь научного подхода на проблему права в период вооруженных конфликтов, на наш взгляд имели более правильную точку зрения, что сказалось на научном пони-мании данной проблемы в то время, и имеет ощутимые последствия в наши дни.
Так, С.В. Исакович согласился с появлением нового “института международного права – международного гуманитарного права”, являющегося закономерным следствием процесса гуманизации ведения вооруженной борьбы, и рассматривает его как совокупность юридических норм, регулирующих ведение вооруженной борьбы. По его мнению, оно содержит три группы норм:
1. защита гражданского населения, раненных, больных, военнопленных, правовой режим военной оккупации, меры по защите культурных ценностей;
2.
порядок объявления войны,
3.
запрещение химического и
Из приведенного выше анализа работ нельзя сделать вывод о понятии и месте права вооруженных конфликтов в системе современного международного права. Если право вооруженных конфликтов самостоятельная специфическая отрасль международного права, то, что же является предметом его регулирования? Каковы специфические особенности этой отрасли? Каков метод его правового регулирования? Можно ли во-обще говорить о праве вооруженных конфликтов как самостоятельной отрасли международного права?
Обоснование существования самостоятельной отрасли международного права – право вооруженных конфликтов – имеет не только теоретическое значение. Разнобой в определении данного понятия неизбежно приводит к тому, что эта отрасль международного права иногда изображается как нечто аморфное, неконкретное; из этого, в свою очередь, делается вывод, что она не имеет четких, конкретных принципов. Выработка единого понятия, формулирование и закрепление в международных соглашениях единых принципов и норм положили бы конец разногласиям по поводу правомерности или неправомерности действий воюющих, что способствовало бы более четкому выполнению норм права вооруженных конфликтов. В конечном счете, это приведет к гуманизации ведения вооруженной борьбы.
Содержание и место этой отрасли права попытался вывести, и нужно сказать не безуспешно, Арцибасов И.Н. в 1989 году. Он поясняет, что право вооруженных конфликтов как самостоятельная отрасль международного права должна “вписываться” в сложившуюся единую систему современного международного права.2 Прагматический подход к обоснованию самостоятельной отрасли права может только повредить строй-ной теоретической конструкции системы современного международного права, нарушить ее. Как он отмечает, право вооруженных конфликтов, с одной стороны, как бы не “вписывается” единую систему международного публичного права как права мира и мирного сосуществования государств, права, запрещающего агрессию и содержащего принцип неприменения силы, права, требующего от государств разрешать возникающие между ними споры только мирным путем. С другой стороны, право вооруженных конфликтов содержит значительное количество норм и принципов, присущих только этой, специфической отрасли международного права и регулирующих отношения между государствами в условиях вооруженной борьбы , поскольку таковые имеют место быть.
Информация о работе Средства и методы ведения военных действий