Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Сентября 2011 в 03:15, курсовая работа
Целью курсовой работы является комплексное исследование эффективности международно-правовых норм, принципов и механизмов, составляющих основу таких отраслей международного права, как право международной безопасности и право вооруженных конфликтов и определение путей их совершенствования, определение основных тенденций их развития.
Введение……………………………………………………………………...……3
1. Ограничение воющих в выборе средств и методов введения военных действий как самостоятельное направление международного права вооруженных конфликтов……………………….………………………...……..5
2. Источники «Гаагского права». « Оговорка Мартенса»…………….………13
3. Понятие средства и методы ведения военных действий…………………...20
4. Ядерное оружие в свете принципов и норм международного права вооруженных конфликтов………………………………………………………25
Заключение……………………………………………………………...………..28
Список использованных нормативных актов и литературы………….………30
Задача 1……………………………….………………………………………….32
Задача 2………………………………………………………………………..…34
Для того, чтобы показать существование самостоятельной отрасли права в той или иной системе права, следует, прежде всего, определить критерии, которые лежат в основе признания отраслей самостоятельными. В юридической литературе по поводу таких критериев нет единства и Арцибасов И.Н. пользуется, на наш взгляд, наиболее правильной позицией Лазарева М.И., который называет следующие критерии, присущие отрасли:
• предмет правового регулирования (специфический круг общественных отношений);
• специфические нормы, регулирующие эти отношения;
•
достаточно крупная общественная значимость
определенного круга
• достаточно обширный объем нормативно-правового материала;
• заинтересованность общества в выделении новой отрасли права;
• специальные принципы права, регулирующие построение новой отрасли права .3
Если рассмотреть эти критерии применительно к совокупности норм и принципов права, применяемого в период вооруженных конфликтов, можно вывести следующее:
Предметом правового регулирования права вооруженных конфликтов являются специфические общественные отношения, возникающие в период вооруженной борьбы или в связи с вооруженной борьбой, которая может принять форму войны, международного вооруженного конфликта, конфликта немеждународного характера.
Специфический характер норм права вооруженных конфликтов вытекает из предмета регулирования и заключается в том, что они в основном устанавливают поведение субъектов международного права в период конфронтации между ними (война, вооруженный конфликт). Никакая другая отрасль международного права не содержит таких норм. Действие этих норм ограничено в пространстве и времени. Их характерная черта – относительная новизна принятия таких норм. Например, научно-техническая революция в военном деле привела к появлению мин-ловушек и шариковых бомб. Содержимое этих бомб составляют шарики, которые не просматриваются в человеческом теле рентгеном. Мины-ловушки и шариковые бомбы – антигуманное оружие (если какое-либо оружие и можно рассматривать как гуманное), от применения которого страдает, прежде всего, гражданское население. В 1980 году была принята специальная конвенция, запрещающая применение этого оружия против гражданского населения и в 1996 году она была дополнена Протоколами ООН №№ I, II .4
Крупная
общественная значимость, объективно
обусловленный интерес в
Объем нормативного материала права вооруженных конфликтов достаточно обширен. Некоторые юристы (например, Колосов Ю.М.) считают, что само образование отрасли международного права, возможно, лишь в том случае, когда “государства договариваются о формировании широкого универсального международно-правового акта, содержащего основные принципы международного права в данной отрасли” , то есть формирование той или иной отрасли права в системе международного права связывается с наличием универсального международно-правового акта. Такие универсальные акты по праву вооруженных конфликтов имеются (Санкт-Петербургская об отмене употребления взрывчатых и зажигательных пуль 1888 года, Гаагские конвенции 1899 г. и 1907 г. “Об открытии военных действий”, “О законах и обычаях сухопутной войны” и др., Женевские конвенции от 12 августа 1949 г., а также дополнительные Протоколы к ним и т.п. ).
С учетом рассмотренных критериев право вооруженных конфликтов можно определить как совокупность создаваемых путем международных соглашений или обычая юридических норм, применяемых в войнах, международных и немеждународных вооруженных конфликтах, запрещающих использование определенных средств и методов ведения вооруженной борьбы, обеспечивающих защиту прав индивида в ходе этой борьбы и устанавливающих международно-правовую ответственность государств и уголовную ответственность физических лиц за их нарушение .
Среди
действующих международно-
В 1977 году к Женевским конвенциям 1949 года были приняты два Дополнительных протокола: Протокол I, касающийся защиты жертв международных вооруженных конфликтов, и Протокол II, касающийся защиты жертв вооруженных конфликтов немеждународного характера. Протоколы еще больше расширили круг лиц, находящихся под защитой международного гуманитарного права. Оба Протокола были ратифицированы Верховным Советом СССР 4 августа 1989 г. Протоколы вступили в силу.
В число международно-правовых актов, специально запрещающих некоторые средства ведения войны, входят: Петербургская декларация об отмене употребления взрывчатых и зажигательных пуль 1888 года, упоминавшийся Женевский протокол 1925 года о запрещении применения химического и бактериологического оружия. Конвенция о запрещении разработки, производства и накопления запасов бактериологического (биологического) и токсинного оружия и об их уничтожении 1972 года . Конвенция о запрещении военного или любого иного враждебного использования средств воздействия на природную среду 1977 года .
В дополнении к этим документам, которые применимы, в целом, ко всем видам вооружений и методам ведения войны, существует ряд соглашений по конкретным видам оружия, такие как четыре протокола к Конвенции ООН по обычным вооружениям 1980 года (регламентирующих, в частности, использование наземных мин, зажигательного оружия и ослепляющего лазерного оружия) и Оттавская конвенция о запрещении противопехотных мин 1997 года.
В 1954 году была заключена Гаагская
конвенция о защите культурных
ценностей в случае
Как отмечалось выше, международное право в период вооруженных конфликтов – это самостоятельная отрасль международного права – совокупность конвенционных и обычных норм, регулирующих отношения между участвующими в вооруженном конфликте и затронутыми им субъектами международного права по поводу применения средств и методов ведения вооруженной борьбы, защиты раненных, больных, военнопленных и гражданского населения, устанавливающих ответственность государств и отдельных лиц за нарушение этих норм.
Специфическим
предметом регулирования права,
касающегося вооруженных
Субъектами права вооруженных конфликтов являются суверенные государства, борющиеся за свою независимость нации и некоторые межправительственные международные организации (типа ООН).
Современное международное право запрещает захватнические, агрессивные войны (п.4 ст.2 Устава ООН). Вместе м тем это не означает, что войны уже исключены из жизни человеческого общества, что исчезли причины и источники, порождающие вооруженные конфликты. Хотя, помимо незаконных войн, в современных условиях могут иметь место и справедливые войны, не запрещенные международным правом в рамках международных вооруженных конфликтов, а также законное применение вооруженной силы. К ним относятся:
• оборонительные войны в порядке осуществления государством или группой государств права на индивидуальную или коллективную самооборону от агрессии в соответствии со ст. 51 Устава ООН;
•
национально-освободительные
• операции войск ООН, созданных по решению Совета Безопасности ООН в соответствии со ст. 42 Устава ООН;
• применение вооруженной силы при выполнении договорных обязательств (например, использование индийских войск против группировки “Тигры освобождения “Тамил илама” в соответствии с договором между Индией и Шри-Ланкой об урегулировании этнического конфликта в Шри-Ланке 1987 г.).
Наличие источников, порождающих войны, обуславливает необходимость существования в международном праве специфических правовых норм, призванных регулировать отношения между государствами в случае вооруженных конфликтов и содействовать гуманизации ведения вооруженной борьбы. Их значение состоит в том, что они:
1. ограничивают воюющих в выборе средств и методов ведения военных действий;
2.
запрещают или ограничивают
3.
регламентируют положение
4. служат интересам миролюбивых сил, способствуют разоблачению агрессивных, реакционных сил;
5.
защищают гражданское
Международное право в период вооруженных конфликтов регулирует поведение воюющих сторон, как в процессе международных вооруженных конфликтов, так и вооруженных конфликтов немеждународного характера.
Согласно положениям Женевских конвенций 1949 года международными вооруженными конфликтами признаются такие конфликты, когда один субъект международного права применяет вооруженную силу против другого субъекта. Таким образом, сторонами в вооруженном конфликте могут являться государства, нации и народности, борющиеся за свою независимость, международные организации, осуществляющие коллективные вооруженные меры по поддержанию мира и международного правопорядка.
Согласно
ст. 1 Дополнительного протокола I Женевских
конвенций, касающегося защиты жертв
международных вооруженных
1. Имеют свою организацию;
2. Имеют во главе ответственные за их поведение органы;
3. Установили свою власть на части территории;
4. Соблюдают в своих действиях “законы и обычаи войны”.
Признание повстанцев “воюющей стороной” исключает применение к ним национального уголовного законодательства об ответственности за массовые беспорядки и т.д. На захваченных в плен распространяется статус военнопленных. Повстанцы могут вступать в правоотношения с третьими государствами и международными организациями, получать от них допускаемую международным правом помощь. Таким образом, признание повстанцев “воюющей стороной”, как правило, свидетельствует о приобретении конфликтом статуса международного и является первым шагом к признанию нового государства.
Вооруженные конфликты немеждународного характера – это все непопадающие под действие ст. 1 Дополнительного протокола I вооруженные конфликты, происходящие на территории какого-либо государства “между его вооруженными силами или другими организованными вооруженными группами, которые, находясь под ответственным командованием, осуществляют такой контроль над частью его территории, который позволяет им осуществлять непрерывные и согласованные военные действия и применять положения Протокола II, касающегося защиты жертв вооруженных конфликтов немеждународного характера.
Информация о работе Средства и методы ведения военных действий