Средства и методы ведения военных действий

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Сентября 2011 в 03:15, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является комплексное исследование эффективности международно-правовых норм, принципов и механизмов, составляющих основу таких отраслей международного права, как право международной безопасности и право вооруженных конфликтов и определение путей их совершенствования, определение основных тенденций их развития.

Оглавление

Введение……………………………………………………………………...……3

1. Ограничение воющих в выборе средств и методов введения военных действий как самостоятельное направление международного права вооруженных конфликтов……………………….………………………...……..5

2. Источники «Гаагского права». « Оговорка Мартенса»…………….………13

3. Понятие средства и методы ведения военных действий…………………...20

4. Ядерное оружие в свете принципов и норм международного права вооруженных конфликтов………………………………………………………25

Заключение……………………………………………………………...………..28

Список использованных нормативных актов и литературы………….………30

Задача 1……………………………….………………………………………….32

Задача 2………………………………………………………………………..…34

Файлы: 1 файл

средства и методы войны.doc

— 175.00 Кб (Скачать)

    Для того, чтобы показать существование  самостоятельной отрасли права  в той или иной системе права, следует, прежде всего, определить критерии, которые лежат в основе признания отраслей самостоятельными. В юридической литературе по поводу таких критериев нет единства и Арцибасов И.Н. пользуется, на наш взгляд, наиболее правильной позицией Лазарева М.И., который называет следующие критерии, присущие отрасли:

    • предмет правового регулирования (специфический круг общественных отношений);

    • специфические нормы, регулирующие эти отношения;

    • достаточно крупная общественная значимость определенного круга общественных отношений;

    • достаточно обширный объем нормативно-правового материала;

    • заинтересованность общества в выделении  новой отрасли права;

    • специальные принципы права, регулирующие построение новой отрасли права .3

    Если  рассмотреть эти критерии применительно  к совокупности норм и принципов  права, применяемого в период вооруженных конфликтов, можно вывести следующее:

    Предметом правового регулирования права  вооруженных конфликтов являются специфические  общественные отношения, возникающие  в период вооруженной борьбы или  в связи с вооруженной борьбой, которая может принять форму войны, международного вооруженного конфликта, конфликта немеждународного характера.

    Специфический характер норм права вооруженных  конфликтов вытекает из предмета регулирования  и заключается в том, что они  в основном устанавливают поведение  субъектов международного права в период конфронтации между ними (война, вооруженный конфликт). Никакая другая отрасль международного права не содержит таких норм. Действие этих норм ограничено в пространстве и времени. Их характерная черта – относительная новизна принятия таких норм. Например, научно-техническая революция в военном деле привела к появлению мин-ловушек и шариковых бомб. Содержимое этих бомб составляют шарики, которые не просматриваются в человеческом теле рентгеном. Мины-ловушки и шариковые бомбы – антигуманное оружие (если какое-либо оружие и можно рассматривать как гуманное), от применения которого страдает, прежде всего, гражданское население. В 1980 году была принята специальная конвенция, запрещающая применение этого оружия против гражданского населения и в 1996 году она была дополнена Протоколами ООН №№ I, II .4

    Крупная общественная значимость, объективно обусловленный интерес в самостоятельном  регулировании данного комплекса  объясняется теми последствиями, которые  несут с собой войны и вооруженные конфликты. Известно, что уже после второй мировой войны в вооруженных конфликтах погибло более 25 млн. человек, многие из которых – из-за неурегулированных отдельных областей права вооруженных конфликтов.

    Объем нормативного материала права вооруженных конфликтов достаточно обширен. Некоторые юристы (например, Колосов Ю.М.) считают, что само образование отрасли международного права, возможно, лишь в том случае, когда “государства договариваются о формировании широкого универсального международно-правового акта, содержащего основные принципы международного права в данной отрасли” , то есть формирование той или иной отрасли права в системе международного права связывается с наличием универсального международно-правового акта. Такие универсальные акты по праву вооруженных конфликтов имеются (Санкт-Петербургская об отмене употребления взрывчатых и зажигательных пуль 1888 года, Гаагские конвенции 1899 г. и 1907 г. “Об открытии военных действий”, “О законах и обычаях сухопутной войны” и др., Женевские конвенции от 12 августа 1949 г., а также дополнительные Протоколы к ним и т.п. ).

    С учетом рассмотренных критериев  право вооруженных конфликтов можно  определить как совокупность создаваемых  путем международных соглашений или обычая юридических норм, применяемых  в войнах, международных и немеждународных вооруженных конфликтах, запрещающих использование определенных средств и методов ведения вооруженной борьбы, обеспечивающих защиту прав индивида в ходе этой борьбы и устанавливающих международно-правовую ответственность государств и уголовную ответственность физических лиц за их нарушение .

 

2. Источники «Гаагского  права». « Оговорка  Мартенса»

    Среди действующих международно-правовых актов, регламентирующих поведение  государств и других участников во время вооруженных конфликтов, находятся Гаагские конвенции 18995 и 19076 годов об открытии военных действий, о законах и обычаях сухопутной войны, о правах и обязанностях нейтральных держав и лиц в случае сухопутной и морской войны, об обращении торговых судов в военные и некоторые другие. Их положения были развиты в Женевских конвенциях 1949 года о защите жертв войны (об обращении с военнопленными, об улучшении участи раненых и больных, о защите гражданского неселения и др.), которые впервые распространили правила ведения войны на национально-освободительные и гражданские войны, признали права  комбатантов за партизанами и участниками движений сопротивления.

    В 1977 году к Женевским конвенциям 1949 года были приняты два Дополнительных протокола: Протокол I, касающийся защиты жертв международных вооруженных конфликтов, и Протокол II, касающийся защиты жертв вооруженных конфликтов немеждународного характера. Протоколы еще больше расширили круг лиц, находящихся под защитой международного гуманитарного права. Оба Протокола были ратифицированы Верховным Советом СССР 4 августа 1989 г. Протоколы вступили в силу.

    В число международно-правовых актов, специально запрещающих некоторые  средства ведения войны, входят: Петербургская  декларация об отмене употребления взрывчатых и зажигательных пуль 1888 года, упоминавшийся Женевский протокол 1925 года о запрещении применения химического и бактериологического оружия. Конвенция о запрещении разработки, производства и накопления запасов бактериологического (биологического) и  токсинного оружия и об их уничтожении 1972 года . Конвенция о запрещении военного или любого иного враждебного использования средств воздействия на природную среду 1977 года .

    В дополнении к этим документам, которые  применимы, в целом, ко всем видам  вооружений и методам ведения войны, существует ряд соглашений по конкретным видам оружия, такие как четыре протокола к Конвенции ООН по обычным вооружениям 1980 года (регламентирующих, в частности, использование наземных мин, зажигательного оружия и ослепляющего лазерного оружия) и Оттавская конвенция о запрещении противопехотных мин 1997 года.

      В 1954 году была заключена Гаагская  конвенция о защите культурных  ценностей в случае вооруженного  конфликта, известная под названием  "Пакт Рериха", по имени великого  русского художника и мыслителя, выдвинувшего идею заключения такой Конвенции. Советский Союз в свое время ратифицировал все указанные конвенции, и по правопреемству они обязательны для России.

    Как отмечалось выше, международное право  в период вооруженных конфликтов – это самостоятельная отрасль международного права – совокупность конвенционных и обычных норм, регулирующих отношения между участвующими в вооруженном конфликте и затронутыми им субъектами международного права по поводу применения средств и методов ведения вооруженной борьбы, защиты раненных, больных, военнопленных и гражданского населения, устанавливающих ответственность государств и отдельных лиц за нарушение этих норм.

    Специфическим предметом регулирования права, касающегося вооруженных конфликтов, являются как отношения между государствами в период вооруженной борьбы (средства, способы ведения войны и т.д.), так и отношения в связи с такой борьбой (режим раненных, военнопленных, заключение соглашений о перемирии, подписание мирных договоров и т.д.).

    Субъектами  права вооруженных конфликтов являются суверенные государства, борющиеся за свою независимость нации и некоторые межправительственные международные организации (типа ООН).

    Современное международное право запрещает  захватнические, агрессивные войны (п.4 ст.2 Устава ООН). Вместе м тем это не означает, что войны уже исключены из жизни человеческого общества, что исчезли причины и источники, порождающие вооруженные конфликты. Хотя, помимо незаконных войн, в современных условиях могут иметь место и справедливые войны, не запрещенные международным правом в рамках международных вооруженных конфликтов, а также законное применение вооруженной силы. К ним относятся:

    • оборонительные войны в порядке  осуществления государством или  группой государств права на индивидуальную или коллективную самооборону от агрессии в соответствии со ст. 51 Устава ООН;

    • национально-освободительные войны  колониальных или зависимых народов, поднявшихся с оружием в руках  на борьбу за свое национальное освбождение  и образование собственного независимого государства (например, Организация Освобождения Палестины);

    • операции войск ООН, созданных по решению Совета Безопасности ООН  в соответствии со ст. 42 Устава ООН;

    • применение вооруженной силы при  выполнении договорных обязательств (например, использование индийских войск против группировки “Тигры освобождения “Тамил илама” в соответствии с договором между Индией и Шри-Ланкой об урегулировании этнического конфликта в Шри-Ланке 1987 г.).

    Наличие источников, порождающих войны, обуславливает  необходимость существования в международном праве специфических правовых норм, призванных регулировать отношения между государствами в случае вооруженных конфликтов и содействовать гуманизации ведения вооруженной борьбы. Их значение состоит в том, что они:

    1. ограничивают воюющих в выборе средств и методов ведения военных действий;

    2. запрещают или ограничивают применение  наиболее варварских средств  ведения войны;

    3. регламентируют положение нейтральных,  а также не участвующих в  вооруженном конфликте государств;

    4. служат интересам миролюбивых сил, способствуют разоблачению агрессивных, реакционных сил;

    5. защищают гражданское население  оказавшееся на территории в  зоне вооруженного конфликта. 

    Международное право в период вооруженных конфликтов регулирует поведение воюющих сторон, как в процессе международных вооруженных конфликтов, так и вооруженных конфликтов немеждународного характера.

    Согласно  положениям Женевских конвенций 1949 года международными вооруженными конфликтами  признаются такие конфликты, когда  один субъект международного права применяет вооруженную силу против другого субъекта. Таким образом, сторонами в вооруженном конфликте могут являться государства, нации и народности, борющиеся за свою независимость, международные организации, осуществляющие коллективные вооруженные меры по поддержанию мира и международного правопорядка.

    Согласно  ст. 1 Дополнительного протокола I Женевских  конвенций, касающегося защиты жертв  международных вооруженных конфликтов, международными являются также вооруженные  конфликты, в которых народы ведут борьбу против колониального господства и иностранной оккупации и против расистских режимов в осуществление своего права на самоопределение. Вооруженный конфликт между повстанцами и центральным правительством является, как правило, внутренним конфликтом. Однако повстанцы могут быть признаны “воюющей стороной”, когда они:

    1. Имеют свою организацию;

    2. Имеют во главе ответственные  за их поведение органы;

    3. Установили свою власть на  части территории;

    4. Соблюдают в своих действиях  “законы и обычаи войны”.

    Признание повстанцев “воюющей стороной” исключает  применение к ним национального  уголовного законодательства об ответственности  за массовые беспорядки и т.д. На захваченных  в плен распространяется статус военнопленных. Повстанцы могут вступать в правоотношения с третьими государствами и международными организациями, получать от них допускаемую международным правом помощь. Таким образом, признание повстанцев “воюющей стороной”, как правило, свидетельствует о приобретении конфликтом статуса международного и является первым шагом к признанию нового государства.

    Вооруженные конфликты немеждународного характера  – это все непопадающие под  действие ст. 1 Дополнительного протокола I вооруженные конфликты, происходящие на территории какого-либо государства “между его вооруженными силами или другими организованными вооруженными группами, которые, находясь под ответственным командованием, осуществляют такой контроль над частью его территории, который позволяет им осуществлять непрерывные и согласованные военные действия и применять положения Протокола II, касающегося защиты жертв вооруженных конфликтов немеждународного характера.

Информация о работе Средства и методы ведения военных действий