Средства и методы ведения военных действий

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Сентября 2011 в 03:15, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является комплексное исследование эффективности международно-правовых норм, принципов и механизмов, составляющих основу таких отраслей международного права, как право международной безопасности и право вооруженных конфликтов и определение путей их совершенствования, определение основных тенденций их развития.

Оглавление

Введение……………………………………………………………………...……3

1. Ограничение воющих в выборе средств и методов введения военных действий как самостоятельное направление международного права вооруженных конфликтов……………………….………………………...……..5

2. Источники «Гаагского права». « Оговорка Мартенса»…………….………13

3. Понятие средства и методы ведения военных действий…………………...20

4. Ядерное оружие в свете принципов и норм международного права вооруженных конфликтов………………………………………………………25

Заключение……………………………………………………………...………..28

Список использованных нормативных актов и литературы………….………30

Задача 1……………………………….………………………………………….32

Задача 2………………………………………………………………………..…34

Файлы: 1 файл

средства и методы войны.doc

— 175.00 Кб (Скачать)

    Право вооруженных конфликтов – это  отрасль международного публичного права. Специфика данной отрасли  состоит в том, что она регулирует конкретную область межгосударственных отношений, а не все эти отношения в целом. Кроме того, она закрепляет в своих нормах, приемы, правила практических действий субъектов; наконец, она имеет временные ограничения, то есть действует в период вооруженной борьбы, а после окончания в отношениях между ранее воевавшими субъектами должны, как правило, устанавливаться нормальные мирные отношения, регулируемые принципами и нормами других отраслей международного права. Нормы об ответственности, о заключении перемирия, мирного договора сохраняют свою силу после войны.

    Некоторые юристы считают, что наука права  вооруженных конфликтов должна исследовать  только сами вооруженные конфликты, и, что при применении норм этой отрасли  права несущественным является вопрос о правомерном или неправомерном  применении оружия. В случае противоправного нападения одного государства на другое оба они должны руководствоваться нормами права вооруженных конфликтов.

    Считая  в принципе верными подобные высказывания, мы никак не можем согласиться  с тем, что исследования этих проблем должны абстрагироваться от того, правомерно или неправомерно та или иная сторона прибегла к оружию, что при применении права вооруженных конфликтов несущественным является вопрос о причинах, приведших к вооруженному конфликту. Современное международное право совершено четко делит войны на справедливые и несправедливые; оно содержит норму, согласно которой агрессивная война – это международное преступление.

    Несмотря  на все вышеизложенное, право вооруженных  конфликтов далеко не-совершенная отрасль международного права. И не потому, что содержит определенные пробелы (такая проблема присуща практически каждой отрасли права), а в силу того, что имеет слабый механизм регулирования. Орган (Организация Объединенных Наций), осуществляющий контроль и регулирование международного права в период вооруженных конфликтов, не достаточно силен, чтобы диктовать свою волю могущественным державам. И прецеденты, когда не исполняются решения Совета Безопасности ООН, были.

    Учитывая  сказанное, можно сделать вывод, что право вооруженных конфликтов отрасль, требующая серьезных доработок, которые должны проводиться на основе межгосударственных соглашений и закрепления их в соответствующих международных актах.

 

Список  использованных нормативных  актов и литературы 

1. Конституция Российской Федерации, принятая 12 декабря 1993 года  : официальный текст // Российская газета. -1993. -25 дек.

2. Конвенция  о законах и обычаях сухопутной  войны 1907г. // Действующее международное  право. / Сост. Ю.М. Колосов и Э.С.  Кривчикова. Т. 2. Стр. 573 – 574.

3. Конвенция  об улучшении участи раненных  и больных в действующих армиях 1949г. // СДД СССР. Вып. XVI. М., 1957, стр. 71 – 97.

4. Конвенция  об обращении с военнопленными 1949г.//СДД СССР. Вып. XVI. М., 1957, стр. 125 –  204.

5. Конвенция  о защите гражданского населения во время войны. // СДД СССР. Вып. XVI. М., 1957, стр. 204 – 280.

6. Дополнительный  протокол I к Женевским конвенциям  от 12 августа 1949г., касающийся защиты  жертв международных вооруженных  конфликтов 1977г. // Международная защита прав и свобод человека. Сборник документов. М., 1990г.

7. Конвенция  о запрещении или ограничении  применения конкретных видов  оружия, которые могут считаться  наносящими чрезмерные повреждения  или имеющими неизбирательное  действие, 1980г. // Ведомости СССР, 1984г. №3.

8. Международная  конвенция о борьбе с вербовкой,  использованием, финансированием и  обучением наемников // Действующее  международное право. / Сост. Ю.М.  Колосов и Э.С. Кривчикова. Т. 2. Стр. 812 – 819.

9. Протокол  о запрещении или ограничении применения мин-ловушек и других устройств с поправками, внесенными 3 мая 1996г. (Протокол II с поправками, внесенными 3 мая 1996г.), прилагаемый к Конвенции о запрещении или ограничении применения конкретных видов оружия, которые мо-гут считаться наносящими чрезмерные повреждения // Московский журнал международного права. – 1997г. №1. Стр. 200 – 216.

10. Арцибасов  И.Н. “Вооруженный конфликт: право,  политика, дипломатия”. – М.: Международные  отношения, 1989г. – 245с.

11. Бирюков  П.Н. “Международное право: Учебное пособие”, 2-е издание переработанное и дополненное. – М.: Юристъ, 1999г. – 416с.

12. Григорьев  А. Г. “Международное право  в период вооруженных конфликтов”.  – М.: Воениздат, 1992г. – 32с.

13. Исакович  С.В. “Международно-правовые проблемы  прав человека в вооруженном конфликте” // Вестник Киевского университета. Серия: МО и МП. – 1976г. - №3. – стр. 27 – 28.

14. Колосов  Ю.М. “Массовая информация и  международное право”. – М., 1974г., стр. 152.

15. Колосов  Ю.М., Кузнецов В.И. “Международное  право: Учебник”. Издание 2-е, доп. и пререраб. – М.: Международные отношения, 1998г. – 624с.

16. Лазарев  М.И. “Теоретические вопросы современного  международного морского права”. – М.: 1983г. – стр. 21.

 

Задача 1 

    В августе 1945 г. американские самолеты осуществили  атомную бомбардировку мирных городов Хиросимы и Нагасаки в военных целях. Было бито 105 тыс, и ранено 125 тыс. человек. «Демонстрация боевых возможностей бомбы, — писал американский историк Алпровиц в книге «Атомная дипломатия:

    Хиросима  и Потсдам», — была нужна, чтобы заставить русских принять американский план послевоенного мира и, прежде всего, навязать им свою гозицию по основным спорным вопросам — по американским предложениям, касающимся Центральной и Восточной Европы».

    Вопросы к задаче

    1. Является ли правомерным использование ядерного оружия в военном конфликте? Аргументируйте свой ответ.

    2. Является ли правомерным  использование ядерного  оружия против  городов Хиросимьи  и Нагасаки?

    3. Имеет ли право  государство использовать  ядерное оружие  в ситуации самообороны:

    против  государства, не обладающего  ядерным оружием?

    против  государства, нападающего  с использованием ядерного оружия? 

    Для решения задачи обратимся к Консультативному заключению Международного Суда ООН  от 8 июля 1996 года .

    В самых общих чертах, Суд ответил, что:

    1) в современном международном  праве нет специального запрета  ядерного оружия, подобного тому, который существует в отношении,  например, химического оружия;

    2) применение ядерного оружия противоречит  международному гуманитарному праву,  т.е. праву вооруженных конфликтов. Ядерное оружие - неизбирательного  действия, то есть оно равно  поражает цели гражданские и  военные, кроме того, оно относится  к категории оружия, которое "причиняет излишние страдания" (я понимаю, что звучит по-идиотски, но это термин такой).Также применение ядерного оружия причиняет страшный вред окружающей среде. Все эти черты указывают, что применение ядерного оружия подпадает под запреты, установленные международным гуманитарным правом.

    3) Применение ядерного оружия в  целом следует признать противоречащим  нормам международного гуманиарного  права, но нет достаточнных  оснований утверждать, является  правомрным или неправомерным  применение ядерного оружия в экстремальной ситуации самообороны, когда существование государства находится под угрозой.

    То  есть, абсолютного запрета на применение ядерного оружия не существует.

 

     Задача 2 

    20 марта 2000 г. гражданин Российской  Федерации А. Т. Бурдов обратился в Европейский  суд по правам человека с жалобой против Российской Федерации.

    Обстоятельства  дела таковы. В 1996 г. Бурдов принимал участие  в ликвидации последствий  аварии на Чернобыльской АЭС. В 1991 г. в ходе медицинского обследования  была установлена непосредственная связь между плохим состоянием его здоровья и участием в ликвидации последствий аварии. В 1997 г. заявитель обратился в Шахтинский городской суд с иском к управлению социальной защиты г. Шахты о выплате компенсации, предусмотренной законом. 3 марта 1997 г. суд вынес решение в пользу заявителя. Но решение не было исполнено. 9 апреля 1999 г. служба судебных приставов г. Шахты возбудила исполнительное производство по решению, принятому 3 марта 1997 года. В 1999 г. заявитель вновь обратился в суд с иском к управлению социальной защиты с требованием вьплатить ему сумму полностью, так как сумма компенсации была уменьшена. 21 мая 1999 г. суд вновь вынес решение в пользу заявителя. 30 августа 1999 г. служба судебных приставов г. Шахты возбудила исполнительное производство по решению от 21 мая 1999 года. 16 сентября 1999 г. заявитель был уведомлен о том, что решения от 3 марта 1997 г. и от 21 мая 1999 г. не могут быть исполнены в связи с отсутствием денежных средств у ответчика. В течение 1999 -- 2000 гг. заявитель неоднократно получал ответы вэ инстанций разного уровня, о том что решения не могуг быть исполнены. 5 марта 2001 г. управление социальной защиты г. Шахты сообщило заявителю, что по распоряжению Министерства финансов ему выплачивается 113 040 рублей.

    Вопросы к задаче

    1. Кто вправе обращаться  в Европейский  суд по правам  человека? Могут ли  заявителями быть  юридические лица?

    2. Кто может быть  признан «жертвой», <косвенцой  жертвой> по смыслу  Конвенции о защите  прав человека  и основных свобод 1950 года?

    3. Может ли Бурдов  быть признан «жертвой»  по смыслу Конвенции,  если ему была  вьплачена компенсация?

    4. До какого момента  лицо считается  жертвой нарушения  прав, гарантированных  Конвенцией о защите  прав человека  и основных свобод?

    5. Укажите, какие  права, гарантированные Конвенцией 1950 г., в отношении Бурдова были нарушены. В чем проявились эти нарушения? 

    Ратифицировав Европейскую Конвенцию, Российская Федерация приняла на себя обязательство  соблюдать права человека. Из положений  самой Конвенции следует, что все государства - участники обеспечивают каждому, находящемуся под их юрисдикцией, определенные в Конвенции права и свободы. Это не противоречит и Конституции РФ: в соответствии со ст.15, Европейская Конвенция стала составной частью правовой системы нашего государства. Следовательно, деятельность всех российских органов государственной власти, их решения и используемые процедуры, не должны ей противоречить.

    Статья 46 Конституции гласит: «каждый вправе в соответствии с международными договорами Российской Федерации обращаться в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека, если исчерпаны все имеющиеся внутригосударственные средства правовой защиты». Все лица, находящиеся под юрисдикцией РФ, имеют право на обращение в Европейский суд по правам человека .

    Проблема  международной правосубъектности  физических лиц имеет давнюю традицию в юридической литературе. Западные ученые уже довольно давно признают за индивидом качество международной  правосубъектности, аргументируя свою позицию ссылками на возможность привлечения индивидов к международной ответственности, обращения индивида в международные органы за защитой своих прав. Кроме того, физические лица в странах Европейского Союза имеют право обращаться с исками в Европейский Суд. После ратификации в 1998 г. Европейской Конвенции по защите прав человека и основных свобод 1950 г. физические лица в России также могут обращаться в Европейскую комиссию по правам человека и Европейский суд по правам человека.

    Правила подачи индивидуальной жалобы можно найти в статьях 34-35 Конвенции. Суд принимает жалобы от любого физического лица, любой неправительственной организации или любой группы частных лиц, которые утверждают, что явились жертвами нарушения одним из государств-участников их прав, признанных в Конвенции или в Протоколах к ней. При этом государства обязуются никоим образом не препятствовать эффективному осуществлению этого права.

    Одно  из важных условий обращения в  ЕСПЧ связано с личностью заявителя. Заявитель, будь то физическое лицо, неправительственная организация или группа частных лиц, может ссылаться только на нарушение своего собственного права. Именно ему должен был быть нанесен ущерб.

Информация о работе Средства и методы ведения военных действий