Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Октября 2011 в 00:17, курсовая работа
Структуру Совета Министров определяет Президент. Он назначает Премьер-министра с согласия Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь. Если Палата представителей дважды отказывает в даче такого согласия, то Президент вправе назначить исполняющего обязанности Премьер-министра, распустить Палату представителей и назначить новые выборы.
ВВЕДЕНИЕ 5
ПОНЯТИЕ И НАЗНАЧЕНИЕ СОВЕТА МИНИСТРОВ 7
МЕСТО СОВЕТА МИНИСТРОВ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ В СИСТЕМЕ ИНЫХ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОРГАНОВ 10
ФОРМЫ РАБОТЫ СОВЕТА МИНИСТРОВ 32
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 39
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 41
Указом Президента Республики Беларусь от 14 января 2000 г. утверждена Директива о стиле и методах работы Совета Министров Республики Беларусь по решению вопросов социально-экономического развития страны, в которой отмечаются недостатки в деятельности Правительства и подчеркивается, что необходимо сделать для их устранения.
Нередко в правовых актах Президента, решающих (регулирующих) те или иные вопросы, даются прямые указания (предписания, поручения) Совету Министров. Так, в Указе Президента Республики Беларусь от 14 января 2000 г. № 16 «Вопросы закрытого акционерного общества по выпуску бытовых холодильников "Атлант"» предписано Совету Министров принять меры по реализации настоящего Указа. В Указе от 14 января 2000 г. № 17 «О введении оффшорного сбора» Совету Министров поручено в месячный срок утвердить перечень работ и услуг, с оплаты которых снимается оффшорный сбор.
Отношения Совета Министров с Национальным собранием строятся по нескольким направлениям:
Правительство ежегодно разрабатывает и представляет Президенту для внесения в Национальное собрание проект республиканского бюджета и отчет об его исполнении.
Проект бюджета первоначально рассматривается в комиссиях Национального собрания, нередко в присутствии представителей Правительства.
С отчетом об исполнении бюджета выступает в Национальном собрании один из членов Правительства. По результатам отчета принимается специальный закон, в котором называется сумма по доходам и расходам и сумма, превышающая расходы над доходами, а также предписание об утверждении отчета (Закон Республики Беларусь от 13 июля 2001 г. № 46-3 «Об утверждении отчета об исполнении республиканского бюджета за 2000 год»).
Палата представителей Национального собрания заслушивает доклад Премьер-министра о программе деятельности Правительства, с которым он должен выступить в двухмесячный срок после назначения его на должность (п. 5 ст. 97 Конституции, ч. 2 ст. 16 Закона «О Совете Министров Республики Беларусь и подчиненных ему государственных органах»). В случае ее отклонения Премьер-министр вправе в течение двух месяцев представить повторную программу. Если и повторная программа отклонена, то это означает, что палата выражает вотум недоверия Правительству со всеми вытекающими последствиями.
Премьер-министр имеет право по собственной инициативе поставить вопрос перед Палатой представителей о доверии Правительству по конкретному поводу.
Отношения Совета Министров с Национальным собранием строятся в связи с дачей им согласия на назначение Президентом Премьер-министра. Если Палата представителей дважды отказала в даче такого согласия, то может возникнуть прецедент также для самой Палаты. Президент имеет право распустить Палату и назначить новые выборы или представить в третий раз кандидатуру на должность Премьер-министра.
Совет Министров обладает правом законодательной инициативы. Он может по собственной инициативе, по поручению Президента или в случаях, предусмотренных законодательством, организовывать разработку проектов законов и представлять их в установленном порядке в Палату представителей для рассмотрения.
Рассмотрение законопроекта может быть объявлено срочным. Правительство поступает так только по поручению Президента, а с его согласия оно вправе требовать от Палаты представителей и Совета Республики Национального собрания принятия на своих заседаниях решения путем голосования в целом за весь внесенный проект или его часть с сохранением лишь тех поправок, которые предложены или приняты Президентом либо Правительством (ч. 5 ст. 16 Закона «О Совете Министров Республики Беларусь и подчиненных ему государственных органах»).
Если
согласительной комиссией не принят
согласованный текст
Премьер-министр и другие члены Совета Министров наделены правом принимать участие в заседаниях Палаты представителей и Совета Республики и их органов, выступать на этих заседаниях вне очереди. Они обязаны на специальных заседаниях палат Национального собрания отвечать на вопросы депутатов Палаты представителей и членов Совета Республики, а также в установленном порядке — на их запросы (ч. 8 ст. 16 Закона «О Совете Министров Республики Беларусь и подчиненных ему государственных органах»).
Совет Министров может вступать в отношения с Национальным собранием и по другим поводам, например при рассмотрении законопроектов, затрагивающих его интересы. Следует также отметить, что Совет Министров ответственен перед Национальным собранием, но не подчинен и не подконтролен ему. В связи с этим необходимо подчеркнуть, что Национальное собрание вряд ли вправе в законах давать указания, поручения Совету Министров по тем или иным вопросам. Подобные предписания могут адресоваться только подчиненным, подконтрольным органам. Национальное собрание не уполномочено и не в состоянии проконтролировать выполнение таких предписаний. Кроме того, подобные предписания противоречат Закону «О нормативных правовых актах Республики Беларусь». Законы являются нормативными правовыми актами, а названные предписания могут быть и индивидуальными, адресованными конкретному лицу, органу государственного управления.
Следовательно, давая такие указания, поручения, Национальное собрание не только выходит за пределы своей компетенции, но и нарушает одно из требований, предъявляемых к нормативным правовым актам. Совет Министров издает постановления на основании и во исполнение законов. Между тем Национальное собрание не наделено правом заслушивать отчеты Совета Министров, поскольку последний ему не подчинен.
Национальное собрание — это, в первую очередь, законодательный орган, который лишь частично обладает правом контроля. Контроль за деятельностью Правительства осуществляет только Президент. Генеральный прокурор, Комитет государственного контроля не вправе осуществлять контроль за деятельностью Совета Министров. Не имеют права на подобный контроль и суды, за исключением Конституционного суда. Последний осуществляет контроль за соответствием постановлений Совета Министров Конституции, международно-правовым актам, ратифицированным Республикой Беларусь, законам Республики Беларусь, декретам, указам Президента (ст. 116 Конституции).
Совет Министров — центральный орган государственного управления. Он возвышается над, всеми иными органами государственного управления. Тем не менее он не является высшим органом государственного управления, и не все эти органы ему Подчинены. Отдельные органы государственного управления подчиняются непосредственно Президенту. Пределы и порядок подчинения также определяются Президентом.
Совет Министров осуществляет руководство подчиненными ему республиканскими органами государственного управления. Он направляет и контролирует их работу, вправе определять их правовой статус, если иное не предусмотрено актами Президента, отменять акты, привлекать руководителей министерств и других республиканских органов государственного управления к дисциплинарной ответственности, кроме увольнения, перевода на другую работу, понижения в должности и правах. В части 7 статьи 143 Закона «О Совете Министров Республики Беларусь и подчиненных ему государственных органах» дисциплинарные полномочия Совета Министров не ограничиваются подчиненными ему министерствами и другими республиканскими органами государственного управления.
Законодательство регулирует также и взаимоотношения Совета Министров с местными исполнительными и распорядительными органами (гл. 4 указанного Закона) и с местными Советами (ст. 17 Закона).
Местные исполнительные комитеты не подчинены Совету Министров. Областные и Минский городской исполнительные комитеты подотчетны и подконтрольны Совету Министров лишь по вопросам, входящим в компетенцию Правительства (ч. 6 ст. 9 Закона «О местном управлении и самоуправлении в Республике Беларусь»).
Совет
Министров вместе с местными Советами
депутатов в целях учета
На Премьер-министре лежит обязанность информировать Президента об основных направлениях деятельности Правительства и всех важнейших его решениях, а также осуществлять полномочия Президента в случае вакансии такой должности или невозможности исполнения им своих обязанностей по предусмотренным основаниям.
В
Конституции и в Законе «О Совете
Министров Республики Беларусь и
подчиненных ему
В Регламенте Палаты представителей (гл.30) подробно урегулирован порядок дачи согласия Президенту на назначение Премьер-министра. Представление Президента рассматривается в постоянных комиссиях Палаты представителей, которые дают заключения. Заключения докладываются перед голосованием постоянной комиссии, к ведению которой относятся вопросы государственного строительства. Депутаты вправе задавать вопросы как Президенту, так и самому кандидату на должность Премьер-министра. Каждый из них может высказывать свое мнение по предложенной кандидатуре, агитировать за или против нее. В Республике Беларусь Премьер-министр наделен определенными правами в вопросе формирования Правительства. Преимущественно такими правами обладает Президент.
Заместителей Премьер-министра назначает на должность и освобождает от должности Президент по предложению Премьер-министра. Заместители Премьер-министра осуществляют координацию деятельности республиканских органов Государственного управления, подчиненных Совету Министров, контроль за их работой и дают им указания по обеспечению исполнения Конституции, законов, актов Президента, постановлений Совета Министров, распоряжений Премьер-министра и по иным вопросам их деятельности.
Заместители Премьер-министра предварительно рассматривают предложения и проекты документов, внесенных в Совет Министров, исполняют иные обязанности в соответствии с распределением обязанностей и несут ответственность за состояние дел в управляемых ими отраслях экономики и сферах деятельности (ст. 21 Закона).
В
состав Совета Министров кроме министров
могут входить руководители иных
республиканских органов
Таким образом, формулировка пункта 2 Указа не идентична формулировке части 4 статьи 106 Конституции и статьи 18 Закона «О Совете Министров Республики Беларусь и подчиненных ему государственных органах», что дает повод для определенных размышлений. В части 4 статьи 106 Конституции и статье 18 данного Закона главными и обязательными членами Правительства названы министры, а руководители иных республиканских органов государственного управления только могли входить в состав Совета Министров.
В
настоящее время членами
Попытка рассматривать Президиум как организационную форму работы Совета Министров, вероятно, заложена в Законе «О Совете Министров Республики Беларусь и подчиненных ему государственных органах» (гл. 7), но не доведена до логического конца. В этой связи часть 1 статьи 27 указанного Закона и часть 2 пункта 2 Указа Президента Республики Беларусь от 24 сентября 2001 г. №516 «О совершенствовании системы республиканских органов государственного управления и иных государственных организаций, подчиненных Правительству Республики Беларусь» следовало бы сформулировать примерно так: «Для оперативного решения вопросов Совет Министров может проводить заседания в составе Премьер-министра и заместителей Премьер-министра. По решению Президента в таких заседаниях могут участвовать иные члены правительства».