Совет Министров Республики Беларусь

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Октября 2011 в 00:17, курсовая работа

Краткое описание

Структуру Совета Министров определяет Президент. Он назначает Премьер-министра с согласия Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь. Если Палата представителей дважды отказывает в даче такого согласия, то Президент вправе назначить исполняющего обязанности Премьер-министра, распустить Палату представителей и назначить новые выборы.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ 5
ПОНЯТИЕ И НАЗНАЧЕНИЕ СОВЕТА МИНИСТРОВ 7
МЕСТО СОВЕТА МИНИСТРОВ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ В СИСТЕМЕ ИНЫХ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОРГАНОВ 10
ФОРМЫ РАБОТЫ СОВЕТА МИНИСТРОВ 32
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 39
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 41

Файлы: 1 файл

_курсовая.doc

— 197.50 Кб (Скачать)

      Постановления имеют большую юридическую силу по сравнению с иными актами Совета Министров. Распоряжения и другие акты должны соответствовать постановлениям, не противоречить им.

      Распоряжения  — правовые акты индивидуального  ненормативного характера. С их помощью Премьер-министр решает, как правило, внутриорганизационные вопросы. Они не содержат норм права и принимаются по конкретным вопросам, имеют четко определенного адресата, т.е. персонифицированы. Распоряжения, как и любые правовые акты, влекут возникновение, изменение или прекращение конкретных правовых отношении. 

      Постановления и распоряжения имеют четкую структуру. Структура нормативно-правовых актов определена в Законе «О нормативных правовых актах Республики Беларусь» и в Регламенте Совета Министров Республики Беларусь. Она состоит из реквизитов и текста (содержания акта).

      Первую часть считают необязательной, поэтому она нередко отсутствует. Приведем несколько примеров постановлений Совета Министров Республики Беларусь с преамбулой и без нее с небольшими по объему текстами.

      Постановления и распоряжения оформляются в  виде отдельных документов. Тексты решений в виде протоколов заседаний (совещаний), так называемые протокольные решения, содержатся в самих протоколах, которые ведутся на заседаниях (совещаниях). У них отсутствуют указанные выше реквизиты, как в обособленных документах-актах. В части 7 статьи 28 Закона записано, что рассматриваемые решения оформляются в виде протоколов заседаний (совещаний).

      Такая запись не совсем точно отражает суть подобных решений. Они не могут и не должны иметь вид протоколов. Протокол заседания (совещания) — это документ, в котором отражается, фиксируется основное содержание происходящего на заседаниях (совещаниях).

      Решение — это заключение (вывод), зафиксированное(ый) в протоколе, т.е. результат обсуждения, рассмотрения вопроса. Совет Министров, Президиум Совета Министров на заседаниях принимают решения, однако не все из них обретают форму правовых актов. Последними являются так называемые протокольные решения. Они действительно являются только решениями по той причине, что имеют лишь один структурный элемент правового акта — текст, содержание. Правовой акт не может быть без текста (содержания), т.е. самого решения, однако он не может быть и без составляющих — реквизитов. Реквизиты придают решению форму акта и официальный характер. При этом возникает вопрос, каков статус протокольных решений. Конституция наделила Совет Министров правом принимать только постановления, но, вероятно, одного вида правового акта недостаточно для многочисленных, ежедневно принимаемых Советом Министров (его Президиумом) решений, поэтому в Законе предусмотрено издание Советом Министров и протокольных решений как правовых актов. Таким образом, положения статьи 108 Конституции дополняются новым видом правового акта.

      Решения в протоколах заседаний Совета Министров  или его Президиума могут фиксироваться, но они не могут возводиться в ранг правовых актов, т.е. порождать юридические последствия, быть обязательными для исполнения адресатами до тех пор, пока не получат форму правового акта — постановления.

      Немало  протокольных решений имеет нормативный характер и действует без учета положений статей 60, 62 и 65 Закона «О нормативных правовых актах Республики Беларусь». Так, часть 1 статьи 62 данного Закона предписывает, что нормативные правовые акты должны быть официально опубликованы, а часть 2 статьи 65 - включены в Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. Протоколы, в которых находятся рассматриваемые решения, предназначены только для служебного пользования и не получают официального опубликования.

      Таким образом, протокольные решения не могут являться правовыми актами, а следовательно, не могут устанавливать, изменять или отменять правовые нормы или порождать возникновение, изменение либо прекращение определенных правоотношений, либо то и другое одновременно.

      Одного  вида актов для Совета Министров  Республики Беларусь явно недостаточно для решения множества разнообразных вопросов. Весьма желательным было бы предоставить право Совету Министров Республики Беларусь принимать (издавать) хотя бы два вида актов: постановления и распоряжения. Понятно, что только таким образом невозможно решить проблемы, существующие в Совете Министров Республики Беларусь.

      Следовало бы также четко определить формы  работы Совета Министров. Ими могли  бы быть:

      1) собственно Совет Министров;

  1. Правительство (Кабинет Министров) в составе нынешнего Президиума;
  2. Премьер-министр.

      Полномочий  у Совета Министров существует достаточно. Стоит только дополнить, что Совет  Министров может решить любой  вопрос, входящий в его компетенцию, и отменять акты Правительства (Кабинета Министров) и Премьер-министра. Вторая и третья формы должны быть как бы подчинены первой, работать на нее. Акты Правительства (Кабинета Министров) и Премьер-министра не должны противоречить актам собственно Совета Министров.

      Премьер-министр  как часть Совета Министров, его  структурный элемент должен быть наделен полномочиями по решению неотложных вопросов и вопросов, не требующих обсуждения. Такие вопросы выделяет (определяет) сам Премьер-министр. Если требуется издание нормативных правовых актов, то они оформляются в виде постановлений, в иных случаях издаются распоряжения. Правительство (Кабинет Министров) должно иметь право пересмотреть любой нормативный правовой акт Премьер-министра: отменить, изменить или издать новый акт по данному вопросу. Целесообразно было бы часть полномочий Правительства передать республиканским органам государственного управления, чтобы освободить его от решения не столь значимых вопросов. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      ЗАКЛЮЧЕНИЕ

      Совет Министров, или Правительство, Республики Беларусь является центральным органом государственного управления.

      Совет Министров Республики Беларусь —  Правительство Республики Беларусь — центральный и коллегиальный  орган государственного управления. В статье 1 Закона «О Совете Министров Республики Беларусь и подчиненных ему государственных органах» записано, что Совет Министров является «коллегиальным центральным органом государственного управления Республики Беларусь, призванным осуществлять исполнительную власть в Республике Беларусь и руководство системой подчиненных ему органов государственного управления и других органов исполнительной власти».

      Совет Министров осуществляет руководство  подчиненными ему республиканскими органами государственного управления. Он направляет и контролирует их работу, вправе определять их правовой статус, если иное не предусмотрено актами Президента, отменять акты, привлекать руководителей министерств и других республиканских органов государственного управления к дисциплинарной ответственности, кроме увольнения, перевода на другую работу, понижения в должности и правах. В части 7 статьи 143 Закона «О Совете Министров Республики Беларусь и подчиненных ему государственных органах» дисциплинарные полномочия Совета Министров не ограничиваются подчиненными ему министерствами и другими республиканскими органами государственного управления.

      Законодательство  регулирует также и взаимоотношения  Совета Министров с местными исполнительными и распорядительными органами (гл. 4 указанного Закона) и с местными Советами (ст. 17 Закона).

      Полномочий  у Совета Министров существует достаточно. Стоит только дополнить, что Совет  Министров может решить любой  вопрос, входящий в его компетенцию, и отменять акты Правительства (Кабинета Министров) и Премьер-министра. Вторая и третья формы должны быть как бы подчинены первой, работать на нее. Акты Правительства (Кабинета Министров) и Премьер-министра не должны противоречить актам собственно Совета Министров.

      Премьер-министр  как часть Совета Министров, его  структурный элемент должен быть наделен полномочиями по решению неотложных вопросов и вопросов, не требующих обсуждения. Такие вопросы выделяет (определяет) сам Премьер-министр. Если требуется издание нормативных правовых актов, то они оформляются в виде постановлений, в иных случаях издаются распоряжения. Правительство (Кабинет Министров) должно иметь право пересмотреть любой нормативный правовой акт Премьер-министра: отменить, изменить или издать новый акт по данному вопросу. Целесообразно было бы часть полномочий Правительства передать республиканским органам государственного управления, чтобы освободить его от решения не столь значимых вопросов. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

    1. Конституция Республики Беларусь;
    2. Закон Республики Беларусь от 23 июля 2008 г. №424-З "О Совете Совете Министров Республики Беларусь и подчиненных ему государственных органах»
    3. Закон Республики Беларусь от 13 июля 2001 г. № 46-3 «Об утверждении отчета об исполнении республиканского бюджета за 2000 год»
    4. Указ Президента Республики Беларусь от 24 сентября 2001 г. № 516 «О совершенствовании системы республиканских органов государственного управления и иных государственных организаций, подчиненных Правительству Республики Беларусь»;
    5. Указ Президента Республики Беларусь от 14 января 2000 г. № 17 «О введении оффшорного сбора»;
    6. Указ от 5 декабря 1996 г. №509 «О Кабинете Министров Республики Беларусь»;
    7. Указ Президента Республики Беларусь от 18 марта 1996 г. № 106 «О создании национальной комиссии по правам ребёнка»; Указ Президента Республики Беларусь от 16 ноября 2006 г. №675 "О Национальной комиссии по правам ребенка".
    8. Указ Президента Республики Беларусь от 3 декабря 1994 г. №251»Об образовании комиссии по проблеме не платежей при Совете Министров Республики Беларусь»;
    9. Указ Президента Республики Беларусь от 27 июля 1999г. №439 «О межведомственной комиссии по вопросам присоединения Республики Беларусь ко всемирной торговой организации»;
    10. КрамникА.Н. Виды управления на местном уровне // Конституционный процесс в Республике Беларусь: Междунар. науч.-практ. конф. 26-27 апреля 1996 г. Гродно, 1996. Ч. 1. С. 117;
    11. Крамник А.Н. Административное право и государственное управление в Республике Беларусь. Мн., 2001. С. 62.

Информация о работе Совет Министров Республики Беларусь