Совет Министров Республики Беларусь

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Октября 2011 в 00:17, курсовая работа

Краткое описание

Структуру Совета Министров определяет Президент. Он назначает Премьер-министра с согласия Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь. Если Палата представителей дважды отказывает в даче такого согласия, то Президент вправе назначить исполняющего обязанности Премьер-министра, распустить Палату представителей и назначить новые выборы.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ 5
ПОНЯТИЕ И НАЗНАЧЕНИЕ СОВЕТА МИНИСТРОВ 7
МЕСТО СОВЕТА МИНИСТРОВ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ В СИСТЕМЕ ИНЫХ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОРГАНОВ 10
ФОРМЫ РАБОТЫ СОВЕТА МИНИСТРОВ 32
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 39
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 41

Файлы: 1 файл

_курсовая.doc

— 197.50 Кб (Скачать)

      Основным  предназначением Президиума Совета Министров является оперативное  решение вопросов. Оперативность выражается в созыве его заседаний и их проведении. Присутствие всех членов Правительства на часто проводимых заседаниях и при решении вопросов, не требующих широкого обсуждения и выявления мнения всех членов Правительства, отвлекает руководителей республиканских органов государственного управления от решения своих отраслевых вопросов. Возможность принятия решений на заседаниях Президиума позволяет избежать этих негативных моментов.

      Президиум является постоянно действующим  органом, т.е. он функционирует, выполняет свои задачи в период деятельности Совета Министров. В соответствии со статьей 23 Закона срок полномочий Совета Министров определяется сроком полномочий Президента, поскольку Совет Министров формируется Президентом и только ему подотчетен. По Конституции Республики Беларусь 1994 г. его срок определяется также сроком деятельности Президента.

      Существуют  две формы прекращения деятельности Правительства: сложение полномочий и отставка.

      Сложение  полномочий происходит перед вновь избранным Президентом, если Президентом не принято решение об отставке Правительства.

      Вопросы об отставке Правительства регулируют пункт 5 статьи 106 Конституции и статья 24 Закона «О Совете Министров Республики Беларусь и подчиненных ему государственных органах». Отставка возможна:

      1)по  собственной инициативе Правительства:

  1. по инициативе Президента;
  2. в случае выражения Палатой представителей Национального собрания вотума недоверия Правительству.

      По  собственной инициативе Правительство  может заявить о своей отставке, если сочтет невозможным дальнейшее исполнение возложенных на него обязанностей. Таким же образом имеют право заявить о своей отставке Премьер-министр и каждый член Правительства. Отставка Премьер-министра не влечет за собой сложения полномочий Советом Министров в полном составе.

      Президент вправе по собственной инициативе принять  решение об отставке Правительства и освободить от должности любого его члена. В законодательстве не устанавливаются причины (условия), при наличии которых Президент может так поступить.

      В случае выражения Палатой представителей Национального собрания вотума недоверия  Правительству оно заявляет Президенту о своей отставке. Президент может принять отставку или не согласиться с решением Палаты представителен. В таком случае Президент обязан распустить Палату представителей и назначить новые выборы.

      Процедура отставки Правительства не регламентирована.

      В статье 106 Конституции и части 4 статьи 24 названного Закона упоминается термин «сложение полномочий» Правительством. Однако его суть не раскрывается, и не определяются случаи его возможного проявления. Правительство должно слагать свои полномочия после избрания Президента, что и произошло в 1996 г. после внесения изменений и дополнений в Конституцию Республики Беларусь 1994 г. и установления правила о том, что срок полномочий Президента исчисляется со дня вступления в силу Конституции (ст. 144). Президент Указом от 5 декабря 1996 г. №509 «О Кабинете Министров Республики Беларусь» установил, что в соответствии со статьей 145 Конституции Республики Беларусь 1994 г. (с изменениями и дополнениями) до образования Совета Министров Республики Беларусь его полномочия осуществляет Кабинет Министров Республики Беларусь, и все его члены сохраняют полномочия до формирования Совета Министров. Совет Министров был сформирован Указом от 14 января 1997 г. № 57 «Об утверждении состава Совета Министров Республики Беларусь». В его состав были включены кроме Премьер-министра Республики Беларусь, его заместителей, министров, председателей государственных комитетов Глава Администрации Президента и Председатель Комитета государственного контроля Республики Беларусь.

      Аналогичное наблюдалось и в 2001 г. после переизбрания Президента на новый срок.

      Отставка  Правительства, или сложение им полномочий, одновременно влечет за собой сложение полномочий или отставку Президиума.

      Аппарат Совета. Министров в его структуре занимает как бы второстепенное, вспомогательное место. Такое место определяется самим названием, а также тем, что он не предназначен для решения вопросов, отнесенных к компетенции Совета Министров. Основное предназначение, цель создания Аппарата состоит в организационно-техническом обеспечении деятельности Премьер-министра Республики Беларусь и его заместителей, а также в оказании консультативной и методологической помощи подчиненным Совету Министров Республики Беларусь республиканским органам государственного управления и иным государственным организациям (ст. 1 Положения об Аппарате Совета Министров Республики Беларусь, утв. постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 30 ноября 2001 г. № 1729). Под «иными государственными организациями» следует понимать только подчиненные Совету Министров организации, о которых речь идет в Указе Президента Республики Беларусь от 24 сентября 2001 г. № 516 «О совершенствовании системы республиканских органов государственного управления и иных государственных организаций, подчиненных Правительству Республики Беларусь.

      Аппарат Совета Министров в пункте 1 Положения  об Аппарате Совета Министров Республики Беларусь рассматривается как учреждение. Такое отождествление вряд ли удачно, поскольку не раскрывает его главного назначения. В Положении 1977 г. подчеркивалось, что Аппарат — это рабочий орган Правительства. Подобное определение более соответствовало предназначению Аппарата. Нынешнее определение не объединяет Аппарат с Советом Министров, не подчеркивает, что Аппарат является внутренним образованием, а как бы обособляет его.

      Правильнее  было бы не определять Аппарат через  понятие «орган» или «учреждение», а просто записать, что Аппарат Совета Министров осуществляет организационно-техническое обеспечение деятельности Премьер-министра и его заместителей и т.п.

      Аппарат состоит из:

  1. руководителя Аппарата;
  2. заместителей руководителя Аппарата;
  3. структурных подразделений Аппарата.

      Руководитель  Аппарата назначается на должность  и освобождается от должности Советом Министров по согласованию с Президентом. Заместители руководителя Аппарата, в том числе и первый, назначаются на должность и освобождаются от должности постановлением Совета Министров.

      Структурные подразделения Аппарата устанавливаются  и утверждаются распоряжением Премьер-министра Республики Беларусь. До 24 октября 2001 г. он состоял из 27 структурных подразделений. Распоряжением Премьер-министра Республики Беларусь 24 октября 2001 г. структура Аппарата изменена. Целый ряд структурных подразделений укрупнен. Таким образом, их стало меньше, но ими обеспечиваются все функции Совета Министров. В настоящее время Аппарат состоит из 11 структурных подразделений, исключая руководство Аппарата. Ими являются:

  1. Секретариат Премьер-министра и заместителей Премьер-министра Республики Беларусь;
  2. Главное управление международного сотрудничества и торговли;
  3. Управление по взаимодействию с республиканскими и местными органами власти и государственного управления;
  4. Управление по вопросам обороны и правоохранительных органов;
  5. Главное экономическое управление;
  6. Главное управление промышленного и топливно-энергетического комплексов;
  7. Главное управление строительства, жилищно-коммунального хозяйства, транспорта и связи;
  8. Главное управление агропромышленного комплекса;
  9. Управление социально-культурной сферы;

      10)Управление  здравоохранения, социальной защиты  и санаторно-курортного лечения населения;

    11)Канцелярия Правительства Республики Беларусь.

      Наиболее  крупное подразделение, существующее на правах Главного управления,— Канцелярия Правительства, объединившая, по существу, все внутриорганизационные структуры: юридическое управление, управление делопроизводства, финансовый отдел, отдел писем и приема граждан, сектор учета кадров и др.

      Структурные подразделения Аппарата выполняют  функции, возложенные на Аппарат. Их статус определяется положениями, утверждаемыми  приказами руководителя Аппарата Они  осуществляют свою деятельность под руководством Премьер-министра, его заместителей, руководителя Аппарата и его заместителей в соответствии с распределенными обязанностями.

      Аппарат является юридическим лицом.

      Основные  задачи Аппарата: организация своевременной  и качественной подготовки проектов постановлений Совета Министров, распоряжений Премьер-министра, в том числе осуществление обязательной юридической экспертизы этих проектов; организация подготовки проектов декретов, указов, распоряжений Президента, проектов законов, иных документов, направляемых Премьер-министром и его заместителями Президенту, Национальному собранию, иным государственным органам и организациям Республики Беларусь, иностранным государствам и гражданам; организация контроля за исполнением декретов, указов, распоряжений и поручений Президента, законов Республики Беларусь в пределах компетенции Совета Министров; осуществление контроля за исполнением постановлений Совета Министров и распоряжений Премьер-министра, указаний и поручений Премьер-министра, а также подготовка предложений по рассмотрению вопросов, связанных с обеспечением выполнения этих решений.

      Выполняя  задачи, Аппарат осуществляет разнообразные  функции, одни из которых являются внутренними (их преобладающая часть), другие — внешними. К внутренним относятся функции, связанные с:

  1. планированием работы Совета Министров и его Президиума;
  2. подготовкой заседаний Совета Министров и его Президиума;
  3. подготовкой проектов правовых актов и других документов;
  4. делопроизводством;
  5. обращениями граждан;

      6) осуществлением других действий.

      Аппарат осуществляет подготовку проектов планов работы Совета Министров и его Президиума. Он организует подготовку материалов для рассмотрения на заседаниях Совета Министров и его Президиума. Эти материалы могут быть представлены в соответствующем порядке различными государственными органами: Комитетом государственного контроля, Национальным банком, государственными организациями, облисполкомами и Минским горисполкомом, другими государственными органами. Подобными могут быть и материалы, представленные на совещаниях у Премьер-министра и его заместителей.

      Аппарат осуществляет организационно-техническую  подготовку заседаний и оформление протоколов заседаний.

      Большое место в деятельности Аппарата занимают функции, связанные с подготовкой  проектов нормативных правовых актов  и других документов. Рассматриваемый орган организует подготовку проектов постановлений Совета Министров, распоряжений Премьер-министра, декретов, указов и распоряжений Президента Республики Беларусь, проектов законов, иных документов, направляемых Премьер-министром и его заместителями Президенту Республики Беларусь, Национальному собранию Республики Беларусь, иным государственным органам и организациям Республики Беларусь, иностранным государствам и гражданам, в международные организации и международные образования.

      На  Аппарат возложено ведение делопроизводства по постановлениям Совета Министров, распоряжениям Премьер-министра и другим документам, оформление документов и сдача их в Государственный архивный фонд.

      Аппарат ведет кадровый реестр Совета Министров, организует прием граждан в Совете Министров и рассмотрение их предложений, заявлений и жалоб, контроль за своевременным и правильным решением поставленных в обращениях граждан вопросов, а также оформляет материалы, связанные с выездом в зарубежные государства правительственных делегаций и командированием работников Аппарата за границу по служебным делам.

      Функциями внешнего характера являются преимущественно контроль, работа, связанная с кадрами и информацией. Аппарат призван организовывать контроль за исполнением декретов, указов, распоряжений и поручений Президента, законов Республики Беларусь в пределах компетенции Совета Министров, обеспечивать контроль и систематическую проверку исполнения постановлений Совета Министров, распоряжений Премьер-министра, а также указаний и поручений Премьер-министра и его заместителей, информировать указанных лиц о ходе выполнения этих решений и готовить предложения по результатам проверок. Осуществляются проверки состояния работы с обращениями граждан в государственных организациях, в местных исполнительных и распорядительных органах.

Информация о работе Совет Министров Республики Беларусь