Совет Министров Республики Беларусь

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Октября 2011 в 00:17, курсовая работа

Краткое описание

Структуру Совета Министров определяет Президент. Он назначает Премьер-министра с согласия Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь. Если Палата представителей дважды отказывает в даче такого согласия, то Президент вправе назначить исполняющего обязанности Премьер-министра, распустить Палату представителей и назначить новые выборы.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ 5
ПОНЯТИЕ И НАЗНАЧЕНИЕ СОВЕТА МИНИСТРОВ 7
МЕСТО СОВЕТА МИНИСТРОВ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ В СИСТЕМЕ ИНЫХ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОРГАНОВ 10
ФОРМЫ РАБОТЫ СОВЕТА МИНИСТРОВ 32
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 39
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 41

Файлы: 1 файл

_курсовая.doc

— 197.50 Кб (Скачать)

      По  указаниям и поручениям Премьер-министра и его заместителей осуществляется подготовка материалов и предложений по подбору и расстановке руководящих работников государственных организаций. Организуется также работа по подготовке, переподготовке и повышению квалификации управленческих кадров государственных организаций и аттестации их руководящих работников.

      Аппарат осуществляет информирование населения  о принятых постановлениях Совета Министров, распоряжениях Премьер-министра, решениях, принятых на заседаниях Совета Министров и его Президиума, на совещаниях, проводимых Премьер-министром и его заместителями, а также доводит принятые правовые акты до сведения юридических и физических лиц.

      Названные функции обеспечены соответствующими полномочиями. Одни из них могут осуществляться только по поручению Премьер-министра и его заместителей; другие — в случае возникновения у Премьер-министра или его заместителей определенной необходимости; третьи — в связи с соответствующими нарушениями, допущенными подведомственными Совету Министров организациями; четвертые — при возникновении в процессе работы определенной потребности.

      Полномочия  руководителя Аппарата в основном сводятся к организации работы Аппарата, т.е. являются внутриорганизационными. По Положению 1977 г. он обладал и полномочиями внешнего характера. Следует подчеркнуть, что Положение 2001 г. выдержано в русле требований Президента, который в Указе от 24 сентября 2001 г. № 516 «О совершенствовании системы республиканских органов государственного управления и иных государственных организаций, подчиненных Правительству Республики Беларусь» предписал «принять меры по совершенствованию деятельности Аппарата Совета Министров Республики Беларусь, исходя из того, что он осуществляет только организационно-техническое обеспечение деятельности Премьер-министра Республики Беларусь и его заместителей, оказывает консультативную и методологическую помощь подчиненным Совету Министров Республики Беларусь государственным органам и иным государственным организациям, не наделен властными полномочиями и правом принимать решения, обязательные для указанных органов и организаций и их руководителей».

      Так, руководитель Аппарата призван организовывать работу Аппарата и осуществлять руководство  его деятельностью, представлять Премьер-министру подготовленные проекты правовых актов и документов. Он утверждает порядок ведения делопроизводства в Аппарате, распоряжается имуществом Аппарата и его денежными средствами, может издавать приказы по вопросам организации работы Аппарата, назначать на должности и освобождать от должностей работников Аппарата, не относящихся к служащим государственного аппарата, применять дисциплинарные взыскания в отношении работников Аппарата (кроме применения увольнения как меры дисциплинарного взыскания к работникам, назначение которых на должность производится Премьер-министром (п. 14 Положения), а также осуществляет иные подобные полномочия.

      Структурные подразделения возглавляют их руководители, которые назначаются на должность  и освобождаются от должности постановлениями Совета Министров. Подобный порядок распространяется и на заместителей названных руководителей. Другие работники Аппарата, относящиеся к служащим государственного аппарата, назначаются на должность и освобождаются от должности распоряжениями Премьер-министра.

      Руководители  структурных подразделений Аппарата наделены полномочиями внутриорганизационного и внешнего характера. Последние  в настоящее время могут осуществляться, как правило, лишь по поручению Премьер-министра или его заместителей и связаны с обеспечением деятельности Премьер-министра и его заместителей. Рассматриваемые полномочия выражаются в том, что руководители при необходимости могут участвовать в заседаниях Совета Министров, его Президиума, совещаниях у Премьер-министра и его заместителей в соответствии с указаниями и поручениями данных лиц. Они вправе запрашивать по поручению Премьер-министра и его заместителей у государственных организаций, облисполкомов, Минского горисполкома необходимые документы для подготовки вопросов, рассматриваемых Премьер-министром и его заместителями, а также на заседаниях Совета Министров и его Президиума; привлекать в необходимых случаях работников указанных органов к подготовке вопросов, подлежащих рассмотрению Премьер-министром: и его заместителями или на заседаниях Совета Министров и его Президиума.

      Руководители  структурных подразделений могут  участвовать в заседаниях коллегий государственных организаций, заседаниях облисполкомов, Минского горисполкома, в проводимых ими совещаниях, вправе проводить совещания с представителями этих организаций по вопросам, входящим в компетенцию Аппарата и подразделения, давать в установленном порядке письменные и устные ответы на обращения граждан, оказывать консультативную и методологическую помощь подчиненным Совету Министров государственным организациям и т.д.

      Немаловажную  роль в работе Совета Министров играют органы, создаваемые при Совете Министров. Они могут быть временными и постоянными. Временные органы после выполнения поставленной задачи утрачивают свой статус.

      Постоянные  органы работают длительное время, как правило, не оговоренное в законодательстве. Постоянных органов существует много — более 100, и они весьма разнообразны. Цель создания таких органов определяется оказанием практической квалифицированной помощи при решении Советом Министров тех или иных вопросов, осуществлении соответствующих мероприятий. В основном это комиссии, советы и другие рабочие органы. Возглавляют их, как правило, заместители Премьер-министра в соответствии с распределенными обязанностями.

      Один  заместитель, например, возглавлял 10 таких  органов. Среди них: комиссия по координации  деятельности республиканских органов государственного управления по вопросам ценообразования, комиссия по вопросам международного технического сотрудничества, комиссия по проблеме неплатежей, совет по вопросам страхования, межведомственная комиссия по денежному обращению, государственная комиссия по освобождению юридических лиц и индивидуальных предпринимателей от финансовой ответственности за нарушение законодательства о налогах и предпринимательстве и др.

      Другой  заместитель, курирующий социально-культурную сферу, возглавлял 17 подобных органов: Комиссию по делам несовершеннолетних, Национальную комиссию по устойчивому развитию Республики Беларусь, Комиссию по вопросам государственной научно-технической политике, Республиканский межведомственный совет по вопросам оздоровления и санаторно-курортного лечения населения, Национальный совет по трудовым и социальным вопросам, Организационный комитет белорусско-российской благотворительной акции «Прикоснись к сердцу ребенка» и др.

      Комиссии, советы и другие рабочие органы Совета Министров образуются в основном изданием постановлений Совета Министров или распоряжений Премьер-министра. Например, постановлениями образованы Комиссия по государственному регулированию труда и социальной защите населения, Совет по ценным бумагам и лотерейной деятельности, Национальный комитет по народонаселению.

      Распоряжениями  Премьер-министра Республики Беларусь образованы: Координационный совет по вопросам кредитно-денежной и финансовой политики, Межведомственный совет по развитию экспорта, Межведомственный совет по взаимодействию в области проблем малого научно-инновационного предпринимательства.

      В некоторых случаях рассматриваемые органы создаются Президентом путем издания указов. Так образованы Комиссия по проблеме неплатежей, Национальная комиссия по правам ребенка, Межведомственная комиссия по вопросам присоединения Республики Беларусь во Всемирной торговой организации.

      Отдельные комиссии образуются совместными постановлениями Совета Министров и Национального банка Республики Беларусь. Подобным образом создана Межведомственная комиссия по денежному обращению.

      По  своему правовому положению указанные  органы при Совете Министров весьма различаются. Одни из них наделены полномочиями самостоятельно и окончательно решать вопросы, другие, изучив вопрос, высказывают свое квалифицированное мнение в виде определенных решений и представляют их в Совет Министров, третьи — наделены властными полномочиями, и их решения являются обязательными для адресатов, четвертые — только рекомендуют, советуют, вносят предложения в соответствующие органы, в том числе и в Совет Министров. Немалая часть комиссий и других подобных органов наделена координационными функциями. Одни комиссии работают по своим планам, т.е. строят работу самостоятельно, другие — по поручениям, предложениям Совета Министров, Премьер-министра, его заместителей, республиканских органов государственного управления, объединений, подчиненных Правительству.

      Так, Республиканский межведомственный совет по проблемам инвалидов наделен правом выносить решения, обязательные для исполнения республиканскими органами государственного управления, местными исполнительными и распорядительными органами, государственными предприятиями, объединениями, организациями, учреждениями, которые доводятся до них в виде выписок из протоколов его заседаний. Совет организует свою работу на основе утвержденного им плана. Заседания проводятся по мере необходимости, но не реже одного раза в полугодие.

      Подобными полномочиями обладает и Комиссия по делам несовершеннолетних, и Республиканский межведомственный совет по проведению жилищной реформы и развитию населенных пунктов. В статье 5 Положения о комиссии по делам несовершеннолетних записано, что комиссия по делам несовершеннолетних по вопросам, которые находятся в ее компетенции, принимает постановления, обязательные для выполнения предприятиями, организациями, учреждениями независимо от формы собственности, должностными лицами и гражданами. Все названные организации и должностные лица обязаны в течение месяца сообщить комиссии о мерах, принятых в целях выполнения ее постановлений.

      Отдельным комиссиям предоставлено право  осуществлять контроль по вопросам их деятельности. Так, Межведомственная комиссия по денежному обращению вправе заслушивать руководителей министерств и иных республиканских органов государственного управления, областных и городских исполкомов, организаций, предприятий по вопросам, входящим в ее компетенцию.

      Валютно-кредитная  комиссия также наделена правом заслушивать на своих заседаниях сообщения и отчеты министерств, иных республиканских органов государственного управления, областных и Минского городского исполкомов, банков, объединений, предприятий и организаций разных форм собственности о привлечении и использовании иностранных кредитов и централизованных валютных средств, получать от них необходимую информацию и материалы по вопросам, которые входят в компетенцию комиссии. По результатам таких сообщений комиссия может выносить, как правило, рекомендации, предложения подотчетным организациям.

      Основной  формой работы комиссий и других подобных органов являются заседания, которые проводятся по мере необходимости или в определенные законодательством сроки. Все они осуществляют свою деятельность от своего имени. Их члены выполняют обязанности на общественных началах.

      Качественный  состав указанных органов определяется целями органа. Например, в Валютно-кредитную комиссию входят:

  1. Премьер-министр (председатель комиссии);
  2. заместитель Премьер-министра;
  3. заместитель Министра экономики (секретарь комиссии);
  4. начальник отдела экономической безопасности Государственного секретариата Совета Безопасности Республики Беларусь;
  5. заместитель Премьер-министра Республики Беларусь;
  6. Председатель Правления открытого акционерного общества «Белвнешэкономбанк»;
  7. Председатель Правления открытого акционерного общества «Сберегательный банк «Беларусбанк»;
  8. Председатель Постоянной комиссии Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь по бюджету, финансам и налоговой политике;
  9. Министр финансов;

      10) Министр промышленности и др.

      Комиссия  по делам несовершеннолетних состоит  из заместителя Премьер-министра, курирующего социально-культурную сферу (председатель комиссии), Министра образования, первого заместителя Министра юстиции, первого заместителя Министра культуры, первого заместителя Министра здравоохранения, заместителя Министра внутренних дел, заместителя Генерального прокурора Республики Беларусь, судьи Верховного Суда, заместителя Министра по труду и социальной защите, заместителя Министра спорта и туризма, главного специалиста Управления по вопросам обороны правоохранительных органов Аппарата Совета Министров Республики Беларусь.

      Правовой  статус рассматриваемых органов  не всегда определяется специально изданными положениями.

      Организационная функция реализуется по отношению к подчиненным организациям. Так, Совет Министров создает, реорганизует, ликвидирует предприятия, организации, учреждения, объединения, имущество которых находится в собственности государства (ч. 10 ст. 4 Закона), утверждает состав коллегий министерств и государственных комитетов, если иное не предусмотрено актами Президента (ч. 4 ст. 14 Закона), назначает заместителей министров и Председателя государственного комитета по авиации, руководителей государственных организаций, подчиненных Совету Министров, и их заместителей, кроме Начальника Белорусской железной дороги, Генеральных консулов Республики. Беларусь, руководителей комитетов, департаментов и фондов (с правами юридического лица) министерств, заместителей председателей комитетов при Совете Министров, советников посланников посольств Республики Беларусь (Порядок назначения (утверждения, освобождения) и согласования назначения (освобождения) на должности, включенные в Кадровый реестр Совета Министров Республики Беларусь, утв. постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 27 декабря 2001г. №1869).

Информация о работе Совет Министров Республики Беларусь