Совершенствование налогового администрирования

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Сентября 2011 в 13:11, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы является изучение теоретических аспектов налоговой политики, а также определение основных направлений и механизма реализации налоговой политики в Республике Беларусь.

Для реализации целей выдвигается ряд задач:

изучение налоговой системы Республики Беларусь;
изучение элементов, видов и функций налогов;
анализ динамики ставок исследуемых налогов;
изучение направлений совершенствования налогообложения в республике.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ...............................................................................................................3

ГЛАВА 1 ПОНЯТИЕ БЮДЖЕТНО-НАЛОГОВОЙ ПОЛИТИКИ......................6

1.1 Бюджетно-налоговая политика: виды, инструменты, цели.……….....6

1.2 Налоги: виды, функции, элементы, принципы налогообложения.....10

ГЛАВА 2 АНАЛИЗ ДОХОДОВ БЮДЖЕТА, ДОЛИ РАЗЛИЧНЫХ НАЛОГОВ В ДОХОДАХ, НАЛОГОВЫЕ СТАВКИ….…......................................................19

ГЛАВА 3 СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ НАЛОГОВОГО АДМИНИСТРИРОВАНИЯ.…………………………………………………..…28

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.......................................................................................................34

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Файлы: 1 файл

CОДЕРЖАНИЕ.doc

— 357.50 Кб (Скачать)

      В-третьих, большое количество налогов, сборов, отчислений, взносов — республиканских, местных, целевых, внебюджетных — осложняет налогообложение.

      В-четвертых, сложность для плательщиков создает и нестабильность налоговых законов, особенно касающихся налога на прибыль и НДС: существует огромное количество нормативных актов, к которым не гарантируется право доступа. Если указы Президента, законы, постановления Правительства публикуются в печати, то ведомственные письма, инструкции, приказы с важными изменениями и дополнениями не всегда доходят до налогоплательщиков. В налоговой практике отсутствуют регулярная публикация и бесплатная раздача тематических сборников, брошюр, как это принято за рубежом. Порой нечеткость, противоречивость отдельных статей законов, инструкций не дают уверенности плательщику в правильности совершаемых им действий, а налоговым органам оставляют возможность вольного их толкования в пользу бюджета. Методически исчисление налогов и налоговой базы представляет большие трудности для плательщиков. Особые трудности возникают при определении НДС, в налоговую базу которого заложена себестоимость продукции, что создает криминальную основу, связанную с уклонением от уплаты налогов.

      В-пятых, несовершенство налоговой системы связано с неоправданно широкими правами налоговых органов, которые нередко самостоятельно трактуют положения налогового законодательства, наказывая непомерным штрафом за нарушения установленных ими положений, не неся ответственности за собственные ошибки.

      Ради  справедливости следует отметить, что налоговая система создана и функционирует совсем недавно и поэтому не гарантирована от ошибок, характерных для переходного периода, когда экономика подвергается постоянным колебаниям. В условиях коренной ломки производственных отношений неизбежны изменения и дополнения к ранее изданным нормативным актам, допускается поспешность в их разработке, в результате возникают недостатки в налоговой системе [10, с.139].

      Налоговая система должна совершенствоваться по следующим важнейшим направлениям:

      • требуется уменьшение налогового бремени. Оно является чрезмерным, поскольку налоговые изъятия при составлении бюджета государства до сих пор планировались в размере около половины ВНП. Мировой опыт и теоретические разработки, отраженные в виде «кривой Лаффера», показывают, что тот уровень, с которого начинается массовое бегство от налогов, обусловливает низкий уровень собираемости налогов. Кроме того, в результате кризиса неплатежей предприятий подрываются условия непрерывного производства;

      • необходимо изменение структуры  налоговых поступлений за счет поэтапного увеличения уровня налогообложения физических лиц (доходов и имущества), а также налогов на имущество и рентных платежей в природоэксплуатирующих отраслях, что обеспечит рост платежей за использование природных ресурсов. Резкий переход на преимущественное налогообложение физических лиц невозможен, так как невысокие доходы основной массы населения пока не позволяют проплатить такие налоги;

      • назрела необходимость сокращения налоговых льгот. В сегодняшний  период, когда происходит глобальный пересмотр налоговой системы, индивидуализация налоговых льгот оборачивается неразберихой и коррупцией. Данная индивидуализация налоговых ставок возможна лишь в хорошо отработанной, налаженной налоговой политике [7. с. 192].

      Особо важно подчеркнуть, что главным направлением совершенствования налогообложения было и остается сохранение существующей и наращивание налогооблагаемой базы, что прямо зависит от экономической политики, проводимой государством. Первостепенное внимание при совершенствовании налогообложения должно быть уделено расширению налогооблагаемой базы, в том числе и с помощью налогов, которые могут оказывать стимулирующее влияние на налогообложение. Налоговый механизм должен взаимодействовать с банковско-кредитной системой, процентными ставками, предоставлять определенные преимущества финансовым и кредитным учреждениям и предприятиям, которые используют долгосрочные ссуды на инвестиционные цели.

      Таким образом, следует отметить, что налоговая  система является важнейшим инструментом государства по стимулированию развития экономики и социального прогресса в стране. Совершенствование налоговой системы позволит эффективно и надежно решить практически все проблемы, мешающие Беларуси достойно развиваться.

 

       ЗАКЛЮЧЕНИЕ 
 

      Бюджетно-налоговая  политика государства - важное направление его финансовой политики, которое играет большую роль в регулирование экономики посредством налогов и политики доходов и расходов.

      Каждое  правительство всегда проводит некоторую  фискальную политику, независимо от того, осознает оно это или нет. Реальный вопрос в том, будет ли эта политика конструктивной или она будет неосознанной и непоследовательной. Поэтому правительству необходимо двигаться в таком направлении, чтобы, отсекая ненужные государственные расходы минимизировать налогообложение субъектов хозяйствования, тем самым создавая наиболее благоприятные условия для развития бизнеса, но в то же время не лишить трансфертных выплат тех, кто в них действительно нуждается.

      Налоговая система — один из важнейших элементов экономической системы государства. В условиях коренных преобразований в экономике она должна выполнять две задачи, решение которых требует проведения разнонаправленных мероприятий. С одной стороны, налоги должны стимулировать развитие экономики, а с другой — наполнять бюджет государства, которое нуждается в значительных объемах финансовых ресурсов для проведения реформ. Существует непосредственная взаимосвязь между государственными расходами и налоговой системой, поскольку основная масса доходов бюджета формируется за счет налоговых поступлений.

      Налоговая система выступает главным инструментом воздействия государства на развитие хозяйства, определения приоритетов социального и экономического развития. Поэтому необходимо, чтобы налоговая система Белоруссии была адаптирована к новым общественным отношениям, соответствовала мировому опыту.

      И все же новое налоговое законодательство не в полной мере подходит к новым  условиям. Его основные недостатки следующие: излишняя уплотненность, запутанность, наличие большого количества льгот для различных категорий плательщиков, не стимулирующих рост эффективности производства, ускорение научно-технического прогресса, внедрение перспективных технологий или увеличение выпуска товаров народного потребления.

      Таким образом, действующая в Республике Беларусь система налогообложения нуждается в совершенствовании. Опыт выработки налоговой политики и самостоятельного построения налоговой системы в нашей стране пока невелик, поэтому последняя находится в состоянии постоянного реформирования. В соответствии с Проектом республиканского бюджета на 2011 год в структуре бюджета  будет отмечен значительный рост социального пакета за счет повышения заработной платы, пенсий, стипендий и других социальных гарантий обществу.

      Доходы  консолидированного бюджета в 2011 году достигнут Br54,5 трлн., что составит 118% к оценке 2010 года. Доходы по проекту республиканского бюджета в 2011 году предусматриваются в сумме Br33,6 трлн., или 116,9% к ожидаемому исполнению 2010 года.

Как было отмечено -  структура доходов в будущем году сохраняется.

     Основными источниками налоговых доходов  консолидированного бюджета являются: НДС - 35,1%, налоги от внешнеэкономической  деятельности - 13,3%, налоги на доходы и  прибыль - 12,8%, подоходный налог - 10,1%, акцизы - 9,8%, увеличатся доходы бюджета от ввозных таможенных пошлин.

     Поскольку налоги оказывают существенное влияние на финансовое положение субъектов хозяйствования, для них представляет интерес любое изменение в налоговом законодательстве.

      Действенная налоговая реформа возможна только на основе:

      1) постепенной отмены всех сборов  и отчислений в различного  рода фонды, взимаемых непосредственно  с выручки от реализации товаров  и услуг, и существенного сокращения  количества применяемых налогов  и сборов;

      2) применения общепринятых в мировой практике моделей взимания таких основных налогов, как НДС, акцизы, налог на прибыль и доходы организаций, подоходный налог с физических лиц, взносы на социальное страхование. Это в первую очередь относится именно к социальным платежам, взимаемым с фонда оплаты труда. В целях улучшения налоговой структуры следует также повысить фискальное значение налогов, связанных с использованием природных ресурсов, а также имущественных налогов, которые должны стать основой формирования местных бюджетов;

      3) значительного сокращения и пересмотра порядка предоставления налоговых льгот по всем применяемым налогам и сборам.

      Именно  такие направления реформ позволят реально снизить налоговое бремя  и поддерживать приемлемый уровень  доходов бюджета.

      Нестабильность  наших налогов, постоянный пересмотр ставок, количества налогов, льгот и т.д. несомненно, играет отрицательную роль, особенно в период перехода белорусской экономики к рыночным отношениям. Но несмотря на это, в нашей стране много сделано по стабилизации развития налоговой системы. Этот вывод можно сделать, изучив данную курсовую работу, которая наглядно раскрывает суть налоговой системы РБ.

      Трансформация налоговой системы Республики Беларусь осуществляется на стадии расширения рыночных отношений. Это и должно стать отправным пунктом проведения налоговой политики. Одновременно должны закладываться основы налогового стимулирования структурной перестройки экономики с привлечением отечественного и иностранного капитала для технического и технологического переоснащения производства. 

Информация о работе Совершенствование налогового администрирования