Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Сентября 2011 в 13:11, курсовая работа
Целью данной работы является изучение теоретических аспектов налоговой политики, а также определение основных направлений и механизма реализации налоговой политики в Республике Беларусь.
Для реализации целей выдвигается ряд задач:
изучение налоговой системы Республики Беларусь;
изучение элементов, видов и функций налогов;
анализ динамики ставок исследуемых налогов;
изучение направлений совершенствования налогообложения в республике.
ВВЕДЕНИЕ...............................................................................................................3
ГЛАВА 1 ПОНЯТИЕ БЮДЖЕТНО-НАЛОГОВОЙ ПОЛИТИКИ......................6
1.1 Бюджетно-налоговая политика: виды, инструменты, цели.……….....6
1.2 Налоги: виды, функции, элементы, принципы налогообложения.....10
ГЛАВА 2 АНАЛИЗ ДОХОДОВ БЮДЖЕТА, ДОЛИ РАЗЛИЧНЫХ НАЛОГОВ В ДОХОДАХ, НАЛОГОВЫЕ СТАВКИ….…......................................................19
ГЛАВА 3 СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ НАЛОГОВОГО АДМИНИСТРИРОВАНИЯ.…………………………………………………..…28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.......................................................................................................34
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1.2
Налоги: виды, функции,
элементы, принципы
налогообложения
Прежде всего остановимся на необходимости налогов. Налоги появились с разделением общества на классы и возникновением государства, как "взносы граждан, необходимые для содержания публичной власти ".В истории развития общества еще ни одно государство не смогло обойтись без налогов, поскольку для выполнения своих функций по удовлетворению коллективных потребностей ему требуется определенная сумма денежных средств, которые могут быть собраны только посредством налогов. Исходя из этого, минимальный размер налогового бремени определяется суммой расходов государства на исполнение минимума его функций: управление, оборона, суд, охрана порядка, — чем больше функций возложено на государство, тем больше оно должно собирать налогов.
Итак, налогообложение — это система распределения доходов между юридическими или физическими лицами и государством, а налоги представляют собой обязательные платежи в бюджет, взимаемые государством на основе закона с юридических и физических лиц для удовлетворения общественных потребностей. Налоги выражают обязанности юридических и физических лиц, получающих доходы, участвовать в формировании финансовых ресурсов государства. Являясь инструментом перераспределения, налоги призваны гасить возникающие сбои в системе распределения и стимулировать (или сдерживать) людей в развитии той или иной формы деятельности. Поэтому налоги выступают важнейшим звеном финансовой политики государства в современных условиях. Главные принципы налогообложения — это равномерность и определенность. Равномерность — это единый подход государства к налогоплательщикам с точки зрения всеобщности, единства правил, а так же равной степени убытка, который понесет налогоплательщик. Сущность определенности состоит в том, что порядок налогообложения устанавливается заранее законом, так что размер и срок уплаты налога известен заблаговременно. Государство так же определяет меры взыскания за невыполнение данного закона.
В зависимости от различных признаков налоги и сборы делятся на следующие группы:
I. По органу, осуществляющему взимание налогов, сборов, отчислений подразделяются на:
а) республиканские,
б) местные,
в) внебюджетные.
Республиканскими признаются налоги, сборы (пошлины), установленные законодательными актами и обязательные к уплате на всей территории Республики Беларусь.
Местными признаются налоги и сборы, устанавливаемые нормативными правовыми актами местных Советов депутатов и обязательные к уплате на соответствующих территориях [15, с.66].
II. По фактическому плательщику налоги делятся на:
а) прямые,
б) косвенные.
Прямые налоги - это налоги, взимаемые государством непосредственно с доходов или имущества налогоплательщика. Прямые налоги делятся на: реальные и личные.
Косвенные налоги - это налоги на товары и услуги, устанавливаемые в виде надбавки к цене или тарифу и взимаемые в процессе потребления товаров и услуг. К косвенным налогам относятся акцизы, государственные фискальные монополии, таможенные пошлины [15, с.28].
III. По характеру ставок налоги бывают:
а) пропорциональные, когда ставка налога не изменяется, а его величина растет или сокращается в зависимости от налогооблагаемой базы;
б) прогрессивные, когда ставка налога растет в определенной закономерности в зависимости от полученного дохода (например, подоходный налог).
в) регрессивные, когда ставка налога снижается в определенной закономерности в зависимости от полученного дохода. Регрессивный характер налогов проявляется и в том, какую часть дохода физические лица отдают в бюджет при покупке одинакового товара. При этом за одну и ту покупку у малообеспеченных слоев населения изымается большая часть дохода, чем у высокообеспеченных.
IV. По способу формирования источника выплаты налога различают:
а) налоги и отчисления, выплачиваемые из выручки после реализации продукции;
б) налоги сборы, пошлины, выплачиваемые из прибыли;
в) налоги и отчисления, вытачиваемые из доходов физического лица (подоходный налог, отчисления в пенсионный фонд).
V. По принципу включения в структуру цены налоги и неналоговые платежи разделены на следующие группы:
а) включаемые в себестоимость продукции;
б) взимаемые из балансовой прибыли предприятия или его дохода;
в) взимаемые из чистой прибыли;
г) включаемые в цену продукции.
Содержание каждой экономической категории невозможно раскрыть кратким определением. Необходимо иметь представление о роли каждой категории в системе отношений, особенностях и процессах, отражающихся в ней. Содержание экономических категорий наиболее полно раскрывается в тех функциях, которые они выполняют в экономической жизнедеятельности государства. Именно функции служат формой проявления сущности категории, в функциях в полной мере раскрывается экономическая природа категории, конкретизируются ее особенности.
Налогам как относительно самостоятельной подсистеме сложной системы государственных финансов присуща, прежде всего, фискальная функция - «формирование бюджетного фонда государства», в которой полностью и проявляется общественное назначение этой категории: обеспечение государства необходимыми для выполнения его функций финансовыми ресурсами. Эта основная функция налогов характерна для всех государств, в бюджетах которых доля налоговых поступлений колеблется от 80 до 95%.
На определенном этапе развития государства экономическое содержание налогов дополняется второй функцией — функцией регулирования. Последняя, естественно, тесно связана с первой, фискальной, и наиболее полно реализуется в налоговой системе в целом, создавая некоторые преимущества отдельным приоритетным отраслям и зонам, стимулируя отдельные виды деятельности и достижение определенных, не фискальных, а социальных целей. Регулирующая функция проявляется при проведении целенаправленной налоговой политики, построении самой налоговой системы.
Развитие рыночной экономики регулируется финансово-экономическими методами – путем применения отлаженной системы налогообложения, маневрирования ссудным капиталом и процентными ставками, выделения из бюджета капитальных вложений и дотаций, государственных закупок и осуществления народнохозяйственных программ и т.п. Центральное место в этом комплексе экономических методов занимают налоги.
Что же касается других присваиваемых налогам функций: контрольная, стимулирующая, социальная, — то они не имеют никакого отношения к налогу как экономической категории, а являются функциями государства в системе управления процессом налогообложения. Государственным финансам как экономической категории присущи функции формирования и использования денежных фондов, обеспечивающих выполнение государством своих задач (перераспределительная функция).
Таким образом, функции налогов выявляют их социально-экономическую сущность, выражающуюся в принудительном изъятии определенной части доходов у предприятий и населения, имеющих объекты налогообложения. Каждая функция отражает определенную сторону налоговых и финансовых отношений [12, c. 30].
Перечень
всех объектов налогообложения и
полная характеристика каждого из них
устанавливаются налоговым
Источник налога - доход субъекта либо носителя налога, из которого вносится оклад налога.
Объект налогообложения и его источник могут совпадать или не совпадать. Например, выручка от реализации продукции, работ и услуг является и объектом и источником исчисления и уплаты косвенных налогов; прибыль служит объектом и источником налога на прибыль, транспортного сбора и других местных налогов и сборов.
База налогообложения - это величина объекта налогообложения, образующая в результате учета всех налоговых льгот, от которой будет исчисляться налог.
Налоговая база представляет собой стоимостную, физическую или иную характеристику объекта налогообложения. Налоговая база и порядок ее определения (исчисления) устанавливаются применительно к каждому налогу, сбору (пошлине).
В качестве облагаемой базы могут выступать: фонд заработной платы; остаточная стоимость фондов; налогооблагаемая прибыль; прибыль, остающаяся в распоряжении предприятия; добавленная стоимость; валовой доход; выручка от реализации продукции, работ, услуг; доход физического лица [19, с.23].
Налоговая ставка - величина налога в расчете на единицу объекта налогообложения. Она устанавливается либо в коэффициентах (процентах), либо в абсолютных суммах.
Налоговая ставка представляет собой величину налоговых начислений на единицу измерения налоговой базы, если иное не установлено Кодексом. Налоговые ставки и порядок их применения устанавливаются применительно к каждому налогу, сбору (пошлине) [19, с.24].
Налоговые ставки бывают следующих видов: пропорциональные, прогрессивные, регрессивные, льготные.
Пропорциональная ставка налогообложения не зависит от величины дохода. Независимо от того, какой доход получает хозяйствующий субъект, ставка налога не меняется.
Совсем по-другому обстоит дело с прогрессивной и регрессивной шкалой. При прогрессивном налогообложении большие доходы будут облагаться большими налогами. То есть чем выше доход, тем выше налоговая ставка.
Регрессивное налогообложение выражает обратную зависимость между изменением дохода хозяйствующего субъекта и ставкой налога. Чем выше доход, тем ниже налоговая ставка.
Основная цель налогообложения - это регулирование совокупного спроса. Чтобы оценить степень воздействия налогов на совокупный спрос, используется налоговый мультипликатор.
Налоговый мультипликатор выражает степень изменения совокупного спроса в зависимости от величины налога (рис. 1.3).
Рисунок 1.3 – Графическая интерпретация действия налогового мультипликатора
Примечание – Источник [24, с.143]
Зависимость
налоговых поступлений от величины налоговой
ставки была описана А. Лаффером. Графическое
изображение указанной зависимости получило
название кривой А. Лаффера. (рис.1.4)
Поступления
в госбюджет от налогов(Т)
Тmax
50% 100% Налоговая ставка(t),%
Рисунок 1.4 - Кривая Лаффера
Примечание – Источник [24, с.145]
Теоретические исследования А. Лаффера по влиянию налоговой ставки на величину ВНП (ВВП) и доходы государственного бюджета показали, что при росте налоговой ставки (t) до 30-40% достаточно высокими темпами растут и ВВП, и доходы государственной казны. Ставка налога 50% является оптимальной. При такой ставке достигается максимальная сумма налогов Tmax. При переходе 50%-ного барьера налоговой ставки снижается деловая активность фирм и работников, увеличиваются масштабы теневой экономики, снижаются доходы бюджета.
Согласно кривой А. Лаффера, увеличение налоговых ставок приводит к росту налоговых поступлений лишь до определенных пределов (точка М). Дальнейшее увеличение налоговой ставки приведет к чрезмерности налогового бремени. Оно ведет к уходу многих производителен с рынка из-за банкротств и к уклонению от налогов. Результатом указанных действий становится нежелательное уменьшение налоговых поступлений в казну.
Информация о работе Совершенствование налогового администрирования