Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Сентября 2011 в 13:11, курсовая работа
Целью данной работы является изучение теоретических аспектов налоговой политики, а также определение основных направлений и механизма реализации налоговой политики в Республике Беларусь.
Для реализации целей выдвигается ряд задач:
изучение налоговой системы Республики Беларусь;
изучение элементов, видов и функций налогов;
анализ динамики ставок исследуемых налогов;
изучение направлений совершенствования налогообложения в республике.
ВВЕДЕНИЕ...............................................................................................................3
ГЛАВА 1 ПОНЯТИЕ БЮДЖЕТНО-НАЛОГОВОЙ ПОЛИТИКИ......................6
1.1 Бюджетно-налоговая политика: виды, инструменты, цели.……….....6
1.2 Налоги: виды, функции, элементы, принципы налогообложения.....10
ГЛАВА 2 АНАЛИЗ ДОХОДОВ БЮДЖЕТА, ДОЛИ РАЗЛИЧНЫХ НАЛОГОВ В ДОХОДАХ, НАЛОГОВЫЕ СТАВКИ….…......................................................19
ГЛАВА 3 СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ НАЛОГОВОГО АДМИНИСТРИРОВАНИЯ.…………………………………………………..…28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.......................................................................................................34
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
В налоговой политике любого государства важное место занимают налоговые льготы, представляющие собой частичное или полное освобождение определенного круга физических и юридических лиц от уплаты налогов путем вычетов, скидок при определении налогооблагаемой базы.
Налоговые льготы - это определенная часть объекта, изъятая из-под обложения. Налоговые льготы имеют большое стимулирующее значение для развития экономики, приоритетных отраслей, отдельных производств, регионов страны. Скидки, ослабляя налогообложение, улучшают материальное положение физических лиц, отдельных групп населения. Скидки и льготы для предпринимателей стимулируют производство.
Налоговые льготы должны содействовать не только развитию наиболее приоритетных и важных отраслей экономики, но и решению проблем регионального развития страны. Такой налоговый режим может временно распространяться на свободные экономические зоны. Есть необходимость увеличить налоговые льготы для отраслей, функционирующих в экономически отсталых районах республики [5, с.56].
Налоговый оклад - сумма налога, исчисленная на весь объект налога за определенный период, подлежащая внесению в бюджетный фонд. В действительности в момент установления государством налога как отношения, возлагающего обязанности на субъекта, никаких денежных платежей не осуществляется. И только тогда, когда конкретный субъект по определенному налогу исчислит оклад налога и внесет его в бюджетный фонд, осуществится платеж (уплата денег).
Налоговый период - время начисления налога или сбора, в течение которого налогоплательщик имеет обязанности по их оплате. В Беларуси налоговыми периодами, как правило, являются месяц, квартал, календарный год. Для отдельных категорий плательщиков подоходного налога с физических лиц и налога на добавленную стоимость — месяц.
Налоговая квота - доля оклада налога в источнике налога. Она может быть исчислена по конкретному налогу, а также в целом по субъекту налога (по совокупному налогу). Налоговая квота отражает тяжесть налогового бремени, она показывает, какую часть доходов плательщика изымает каждый отдельный налог и все налоги в совокупности [5, с.56].
Для того чтобы более глубоко вникнуть в суть налоговых платежей, важно определить основные принципы налогообложения. Современные принципы налогообложения таковы:
1)
Уровень налоговой ставки
2)
Необходимо прилагать все
3)
Обязательность уплаты налогов.
4)
Система и процедура выплаты
налогов должны быть простыми,
понятными и удобными для
5) Налоговая система должна быть гибкой и легко адаптируемой к меняющимся общественно-политическим потребностям.
6)
Налоговая система должна
Кроме того, схема уплаты налога должна быть доступна для восприятия налогоплательщика, а объект налога должен иметь защиту от двойного или тройного обложения [8, с.170].
Таким
образом, бюджетно-налоговая политика
государства - важное направление его
финансовой политики, которое играет
большую роль в регулирование экономики
посредством налогов и политики доходов
и расходов.
ГЛАВА 2
АНАЛИЗ
ДОХОДОВ БЮДЖЕТА,
ДОЛИ РАЗЛИЧНЫХ НАЛОГОВ
В ДОХОДАХ, НАЛОГОВЫЕ
СТАВКИ
Доходы бюджета - часть централизованных финансовых ресурсов государства, необходимых для выполнения его функций. Они выражают экономические отношения, возникающие у государства с предприятиями, организациями и гражданами в процессе распределения стоимости общественного продукта и национального дохода. Формой проявления этих отношений служат различного вида платежей предприятий, организаций и населения в государственный бюджет, а их материально- вещественным воплощением - денежные средства, мобилизуемые в бюджетный фонд. Бюджетные доходы, с одной стороны, являются результатом распределения стоимости общественного продукта между различными участниками воспроизводственного процесса, а с другой - выступают объектом дальнейшего распределения, сконцентрированной в руках государства стоимости, ибо последняя используется для формирования бюджетных фондов территориального, отраслевого и целевого назначения.
Состав бюджетных доходов, формы мобилизации денежных средств в бюджет зависят от системы и методов хозяйствования, а также от решаемых в обществе экономических задач. В нашей стране, где собственником преобладающей массы предприятий являлось государство, доходы бюджета в основном базировались на денежных накоплениях этих предприятий.
Таблица 2.1 - Структура доходов консолидированного бюджета Республики Беларусь, %
Статья доходов | 2004г. | 2005г. | 2006г. | 2007г | 2008г. | 2009г. | 2010г. | |
Налоговые доходы | 76,4 | 72,5 | 76,5 | 57,4 | 55,4 | 70,1 | 78,2 | |
В том числе: | ||||||||
налоги на доходы и прибыль | 22,9 | 19,5 | 19,4 | 16 | 15,7 | 16 | 21,7 | |
Из них: | ||||||||
подоходный налог | 9,3 | 9 | 8,4 | 6,4 | 6,1 | 6,5 | 9,5 | |
налог на прибыль | 11,1 | 7,4 | 7,7 | 7,4 | 7,7 | 8,2 | 10,9 | |
налоги на собственность | 4,1 | 4,5 | 6 | 4,3 | 3,7 | 3,3 | 4,5 | |
налоги на товары и услуги | 39,7 | 38,3 | 39,7 | 29 | 28,1 | 38,4 | 36,2 | |
Из них: | ||||||||
налог
на добавленную стоимость |
25,2 | 25,1 | 23,7 | 17,3 | 19,1 | 19,2 | 25 | |
акцизы | 7,7 | 6,9 | 6,9 | 5,1 | 4,4 | 7,4 | 7,7 | |
экологический налог | 0,3 | 0.3 | 0,3 | 0,4 | 0,4 | 1,4 | 1,3 | |
налоговые
доходы от внешне-
экономической деятельности |
5,2 | 6,1 | 7,8 | 5 | 5,5 | 5,4 | 5,1 | |
Неналоговые доходы | 4,4 | 4,4 | 4,9 | 4,3 | 4 | 5,7 | 4,2 | |
Взносы
на государственное
страхование |
24,4 | 24 | 24,2 | 21,5 | ||||
ВСЕГО | 100,0 | 100,0 | 100,0 | 100,0 | 100,0 | 100,0 | 100,0 |
Примечание – Источник [6, с.143]
Из таблицы 2.1 следует, что с момента создания налоговой системы Республики Беларусь и до настоящего времени значительную роль играют косвенные налоги, обеспечивая более половины поступлений в бюджет. НДС является бюджетнообразующим налогом и формирует около 1/4 доходов консолидированного бюджета страны. На долю акцизов приходится 7—8% в доходах бюджета.
В последнее время в белорусской экономике наметились положительные тенденции увеличения роли прямых налогов в формировании доходов бюджета, что отвечает задаче, поставленной в Программе социально-экономического развития на 2006—2010 гг.(рис. 2.1).
Примечание – Источник [6, с.93]
В целях снижения налоговой нагрузки продолжается работа по снижению или отмене налогов, которые полностью относятся на затраты плательщиков, уменьшая тем самым налогооблагаемую прибыль, или же уплачиваются из выручки. В 2005 г. уменьшены ставки чрезвычайного налога с 4 до 3% и целевых сборов, уплачиваемых из выручки (с 4,15 до 3,9%), а в 2007г. он, вообще, отменен. В результате общее снижение налоговой нагрузки на экономику республики в 2005 г. составило 0,5% к ВВП.
Вводя новые или отменяя прежние налоги и сборы, манипулируя ставками, используя систему льгот, пропагандируя принципы налоговой культуры и ответственности, государство не просто формирует бюджет, а создает в обществе соответствующую социально-экономическую базу и нравственную атмосферу. Структура и роль налоговых поступлений в формировании доходной части бюджета представлена в табл. 2.2.
Таблица
2.2 - Структура и роль налоговых поступлений
в формировании доходной части бюджета
Республики Беларусь в 2004- 2010 гг. (млрд.
руб.)
Статья доходов | 2004 | 2005 | 2006 | 2007 | 2008 | 2009 | 2010 |
Доходы государственного бюджета | 5720,9 | 7165,9 | 9643,7 | 31385,4 | 40 342,2 | 54 899,3 | 35 522 |
Налоговые поступления | 5103,0 | 6263,4 | 8757,4 | 20570,4 | 24 661,0 | 34 811,1 | 32 864 |
% налоговых поступлений в доходах бюджета | 89,2 | 87,4 | 90,3 | 82,3 | 61,1 | 63,4 | 78,2 |
— прямые налоги и сборы | 1607,6 | 2075 | 2801,7 | 3732,2 | 10301,7 | 15352,2 | 11623 |
% прямых налогов в доходах бюджета | 28,1 | 29,0 | 29,1 | 32,8 | 21,1 | 22,8 | 24,1 |
- косвенные налоги и сборы | 3192,3 | 3531,8 | 4894,8 | 5375,1 | 12994,8 | 17875,1 | 16324 |
% косвенных налогов в доходах бюджета | 55,8 | 49,3 | 50,8 | 47,2 | 30,8 | 27,2 | 29,1 |
- прочие (смешанные) налоги и сборы | 297,5 | 656,55 | 1060,9 | 1463,1 | 1060,9 | 5763,1 | 5124 |
% прочих (смешанных) налогов в доходах бюджета | 5,2 | 9,2 | 11,0 | 12,9 | 11,0 | 12,9 | 15,3 |
Примечание - Источник [23, с.5]
В Республике Беларусь завершена работа по переходу на общепринятый в мировой практике порядок налогообложения внешней торговли. С 1 января 2005 г. вступило в силу соглашение между Республикой Беларусь и Российской Федерацией, предусматривающее переход к взиманию косвенных налогов во взаимной торговле по принципу страны назначения. Таким образом, со всеми странами мира Республика Беларусь во внешней торговле применяет единый принцип во взимании косвенных налогов.
К моменту приобретения Республикой Беларусь суверенитета доля консолидированного бюджета в ВВП составляла 32,4 % (таблица 2.3). Затем в течение двух лет этот показатель возрастал, что было связано с необходимостью централизации в бюджете финансовых ресурсов для осуществления социально-экономической политики в условиях самостоятельности.
Таблица 2.3 – Доходы консолидированного бюджета Республики Беларусь, % к ВВП
Доходы бюджета | 1992 | 2000 | 2005 | 2009 | 2010 |
Без учета целевых бюджетных фондов | 32,4 | 28,4 | 35,4 | 35,3 | 36,2 |
С учетом целевых бюджетных фондов | - | 34,9 | 46,3 | 46,1 | 47,6 |
Примечание - Источник [23, с.5]
За 1995—2009 гг. значительно увеличился охват бюджета за счет поэтапного включения в него внебюджетных средств государства (таблица 2.2). В 2004 г. в бюджет включен Фонд социальной защиты населения (ФСЗН) Министерства труда и социальной защиты, в 2005 г. — инновационные фонды, в 2006 г., с принятием Закона о бюджете, — фонд развития строительной науки.
Основными источниками налоговых доходов консолидированного бюджета в 2009 г. являются: налог на добавленную стоимость — 9,8 трлн р. (32 % дохода без учета средств ФСЗН); налоги на доходы и прибыль, уплачиваемые организациями, — 3,9 трлн р.; акцизы — 4,1 трлн. р.; налоговые доходы от внешнеэкономической деятельности — 12,3 трлн р.) [3, с. 32].
Информация о работе Совершенствование налогового администрирования