Совершенствование налогового администрирования

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Сентября 2011 в 13:11, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы является изучение теоретических аспектов налоговой политики, а также определение основных направлений и механизма реализации налоговой политики в Республике Беларусь.

Для реализации целей выдвигается ряд задач:

изучение налоговой системы Республики Беларусь;
изучение элементов, видов и функций налогов;
анализ динамики ставок исследуемых налогов;
изучение направлений совершенствования налогообложения в республике.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ...............................................................................................................3

ГЛАВА 1 ПОНЯТИЕ БЮДЖЕТНО-НАЛОГОВОЙ ПОЛИТИКИ......................6

1.1 Бюджетно-налоговая политика: виды, инструменты, цели.……….....6

1.2 Налоги: виды, функции, элементы, принципы налогообложения.....10

ГЛАВА 2 АНАЛИЗ ДОХОДОВ БЮДЖЕТА, ДОЛИ РАЗЛИЧНЫХ НАЛОГОВ В ДОХОДАХ, НАЛОГОВЫЕ СТАВКИ….…......................................................19

ГЛАВА 3 СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ НАЛОГОВОГО АДМИНИСТРИРОВАНИЯ.…………………………………………………..…28

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.......................................................................................................34

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Файлы: 1 файл

CОДЕРЖАНИЕ.doc

— 357.50 Кб (Скачать)

     В налоговой политике любого государства  важное место занимают налоговые льготы, представляющие собой частичное или полное освобождение определенного круга физических и юридических лиц от уплаты налогов путем вычетов, скидок при определении налогооблагаемой базы.

     Налоговые льготы - это определенная часть объекта, изъятая из-под обложения. Налоговые льготы имеют большое стимулирующее значение для развития экономики, приоритетных отраслей, отдельных производств, регионов страны. Скидки, ослабляя налогообложение, улучшают материальное положение физических лиц, отдельных групп населения. Скидки и льготы для предпринимателей стимулируют производство.

     Налоговые льготы должны содействовать не только развитию наиболее приоритетных и важных отраслей экономики, но и решению  проблем регионального развития страны. Такой налоговый режим может временно распространяться на свободные экономические зоны. Есть необходимость увеличить налоговые льготы для отраслей, функционирующих в экономически отсталых районах республики [5, с.56].

     Налоговый оклад - сумма налога, исчисленная на весь объект налога за определенный период, подлежащая внесению в бюджетный фонд. В действительности в момент установления государством налога как отношения, возлагающего обязанности на субъекта, никаких денежных платежей не осуществляется. И только тогда, когда конкретный субъект по определенному налогу исчислит оклад налога и внесет его в бюджетный фонд, осуществится платеж (уплата денег).

     Налоговый период - время начисления налога или сбора, в течение которого налогоплательщик имеет обязанности по их оплате. В Беларуси налоговыми периодами, как правило, являются месяц, квартал, календарный год. Для отдельных категорий плательщиков подоходного налога с физических лиц и налога на добавленную стоимость — месяц.

     Налоговая квота - доля оклада налога в источнике налога. Она может быть исчислена по конкретному налогу, а также в целом по субъекту налога (по совокупному налогу). Налоговая квота отражает тяжесть налогового бремени, она показывает, какую часть доходов плательщика изымает каждый отдельный налог и все налоги в совокупности [5, с.56].

      Для того чтобы более глубоко вникнуть в суть налоговых платежей, важно определить основные принципы налогообложения. Современные принципы налогообложения таковы:

      1) Уровень налоговой ставки должен  устанавливаться с учетом возможностей налогоплательщика, т. е. уровня доходов. Налог с дохода должен быть прогрессивным (то есть чем больше доход, тем больший процент от него уплачивается в виде налога). Принцип этот соблюдается далеко не всегда, некоторые налоги во многих странах рассчитываются пропорционально (ставка налога одинакова для всех облагаемых сумм).

      2) Необходимо прилагать все усилия, чтобы налогообложение доходов носило однократный характер. Многократное обложение дохода или капитала недопустимо.

      3) Обязательность уплаты налогов.  Налоговая система не должна  оставлять сомнений у налогоплательщика в неизбежности платежа.

      4) Система и процедура выплаты  налогов должны быть простыми, понятными и удобными для налогоплательщиков и экономичными для учреждений, собирающих налоги.

      5) Налоговая система должна быть  гибкой и легко адаптируемой к меняющимся общественно-политическим потребностям.

      6) Налоговая система должна обеспечивать  перераспределение создаваемого  ВВП и быть эффективным инструментом  государственной экономической политики.

      Кроме того, схема уплаты налога должна быть доступна для восприятия налогоплательщика, а объект налога должен иметь защиту от двойного или тройного обложения [8, с.170].

      Таким образом, бюджетно-налоговая политика государства - важное направление его  финансовой политики, которое играет большую роль в регулирование экономики посредством налогов и политики доходов и расходов. 

 

ГЛАВА 2

АНАЛИЗ  ДОХОДОВ БЮДЖЕТА, ДОЛИ РАЗЛИЧНЫХ НАЛОГОВ  В ДОХОДАХ, НАЛОГОВЫЕ  СТАВКИ 

      Доходы бюджета - часть централизованных финансовых ресурсов государства, необходимых для выполнения его функций. Они выражают экономические  отношения, возникающие у государства с предприятиями, организациями и гражданами в процессе распределения стоимости общественного продукта и национального дохода. Формой проявления этих отношений служат различного вида платежей предприятий, организаций и населения в государственный бюджет, а их материально- вещественным воплощением - денежные средства, мобилизуемые в бюджетный фонд. Бюджетные доходы, с одной стороны, являются результатом распределения стоимости общественного продукта между различными участниками воспроизводственного процесса, а с другой - выступают объектом дальнейшего распределения, сконцентрированной в руках государства стоимости, ибо последняя используется для формирования бюджетных фондов территориального, отраслевого и целевого назначения.

      Состав  бюджетных доходов, формы мобилизации  денежных средств в бюджет зависят от системы и методов хозяйствования, а также от решаемых в обществе экономических задач. В нашей стране, где собственником преобладающей массы предприятий являлось государство, доходы бюджета в основном базировались на денежных накоплениях этих предприятий.

Таблица 2.1 - Структура доходов  консолидированного бюджета Республики Беларусь, %

Статья  доходов 2004г. 2005г. 2006г. 2007г 2008г. 2009г. 2010г.
Налоговые доходы 76,4 72,5 76,5 57,4 55,4 70,1 78,2
В том числе:              
налоги  на доходы и прибыль 22,9 19,5 19,4 16 15,7 16 21,7
Из  них:              
подоходный  налог 9,3 9 8,4 6,4 6,1 6,5 9,5
налог на прибыль 11,1 7,4 7,7 7,4 7,7 8,2 10,9
налоги  на собственность 4,1 4,5 6 4,3 3,7 3,3 4,5
налоги  на товары и услуги 39,7 38,3 39,7 29 28,1 38,4 36,2
Из  них:              
налог на добавленную стоимость 
 
25,2 25,1 23,7 17,3 19,1 19,2 25
акцизы 7,7 6,9 6,9 5,1 4,4 7,4 7,7
экологический налог 0,3 0.3 0,3 0,4 0,4 1,4 1,3
налоговые доходы от  внешне-

экономической деятельности

5,2 6,1 7,8 5 5,5 5,4 5,1
Неналоговые доходы 4,4 4,4 4,9 4,3 4 5,7 4,2
Взносы  на государственное

страхование

      24,4 24 24,2 21,5
ВСЕГО  100,0 100,0 100,0 100,0 100,0 100,0  100,0

     Примечание  – Источник [6, с.143]

     Из  таблицы 2.1 следует, что с момента создания налоговой системы Республики Беларусь и до настоящего времени значительную роль играют косвенные налоги, обеспечивая более половины поступлений в бюджет. НДС является бюджетнообразующим налогом и формирует около 1/4 доходов консолидированного бюджета страны. На долю акцизов приходится 7—8% в доходах бюджета.

     В последнее время в белорусской  экономике наметились положительные тенденции увеличения роли прямых налогов в формировании доходов бюджета, что отвечает задаче, поставленной в Программе социально-экономического развития на 2006—2010 гг.(рис. 2.1).

Рисунок 2.1 – Структура налоговой нагрузки за 2008-2009 гг. (% ВВП)

     Примечание  – Источник [6, с.93]

     В целях снижения налоговой нагрузки продолжается работа по снижению или отмене налогов, которые полностью относятся на затраты плательщиков, уменьшая тем самым налогооблагаемую прибыль, или же уплачиваются из выручки. В 2005 г. уменьшены ставки чрезвычайного налога с 4 до 3% и целевых сборов, уплачиваемых из выручки (с 4,15 до 3,9%), а в 2007г. он, вообще, отменен. В результате общее снижение налоговой нагрузки на экономику республики в 2005 г. составило 0,5% к ВВП.

      Вводя новые или отменяя прежние налоги и сборы, манипулируя ставками, используя систему льгот, пропагандируя принципы налоговой культуры и ответственности, государство не просто формирует бюджет, а создает в обществе соответствующую социально-экономическую базу и нравственную атмосферу. Структура и роль налоговых поступлений в формировании доходной части бюджета представлена в табл. 2.2.

Таблица 2.2 - Структура и роль налоговых поступлений в формировании доходной части бюджета Республики Беларусь в 2004- 2010 гг. (млрд. руб.) 

Статья  доходов 2004 2005 2006 2007 2008 2009 2010
Доходы  государственного бюджета 5720,9 7165,9 9643,7 31385,4 40 342,2 54 899,3 35 522
Налоговые поступления 5103,0 6263,4 8757,4 20570,4 24 661,0 34 811,1 32 864 
% налоговых поступлений в доходах бюджета 89,2 87,4 90,3 82,3 61,1 63,4 78,2
— прямые налоги и сборы 1607,6 2075 2801,7 3732,2 10301,7 15352,2 11623
% прямых налогов в доходах бюджета 28,1 29,0 29,1 32,8 21,1 22,8 24,1
- косвенные налоги и сборы 3192,3 3531,8 4894,8 5375,1 12994,8 17875,1 16324
% косвенных налогов в доходах бюджета 55,8 49,3 50,8 47,2 30,8 27,2 29,1
- прочие (смешанные) налоги и сборы 297,5 656,55 1060,9 1463,1 1060,9 5763,1 5124
% прочих (смешанных) налогов в доходах бюджета 5,2 9,2 11,0 12,9 11,0 12,9 15,3

      Примечание - Источник [23, с.5]

      В Республике Беларусь завершена работа по переходу на общепринятый в мировой практике порядок налогообложения внешней торговли. С 1 января 2005 г. вступило в силу соглашение между Республикой Беларусь и Российской Федерацией, предусматривающее переход к взиманию косвенных налогов во взаимной торговле по принципу страны назначения. Таким образом, со всеми странами мира Республика Беларусь во внешней торговле применяет единый принцип во взимании косвенных налогов.

      К моменту приобретения Республикой Беларусь суверенитета доля консолидированного бюджета в ВВП составляла 32,4 % (таблица 2.3). Затем в течение двух лет этот показатель возрастал, что было связано с необходимостью централизации в бюджете финансовых ресурсов для осуществления социально-экономической политики в условиях самостоятельности.

Таблица 2.3 – Доходы консолидированного бюджета Республики Беларусь, % к ВВП

Доходы  бюджета 1992 2000 2005 2009 2010
Без учета  целевых бюджетных фондов 32,4 28,4 35,4 35,3 36,2
С учетом целевых бюджетных фондов - 34,9 46,3 46,1 47,6

      Примечание - Источник [23, с.5]

      За 1995—2009 гг. значительно увеличился охват  бюджета за счет поэтапного включения  в него внебюджетных средств государства (таблица 2.2). В 2004 г. в бюджет включен  Фонд социальной защиты населения (ФСЗН) Министерства труда и социальной защиты, в 2005 г. — инновационные фонды, в 2006 г., с принятием Закона о бюджете, — фонд развития строительной науки.

      Основными источниками налоговых доходов  консолидированного бюджета в 2009 г. являются: налог на добавленную стоимость — 9,8 трлн р. (32 % дохода без учета средств ФСЗН); налоги на доходы и прибыль, уплачиваемые организациями, — 3,9 трлн р.; акцизы — 4,1 трлн. р.; налоговые доходы от внешнеэкономической деятельности — 12,3 трлн р.) [3, с. 32].

Информация о работе Совершенствование налогового администрирования