Совершенствование налогового администрирования

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Сентября 2011 в 13:11, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы является изучение теоретических аспектов налоговой политики, а также определение основных направлений и механизма реализации налоговой политики в Республике Беларусь.

Для реализации целей выдвигается ряд задач:

изучение налоговой системы Республики Беларусь;
изучение элементов, видов и функций налогов;
анализ динамики ставок исследуемых налогов;
изучение направлений совершенствования налогообложения в республике.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ...............................................................................................................3

ГЛАВА 1 ПОНЯТИЕ БЮДЖЕТНО-НАЛОГОВОЙ ПОЛИТИКИ......................6

1.1 Бюджетно-налоговая политика: виды, инструменты, цели.……….....6

1.2 Налоги: виды, функции, элементы, принципы налогообложения.....10

ГЛАВА 2 АНАЛИЗ ДОХОДОВ БЮДЖЕТА, ДОЛИ РАЗЛИЧНЫХ НАЛОГОВ В ДОХОДАХ, НАЛОГОВЫЕ СТАВКИ….…......................................................19

ГЛАВА 3 СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ НАЛОГОВОГО АДМИНИСТРИРОВАНИЯ.…………………………………………………..…28

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.......................................................................................................34

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Файлы: 1 файл

CОДЕРЖАНИЕ.doc

— 357.50 Кб (Скачать)

      В недавнее время Палатой представителей Национального собрания Беларуси был  принят Проект республиканского бюджета  на 2011 год.

      В структуре бюджета  будет отмечен  значительный рост социального пакета за счет повышения заработной платы, пенсий, стипендий и других социальных гарантий обществу.

     Доходы  консолидированного бюджета в 2011 году достигнут Br54,5 трлн., что составит 118% к оценке 2010 года. Доходы по проекту  республиканского бюджета в 2011 году предусматриваются в сумме Br33,6 трлн., или 116,9% к ожидаемому исполнению 2010 года.

     Как было отмечено -  структура доходов  в будущем году сохраняется.

     Основными источниками налоговых доходов  консолидированного бюджета являются: НДС - 35,1%, налоги от внешнеэкономической  деятельности - 13,3%, налоги на доходы и прибыль - 12,8%, подоходный налог - 10,1%, акцизы - 9,8%, увеличатся доходы бюджета от ввозных таможенных пошлин.

     Краткий обзор налогов и их ставки представлены в приложениях А, Б, В.

      По  поводу показателя налоговой нагрузки на экономику довольно часто идут острые дискуссии. При этом практически всегда утверждается, что рост налогового бремени оказывает крайне негативное влияние на экономический рост.

      Однако анализ динамики темпов роста ВВП и налоговой нагрузки в нашей стране в последние годы свидетельствует о неоднозначном характере взаимосвязи между этими макроэкономическими показателями.

      Так, в 2002 г. снижение налоговой нагрузки сопровождалось повышением темпов роста  ВВП, в 2003-2004 гг. возрастали оба показателя, в 2005 г. темпы роста ВВП снизились при повышении налоговой нагрузки, а в 2006 г. — наоборот, темпы роста ВВП возросли, а налоговое бремя снизилось [13].

      Таким образом, отрицательное влияние  роста налоговой нагрузки на темпы  роста ВВП наблюдалось по трем годам из пяти. При этом колебания уровня налоговой нагрузки все это время находились в пределах одного процента. Можно предположить, что столь незначительные изменения не оказывали существенного влияния на темпы экономического роста.

      Сопоставления с другими странами показали, что только в двух странах Евросоюза — Швеции (52%) и Дании (49,9%) — налоговая нагрузка выше, чем в Беларуси (48,8%). В странах с переходной экономикой уровень налогового бремени существенно ниже, чем в РБ.

      Анализ  бюджетно-налоговой системы свидетельствует, что в Беларуси высока доля централизации финансовых ресурсов в государственном бюджете (48,7 %); относительно высокая общая налоговая нагрузка на реальный сектор экономики (45,2 % к ВВП); большое количество взимаемых налогов и льгот; неравномерна налоговая нагрузка по отраслям и секторам экономики; высока дотационность бюджетов территорий и доля встречных потоков финансовых ресурсов между бюджетами.

      Налоговое бремя распределяется неравномерно в зависимости от форм хозяйствования вследствие того, что некоторые отрасли, предприятия имеют различные льготы. Так, суммы налоговых и неналоговых платежей и отчислений по отраслям распределяются следующим образом: промышленность – свыше 50 %, строительство – менее 10%, торговля и общественное питание – менее 5 %, сельское хозяйство – менее 3%. Подобная тенденция пока сохраняется и в настоящее время. Кроме того, ряд налогов и неналоговых платежей включены в выручку и себестоимость.

      Сложилась ситуация, когда выручка, фонд заработной платы и прибыль выступают объектами многократного обложения. С прибыли изымается 6 республиканских налогов, а также местные налоги. Фонд заработной платы является самым высокооблагаемым элементом и выступает объектом исчисления 4 платежей предприятий и 2 платежей работников (походный налог и отчисления в пенсионный фонд). В результате налоги и неналоговые платежи учитываются в элементах себестоимости продукции и повышают цену продукции. Это ведет к тому, что многие предприятия выплачивают налоги по сумме, превышающей размер прибыли, а некоторым приходится расплачиваться с государством даже при отсутствии прибыли. В результате предприятия изымают средства из амортизационных отчислений, обостряя проблемы накоплений, расширения инвестиционной деятельности. Вследствие этого налоги и неналоговые платежи перекладываются на потребителей.

      Недостатки  обусловливают необходимость поэтапного реформирования фискальной системы по следующим направлениям.

      В области налоговой политики предстоит серьезная реформа не только всей системы применяемых налогов и сборов, но и законодательных основ налогообложения в рамках подготовки к введению в действие Налогового кодекса Республики Беларусь унифицированного с Налоговым кодексом Российской Федерации и направленного на создание единого правового пространства и равных условий налогообложения для юридических и физических лиц Беларуси и России.

      Достижение  поставленных целей предполагает:

  • введение в Республике Беларусь общепринятых в мировой практике правовых норм и правил налогообложения, понятийного и терминологического аппарата, принципов, методов и способов регулирования отношений, связанных с уплатой налогов и сборов;
  • совершенствование структуры налогов с ориентацией на значительное повышение роли прямого подоходного налогообложения, а также сокращение количества республиканских налогов (оставив 7–8 основных) за счет отмены малоэффективных сборов и отчислений во внебюджетные и целевые бюджетные фонды, объединения налогов, имеющих сходную налоговую базу;
  • существенную модернизацию методов расчета, а также механизмов и принципов взимания таких основных налогов, как на добавленную стоимость, прибыль и доходы организаций, акцизы, подоходный налог с физических лиц;
  • выравнивание условий налогообложения для всех налогоплательщиков, в первую очередь, за счет поэтапного сокращения льгот по налоговым платежам и ужесточения подходов к предоставлению индивидуальных налоговых льгот и преференций;
  • установление оптимального соотношения республиканских и местных налогов и сборов, а также обеспечение эффективного взаимодействия республиканского и местных бюджетов [10, с. 172].

      К 2009 г. в соответствии с Программой социально–экономического развития Республики Беларусь на 2005–2010 годы прогнозируется снизить уровень централизации финансовых ресурсов государством до 45% к ВВП, в том числе в консолидированном бюджете – до 35 – 37%, во внебюджетных фондах – до 8 – 10%. При этом общий уровень налоговой нагрузки на экономику с учетом отчислений в Фонд социальной защиты населения снизится с 46% в 2009 г. до 39–40% в 2010 г.

      Таким образом, в Республике Беларусь продолжается налоговая реформа, которая обеспечит закрепление сложившихся положительных тенденций в области налогообложения и дальнейшее совершенствование налогового законодательства. Цель преобразований в налоговой сфере состоит в снижении налоговой нагрузки, улучшении налогового администрирования и повышении рациональности, справедливости и стабильности налоговой системы.

      Специфика белорусской модели заключается  в высоком уровне государственного регулирования. С помощью налоговой  системы перераспределяются значительные финансовые ресурсы между отраслями и отдельными предприятиями. Это перераспределение имеет не рыночный, а административный характер. Причем ресурсы достаются, как правило, не самым эффективным предприятиям. Это позволяет поддерживать, а часто и увеличивать, объемы производства, решать некоторые социальные задачи, но вместе с тем сдерживает прогрессивные структурные преобразования в экономике.

      В последние годы высокие темпы  роста ВВП в значительной степени  были обусловлены внешними и конъюнктурными факторами. А для обеспечения устойчивого долгосрочного экономического роста необходима активизация внутренних стимулов развития, одним из которых является снижение налогового бремени. И эффект от такого снижения будет тем более ощутимым, чем активнее будут проводиться рыночные преобразования в стране.

 

ГЛАВА 3

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ НАЛОГОВОГО АДМИНИСТРИРОВАНИЯ 
 

      Исходя  из значения понятий "администрирование", "управление" руководство чем-нибудь - можно кратко определить, что налоговое  администрирование - это государственное управление в области налогообложения, поскольку только государство может устанавливать порядок исчисления, взимания и уплаты налогов и сборов.

      Налоговая политика не может быть инструментом краткосрочного регулирования экономики. Следует добиваться стабильности налогового законодательства и не допускать изменений, снижающих устойчивость доходной части бюджета к резким изменениям внешнеэкономических факторов. Уточнение налогового законодательства должно быть направлено на ликвидацию неопределенности норм законодательства и возможности его неоднозначной трактовки. С учетом роста расходных обязательств бюджетной системы, неопределенности прогнозов внешнеэкономической конъюнктуры снижение нагрузки возможно, прежде всего, за счет повышения качества налогового администрирования.

      Налоговая система любой страны эффективна в том случае, если сформирована на общих методологических подходах, учитывающих платежеспособность населения, налоговые льготы для стратегических целей экономики, равномерное распределение налогов по субъектам хозяйствования, оптимальность налогового бремени и др. Важным звеном налоговой политики государства являются критерии налогообложения. В качестве первого критерия экономисты называют  справедливость (равенство), в качестве второго – эффективность. Первый критерий строится на том, что государственные налоги и их расходование влияют на распределение доходов в обществе, возлагая тяготы на одних и предоставляя блага другим. Общество в конечном счете стремится к справедливому распределению этих тягот и благ.

      Но  основным в системе налогообложения  является все же критерий платежеспособности. В соответствии с ним налоги должны расти по мере роста доходов, так  как  в результате этого  неравенство  в материальном положении сокращается. Такая налоговая система называется прогрессивной. Напротив, если после выплаты налогов неравенство в обществе возрастает, налицо регрессивная система налогообложения. Согласно кейнсианскому подходу, применение налогов как важного инструмента фискальной политики может стимулировать деловую и инвестиционную активность, так как снижение налогов оставляет в распоряжении предпринимателей значительно большую часть денежных средств, чем величина снижения уровня налога.

      Государство не ограничивает свое вмешательство в экономику лишь варьированием налоговых ставок. Целями государственной политики могут быть обеспечение выравнивания уровня доходов граждан, поддержание социально значимых отраслей дотациями и инвестициями, стимулирование малого бизнеса, чистого экспорта, стабилизация экономики. В связи с этим государство будет осуществлять определенные расходы из государственной казны.

      Современная налоговая система Беларуси характеризуется  следующими чертами:

  • базируется на правовой основе, а не подзаконных актах, как это было ранее. Она пронизывает все финансовые отношения, связанные с перераспределением части совокупного общественного продукта;
  • построена по единым правилам, на едином механизме исчисления и сбора платежей, независимо от организационно-правовых форм субъектов хозяйствования и физических лиц. За всеми налоговыми взносами осуществляется единый контроль со стороны налоговых органов;
  • предъявляет к плательщикам одинаковые требования и создает равные стартовые условия формирования доходов путем определения перечня налогов, унификации ставок, упорядочения льгот и механизма их предоставления, невмешательства в использование средств, оставшихся после уплаты налога;
  • обеспечивает более справедливое распределение налогового бремени между отдельными категориями плательщиков, юридическими лицами, усиливает правовую защиту их интересов;
  • учет опыта западных стран дает возможность Беларуси присоединиться к мировому рынку, включиться в международные экономические интеграционные связи [19, с.213].

      Вместе  с этим, созданная налоговая система в силу разных причин имеет существенные недостатки. Во-первых, налоги носят в основном фискальный характер. При решении вопросов о налогах главным выступает доходность бюджета, тогда как регулирующей и стимулирующей роли налогов не придается серьезного значения, хотя именно эти функции налогов могут способствовать экономическому росту государства.

      Во-вторых, важным недостатком системы является высокий уровень налогообложения  хозяйствующих субъектов. Суммарные налоговые платежи (все налоги и внебюджетные средства) по разным оценкам составляют от 40 до 70 % валовых доходов юридических лиц (прибыль плюс зарплата). Высок уровень косвенных налогов (НДС, акцизы, таможенные пошлины), оплачиваемых населением, именно они выступают одним из генераторов инфляционных процессов. Доказано, что у плательщика можно безболезненно изъять до 20 % совокупного дохода. Расширенное воспроизводство еще будет продолжаться и при изъятии до 25 % доходов, но последнее вызовет недовольство предпринимателя, и инфляция начнет набирать темпы. Рост ставок выше этого предела приведет к прекращению далее простого воспроизводства, сократятся и поступления в бюджет, возникнут основания для возникновения гиперинфляции.

Информация о работе Совершенствование налогового администрирования