Совершенствование налогового администрирования

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Сентября 2011 в 13:11, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы является изучение теоретических аспектов налоговой политики, а также определение основных направлений и механизма реализации налоговой политики в Республике Беларусь.

Для реализации целей выдвигается ряд задач:

изучение налоговой системы Республики Беларусь;
изучение элементов, видов и функций налогов;
анализ динамики ставок исследуемых налогов;
изучение направлений совершенствования налогообложения в республике.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ...............................................................................................................3

ГЛАВА 1 ПОНЯТИЕ БЮДЖЕТНО-НАЛОГОВОЙ ПОЛИТИКИ......................6

1.1 Бюджетно-налоговая политика: виды, инструменты, цели.……….....6

1.2 Налоги: виды, функции, элементы, принципы налогообложения.....10

ГЛАВА 2 АНАЛИЗ ДОХОДОВ БЮДЖЕТА, ДОЛИ РАЗЛИЧНЫХ НАЛОГОВ В ДОХОДАХ, НАЛОГОВЫЕ СТАВКИ….…......................................................19

ГЛАВА 3 СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ НАЛОГОВОГО АДМИНИСТРИРОВАНИЯ.…………………………………………………..…28

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.......................................................................................................34

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Файлы: 1 файл

CОДЕРЖАНИЕ.doc

— 357.50 Кб (Скачать)

      CОДЕРЖАНИЕ 
 

ВВЕДЕНИЕ...............................................................................................................3

ГЛАВА 1 ПОНЯТИЕ БЮДЖЕТНО-НАЛОГОВОЙ ПОЛИТИКИ......................6

      1.1 Бюджетно-налоговая политика: виды, инструменты, цели.……….....6

      1.2 Налоги: виды, функции, элементы, принципы налогообложения.....10

ГЛАВА 2 АНАЛИЗ ДОХОДОВ БЮДЖЕТА, ДОЛИ РАЗЛИЧНЫХ НАЛОГОВ В ДОХОДАХ, НАЛОГОВЫЕ СТАВКИ….…......................................................19

ГЛАВА 3 СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ НАЛОГОВОГО АДМИНИСТРИРОВАНИЯ.…………………………………………………..…28

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.......................................................................................................34

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ  ИСТОЧНИКОВ

ПРИЛОЖЕНИЯ...………………………………………………………………...39

 

ВВЕДЕНИЕ 
 

      В данной курсовой работе раскрывается роль бюджетно-налоговой политики в государственной экономике, и рассматриваются её цели и структура. Эта тема очень актуальна сегодня, так как наша экономика, бюджет и налоговая сфера, в частности, находятся ещё в неустойчивой стадии формирования, и от того, как правительство будет осуществлять бюджетно-налоговую политику, зависит судьба каждого человека, живущего в нашей стране и судьба всей страны в целом.

      Среди множества экономических рычагов, при помощи которых государство воздействует на рыночную экономику, важное место занимают налоги. В условиях рыночных отношений, и особенно в переходный к рынку период, налоговая система является одним из важнейших экономических регуляторов, основой финансово-кредитного механизма государственного регулирования экономики. Государство широко использует налоговую политику в качестве определенного регулятора воздействия на негативные явления рынка. Налоги, как и вся налоговая система, являются мощным инструментом управления экономикой в условиях рынка. От того, насколько правильно построена система налогообложения, зависит эффективное функционирование всего народного хозяйства.

      На  Западе налоговые вопросы давно  уже занимают почетное место в финансовом планировании предприятий. В условиях высоких налоговых ставок неправильный или недостаточный учет налогового фактора может привести к весьма неблагоприятным последствиям или даже вызвать банкротство предприятия. С другой стороны, правильное использование предусмотренных налоговым законодательством льгот и скидок может обеспечить не только сохранность полученных финансовых накоплений, но и возможности финансирования, расширения деятельности, новых инвестиций за счет экономии на налогах или даже за счет возврата налоговых платежей из казны.

      Применение налогов является одним из экономических методов управления и обеспечения взаимосвязи общегосударственных интересов с коммерческими интересами предпринимателей и предприятий, независимо от ведомственной подчиненности, форм собственности и организационно-правовой формы предприятия. С помощью налогов определяются взаимоотношения предпринимателей, предприятий всех форм собственности с государственными и местными бюджетами, с банками, а также с вышестоящими организациями. При помощи налогов регулируется внешнеэкономическая деятельность, включая привлечение иностранных инвестиций, формируется хозрасчетный доход и прибыль предприятия. С помощью налогов государство получает в свое распоряжение ресурсы, необходимые для выполнения своих общественных функций. За счет налогов финансируются также расходы по социальному обеспечению, которые изменяют распределение доходов.

      В условиях перехода от административно-директивных методов управления к экономическим резко возрастают роль и значение налогов как регулятора рыночной экономики, поощрения и развития приоритетных отраслей народного хозяйства, через налоги государство может проводить энергичную политику в развитии наукоемких производств и ликвидации убыточных предприятий. Именно налоговая система на сегодняшний день оказалась, пожалуй, главным предметом дискуссий о путях и методах реформирования, а также острой критики. Сейчас существует масса всевозможной литературы по налогообложению в западных странах, накоплен огромный многолетний опыт. Но в связи с тем, что налоговая система Белоруссии создается практически заново, сегодня очень мало монографий отечественных авторов по налогообложению, в которых можно было бы найти грамотные, глубоко продуманные, просчитанные предложения по созданию именно белорусской налоговой системы, отвечающей нашим белорусским условиям.

      Государство, устанавливая налоги, стремится, прежде всего, обеспечить себе необходимую  материальную базу для осуществления  возложенных на него задач, которые  реализуются посредством налоговой  политики, являющейся частью финансовой политики государства.

      Целью данной работы является изучение теоретических  аспектов налоговой политики, а также  определение основных направлений  и механизма реализации налоговой  политики в Республике Беларусь.

      Для реализации целей выдвигается ряд задач:

  • изучение налоговой системы Республики Беларусь;
  • изучение элементов, видов и функций налогов;
  • анализ динамики ставок исследуемых налогов;
  • изучение направлений совершенствования налогообложения в республике.

      Актуальность  рассматриваемой темы делает ее дальнейшее исследование необходимым и своевременным.

      Поставленные  задачи логически предопределили структуру  работы, которая состоит из введения, трех глав, последовательно раскрывающих тему, заключения и списка использованной литературы.

      В первой главе рассматривается экономическая сущность налогов, их виды и понятие бюджетно-налоговой политики.

      Вторая  глава посвящена анализу доходов  бюджета в РБ.

      В третьей главе предметом исследования является совершенствование налогового администрирования.

      В данной курсовой работе объектом и предметом исследования является налоговая система.

      Выводы, полученные в работе, автор выносит на защиту.

 

ГЛАВА 1

ПОНЯТИЕ БЮДЖЕТНО-НАЛОГОВОЙ  ПОЛИТИКИ 

      1.1 Бюджетно-налоговая политика: виды, инструменты, цели  

        Бюджетно-налоговая политика — это совокупность финансовых мероприятий государства по регулированию экономики посредством изменений государственных доходов и расходов. Часто вместо термина «бюджетно-налоговый» используют его синоним «фискальный».

      Налоги  и государственные расходы являются основными инструментами фискальной политики.

      Фискальная  политика может как благотворно, так и достаточно болезненно воздействовать на стабильность национальной экономики. Она значительно видоизменяется в зависимости от поставленных стратегических задач, как, например, антикризисное регулирование, обеспечение высокой занятости, борьба с инфляцией.

      Современная фискальная политика определяет основные направления использования финансовых ресурсов государства, методы финансирования и главные источники пополнения казны. В зависимости от конкретно-исторических условий в отдельных странах такая политика имеет свои особенности.

       Цели фискальной политики представлены на рисунке 1.1. 
 

           
       
       

           
       
       
       
       
       
       

   Рисунок 1.1 – Цели бюджетно-налоговой  политики 

      Инструментарий  фискальной политики включает: манипуляцию  различными видами налогов и налоговых  ставок, кроме того, трансфертные платежи  и другие виды государственных расходов. Важнейшим комплексным инструментом и показателем эффективности  фискальной политики является государственный бюджет, объединяющий налоги и расходы в единый механизм.

      Различные инструменты по-разному воздействуют на экономику. Государственные закупки, образуют один из компонентов совокупных расходов, а, следовательно, и спроса. Как и частные расходы, государственные закупки увеличивают уровень совокупных расходов. Помимо государственных закупок имеется еще один вид госрасходов. А именно: трансфертные платежи. Они не включаются в ВНП, однако, они входят и учитываются в личном доходе и располагаемом доходе. Объем частного потребления скорее зависит не от национального, а от располагаемого дохода. Трансфертные платежи косвенно влияют на потребительский спрос, увеличивая располагаемый доход домохозяйств. Инструментом отрицательного воздействия на совокупные расходы являются налоги. Любые налоги означают уменьшение размеров располагаемого дохода. Уменьшение располагаемого дохода в свою очередь ведет к сокращению не только потребительских расходов, но и сбережений.

      Стимулирующая бюджетно-налоговая политика (фискальная экспансия) в краткосрочной перспективе имеет своей целью преодоления  циклического спада экономики  и  предполагает увеличение госрасходов, снижение налогов или комбинирование этих мер. В более долгосрочной перспективе политика снижения налогов может привести к расширению предложения факторов производства и росту экономического потенциала. Осуществление этих целей связано с проведением комплексной налоговой реформы, сопровождающейся ограничительной кредитно-денежной политикой Национального банка и изменением оптимизации структуры государственных расходов.

      Сдерживающая  бюджетно-налоговая  политика  (фискальная рестрикция) имеет своей целью ограничение циклического подъема экономики и предполагает снижение госрасходов, увеличение налогов или комбинирование этих мер. В краткосрочной перспективе эти меры позволяют снизить инфляцию спроса ценой роста безработицы и спада производства [7, с. 124].

      Фискальную  политику в зависимости от механизмов ее реагирования на изменение экономической ситуации подразделяют на две части. Первая - это т.н. дискреционная политика, которая проводится по усмотрению правительства и на основе его решений. Вторая - это политика т.н. встроенных стабилизаторов, т.е. тех механизмов, которые работают в режиме саморегулирования и независимо от принимаемых решений сами реагируют на изменение положения в экономике.

      Дискреционная фискальная политика - это сознательное манипулирование налогами и расходами, или активная фискальная политика.

      В период спада стимулирующая фискальная политика складывается из: увеличения государственных расходов; снижения налогов; сочетания роста государственных расходов со снижением налогов. Такая фискальная политика обеспечивает сокращение падения производства.

      В условиях инфляции и избыточного совокупного спроса сдерживающая фискальная политика складывается из: уменьшения государственных расходов; увеличения налогов; сочетания сокращения государственных расходов с растущим налогообложением.

      Автоматическая  фискальная политика - это пассивная фискальная политика, при которой необходимые изменения в уровнях государственных расходов и налогов вводятся автоматически.

      Ограниченные  возможности дискреционной фискальной политики адаптироваться к потребностям, вызванным новыми хозяйственными пропорциями, делает необходимым дополнить ее иным видом фискальной политики, способным непрерывно корректировать налоговые поступления. Это осуществляется автоматически с помощью так называемых встроенных стабилизаторов (рис. 1.2).

      

    Рисунок 1.2 - Встроенные стабилизаторы

      где G — государственные расходы; Т— налоговые поступления

      Встроенные  стабилизаторы автоматической фискальной политики поддерживают экономическую  стабильность на основе саморегуляции. Как только экономическая ситуация изменяется, в действие вступают механизмы саморегуляции.

      К числу встроенных стабилизаторов относятся:

  • автоматические изменения в налоговых отчислениях в различные периоды экономического цикла. В период подъема налоговые поступления возрастают, обеспечивая снижение покупательной способности населения и сдерживая экономический рост, в период экономического спада сумма изъятия доходов уменьшается, вызывая увеличение покупательной способности, формируя эффективный спрос;
  • совокупность пособий по безработице и социальных выплат, программы по поддержанию малоимущих слоев населения, препятствующие резкому сокращению совокупного спроса в периоды экономического спада. В период подъема выплата различных пособий уменьшается, сдерживая совокупный спрос [22, с. 74].

Информация о работе Совершенствование налогового администрирования