Производство по делам об административных правонарушениях

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2012 в 01:31, курсовая работа

Краткое описание

Производство по делам об административных правонарушениях определяется как правовой институт и как вид административно-процессуальной деятельности. В первом случае это совокупность административно-процессуальных норм, определяющих порядок действий участников административно-юрисдикционного процесса по поводу разрешения конкретных дел, возникающих в связи с совершением административных правонарушений; во втором – урегулированный административно-процессуальными нормами порядок действий участников административно-юрисдикционных правоотношений в связи с реализацией задач производства по делам об административных правонарушениях. Производство по делам об административных правонарушениях, являясь составной частью административно-юрисдикционного процесса, имеет свою структуру, образуемую совокупностью стадий, характеризующихся специфической функциональной направленностью, относительной самостоятельностью и логической завершенностью.

Оглавление

Введение.
Глава 1. Правовые основы производства по делам об административных правонарушениях
§1. Понятие, принципы и задачи производства по делам об административных правонарушениях
§2. Участники производства по делам об административных правонарушениях
Глава 2. Стадии производства по делам об административных правонарушениях
§1. Возбуждение дела об административном правонарушении
§2. Рассмотрение дел об административных правонарушениях
§3. Исполнение постановлений по делам об административных правонарушениях
Глава 3. Административные правонарушения, посягающие на институты государственной власти
§1. Общая правовая характеристика административных правонарушений, посягающих на институты власти и порядок управления
§2. Особенности производства по статье 17.7. Невыполнение законных требований прокурора, следователя, дознавателя или должностного лица, осуществляющего производство по делу об административном правонарушении
Заключение
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

курсовик 2012 (да).docx

— 63.67 Кб (Скачать)

§2. Участники производства по делам об административных правонарушениях.

К числу участников производства Кодекс об административных правонарушениях  РФ относит:

  1. лиц, в отношении которых ведется производство;
  2. потерпевших;
  3. законных представителей физических и юридических лиц;
  4. защитников и представителей потерпевшего;
  5. свидетелей;
  6. понятых;
  7. специалистов;
  8. экспертов;
  9. переводчиков;
  10. прокурора.

Так, лицо, которому инкриминируется  совершение административного правонарушения, вправе знакомиться с материалами  дела, давать объяснения, представлять доказательства, заявлять ходатайства  и отводы, пользоваться юридической  помощью адвоката или иного лица, приглашенного им по выбору, выступать  на родном языке и пользоваться при  необходимости услугами переводчика, обжаловать вынесенное по делу постановление.6  Дело рассматривается в его присутствии. Если имеются данные о его своевременном извещении о месте и времени рассмотрения дела и от него не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела, оно может быть рассмотрено в его отсутствие. По некоторым делам присутствие привлекаемого к административной ответственности является обязательным (например, при рассмотрении дел, влекущих административный арест или административное выдворение).

На время рассмотрения обстоятельств дела, обсуждение которых  может оказать отрицательное  влияние на несовершеннолетнее лицо, последнее может быть удалено  на время рассмотрения таких обстоятельств.

Потерпевшим признается физическое или юридическое лицо, которому административным правонарушением причинен моральный, физический или имущественный вред.

Законные представители  физического лица - родители, усыновители, опекуны, попечители несовершеннолетних нарушителей или потерпевших, а  также лиц, которые в силу своего физического или психического состояния лишены возможности самостоятельно реализовать свои права. При рассмотрении дела об административном правонарушении, совершенном лицом в возрасте до восемнадцати лет, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дело об административном правонарушении, вправе признать обязательным присутствие законного представителя указанного лица.7

Законные представители  юридического лица осуществляют защиту его прав и законных интересов, если в отношении его ведется производство или оно является потерпевшим. В  таком качестве выступают руководитель юридического лица, а также иное лицо, признанное в соответствии с  законом и учредительными документами  органом юридического лица. Полномочия законного представителя подтверждаются документами, удостоверяющими его  служебное положение. Для оказания юридической помощи лицу, в отношении  которого ведется производство, может  участвовать защитник, а для оказания такой же помощи потерпевшему - представитель. В качестве защитника или представителя  к участию в производстве допускаются  адвокат или иное лицо. Полномочия адвоката удостоверяются ордером, выданным юридической консультацией, а полномочия представителя - официальной доверенностью.

Защитник и представитель  допускаются к участию в производстве с момента составления протокола  об административном правонарушении, а защитник также с момента  административного задержания физического  лица.

Свидетель - любое лицо, которому могут быть известны какие-либо обстоятельства, подлежащие установлению по данному  делу. Свидетель предупреждается  об административной ответственности  за дачу заведомо ложных показаний. За отказ или уклонение от исполнения своих обязанностей он может нести  административную ответственность. При  опросе несовершеннолетнего свидетеля, не достигшего 14 лет, обязательно присутствие  педагога или психолога. Свидетель  вправе не свидетельствовать против себя, своего супруга и близких  родственников.

Понятой - привлекаемое к  участию в производстве любое  не заинтересованное в исходе дела совершеннолетнее лицо. Присутствие  понятых обязательно при применении мер обеспечения производства. Число  понятых должно быть не менее двух.

Специалист - любое не заинтересованное в исходе дела совершеннолетнее лицо, обладающее познаниями, необходимыми для оказания содействия в обнаружении, закреплении и изъятии доказательств, а также в применении технических  средств.

Эксперт - любое не заинтересованное в исходе дела совершеннолетнее лицо, обладающее специальными познаниями в  науке, технике, искусстве или ремесле, достаточными для проведения экспертизы и дачи экспертного заключения.

Переводчик - лицо, владеющее  языками или навыками сурдоперевода.

Участники производства вправе знакомиться с материалами дела, заявлять ходатайства, делать заявления  и замечания, приносить жалобы на постановление по делу.8

В производстве по делам  об административных правонарушениях  вправе участвовать прокурор (возбуждать производство, участвовать в рассмотрении дел, заявлять ходатайства, давать заключения по возникающим вопросам). Независимо от участия в деле он может принести протест на постановление по делу. О месте и времени рассмотрения дела об административном правонарушении, совершенном несовершеннолетним, а  также дела, возбужденного по его  инициативе, извещается прокурор.

К участию в производстве не допускаются в качестве защитника  или представителя сотрудники государственных  органов, осуществляющих надзор и контроль за соблюдением правил, нарушение  которых явилось основанием для  возбуждения данного дела, а специалисты, эксперты - если состоят в родственных  отношениях с другими участниками  производства. При этих обстоятельствах  названные лица подлежат отводу (самоотводу). Потерпевшему, свидетелю, эксперту, специалисту, переводчику возмещаются расходы, понесенные ими в связи с участием в производстве.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Стадии производства по делам об административных правонарушениях.

§1. Возбуждение дела об административном правонарушении.

Производство по делам  об административных правонарушениях  состоит из следующих стадий: возбуждения  дела; его рассмотрения и разрешения; обжалования или опротестования постановления по делу; исполнения постановления по делу.

Возбуждение дела об административном правонарушении – первоначальная стадия административного производства. Следует различать его поводы и основания.9

Поводами к возбуждению  дела являются: непосредственное обнаружение  уполномоченным должностным лицом  факта совершения административного  правонарушения; материалы, поступающие  из правоохранительных органов, а также  от других государственных органов, органов местного самоуправления, общественных объединений; сообщения и заявления  физических и юридических лиц; сообщения  в средствах массовой информации.

Основанием для возбуждения  дела является наличие достаточных  данных, указывающих на признаки административного  правонарушения.

Дело об административном правонарушении считается возбужденным с момента составления протокола  о его совершении или вынесении  прокурором постановления о возбуждении  административного производства.

Протокол об административном правонарушении 10 – процессуальный документ, свидетельствующий о совершении данного противоправного деяния. Его составляют уполномоченные должностные лица – представители тех органов, которые правомочны рассматривать дела об административных правонарушениях (например, должностные лица органов внутренних дел, контрольно-надзорных органов и т.п.).

При составлении протокола  физическому лицу или законному  представителю юридического лица должны быть разъяснены их права и обязанности. К протоколу прилагаются их объяснения и замечания, если таковые имеются. В случае отказа этих лиц от подписания протокола в нем делается соответствующая  запись. Копия протокола вручается  под расписку лицам, в отношении  которых возбуждено дело.

Протокол составляется сразу  же после выявления факта совершения административного правонарушения. Если же требуется дополнительное выяснение  обстоятельств дела, в том числе  данных о личности или сведений о  юридическом лице, протокол составляется в течение суток с момента  выявления правонарушения. Затем  протокол направляется органу (должностному лицу), уполномоченному рассматривать  дело, в течение суток с момента  его составления. Если правонарушение влечет за собой административный арест, протокол передается судье немедленно после его составления.

Протокол об административном правонарушении составляется не во всех случаях. Так, при совершении правонарушения, влекущего наложение административного  взыскания в виде предупреждения или административного штрафа, не превышающего одного минимального размера  оплаты труда, протокол не составляется.11 Штраф взимается уполномоченным должностным лицом на месте совершения правонарушения. Если лицо оспаривает взыскание, налагаемое на месте, протокол составляется на общих основаниях. Протокол не составляется также в случаях, когда административное производство возбуждено постановлением прокурора.12

При невозможности составить  протокол на месте совершения административного  правонарушения, хотя его составление  обязательно, нарушитель может быть доставлен в милицию.

§2. Рассмотрение дел об административных правонарушениях.

Рассмотрение дела об административном правонарушении – центральная стадия, в рамках которой проявляются важнейшие черты, свойственные юрисдикционной административно-процессуальной деятельности.13

Прежде всего орган (должностное  лицо), уполномоченный рассматривать  дела такого рода, осуществляет подготовку к рассмотрению. При этом должны быть решены вопросы важного юридического значения, а именно: относится ли данное дело к компетенции данного  органа (должностного лица); правильно  ли составлены протокол и другие материалы, если таковые имеются; извещены ли лица, участвующие в рассмотрении дела, о месте и времени рассмотрения; имеются ли обстоятельства, исключающие  возможность рассмотрения дела; достаточно ли имеющихся по делу материалов для  его рассмотрения по существу; имеются  ли ходатайства и отводы.

При этом учитывается, что  данное дело не может рассматриваться  в случаях родственных связей между участниками производства либо наличия личной, прямой или  косвенной заинтересованности в  решении дела судьи или должностного лица, рассматривающего дело. При наличии  этих обстоятельств они обязаны  заявить самоотвод, а другие участники  производства вправе заявить отвод  этим официальным лицам.

КоАП РФ также установлен определенный порядок рассмотрения дел. Оно начинается с объявления о том, кто рассматривает данное дело, какое именно дело подлежит рассмотрению, кто привлекается к административной ответственности. Затем устанавливается  личность участников производства, им разъясняются их процессуальные права  и обязанности. Далее оглашается протокол об административном правонарушении. Заслушиваются объяснения, показания, заключения участников производства, исследуются доказательства, заслушивается  заключение присутствующего прокурора. Главное в содержании данной стадии административного производства состоит в том, что орган (должностное лицо) при рассмотрении дела обязан выяснить: было ли совершено административное правонарушение, виновно ли данное лицо в его совершении, подлежит ли оно административной ответственности, имеются ли обстоятельства, смягчающие и отягчающие ответственность, причинен ли имущественный ущерб. Аналогичные вопросы (кроме виновности) выявляются и в отношении юридических лиц.14

При рассмотрении дела судьей или коллегиальным органом обязательно  составляется протокол рассмотрения дела об административном правонарушении.15 При наличии хотя бы одного из обстоятельств, исключающих производство по данному делу, при объявлении нарушителю устного замечания, при передаче дела на предмет привлечения виновного к дисциплинарной ответственности, а также при обнаружении в нарушении признаков преступления рассмотрение дела завершается прекращением производства.

Разрешение дела об административном правонарушении выражается в вынесении  органом (должностным лицом) постановления  по делу. Оно может быть либо о  прекращении дела производством, либо о наложении административного  взыскания. В последнем случае постановление  должно содержать все данные, свидетельствующие  о том, что в ходе рассмотрения дела установлен факт административного  правонарушения и лицо, его совершившее. Не допускается принятие постановлений, унижающих достоинство человека.

Установлено, что судья, рассматривающий  дело об административном правонарушении, вправе при отсутствии спора одновременно с наложением административного  взыскания решить вопрос о возмещении имущественного ущерба. Возмещение имущественного ущерба по делам, рассматриваемым иными уполномоченными органами (должностными лицами), разрешается в исковом порядке.

Информация о работе Производство по делам об административных правонарушениях