Производство по делам об административных правонарушениях

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2012 в 01:31, курсовая работа

Краткое описание

Производство по делам об административных правонарушениях определяется как правовой институт и как вид административно-процессуальной деятельности. В первом случае это совокупность административно-процессуальных норм, определяющих порядок действий участников административно-юрисдикционного процесса по поводу разрешения конкретных дел, возникающих в связи с совершением административных правонарушений; во втором – урегулированный административно-процессуальными нормами порядок действий участников административно-юрисдикционных правоотношений в связи с реализацией задач производства по делам об административных правонарушениях. Производство по делам об административных правонарушениях, являясь составной частью административно-юрисдикционного процесса, имеет свою структуру, образуемую совокупностью стадий, характеризующихся специфической функциональной направленностью, относительной самостоятельностью и логической завершенностью.

Оглавление

Введение.
Глава 1. Правовые основы производства по делам об административных правонарушениях
§1. Понятие, принципы и задачи производства по делам об административных правонарушениях
§2. Участники производства по делам об административных правонарушениях
Глава 2. Стадии производства по делам об административных правонарушениях
§1. Возбуждение дела об административном правонарушении
§2. Рассмотрение дел об административных правонарушениях
§3. Исполнение постановлений по делам об административных правонарушениях
Глава 3. Административные правонарушения, посягающие на институты государственной власти
§1. Общая правовая характеристика административных правонарушений, посягающих на институты власти и порядок управления
§2. Особенности производства по статье 17.7. Невыполнение законных требований прокурора, следователя, дознавателя или должностного лица, осуществляющего производство по делу об административном правонарушении
Заключение
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

курсовик 2012 (да).docx

— 63.67 Кб (Скачать)

Постановление по делу объявляется  по окончании его рассмотрения. Его  копия вручается наказанному  лицу, а также немедленно направляется прокурору.

Необходимо выделить такой  этап производства как стадия обжалования  и опротестования постановления  по делу об административном правонарушении.16 Право на обжалование в данном случае предоставлено лицу, в отношении которого вынесено постановление, а также потерпевшему законным представителем физического и юридического лица. Опротестование постановления осуществляется прокурором.

Жалоба и протест подаются: на постановление, вынесенное судьей –  в вышестоящий суд; на вынесенное коллегиальным органом – в  районный суд по месту нахождения такого органа; на вынесенное должностным  лицом – вышестоящему должностному лицу. 17 Если жалоба поступила одновременно в суд и к вышестоящему должностному лицу, ее рассматривает суд.    

Жалоба и протест направляются судье, в орган (должностному лицу), вынесший постановление по делу. Последние  обязаны в трехдневный срок со дня их поступления направить  со всеми материалами дела в соответствующий  суд, вышестоящий орган (вышестоящему должностному лицу). Они могут быть поданы или внесены непосредственно  судье, вышестоящему должностному лицу, уполномоченным их рассматривать. Жалоба и протест на постановление судьи  о наложении взыскания в виде административного ареста подлежит направлению в вышестоящий суд  в день ее получения. Если рассмотрение жалобы и протеста не относится к  компетенции судьи, вышестоящего должностного лица, они направляются по подведомственности.

Жалоба может быть подана в течение десяти дней со дня вручения или получения копии постановления  по делу. Пропуск срока может быть восстановлен судьей, правомочным рассматривать  жалобу, по ходатайству ее автора. Срок рассмотрения жалобы, протеста – десятидневный  со дня их поступления; сутки –  с момента подачи жалобы или протеста на постановление об административном аресте, если лицо отбывает этот арест.18

Фактически во всех случаях  обжалования и опротестования постановления  о наложении административного  взыскания решение суда является окончательным. Подача жалобы, протеста в установленный срок приостанавливает, как правило, исполнение постановления  по делу. При неудовлетворенности  решением по жалобе, принятым вышестоящим  должностным лицом, лицо может обратиться в суд.

По результатам рассмотрения жалобы, протеста судья, вышестоящее  должностное лицо принимают решение. Решение по жалобе может: оставить жалобу, протест без удовлетворения; изменить меру административного взыскания, если при этом оно не усиливается; отменить постановление и направить  его на новое рассмотрение; отменить постановление и прекратить производство по делу.

Постановление по делу об административном правонарушении вступает в законную силу после истечения срока, установленного для его обжалования, если оно  не было обжаловано или опротестовано; немедленно после вынесения решения  по жалобе, протесту, если оно не отменяет постановление.

Отмена постановления  о наложении административного  взыскания влечет за собой возврат  взысканных денежных сумм, изъятых  и конфискованных предметов (либо их стоимости при невозможности  возврата предмета).19

§3. Исполнение постановлений по делам об административных правонарушениях.

Исполнение принятого  по делу об административном правонарушении постановления – также одна из стадий юрисдикционного производства. Она выделяется своей специфической  юридической значимостью, поскольку  процессуально завершает данный вид административно-процессуальной деятельности.

Постановление обязательно  для исполнения всеми исполнительными  органами местного самоуправления, должностными лицами, гражданами и юридическими лицами. Его исполнение – функция  уполномоченных на то органов в порядке, установленном КоАП РФ.

К компетенции судьи, органа (должностного лица), вынесших постановление, при наличии обстоятельств, вследствие которых исполнение постановления  об административном аресте, лишении  специального права или административного  штрафа (кроме случаев взыскания  штрафа на месте) невозможно в установленные  сроки, отнесена отсрочка исполнения на срок до одного месяца. С учетом материального  положения лица, привлеченного к  административной ответственности, уплата штрафа может быть рассрочена на период до трех месяцев.

Давность исполнения постановлений  определяется следующим образом: постановление  не подлежит исполнению, если оно не было приведено в исполнение в  течение года со дня вступления его  в законную силу.20     

Установлен определенный порядок исполнения постановлений  о наложении различного рода административных взысканий. Постановление о наложении  административного штрафа на физическое лицо исполняется Следующим образом. Штраф должен быть уплачен не позднее  тридцати дней со дня вступления постановления  в законную силу путем внесения или  перечисления в банк или иное уполномоченное кредитное учреждение. Возможно и  принудительное исполнение: постановление  о наложении штрафа направляется администрации предприятия, учреждения, организации, где работает или получает вознаграждение, пенсию или стипендию оштрафованый для удержания суммы штрафа из заработной платы или иных видов дохода. Все это должно произойти в срок, не превышающий шести месяцев. Взыскание суммы штрафа с неработающего осуществляется судебным приставом путем обращения взыскания на имущество.

В отношении юридического лица принудительное взыскание осуществляется банком или иным кредитным учреждением  по постановлению о наложении  штрафа путем взыскания из денежных средств или доходов юридического лица. Отсутствие денежных средств  влечет за собой взыскание суммы  штрафа судебным приставом с имущества  юридического лица.

Постановление о возмездном изъятии предмета или конфискации  исполняется судебным приставом, а  в отношении оружия – органами внутренних дел.21

Постановление о лишении  специальных прав исполняется уполномоченными  должностными лицами органов внутренних дел, контрольно-надзорных органов  путем изъятия, например, водительского  удостоверения или охотничьего  билета.

Постановление об административном аресте исполняется органами внутренних дел. Постановление об административном выдворении исполняется органами Федеральной  пограничной службы России и органами внутренних дел. Происходит передача иностранного гражданина представителю власти иностранного государства либо контролируемый самостоятельный  выезд выдворяемого из Российской Федерации.

 

Глава 3. Административные правонарушения, посягающие на институты государственной власти.

§1. Общая правовая характеристика административных правонарушений, посягающих на институты власти и порядок управления.

К данной группе административных правонарушений относятся 15 видов составов, предусмотренных главой 17 КоАП РФ в целях обеспечения нормального функционирования институтов государственной власти и ее трех ветвей — законодательной, исполнительной и судебной.

Так, в частности, ст. 17.1 КоАП РФ устанавливает административную ответственность должностных лиц за невыполнение законных требований члена Совета Федерации или депутата Государственной Думы РФ либо создание препятствий в осуществлении их деятельности, ст. 17.2 КоАП РФ — воспрепятствование деятельности Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации, ст. 17.3 КоАП РФ — за неисполнение распоряжения судьи или судебного пристава о прекращении действий, нарушающих установленные в суде правила, ст. 17.4 — за непринятие мер (т. е. за оставление должностным лицом без рассмотрения) по частному определению суда или по представлению судебного пристава об устранении нарушений закона, ст. 17.5 —за воспрепятствование работодателей или лицом, его представляющим, явке в суд народного или присяжного заседателя.

Предусмотрена также  административная ответственность  за непредоставление либо предоставление недостоверной информации, необходимой районной, городской, краевой или областной администрации для составления списков присяжных заседателей (ст. 17.6 КоАП РФ), за невыполнение законных требований прокурора, следователя, дознавателя или должностного лица, осуществляющего производство по делу об административном правонарушении (ст. 17.7 КоАП РФ), за воспрепятствование законной деятельности судебного пристава-исполнителя (ст. 17.8 КоАП РФ).

Следует также отметить, что впервые в российском законодательстве ст. 17.9 КоАП РФ установлена административная ответственность за заведомо ложные показания свидетеля, пояснение  специалиста, заключение эксперта и за заведомо неправильный перевод при производстве по делу об административном правонарушении.

Кроме того, административным правонарушением признается использование Государственного флага РФ, Государственного герба РФ или Государственного гимна РФ в нарушение установленных правил (ст. 17.10 КоАП РФ), незаконное ношение государственных наград, т. е. их ношение лицом, не имеющим на то права (ст. 17.11 КоАП РФ), а также незаконное ношение форменной одежды со знаками различия или с символикой государственных военизированных организаций, правоохранительных или контролирующих органов (ст. 17.12 КоАП РФ), разглашение сведений о мерах безопасности и неисполнение содержащихся в исполнительном документе требований неимущественного характера.

§2. Особенности  производства по статье 17.7. Невыполнение законных требований прокурора, следователя, дознавателя или должностного лица, осуществляющего производство по делу об административном правонарушении.

Данная статья определяет круг лиц, за умышленное невыполнение требований которых может быть применено  административное наказание. К таким  лицам отнесены наряду с прокурором следователь, дознаватель, а также  должностное лицо, осуществляющее производство по делу об административном правонарушении. За неисполнение распоряжения судьи  ст.17.3 Кодекса также предусмотрена  административная ответственность.

Требования прокурора, вытекающие из его полномочий, определенных ст. 22, 27, 30 и 33 Федерального закона от 17 января 1992 г. N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" (в ред. Федерального закона от 30 декабря 2001 г. N 194-ФЗ), подлежат безусловному исполнению в установленный срок согласно Федеральному закону "О прокуратуре Российской Федерации". Предметом надзора прокуратуры РФ являются соблюдение Конституции РФ и исполнение законов, действующих на территории Российской Федерации, федеральными министерствами, государственными комитетами, службами и иными федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций.

Прокурор при осуществлении  возложенных на него функций вправе:

  1. по предъявлении служебного удостоверения беспрепятственно входить на территории и в помещения вышеуказанных органов, иметь доступ к их документам и материалам, проверять исполнение законов в связи с поступившей в органы прокуратуры информацией о фактах нарушения закона;
  2. требовать от руководителей и других должностных лиц указанных органов представления необходимых документов, материалов, статистических и иных сведений; выделения специалистов для выяснения возникших вопросов; проведения проверок по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям, ревизий деятельности подконтрольных или подведомственных им организаций;
  3. вызывать должностных лиц и граждан для объяснений по поводу нарушений законов.

Прокурор или его заместитель  в случае установления факта нарушения  закона вышеуказанными органами и должностными лицами освобождает своим постановлением лиц, незаконно подвергнутых административному  задержанию на основании решений  несудебных органов; опротестовывает  противоречащие закону правовые акты, обращается в суд или арбитражный  суд с требованием о признании таких актов недействительными; вносит представление об устранении нарушений закона. Должностные лица вышеуказанных органов обязаны приступить к выполнению требований прокурора или его заместителя о проведении проверок и ревизий незамедлительно.

При осуществлении возложенных  на него функций прокурор:

  1. рассматривает и проверяет заявления, жалобы и иные сообщения о нарушении прав и свобод человека и гражданина;
  2. разъясняет пострадавшим порядок защиты их прав и свобод;
  3. принимает меры по предупреждению и пресечению нарушений прав и свобод человека и гражданина, привлечению к ответственности лиц, нарушивших закон, и возмещению причиненного ущерба.

При наличии оснований  полагать, что нарушение прав и  свобод человека и гражданина имеет  характер преступления, прокурор возбуждает уголовное дело и принимает меры к тому, чтобы лица, его совершившие, были подвергнуты уголовному преследованию  в соответствии с законом.

В случаях, когда нарушение  прав и свобод человека и гражданина имеет характер административного  правонарушения, прокурор возбуждает производство об административном правонарушении или незамедлительно передает сообщение  о правонарушении и материалы  проверки в орган или должностному лицу, которые полномочны рассматривать  дела об административных правонарушениях.

При осуществлении надзора  за исполнением законов прокурор вправе:

  1. посещать в любое время места содержания задержанных, предварительного заключения, исправительно-трудовых и иных органов и учреждений, исполняющих наказание и меры принудительного характера, назначаемые судом;
  2. опрашивать задержанных, заключенных под стражу, осужденных и лиц, подвергнутых мерам принудительного характера;
  3. знакомиться с документами, на основании которых эти лица задержаны, заключены под стражу, осуждены либо подвергнуты мерам принудительного характера, с оперативными материалами;
  4. требовать от администрации создания условий, обеспечивающих права задержанных, заключенных под стражу, осужденных и лиц, подвергнутых мерам принудительного характера, проверять соответствие законодательству РФ приказов, распоряжений, постановлений администраций вышеуказанных органов и учреждений, требовать объяснения от должностных лиц, вносить протесты и представления, возбуждать уголовные дела или производства об административных правонарушениях. До рассмотрения протеста действие опротестованного акта администрацией учреждения приостанавливается;
  5. отменять дисциплинарные взыскания, наложенные в нарушение закона на лиц, заключенных под стражу, осужденных, немедленно освобождать их своим постановлением из штрафного изолятора, помещения камерного типа, карцера, одиночной камеры, дисциплинарного изолятора.

Информация о работе Производство по делам об административных правонарушениях