Производство по делам об административных правонарушениях

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2012 в 01:31, курсовая работа

Краткое описание

Производство по делам об административных правонарушениях определяется как правовой институт и как вид административно-процессуальной деятельности. В первом случае это совокупность административно-процессуальных норм, определяющих порядок действий участников административно-юрисдикционного процесса по поводу разрешения конкретных дел, возникающих в связи с совершением административных правонарушений; во втором – урегулированный административно-процессуальными нормами порядок действий участников административно-юрисдикционных правоотношений в связи с реализацией задач производства по делам об административных правонарушениях. Производство по делам об административных правонарушениях, являясь составной частью административно-юрисдикционного процесса, имеет свою структуру, образуемую совокупностью стадий, характеризующихся специфической функциональной направленностью, относительной самостоятельностью и логической завершенностью.

Оглавление

Введение.
Глава 1. Правовые основы производства по делам об административных правонарушениях
§1. Понятие, принципы и задачи производства по делам об административных правонарушениях
§2. Участники производства по делам об административных правонарушениях
Глава 2. Стадии производства по делам об административных правонарушениях
§1. Возбуждение дела об административном правонарушении
§2. Рассмотрение дел об административных правонарушениях
§3. Исполнение постановлений по делам об административных правонарушениях
Глава 3. Административные правонарушения, посягающие на институты государственной власти
§1. Общая правовая характеристика административных правонарушений, посягающих на институты власти и порядок управления
§2. Особенности производства по статье 17.7. Невыполнение законных требований прокурора, следователя, дознавателя или должностного лица, осуществляющего производство по делу об административном правонарушении
Заключение
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

курсовик 2012 (да).docx

— 63.67 Кб (Скачать)

Следователем является должностное  лицо, уполномоченное в пределах компетенции, определенной УПК, осуществлять предварительное  следствие по уголовному делу.

Производство предварительного следствия отнесено к ведению  следователей - должностных лиц органов  прокуратуры, органов ФСБ, ОВД, осуществляющих предварительное расследование  по уголовным делам в соответствии с подследственностью, установленной  ч. 2 ст. 151 УПК.

Требования следователя  обязательны для исполнения должностными лицами и гражданами.

Дознавателем является должностное  лицо органа дознания либо иное лицо, осуществляющее наряду со следователями предварительное  расследование по уголовным делам, а также в установленном УПК  порядке функции досудебного  производства по делу.

Исчерпывающий перечень органов  дознания, осуществляющих указанные  функции в уголовном судопроизводстве, определен ч. 1, 3 ст. 40 УПК. Подследственность  органам дознания установлена ч. 3 ст. 151 УПК.

Выполнение капитаном  морского торгового судна функций  органа дознания предусмотрено п. 1 ст. 69 КТМ22. Согласно п. 4 ст. 31 КВВТ23 капитан судна внутреннего водного транспорта при обнаружении на судне, находящемся в плавании, признаков преступления обязан задержать подозреваемое лицо до передачи его компетентным органам в ближайшем порту или ближайшем населенном пункте.

Исчерпывающий перечень органов, должностные лица которых уполномочены рассматривать дела об административных правонарушениях, определен гл. 23 КоАП.

Законные требования следователя, дознавателя обусловлены их правами  и обязанностями, определенными  УПК. Законные требования должностного лица, осуществляющего производство по делу об административном правонарушении, обусловлены его процессуальными  полномочиями, установленными в разделе IV КоАП.

По смыслу статьи установленная  ею административная ответственность  наступает в случае умышленного  невыполнения физическим лицом законных требований должностного лица на стадии производства по делу об административном правонарушении, то есть  на этапах от возбуждения дела об указанном  правонарушении до вступления постановления  по делу в законную силу.

Административная ответственность  за умышленное невыполнение требований должностного лица, осуществляющего  исполнение постановления о назначении административного наказания, данной статьей не установлена. Административная ответственность за воспрепятствование законной деятельности судебного пристава-исполнителя, в том числе и в случаях неисполнения законных требований указанного должностного лица на стадии исполнительного производства, предусмотрена ст. 17.8 КоАП.

Поскольку установление умысла предполагает выявление психического отношения нарушителя к факту  совершенного противоправного деяния, квалификация умышленного правонарушения в данном случае возможна только применительно  к административному проступку, совершенному физическим лицом.

Объективная сторона правонарушения по данной статье заключается в нарушении (или невыполнении) законных требований прокурора, следователя, дознавателя  или должностного лица, ведущего производство по делу об административном правонарушении. Правонарушение может быть выражено как в активном действии, так и  в бездействии граждан, должностных  лиц, обязанных исполнять требования указанных выше лиц.     

С субъективной стороны невыполнение законных требований характеризуется  умыслом.     

Дела об административных правонарушениях  по данной статье рассматриваются судьями (ч.1 ст.23.1), а протоколы (постановления) составляются прокурорами, следователями, должностными лицами органов внутренних дел (полиции) и иных государственных  органов, уполномоченных осуществлять производство по делам об административных правонарушениях (п.1 ч.2, ч.3 ст.28.3, ст.28.4), а также должностными лицами органов  и учреждений уголовно-исполнительной системы (п.5 ч.5 ст.28.3).

 

 

 

 

 

 

Заключение.

Административное производство - это нормативно урегулированный  порядок совершения процессуальных действий, обеспечивающий законное и  объективное рассмотрение и разрешение индивидуальных административных дел, объединенных общностью предмета.

В своей курсовой работе я попыталась на основе анализа нормативно-правовых документов и юридической литературы по возможности более полно рассмотреть  выбранную мной тему. В данной курсовой работе были изложены основные принципы и элементы производства по делам об административных правонарушениях. В связи с проведенным анализом точек зрения различных ученых напрашивается вывод о том, что производство по делам об административных правонарушениях является неотъемлемой частью административного процесса и одной из основ функционирования института административных правонарушений.

Порядок производства по делам  об административных правонарушениях регламентируется Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, принятый 30 декабря 2001г. в редакции Федерального Закона № 195-ФЗ.

Основной целью административного  производства является своевременное, полное и объективное выяснение  обстоятельств дела, разрешение его  в точном соответствии с законом  и обеспечение своевременного и точного исполнения вынесенного постановления.

Всех участников производства по делам об административных правонарушениях  можно разделить на несколько  групп:

    1. Компетентные органы и должностные лица, наделенные правом принимать властные акты, составлять правовые документы, определяющие движение и судьбу дела (лидирующие субъекты);
    2. Субъекты, имеющие личный интерес в деле (лицо, привлекаемое к ответственности; потерпевший; законные представители; адвокат);
    3. Лица и органы, содействующие осуществлению производства (свидетели; эксперты; переводчики; понятые).

Участники производства по делам об административных правонарушениях  обладают различными правами и обязанностями.

Производство по делам  об административных правонарушениях  состоит из четырех частей (стадий):

    1. административное расследование;
    2. рассмотрение дела;
    3. пересмотр постановления;
    4. исполнение постановления.

На первой стадии выявляются факт и обстоятельства совершения проступка, данные о виновном и составляется протокол. На второй - компетентный орган  рассматривает дело и принимает  постановление. На третьей стадии постановление  пересматривается по жалобе гражданина, протесту прокурора, она заканчивается  принятием решения об отмене, изменении  или оставлении постановления в  силе. На четвертой - реализуется принятое постановление.

В заключении также хотелось бы отметить, что, несмотря на широкое  применение норм административного  права в регулировании отношений, возникающих в нашей повседневной жизни, существует ряд проблем, в  основном обусловленных отставанием  функционирования исполнительной власти от законодательной.

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы.

  1. Законодательство и иной нормативный материал.
  • Конституция Российской Федерации 1993 г. – М., 2010.
  • Кодекс об административных правонарушениях РФ по состоянию на 2 апреля 2012 г. – М., 2012.
  • ФЗ «о прокуратуре РФ» от 17.01.1992 № 2202-1.
  • Кодекс торгового мореплавания РФ от 30.04.1999 № 81-ФЗ.
  • Кодекс внутреннего водного транспорта РФ от 07.03.2001 № 24-ФЗ.
  • Уголовный процессуальный кодекс РФ от 18.12.2001 № 174-ФЗ.
  1. Специальная литература.
  • Алехин А.П., Кармолицкий А.А. Административное право России - М., «Зерцало», 2009.
  • Атаманчук Г.В. Административное право – М., «Статут», 2009.
  • Бахрах Д.Н. Административное право – М., «Норма», 2010.
  • Козлов Ю.М. Административное право – М., «Юристъ», 2008.
  • Колесникова Е.А. Административное право – Р-н-Д., 2003.
  • Конин Н.М. Административное право – М., «Норма», 2006.
  • Липатов Э.Г. Административное право – М., «Экзамен», 2010.
  • Попов Л.Л. Административное право - М., «Юристъ», 2002.
  • Четвериков В.С. Административное право – Р-н-Д, «Феникс», 2007.

 

 

 

 

 

 

 

1 Колесникова Е.А. Административное право. Ростов на Дону, 2005. С.187.

2 КоАП РФ от 30.12.2001 № 195-ФЗ, ст. 24.1.

3 КоАП РФ от 30.12.2001 № 195-ФЗ, ст. 24.5.

4 КоАП РФ от 30.12.2001 № 195-ФЗ, ст. 1.7.

5 Административное право РФ: Учебно-методический комплекс под общ. ред. Н. М. Конина – 2-е издание перераб. и доп-ое. М., 2006. С.303.

6 Козлов Ю.М. Административное право. М., 2001. С.198.

7 КоАП РФ от 30.12.2001 № 195-ФЗ, ст. 25.3.

8 КоАП РФ от 30.12.2001 № 195-ФЗ, ст. 25.1.

9 Административное право под общ. ред. Э. Г. Липатова. М., 2006. С.206.

10 КоАП РФ от 30.12.2001 № 195-ФЗ, ст. 28.2.

11 КоАП РФ от 30.12.2001 № 195-ФЗ, ст. 28.6 ч.1.

12 КоАП РФ от 30.12.2001 № 195-ФЗ, ст. 28.4.

13 Козлов Ю.М. Административное право. М., 2008. С.212.

14 Административное право учебник под общ. ред. Атаманчука Г. В. М., 2003. С.289.

15 КоАП РФ от 30.12.2001 № 195-ФЗ, ст. 29.8.

16 Алёхин А.П., Кармолицкий А.А., Козлов Ю.М. Административное  право Российской Федерации. М., 2007. С.328.

17 КоАП РФ от 30.12.2001 г. N 195-ФЗ, ст. 30.2.

18 КоАП РФ от 30.12.2001 № 195-ФЗ, ст. 30.5.

19 Административное право учебник под ред. Л.Л.Попова. М., 2002. С.414.

20 КоАП РФ от 30.12.2001 № 195-ФЗ, ст. 31.9.

21 Административное право учебник под ред. Л.Л.Попова. М., 2002. С.421.

22 Кодекс торгового мореплавания РФ от 30.04.1999 № 81-ФЗ

23 Кодекс внутреннего водного транспорта РФ от 07.03.2001 № 24-ФЗ


Информация о работе Производство по делам об административных правонарушениях