Правовой режим пребывания иностранных граждан на территории РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Июня 2014 в 14:16, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы: исследование особенностей правового режима пребывания иностранных граждан на территории РФ.
Исходя из поставленной цели, решались следующие задачи:
-изучить литературу и законодательные акты по данному вопросу;
- рассмотреть основные вопросы, связанные с пребыванием иностранных граждан на территории РФ.

Оглавление

Введение………………………………………………………………………..3
1 Современная миграционная политика в РФ………………………………5
1.1 Принципы конституционного закрепления статуса иностранцев
в России …………………………………………………………….5
1.2 Законодательное обеспечение миграционной политики
РФ………………………………………………………………..…….7
1.3 Порядок передвижения иностранных граждан…………………….11
2 Правовой режим пребывания иностранных граждан на территории
РФ.......................................................................................................14
2.1 Виды правовых режимов……………………………………………14
2.2 Режим временного пребывания…………………………………....18
2.3 Режим временного проживания…………………………………..20
2.4 Режим постоянного проживания………………………………….28
2.5 Административное выдворение иностранных граждан и лиц
без гражданства……………………………………………………..31
Заключение……………………………………………………………………..35
Список литературы……………………………………………………

Файлы: 1 файл

ПРАВОВОЙ РЕЖИМ ПРЕБЫВАНИЯ ИНОСТРАННЫХ ГРАЖДАН НА ТЕРРИТОРИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (Женя Табакова).docx

— 80.45 Кб (Скачать)

     Согласно постановлению Правительства РФ от 22.12.2006 № 738 «О порядке определения исполнительными органами государственной власти потребности в привлечении иностранных работников и формирования квот на осуществление иностранными гражданами трудовой деятельности в Российской Федерации»8 определение потребности в привлечении иностранных работников и формирование квот осуществляются в целях поддержания оптимального баланса трудовых ресурсов с учетом содействия в приоритетном порядке трудоустройству граждан Российской Федерации.

    Обновление законодательства в этот период было направлено на усиление паспортно-визового режима, упорядочение системы регистрации иностранных граждан и лиц без гражданства, находящихся на приграничных территориях. Предусматривался централизованный учет - создание центрального банка данных иностранных граждан, проживающих или временно находящихся в стране.

    Позиция государства по вопросам регулирования миграции на среднесрочную перспективу изложена в Концепции регулирования миграционных процессов в Российской Федерации, одобренной распоряжением Правительства Российской Федерации от 1 марта 2003 года № 256-р.9 Согласно Концепции, целями регулирования миграционных процессов являются «обеспечение устойчивого социально-экономического и демографического развития страны, национальной безопасности Российской Федерации, удовлетворение потребностей растущей российской экономики в трудовых ресурсах, рациональное размещение населения на территории страны, использование интеллектуального и трудового потенциала мигрантов для достижения благополучия и процветания Российской Федерации».

    Федеральный закон от 18 июля 2006 года № 121-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросу совершенствования государственного управления в сфере миграции» передает функции по контролю, надзору и оказанию государственных услуг в сфере миграции от органов внутренних дел Федеральной миграционной службе.

    Федеральный закон от 18 июля 2006 года № 109-ФЗ «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации» вступил в силу 15 января 2007 года. Им предусмотрены новые модели миграционного учета для различных категорий иностранных граждан и лиц без гражданства10.

    Федеральный закон от 18 июля 2006 года № 110-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» и о признании утратившими силу отдельных положений Федерального закона «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» направлен на упрощение миграционных процедур, связанных с получением статуса временно проживающего, на совершенствование государственного регулирования рынка иностранной рабочей силы.

      Базовым законом, определяющим порядок въезда, пребывания и работы иностранных граждан на территории России, является Федеральный закон от 25 июля 2002 года № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации». В 2006 году были внесены изменения в положение о миграционной карте. Новая миграционная карта – документ, не только содержащий данные об иностранном гражданине, въезжающем в Россию, но также служащий для контроля за его временным пребыванием в стране. Миграционная карта содержит сведения о сроке пребывания иностранца в России и подтверждает право на временное пребывание иностранного гражданина или лица без гражданства, въехавшего в страну в порядке, не требующем получения визы.

   С 2006 года увеличен перечень причин, по которым временно пребывающий в России иностранный гражданин может не выезжать из страны по истечении срока действия визы или иного срока временного пребывания. Такими причинами могут стать случаи, когда на день истечения указанных сроков ему продлены срок действия визы или срок временного пребывания, либо выданы новая виза или разрешение на временное проживание, или вид на жительство, либо у него приняты заявление и иные документы, необходимые для получения им разрешения на временное проживание.

      Следовательно, в российском законодательстве  происходит процесс развития  законодательства о мигрантах  и их правовом статусе.

   

      1.3 Порядок передвижения иностранных граждан в РФ

 

     В настоящее время иностранные граждане не обязаны согласовывать свое намерение поехать в тот или иной населенный пункт России с государственными органами, им достаточно пройти регистрацию в органах внутренних дел по прибытии к месту временного пребывания.

     Сотрудники  иностранных дипломатических представительств  и консульских учреждений, иностранные  журналисты, сотрудники постоянных  иностранных представительств (банков, авиакомпаний, торгово-промышленных  групп) передвигаются по территории  нашей страны без уведомления  о поездке, за исключением объектов  и других мест, для посещения  которых иностранным гражданам  требуется специальное разрешение. Такое право предоставлено указанным  категориям иностранных граждан  на основе взаимности.

    Иностранные граждане  тех государств, с которыми таких  соглашений не достигнуто, могут  свободно передвигаться по территории  РФ, открытой для посещения иностранными  гражданами, при условии уведомления  о поездке.

При этом иностранные граждане, временно пребывающие в РФ по линии принимающих организаций, уведомляют о поездке администрацию этих организаций, а иностранные граждане, постоянно проживающие в нашей стране или прибывшие в нее по частным делам, уведомляют органы внутренних дел. По прибытии в пункт назначения они должны зарегистрировать свое временное пребывание в гостиницах или в органах внутренних дел либо в принимающей организации.

    Иностранные граждане, находящиеся в РФ, обязаны всегда  иметь при себе документы, удостоверяющие  личность, и предъявлять их по  требованию представителей государственных  органов.

    В РФ, как и в целом ряде других государств, устанавливаются отдельные территории с регламентированным посещением для иностранных граждан.

Перечень этих территорий доводится МИДом России до сведения иностранных дипломатических и консульских представительств.  Проезд к ним ограничивается специально установленными ограждениями, дорожными знаками и указателями. Въезд иностранных граждан на эти территории осуществляется в разрешительном порядке. При этом принимающие организации согласовывают эти вопросы с органами ФСБ, по месту своего нахождения.

     В случае  возникновения разногласий между  заинтересованными организациями  решение о въезде иностранных  граждан на территории с регламентированным  посещением принимается Государственной  технической комиссией при Президенте  РФ.

     Масштабы этих  территорий небольшие. Это отдельные  регионы в Республике Карелия, Приморском и Красноярском краях, Камчатской, Оренбургской, Нижегородской, Мурманской, Челябинской, Ленинградской, Волгоградской, Астраханской областях  и других регионах РФ11.

     Определенные  особенности имеет порядок передвижения  иностранных граждан, следующих  через территорию РФ транзитом. Он, как правило, имеет разрешительный  характер. В соответствии с ним  въезд в РФ и выезд из  нее таких иностранных граждан  разрешается по действительным  заграничным паспортам при наличии  транзитных виз, если иное не  предусмотрено международным договором (соглашением).

     Транзитный  проезд через территорию России  без виз разрешается в следующих  случаях:

1).иностранный гражданин  или лицо без гражданства совершают  беспересадочный пролет воздушным  транспортом через территорию  РФ;

2)указанные выше лица  следуют на самолетах международных  авиалиний с пересадкой в российском  аэропорту, имеют авиабилеты с  подтвержденной датой вылета  из аэропорта пересадки в течение 24 ч с момента прибытия, за исключением  случаев вынужденной остановки, а также соответствующие документы  на право въезда в государство  назначения;

3 они являются гражданами  государства, с которым РФ имеет  соответствующий международный  договор12.

    Важное значение  в обеспечении правил пребывания  иностранных граждан имеет установление  ответственности за их нарушение. В соответствии с действующим  в настоящее время Кодексом  РСФСР об административных правонарушениях, к таким правонарушениям относится:

- проживание без документов  на право проживания или по  недействительным документам;

-несоблюдение установленного  порядка регистрации, порядка передвижения  или выбора места жительства;

-уклонение от выезда  по истечении официального срока  пребывания, а равно несоблюдение  правил транзитного проезда

    За такие правонарушения  к иностранным гражданам могут  быть применены предупреждение  или штраф. Право на административное  выдворение имеют органы внутренних  дел и пограничные войска. Оно  может применяться в качестве, как основного, так и дополнительного  вида взыскания.  

 

  1. Правовой режим пребывания иностранных граждан на территории РФ

       

     2.1 Виды правовых режимов

 

   Проблема нелегальной  миграции тесно связана с административно-правовым  статусом иностранных граждан  и лиц без гражданства.

   Существуют два  основных вида правовых режимов  иностранных граждан и лиц  без гражданства: национальный и  специальный.

     Национальный режим пребывания предполагает, что иностранные граждане и лица без гражданства приравниваются в правах и обязанностях к собственным гражданам в определенных сферах общественной и государственной жизни.

    Национальный режим, предоставляемый иностранным гражданам в современных демократических государствах, предполагает приравнивание иностранцев в правах и обязанностях к собственным гражданам государства, т.е. наделение первых теми же правами, свободами и обязанностями, что и собственных граждан. В наиболее полной мере действие данного режима проявляется в регулировании личных прав и свобод, которые принадлежат всем людям, независимо от государства их гражданств13.

     Специальный режим предполагает установление особых правил поведения для иностранных граждан, в силу которых их правовой статус существенно отличается от правового статуса граждан страны пребывания.

      Режим наибольшего благоприятствования. Он предполагает, что гражданам договаривающихся государств будут предоставлены такие права, какими пользуются или будут пользоваться граждане любого третьего государства

     Привилегированный (капитуляционный, дискриминационный, оккупационный) режим. Этот режим предполагает, что иностранные граждане пользуются большим объемом прав, чем граждане данного государства.

    Следовательно,  режим наибольшего благоприятствования  и привилегированный режим либо  уравнивают иностранных граждан  с гражданами государства пребывания, либо устанавливают для них  специальные правила поведения, и, таким образом, сводятся либо  к национальному, либо к специальному  режиму.

    В соответствии  с Конституцией РФ иностранные  граждане и лица без гражданства  пользуются в Российской Федерации  правами и несут обязанности  наравне с гражданами РФ, кроме  случаев, установленных федеральным  законом или международным договором  РФ. 

    Иностранные граждане и лица без гражданства в нашей стране не могут:    

  • быть принятым на государственную службу и находиться на государственной службе,
  • быть членами экипажей воздушных судов; капитанами, старшими помощниками капитана, старшими механиками и радиоспециалистами экипажей судов, плавающих под Государственным флагом РФ8;
  • быть частными детективами, адвокатами и нотариусами, членами политических партий.
  • участвовать в референдуме, а также избирать и быть избранными, за исключением выборов в органы местного самоуправления постоянно проживающих на территории соответствующего муниципального образования иностранных граждан и лиц без гражданства.

    Кроме того, законодательством установлен и особый порядок допуска иностранных граждан и лиц без гражданства к сведениям, составляющим государственную тайну14.

     В нашей  стране в отношении иностранных  граждан и лиц без гражданства  установлен национальный режим  с элементами специального режима. В равной мере это относится  и к пребыванию данных лиц  в РФ.

Информация о работе Правовой режим пребывания иностранных граждан на территории РФ