Правовое регилирование

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Февраля 2013 в 11:08, контрольная работа

Краткое описание

Административное право Республики Беларусь является отдельной самостоятельной отраслью права. Как и любая другая отрасль права, административное право – это часть норм правовой системы Республики Беларусь, обладающая всеми ее признаками.

Оглавление

1. Введение
2. Назвать источники административного права
2.1. Понятие источников административного права
2.2. Признаки источников административного права
2.3. Виды источников административного права

3. Дать характеристику трудового договора
3.1. Заключение трудового договора
3.2. Содержание трудового договора
3.2.1. Оплата труда
3.2.2. Режим рабочего времени и время отдыха
3.3. Прекращение трудового договора
3.3.1. Расторжение трудового договора по инициативе администрации
3.3.2. Расторжение трудового договора по инициативе профсоюзного органа
3.4. Особенности регулирования трудовых правоотношений некоторых категорий работников
3.4.1. Сезонные работники
3.4.2. Временные работники
3.4.3. Труд совместителей
3.4.4. Надомники
3.4.5. Трудовые договоры с работниками, выполняющими работу за границей, и с трудящимися – мигрантам
3.4.6. Трудовые договоры с руководителями предприятий, объединений, учреждений и организаций
4. Задача №4.1
5. Задача №4.2
6. Глава №5 Административно-правового кодекса Республики Беларусь (Кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях от 21 апреля 2003 г. № 194-З – далее КоАП)
7. Глава №5 Трудового кодекса Республики Беларусь
8. Заключение
9. Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

Belorussky_natsionalnyy_tekhnichesky_universite.docx

— 66.48 Кб (Скачать)

Правовая природа нормативных  актов Совета Министров Республики Беларусь определяется местом и ролью  правительства в системе государственных  органов республики. В Республике Беларусь Президент не входит в систему  исполнительных органов власти, являясь  согласно статьи 79 Конституции Республики Беларусь Главой государства, гарантом Конституции Республики Беларусь, прав и свобод человека и гражданина. В связи с этим Совет Министров  Республики Беларусь – это подчиненный  Главе государства центральный  орган государственного управления, осуществляющий в соответствии со статьей 106 Конституции исполнительную власть и руководство системой подчиненных  ему органов государственного управления и других органов исполнительной власти.

Функциональное назначение и роль Совета Министров Республики Беларусь среди органов государства  обусловливает те признаки и особенности, которые присущи нормативным  актам Правительства. Можно выделить следующие характеристики, отражающие специфику правительственных актов: подзаконность действия, многопрофильность правового регулирования и межотраслевой характер, общеобязательность действия на всей территории Республики Беларусь, высшая юридическая сила среди других актов органов государственного управления.

Следующим источником административного  права являются акты республиканских органов государственного управления (государственных комитетов, министерств): приказы, постановления, инструкции, методические указания, отраслевые стандарты, указания и так далее.

Акты местных  Советов и местных исполнительных и распорядительных органов также могут быть источниками административно-правовых норм.

На основании Конституции  Республики Беларусь, Закона Республики Беларусь «О нормативных правовых актах  Республики Беларусь», Закона Республики Беларусь «О местном управлении и  самоуправлении в Республике Беларусь», других законодательных актов и  обобщения практики нормотворческой  деятельности органов местного управления и самоуправления нормативные акты можно классифицировать по различным  основаниям на следующие виды.

По субъектам принятия можно выделить:

- акты местных Советов  депутатов;

- нормативные акты местных  исполнительных и распорядительных  органов;

- нормативные акты органов  территориального общественного  самоуправления.

По наименованию принимаемых нормативных правовых актов местного управления и самоуправления их можно классифицировать на:

- регламенты;

- программы;

- положения;

- инструкции;

- уставы.

В зависимости  от содержания нормативные акты местных исполнительных и распорядительных органов подразделяются на:

- финансовое законодательство (цены, тарифы, местные налоги и  сборы);

- акты о порядке управления  коммунальной собственностью;

- акты по отдельным  отраслям управления;

- нормативные акты, определяющие  структуру, правовой статус государственных  служащих органов местного управления  и самоуправления.

По сфере действия выделяются:

- локальные нормативные  правовые акты, которые распространяются  на служащих данного органа  местного управления или самоуправления;

- акты, действие которых  распространяется на всю территорию  соответствующей административно-территориальной  единиц или самоуправляющейся  общности.

К источникам административного  права можно отнести и акты международного права.

3. Дать характеристику  трудового договора

Трудовой договор – соглашение между работником и нанимателем (нанимателями), в соответствии с которым работник обязуется выполнять работу по определенной одной или нескольким профессиям, специальностям или должностям соответствующей квалификации согласно штатному расписанию и соблюдать внутренний трудовой распорядок, а наниматель обязуется предоставлять работнику обусловленную трудовым договором работу, обеспечивать условия труда, предусмотренные законодательством о труде, локальными нормативными правовыми актами и соглашением сторон, своевременно выплачивать работнику заработную плату. [6, ст. 1 ТК РБ]

3.1. Заключение трудового договора

При заключении договора рекомендуется  указывать следующие условия:

  • данные о работнике и нанимателе, заключившим трудовой договор;
  • место работы с указанием структурного подразделения, в котором работник принимается на работу;
  • трудовую функцию - работу, в соответствии с квалификацией по определенной профессии (должности), которую должен выполнять работник;
  • Основные права и обязанности работника и нанимателя;
  • положения об условиях оплаты труда;
  • режим рабочего времени и время отдыха;
  • Срок трудового договора.

Трудовой договор может содержать  дополнительные условия такие, как  испытательный срок, в том случае, если они не ухудшают положения работника  по сравнению с действующим законодательством; соглашением любого уровня и коллективным договором.

Ряд условий трудового договора не может быть установлен по соглашению сторон. К их числу относятся:

  • условия, касающиеся оснований увольнения. Увольнение может быть произведено только на основании норм, закрепленных в Трудовом Кодексе РБ;
  • установление не предусмотренных законом дисциплинарных взысканий;
  • введение для работников дополнительных условий полной материальной ответственности;
  • стороны не могут изменить порядок рассмотрения индивидуальных трудовых споров.

Предприятие-работодатель может предоставлять  право приема (увольнения) работников своим филиалам, отделениям, представительствам и т.п., что должно быть закреплено в его уставе (положении).

Прием на работу оформляется приказом (распоряжением) администрации предприятия  на основании письменного трудового  договора. Приказ объявляется работнику под расписку.

При приеме на работу работодатель вправе требовать предоставления строго определенного  перечня документов:

  • трудовую книжку, за исключением впервые поступающего на работу и совместителей;
  • паспорт или иной документ, удостоверяющий личность; документы воинского учета (для военнообязанных и лиц, подлежащих призыву на воинскую службу);
  • диплом или иной документ об образовании и профессиональной подготовке, подтверждающий наличие права на выполнение данной работы;
  • направление на работу в счет брони для отдельных категорий работников в соответствии с законодательством;
  • заключение медико-реабилитационной экспертной комиссии (МРЭК) о состоянии здоровья (для инвалидов);
  • декларацию о доходах и имуществе, страховое свидетельство, медицинское заключение о состоянии здоровья и другие документы о подтверждении иных обстоятельств, имеющих отношение к работе, если их предъявление предусмотрено законодательством.

Ст. 26 Трудового кодекса РБ устанавливает, что при приеме на работу запрещается  требовать от трудящихся документы, помимо предусмотренных законодательством.

Содержание и условия трудового  договора

Содержание и условия трудового  договора определяются соглашением  сторон с соблюдением требований, предусмотренных настоящим Кодексом.

Трудовой договор должен содержать  в качестве обязательных следующие сведения и условия:

1) данные о работнике и нанимателе, заключивших трудовой договор;

2) место работы с указанием структурного подразделения, в которое работник принимается на работу;

3) трудовая функция (работа по одной или нескольким профессиям, специальностям, должностям с указанием квалификации в соответствии со штатным расписанием нанимателя, функциональными обязанностями, должностной инструкцией). Наименование профессий, должностей, специальностей должно соответствовать квалификационным справочникам, утверждаемым в порядке, определяемом Правительством Республики Беларусь;

4) основные права и обязанности работника и нанимателя;

5) срок трудового договора (для срочных трудовых договоров);

6) режим труда и отдыха (если он в отношении данного работника отличается от общих правил, установленных у нанимателя);

7) условия оплаты труда (в том числе размер тарифной ставки (оклада) работника, доплаты, надбавки и поощрительные выплаты).

В трудовом договоре могут предусматриваться  дополнительные по сравнению с частью второй настоящей статьи условия  об установлении испытательного срока, об обязанности отработать после  обучения не менее установленного договором  срока, если обучение производилось  за счет средств нанимателя, и иные условия, не ухудшающие положения работника по сравнению с законодательством и коллективным договором.

Трудовой договор может быть изменен только с согласия сторон.[6, ст.19]

Трудовой договор признается недействительным в случаях его заключения:

1) под влиянием обмана, насилия, угрозы, а также если он заключен на крайне невыгодных для работника условиях вследствие стечения тяжелых обстоятельств;

2) без намерения создать юридические последствия (мнимый трудовой договор);

3) с гражданином, признанным недееспособным вследствие душевной болезни или слабоумия;

4) с лицом моложе четырнадцати лет;

5) с лицом, достигшим четырнадцати лет, без письменного согласия одного из родителей (усыновителя, попечителя).[6, ст.22]

 

3.2. Содержание трудового договора

3.2.1. Оплата труда

Один из главных вопросов, требующих  отражения в контракте - вопрос оплаты труда. Вопросы оплаты труда решаются непосредственно на предприятиях. Их регулирование осуществляется в  локальном нормативном акте. Однако оплата труда не может быть ниже установленного государством минимума.

В п. 4 декрете президента Республики Беларусь от 26 июля №29 “О дополнительных мерах по совершенствованию трудовых отношений, укреплению трудовой и исполнительской дисциплины” говорится, что выплата заработной платы должна производиться регулярно в дни определенные коллективным договором, трудовым договором, но не реже одного раза в месяц.

Заработная плата каждого работника  должна зависеть от сложности выполняемой  работы, личного трудового вклада. Кроме тарифной ставки (должностного оклада) в трудовом договоре могут  быть предусмотрены различные доплаты  и надбавки стимулирующего и компенсирующего  характера: за профессиональное мастерство и высокую квалификацию, за классность, за ученую степень, за отклонение от нормальных условий труда и др.

Различные виды поощрений работников, действующие на предприятии, также  могут быть отражены в трудовом договоре, заключаемом с конкретным работником. К числу таковых относятся: премиальное  вознаграждение; вознаграждения по итогам года, выплаты за выслугу лет, натуральная  оплата и т.д.

Кроме того, в декрете президента Республики Беларусь от 26 июля №29 сказано, что трудовой договор, заключенный с работником, должен предусматривать предоставление дополнительного поощрительного отпуска с сохранением заработной платы до пяти календарных дней и повышение тарифной ставки (не более чем на 50 процентов, если больший размер не предусмотрен законодательством).

3.2.2. Режим рабочего времени и время отдыха

Режим рабочего времени определяется правилами внутреннего распорядка или графиками сменности и  распространяется на всех работников. При этом следует иметь в виду, что в отдельных случаях может  возникнуть необходимость конкретизировать режим рабочего времени, прийти к  соглашению о неполном рабочем дне, гибком графике работы и т.д. В  данном случае в договоре производится соответствующая запись.

 

       3.3. Прекращение трудового договора

  1. Соглашение сторон. Возникает при обоюдном желании сторон прекратить трудовые отношения.
  2. Истечение срока трудового договора, кроме случаев, когда трудовые отношения фактически продолжаются и ни одна сторона не потребовала их прекращения.
  3. Расторжение трудового договора по требованию работника или по инициативе нанимателя.
  4. Перевод работника с его согласия к другому нанимателю или переход на выборную должность.
  5. Отказ работника от перевода на работу в другую местность вместе с нанимателем, а также отказ от продолжения работы в связи с изменением существенных условий труда.
  6. Обстоятельства независящие от воли сторон.

Информация о работе Правовое регилирование