Правительство как высший орган законодательной власти

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Февраля 2013 в 21:18, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной работы: выяснить конституционный статус Правительства РФ.
Объектом исследования является совокупность общественных отношений, складывающихся в сфере функционирования и реформирования исполнительной власти Российской Федерации.
Предметом исследования является совокупность юридических норм, закрепляющих конституционно-правовой статус Правительства Российской Федерации.

Файлы: 1 файл

конст.пр-курсовая.doc

— 160.00 Кб (Скачать)

Законопроект, поступивший в Правительство  с финансово-экономическим обоснованием и иными необходимыми материалами, после предварительной проработки в Аппарате Правительства направляется для подготовки заключения соответствующим федеральным органам исполнительной власти, в том числе в обязательном порядке Министерству экономического развития и торговли, Министерству финансов и Министерству юстиции. Руководство федерального органа исполнительной власти, указанного первым, обеспечивает в течение 15 календарных дней подготовку проекта заключения и представление его в Правительство.

По законопроектам, рассматриваемым палатами Федерального Собрания, могут готовиться поправки или официальные отзывы, направляемые в палаты Федерального Собрания. Правительство  получает запросы от палат Федерального Собрания, на которые оно поручает подготовить проект ответа соответствующим министрам. Ответ дается в палате в устной форме Председателем или заместителем Председателя, а иногда в письменной форме. К членам Правительства также обращаются комитеты и комиссии палат Федерального Собрания.

Члены Правительства согласно Федеральному конституционному закону обязаны по приглашению палат Федерального Собрания присутствовать на их заседаниях и отвечать на вопросы членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы в порядке, определенном регламентами палат. Приглашение палаты с указанием интересующих членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы вопросов направляется члену Правительства не менее чем за пять дней до проведения заседания палаты. В случае невозможности присутствия на заседании палаты соответствующий член Правительства заблаговременно уведомляет об этом палату Федерального Собрания с указанием причины отсутствия и указанием должностного лица, которое может прибыть на заседание и ответить на поставленные вопросы.

Принятые Государственной думой в первом чтении законопроекты, поступившие в Правительство, направляются федеральным органам исполнительной власти для подготовки поправок или иных предложений. Федеральный орган исполнительной власти - головной исполнитель обеспечивает подготовку, согласование и представление в Правительство в установленный срок проекта поправок или официального отзыва. Заключения, поправки и официальные отзывы Правительства подписываются Председателем Правительства или его Заместителем (в соответствии с распре-1 делением обязанностей). Заключение направляется субъекту права законодательной инициативы, вносящему законопроект, и в Государственную Думу, а поправки и отзывы - в соответствующие палаты Федерального Собрания.

Заключение

Таким образом, подводя некий итог сказанному, конституционно-правовой статус Правительства представляет собой трехзвенную систему, в которой данный выступает как общефедеральный орган государственной власти, как высший исполнительный орган власти в системе разделения властей, как орган, возглавляющий единую систему исполнительной власти в Российской Федерации и действующий на коллегиальной основе12.

Статус Правительства  РФ определен Конституцией РФ, ее гл. 6 «Правительство Российской Федерации» (ст. 110-117) и рядом норм других глав. Однако следует отметить, что в тексте Конституции (ч. 2 ст. 114) говорится, что федеральным конституционным законом определяется «порядок деятельности Правительства», но Федеральный конституционный закон от 17 декабря 1997 г. «О Правительстве Российской Федерации» по предмету регулирования гораздо шире - его нормы отражают правовую основу и принципы деятельности, состав и порядок формирования Правительства РФ, полномочия и организацию деятельности Правительства, порядок отставки Правительства РФ, взаимодействие с другими органами государственной власти, а также обеспечение деятельности Правительства России.

Статус Правительства  РФ также определяется положениями  ст.115 Конституции РФ и ст.25 ФКЗ  «О Правительстве РФ», регламентирующие, что Правительство действует на основании и во исполнение Конституции РФ, федеральных законов, нормативных указов Президента РФ.

Тем самым, акты и постановления Правительства  РФ приобретают подзаконный характер. Одновременно, подчеркивая место  Правительства РФ в системе высших органов государственной власти, ст.115 Конституции РФ говорит нам об обязанности исполнения актов и постановлений Правительства РФ на территории РФ. Вместе с тем, ст.110 Конституции РФ не содержит какого-либо определения понятия «исполнительной власти».

Таким образом, завершая исследование над определением конституционного  статуса Правительства как высшего органа исполнительной власти нужно сказать, что нет единого мнения по вопросу определения понятия данного органа государственной власти.

Дискуссия,которая до сих пор идет по данной проблеме, не позволяет однозначно и четко дать определению понятия правительства. Это, в свою очередь,подталкивает к необходимости уточнения положений главы 6 Конституции и ФКЗ «О правительстве РФ», придания конституционно-правовому статусу Правительства РФ большей определенности и универсальности. Кроме того, положения главы 112Конституции РФ о порядке формирования структуры органов исполнительной власти нуждаются в дополнении.

 

 

Библиографический список

Нормативно-правовые акты:

  1. Конституция Российской Федерации.По состоянию на 2011год.Издат.-М.:Эксмо, 2011.-80стр.
  2. Федеральный конституционный закон от 17 декабря 1997 г. № 2-ФКЗ (ред. от 03.11.2004 г.) «О Правительстве Российской Федерации» // СЗ РФ. 1997. № 51
  3. Федеральный конституционный закон от 17.12.1997 № 2-ФКЗ «О Правительстве РФ», «Собрание законодательства РФ», 22.12.1997, N 51, ст. 5712.
  4. Закон РФ от 5 марта 1992 г. № 2446-1 "0 безопасности" (с изм. и доп. от 25 декабря 1992 г.) Российская газета от 6 мая 1992 г. № 103.
  5. Собрание законодательства Российской Федерации. — 1997. — № 51. — Ст. 5712.
  6. Собрание законодательства Российской Федерации 1994. №9. Ст. 1019.

Учебники  и монографии:

1. Конституционное право Российской Федерации. Баглай М.В.6-е изд., изм. и доп. -[Текст]- М.: Норма, 2007. с.570

2. Хашшиева Н.Ю. Исполнительная власть в России. История и современность, проблемы и перспективы развития. [Текст]- М.: Новая Правовая культура, 2004, С. 181.

    3. Маклауков В.В. Конституционное право зарубежных стран. Общая часть: Учеб. для студентов юридических вузов. [Текст]- М.: Волтерс Клувер, 2006. С. 741, 742.

4. Козлова Е.И., Кутафин О.Е. Конституционное  право России: -Изд. 3-е, перераб.  и доп. [Текст]- - Москва : Юристъ, 2004. Гл.19 . § 2 с.83

5. Иванец Г.И., Калинский И.В., Червонюк В.И. Конституционное право России: энциклопедический словарь / Под общей ред. В.И. Червонюка. [Текст] — М.: Юрид. лит., 2002. с.345

6. Коваленко  А.И. Основы конституционного  права РФ[Текст]- М.: ИНФРА • М—НОРМА,2003.с.231

7. Ковешников  Е.М. Конституционное право РФ. Курс лекций. [Текст] –М.:Норма-ИНФРА,2002.с.149

8. Чиркин В.Е.  Конституционное право России: Учебник.  – 2-е изд., перераб. и доп. [Текст] – М.: Юристъ, 2003. Гл. 12. 
9. Конституционное право. Энциклопедический словарь. Отв.редактор и руководитель авторского коллектива - доктор юрид.наук, профессор С.А. Авакьян. [Текст]- М.: Издательство НОРМА, 2001. С. 43

  1. Рогожина Е.Л. «О некоторых аспектах конституционно-правового статуса Правительства Российской Федерации», [Текст]- М: 2009 г. с. 283, 284.
  2. Тихомирова Л. В., Тихомиров М. Ю. Юридическая энциклопедия. Издание 5-е, дополненное и переработанное / Под ред. М. Ю. Тихомирова. [Текст]- М.: 2006. С. 668.
  3. Большой юридический словарь. 3-е изд., доп. и перераб. / Под ред. проф. А. Я. Сухарева. [Текст]- М.:ИНФРА-М, 2006. С. 559
  4. Выголовский Д.С. Конституционно-правовое регулирование федеральной исполнительной власти в России: Дис. на соис. учен, степени канд. юрид. наук. [Текст]- Ростов-на-Дону., 2004. С. 39.

14 Конституционное  право России: Учебник / Отв. ред. А.Н. Кокотов, М.И. Кукушкин[Текст]- М.: Юрист, 2003. - 536 стр.

15. Конституционное право России: учебник Автор: Васильев Владимир, Морщакова Татьяна, Павлушкин Алексей, Алехичева Ляля, Никитина Елена, Постников Александр Издательство: Проспект: 2009 Стр. 498

16. Конституционное право России: учебник Автор: Постников А. Е. Издательство: Проспект: 2009г. стр. 504

17. Конституционное право: Учебник для вузов (под ред. Лазарева В.В.) Изд. 2-е перераб., доп., Альхименко В.В., Бутылин В.Н., Витрук Н.В.,  605 стр., ЮРИСТЪ, 2004г

18. "Конституционное право зарубежных стран: учебник" Автор: Комкова Галина Николаевна, Колесников Евгений Викторович, Афанасьева Ольга Валентиновна Издательство: Юрайт, 2011 г.

Статьи:

1. Масленников  К. И. О конституционно-правовом статусе Правительства Российской Федерации и его конституционно-правовых признаках [Текст] / К. И. Масленников // Молодой ученый. — 2011. — №12. Т.2. — С. 16-18.

2. Журавлев А.Л., Комарова В.В., Полянский И.А. Структура  исполнительной власти Российской Федерации в современный период // Конституционное и муниципальное право. 2001. № 1. – С. 2-10.  
3.  Салищева Н. Организация исполнительной власти в Российской Федерации: проблемы и перспективы развития [Текст]- // Конституционное право: Восточноевропейское обозрение. 2004. № 1. – С. 92-100. 
4.  Терещенко Л.К. Взаимоотношения Правительства Российской Федерации с федеральными органами исполнительной власти [Текст]- Юридический мир. 2002. № 6. – С. 26-34. 
5.  Шувалов И.И. Законотворческая деятельность Правительства России: содержание и приоритеты [Текст]- Журнал российского права. 2004. № 4. – С. 17-26. 
6.  Окуньков Л.А. Президент и Правительство в механизме государственной власти [Текст]- Журнал российского права. 2001. №2. - С. 12–16. 
7.  Лихобабин В.А. Правительство как субъект права законодательной инициативы: российская модель и мировой опыт [Текст]- Конституционное и муниципальное право. – 2005. - №7. С. 21-25. 
8.  Шувалов И.И. Взаимодействие Правительства Российской Федерации с другими участниками законотворческого процесса [Текст]- Журнал российского права. - 2004. - №6. С.18-27.

9. Официальный сайт Правительства РФ. [Электронный ресурс]/ Правительство РФ Электрон дан.- Москва, 2005-.-Режим доступа: http://www.govtrnment.ru, свободный

10 http://base.garant.ru.[ Электронный ресурс]

 

 

1 Собрание законодательства Российской Федерации. — 1997. — № 51. — Ст. 5712.

2 Конституционное право Российской Федерации. Баглай М.В[Текст]. - М.: Норма, 2007. с.570

3 Федеральный конституционный закон от 17.12.1997 № 2-ФКЗ «О Правительстве РФ», «Собрание законодательства РФ», 22.12.1997, N 51, ст. 5712.

4 Хашшиева Н.Ю. Исполнительная власть в России. История и современность, проблемы и перспективы развития[Текст]. М.: Новая Правовая культура, 2004, С. 181.

5 Маклауков В.В. Конституционное право зарубежных стран. Общая часть: Учеб. для студентов юридических вузов. [Текст] М.: Волтерс Клувер, 2006. С. 741, 742.

6 Козлова Е.И., Кутафин О.Е. Конституционное право России [Текст] Изд. 3-е, перераб. и доп. - Москва : Юристъ, 2004. Гл.19 . § 2 с. 83

7 Конституционное право Российской Федерации. Баглай М.В. 6-е изд., изм. и доп [Текст]- М.: Норма, 2007. с.592-600

8 Иванец Г.И., Калинский И.В., Червонюк В.И. Конституционное право России: энциклопедический словарь /Под общей ред. В.И. Червонюка. [Текст] — М.: Юрид. лит., 2002. с.345

  1. 9 Конституция Российской Федерации.По состоянию на 2011год.[Текст] Издат.-М.:Эксмо, 2011.  ч. 3 ст. 115

10 Ковешников Е.М. Конституционное право РФ. Курс лекций. [Текст] –М.:Норма-ИНФРА,2002.с.176-178

11 Собрание законодательства Российской Федерации 1994. №9. Ст. 1019.

12 Выголовский Д.С. Конституционно-правовое регулирование федеральной исполнительной власти в России: Дис. на соис. учен, степени канд. юрид. наук. [Текст]- Ростов-на-Дону., 2004. С. 39.


Информация о работе Правительство как высший орган законодательной власти