Правительство как высший орган законодательной власти

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Февраля 2013 в 21:18, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной работы: выяснить конституционный статус Правительства РФ.
Объектом исследования является совокупность общественных отношений, складывающихся в сфере функционирования и реформирования исполнительной власти Российской Федерации.
Предметом исследования является совокупность юридических норм, закрепляющих конституционно-правовой статус Правительства Российской Федерации.

Файлы: 1 файл

конст.пр-курсовая.doc

— 160.00 Кб (Скачать)

 

Актуальность  данной темы обусловлена тем, что в связи с преобразованиями, которые проводятся в России, в экономической, политической, социальной сферах, перестраивается и исполнительная власть.

Правительство в любом государстве является высшим коллегиальным органом исполнительной власти. Оно обладает наиболее важными полномочиями исполнительно-распорядительного характера. Правительство возглавляет единую систему органов исполнительной власти. Правовую основу его деятельности составляют Конституция РФ, федеральные конституционные законы, федеральные законы и нормативные указы Президента РФ. Федеральный конституционный закон «О Правительстве Российской Федерации»1 принят 17 декабря 1997 г.

Правовой статус Правительства РФ определяется Конституцией РФ и Федеральным конституционным законом "О Правительстве Российской Федерации" 1997 г. №2 - ФКЗ. Правительство РФ представляет собой орган государственной власти, осуществляющий исполнительную власть. Оно является коллегиальным органом, возглавляющим единую систему исполнительной власти в РФ. По общему правилу, Правительство РФ руководит деятельностью всех федеральных органов исполнительной власти, за исключением тех, руководство которыми осуществляет Президент РФ.

Цель данной работы:   выяснить конституционный статус Правительства РФ.

Объектом исследования является совокупность общественных отношений, складывающихся в сфере функционирования и реформирования исполнительной власти Российской Федерации.

Предметом исследования является совокупность юридических  норм, закрепляющих конституционно-правовой статус Правительства Российской Федерации.

Задачами работы являются:

- определить  состав и порядок формирования  Правительства РФ

- разобраться  в полномочиях Правительства  РФ.

- выяснить компетенцию  Правительства РФ

- изучить акты Правительства РФ

- выявить особенности  законопроектной деятельности Правительства  РФ

Правительство Российской Федерации – высший исполнительный орган государственной власти

В исполнительной власти заключено то звено государства, которое практически организует жизнь каждого народа. Эта власть включает в себя основную массу государственных органов и наибольшее число государственных служащих, она обладает широкими полномочиями. Исполнение законов, являющееся по концепции правового государства главной

функцией исполнительной власти, объективно требует осуществления большой распорядительной деятельности, которая неизбежно затрагивает права и интересы граждан - защищает их, а порой и нарушает. Отсюда та тщательность, с которой в каждом демократическом государстве подходят к вопросам формирования, организации и ответственности органов исполнительной власти.

Исполнительная  власть, а конкретнее - ее "силовые" министерства (обороны, внутренних дел, безопасности и др.), -олицетворяет принудительную силу государства, а потому является предметом постоянного внимания со стороны политических сил и общественности, стремящихся не допустить чрезмерных ограничений свободы2.

Исполнительная  власть реагирует на предъявляемые  ей обществом требования поиска новых  путей эффективной деятельности частыми реорганизациями внутренней структуры, обновлением методов деятельности.

Исполнительная  власть олицетворяется в определенной системе государственных органов, связанных между собой по вертикали  и горизонтали. На высшей ступеньке  этой системы стоит правительство, возглавляемое главой государства или премьер-министром. Правительство может называться по-разному (совет министров, кабинет министров, государственный совет и др.), но оно обычно представляет собой коллегиальный орган исполни- . тельной власти, в состав которого входят министры и, в некоторых странах, руководители различных ведомств. В республиках президентского типа (США и др.) правительство как коллегиальный орган, как правило, отсутствует, а его место занимает совещательный орган при главе государства (администрация).

Положение правительства  в системе органов государственной  власти определяется формой правления, которая в свою очередь отражает особенности партийной системы  каждой страны и сложившийся баланс законодательной и исполнительной власти. В парламентарных республиках и монархиях правительство формируется парламентом, из чего логически вытекает его ответственность перед представительным органом. В этих странах, имеющих развитую и сравнительно устойчивую партийную систему, правительство всегда состоит из представителей политической партии или коалиции партий, пользующихся поддержкой парламента. Отсюда проистекает ведущая роль правительства в государственной жизни, поскольку оно включает в свой состав лидеров политического большинства.

Согласно Конституции  Российской Федерации (ст. 110), исполнительную власть Российской Федерации осуществляет Правительство. Ст.1 ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации» дает нам следующее определение Правительства РФ:  Правительство Российской Федерации -это высший исполнительный орган государственной власти Российской Федерации3.

 Оно является органом государственной власти Российской Федерации, возглавляющим единую систему исполнительной власти Российской Федерации. Это определение раскрывает юридическую природу Правительства, отражает его место в системе органов государственной власти Российской Федерации и характеризует его деятельность. Как высший исполнительный орган государственной власти Правительство Российской Федерации осуществляет государственное управление.

Данный орган  государственной власти можно сравнить с «политическим индикатором», который  отражает состояние политических и  социальных процессов, протекающих  в российском обществе и государстве4.

Если обратиться к конституционному праву зарубежных стран, то можно встретить различные определения и названия данного органа государственной власти. Например, во Франции, Италии, Польше - Совет министров, в Великобритании, Узбекистане, Японии - Кабинет министров, в Швейцарии– Федеральный совет, в КНР - Государственный совет и т.д. 5.

Положение Правительства  как высшего исполнительного  органа государственной власти России обеспечивается его полномочиями, закрепленными  в Конституции Российской Федерации  и в Федеральном конституционном  законе от 17 декабря 1997 г. «О Правительстве Российской Федерации».

Как высший исполнительный орган государственной власти Российской Федерации Правительство Российской Федерации в пределах своих полномочий организует исполнение Конституции  Российской Федерации, федеральных законов, указов Президента Российской Федерации, международных договоров Российской Федерации, осуществляет систематический контроль за их исполнением федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, принимает меры по устранению нарушений законодательства Российской Федерации.

Правительство Российской Федерации  осуществляет свою деятельность на основе Конституции Российской Федерации, федеральных законов и нормативных  указов Президента Российской Федерации.

  1. состав и порядок формирования Правительства Российской Федерации

В состав Правительства  РФ входят Председатель Правительства, заместители Председателя Правительства  и федеральные министры. 
Председатель Правительства Российской Федерации назначается Президентом РФ с согласия Государственной Думы. В соответствии с Конституцией (ст. 111) предложение о кандидатуре Председателя Правительства вносится не позднее двухнедельного срока после вступления в должность вновь избранного Президента РФ или после отставки Правительства либо в течение недели со дня отклонения кандидатуры Председателя Правительства Государственной Думой. 
Государственная Дума рассматривает представленную Президентом кандидатуру Председателя Правительства в течение недели со дня внесения предложения о кандидатуре. После трехкратного отклонения представленных кандидатур Председателя Правительства Государственной Думой Президент назначает Председателя Правительства, распускает Государственную Думу и назначает новые выборы. 
            Согласно Конституции (ст. 113) Председатель Правительства определяет основные направления деятельности Правительства и организует его работу. 
Председатель Правительства РФ освобождается от должности Президентом РФ по заявлению Председателя Правительства об отставке; в случае невозможности исполнения Председателем Правительства своих полномочий. 
Президент РФ уведомляет Совет Федерации и Государственную Думу об освобождении от должности Председателя Правительства в день принятия решения. Освобождение от должности Председателя Правительства одновременно влечет за собой отставку Правительства. 
        В случае временного отсутствия Председателя Правительства его обязанности исполняет один из его заместителей в соответствии с письменно оформленным распределением обязанностей. 
В случае освобождения от должности Председателя Правительства Президент вправе до назначения нового Председателя Правительства поручить исполнение обязанностей Председателя одному из заместителей Председателя на срок до двух месяцев. 
           В соответствии с Конституцией РФ (ст. 112) Председатель Правительства РФ не позднее недельного срока после назначения представляет Президенту предложения о структуре федеральных органов исполнительной власти. 
Заместители Председателя Правительства и федеральные министры назначаются на должность и освобождаются от должности Президентом РФ по предложению Председателя Правительства РФ. Заместители Председателя Правительства и федеральные министры вправе подавать заявления об отставке. 
        Правительство РФ действует в пределах срока полномочий Президента Российской Федерации и слагает свои полномочия перед вновь избранным Президентом Российской Федерации. Решение о сложении Правительством своих полномочий оформляется распоряжением Правительства в день вступления в должность Президента РФ. В случае сложения полномочий Правительство по поручению Президента продолжает действовать до сформирования нового Правительства РФ. 
Правительство может подать в отставку, которая принимается или отклоняется Президентом. Президент сам может принять решение об отставке Правительства. 
        Государственная Дума может выразить недоверие Правительству. После выражения Государственной Думой недоверия Правительству Президент вправе объявить об отставке Правительства либо не согласиться с решением Государственной Думы. Если Государственная Дума в течение трех месяцев повторно выразит недоверие Правительству, Президент объявляет об отставке Правительства либо распускает Государственную Думу. 
Председатель Правительства может поставить перед Государственной Думой вопрос о доверии Правительству. Если Государственная Дума в доверии отказывает, Президент в течение семи дней принимает решение об отставке Правительства или о роспуске Государственной Думы и назначении новых выборов. 
В случае отставки Правительство РФ по поручению Президента РФ продолжает действовать до сформирования нового Правительства. 
Члены Правительства РФ не вправе быть членами Совета Федерации, депутатами Государственной Думы, депутатами законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации и депутатами выборных органов местного самоуправления; занимать другие должности в органах государственной власти, органах местного самоуправления и общественных объединениях; заниматься предпринимательской деятельностью лично или через доверенных лиц; заниматься другой оплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности; быть поверенными или представителями по делам третьих лиц в органах государственной власти; использовать в неслужебных целях информацию, средства материально-технического, финансового и информационного обеспечения, предназначенные только для служебной деятельности; получать гонорары за публикации и выступления в качестве члена Правительства; получать в связи с осуществлением своих полномочий от физических и юридических лиц не предусмотренные федеральным законодательством ссуды, подарки, денежное и иное вознаграждение, в том числе услуги, оплату развлечений и отдыха; принимать без разрешения Президента РФ почетные и специальные звания, награды и иные знаки отличия иностранных государств; выезжать в служебные командировки за пределы России за счет физических и юридических лиц6.

Формирование  Правительства РФ начинается с назначения его Председателя.

Назначение  Председателя Правительства РФ происходит с согласия Государственной Думы и его права предлагать Президенту РФ как назначить, так и освободить любого члена Правительства и  делают его должностным лицом, пользующимся непререкаемым авторитетом по отношению к любому члену Правительства.

Интересен вопрос о том, может ли Президент РФ взять  на себя функцию Председателя Правительства  РФ. В практике такой случай имел место в 1992 году, когда Президент  Б.Н. Ельцин некоторое время выполнял обязанности главы Правительства. Однако Конституция РФ 1993 года это не предусматривает.

Конституция РФ обязывает Президента РФ соблюдать  определенные сроки для внесения кандидатуры на пост Председателя Правительства  РФ.

Предусмотрены три основных случая с установлением соответствующих сроков внесения кандидатуры в Государственную Думу:

- не позднее  двухнедельного срока после отставки  Правительства;

- в течение  недели со дня отклонения кандидатуры  Государственной Думой.

Однако Государственная  Дума тоже связана определенными сроками. Так в соответствии с частью третьей ст. 111 Конституции РФ она обязана рассмотреть представленную Президентом РФ кандидатуру Председателя Правительства РФ в течение недели со дня внесения предложения о кандидатуре.

По поводу назначения главы Правительства между Президентом РФ и Государственной Думой могут возникать разногласия. Их преодоление определено в Конституции. Так, после трехкратного отклонения представленных кандидатур Председатель Правительства Государственной Думой Президент РФ назначает Председателя Правительства, распускает Государственную Думу и назначает новые выборы. В Конституции, не указывается должен ли президент РФ после отклонения первой кандидатуры вносить в следующий раз другую кандидатуру или он вправе предлагать одно и тоже лицо. Конституционный Суд РФ поддержал последнее.

После назначения председателя формирование Правительства  РФ осуществляется простым способом: Председатель Правительства РФ предлагает Президенту РФ кандидатуры на конкретные должности в Правительстве, а Президент их рассматривает, отбирает и назначает. Этот процесс не является публичным.

Политическая  система и форма правления  в Российской Федерации не лимитирует жестко партийный характер Правительства  РФ.

В настоящее  время руководители исполнительной власти стремятся иметь в составе Правительства РФ лиц исключительно по профессиональным данным, независимо от политических взглядов.

Члены Правительства  не могут занимать никакой другой должности в государственных  органах местного самоуправления, общественных объединениях, не имеют права на предпринимательскую деятельность, а также любую иную оплачиваемую работу, кроме преподавательской, научной или творческой.

В Конституции  РФ 1993 года не установлен срок полномочий Правительства РФ. Однако он обязательно формируется в связи с избранием или переизбранием Президента РФ и слагает свои полномочия перед вновь избранным Президентом РФ. Таким образом, косвенно устанавливается максимальный срок полномочий состава Правительства в четыре года.

Как уже ранее было отмечено, в Конституции предусмотрена возможность досрочного прекращения Президентом исполнения своих обязанностей - это отставка. Также причиной могут быть стойкая неспособность по состоянию здоровья осуществлять принадлежащие ему полномочия или отрешение от должности. Во всех случаях Председатель Правительства РФ принимает на себя обязанности Президента. Исполняющий обязанности Президента ограничен в своих правах, например, он не может распускать Государственную Думу, вносить предложения о поправках и пересмотре положений Конституции РФ. Не позднее трех месяцев с момента досрочного прекращения исполнения Президентом РФ своих полномочий должны состояться выборы Президента РФ.

Правительство РФ слагает свои полномочия не в  день объявления о результатах президентских выборов. Президент вправе принять отставку Правительства только тогда, когда он вступил в должность, при этом ему ничего не остается делать, как поручить Правительству и его Председателю продолжать действовать до сформирования нового Правительства.

Федеральным конституционным  законом «О Правительстве Российской Федерации» установлено, что Правительство  РФ является коллегиальным органом, то есть все решения Правительства  принимаются коллегиально, из чего вытекает вывод о существовании коллективной ответственности Правительства.

Вопросы отставки Правительства РФ регулируются ст. 117 Конституции РФ. В ней предусмотрены  различные основания отставки Правительства  в зависимости от того, кто был  ее инициатором.

Одно из них - заявление Правительства об уходе в отставку. Обычно такое решение принимается на заседании Правительства в присутствии всех его членов. В этом смысле отставка является добровольной. Подобная отставка не означает автоматического прекращения деятельности Правительства, поскольку может приниматься или отклоняться Президентом. В связи с серьезностью такого шага ему обычно предшествуют предварительные консультации Правительства с Президентом. Поэтому случаи отклонения главой государства заявления Правительства о своей отставке бывают редки. Правительство уходит в отставку в полном составе.

Информация о работе Правительство как высший орган законодательной власти