Понятия и виды службы и служащих. Принципы государственной службы

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2012 в 12:12, контрольная работа

Краткое описание

К тому же сам вопрос о субъектах отрасли права относится к числу наиболее важных и сложных в юридической науке. Его правильное решение влияет на предмет и метод правового регулирования, четкое определение адресатов правовых норм, объема их прав и обязанностей, пределов действия правовых норм отрасли и ее принципов. Научные исследования, посвященные субъектам административного права, способствуют выработке рекомендаций для законодательной и правоприменительной деятельности.3
С целью определения государственных служащих как субъектов административного права в данной работе я рассмотрю следующие вопросы: соотношения категорий "субъект права" и "субъект правоотношения, понятие субъекта административного права; понятие государственной службы и ее виды, понятие государственного служащего; понятие административно-правового статуса, а также административно-правовой статус государственного служащего.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………3-4
Глава 1. Государственная служба: понятие и виды………………………….5-6
Глава 2. Понятие государственного служащего………………………………..7
Глава 3. Принципы государственной службы……………………………….8-14
Заключение…………………………………………………………………...15-17
Список литературы………………………………………………………………18

Файлы: 1 файл

К.р. Административное право.docx

— 39.27 Кб (Скачать)

И так, в числе принципов  государственной службы не оказалось  принципа законности. Его не могут  подменить те принципы, которые сформулированы в контексте законности, выражая  ее отдельные требования (например, о верховенстве Конституции РФ, обязательности решений вышестоящих органов  для государственных служащих). Между  тем принцип законности является универсальным, он не должен иметь для  кого-либо каких-либо исключений. Органы государственной власти, должностные  лица обязаны соблюдать Конституцию  РФ, законы, а также подзаконные  акты, изданные в пределах компетенции  и в соответствии с законодательством.

    Исходя  из анализа  законодательства о государственной  гражданской службе можно выделить 4 основных признака, характеризующих понятие государственного гражданского служащего.

    1. Государственный  гражданский служащий - это гражданин  Российской Федерации.  Иностранные  граждане или лица без гражданства  не могут быть государственными  служащими в Российской Федерации.

    2. Государственный  гражданский служащий - это гражданин  Российской Федерации,  взявший  на себя обязательства  по  прохождению гражданской службы.

    3. Гражданин приобретает  статус государственного гражданского  служащего в соответствии с  актом о назначении на должность и со служебным контрактом.

    4. Гражданский  служащий исполняет  свои обязанности  профессионально  и на возмездной  основе, за  счет средств государственного  бюджета.

    По  мнению Ю.Н.  Старилова, государственный служащий в широком понимании - это индивидуальный субъект права, осуществляющий государственные функции не только в государственных органах, но и в других государственных организациях, учреждениях, предприятиях (в этом случае государственные функции имеют социально-культурный характер; их осуществляют служащие образовательных и прочих учреждений). Государственный служащий - это лицо, профессионально осуществляющее деятельность по обеспечению исполнения полномочий государственных органов. Между государственным служащим и государством на определенном этапе возникает конкретное государственно-служебное правоотношение, характеризующееся наличием взаимных прав, обязанностей, ограничений и запретов, ответственности и других атрибутов правового статуса государственного служащего.

    В узком понимании государственный  служащий - это лицо, занимающее государственную  должность государственной службы, т.е. должность в системе структурных  подразделений государственной  администрации, и выполняющее на возмездных началах (за вознаграждение, заработную плату, денежное содержание) функции этого государственного органа (управленческие, властные, правоохранительные, обеспечивающие осуществление судебной власти).

Б.М. Лазарев отмечает, что  государственным служащим называется лицо, занимающее в установленном  порядке должность в государственной  организации и за вознаграждение выполняющее определенную работу по осуществлению задач и функций государства.

Профессор В.М. Манохин полагает, что отличительные особенности государственного служащего состоят в следующем: он действует по поручению государства и от его имени; каждый из государственных служащих занимает государственную должность, учрежденную государством.

Д.Н. Бахрах предлагает наиболее широкое понятие: по его мнению, служащий - это гражданин, занимающий должность в какой-либо организации и осуществляющий административную деятельность либо социально-культурное обслуживание. Все служащие являются профессионалами управления или социально-культурного обслуживания.

Анализ  вышеназванных  определений дает возможность процитировать  С.С. Алексеева, который сказал, что  в настоящее  время наблюдается  такая ситуация, когда один и тот  же термин (в том числе и термин  «государственный служащий») несет  разную смысловую нагрузку в зависимости  от целого ряда факторов, контекста  работы, особенностей авторского подхода  к исследуемой проблеме и т.п. Вместе с тем в любой отрасли знаний происходят, по мере углубления и расширения знаний, уточнение понятий и определений, пересмотр устоявшейся терминологии. Но в любом случае нельзя забывать важнейших требований, предъявляемых к научной терминологии, - ее однозначности, строгой определенности, ясности, устойчивости, совместимости со всем комплексом употребляемых в науке терминов.

 

 

 

Заключение

Создание государственной  службы в качестве публичного социально-правового  института есть один из способов институциализации государственной и общественной жизни, что, в свою очередь, выступает условием нормального и надежного экономического и социального развития. Реформирование государственной службы Российской Федерации - один из ключевых элементов совершенствования системы государственного управления Российской Федерации. Замысел реформы государственной службы состоял в необходимости решения ряда основополагающих для данного института проблем, сводящихся к устранению противоречий и пробелов в законодательстве РФ о государственной службе, установлению соответствия социального и правового положения государственного служащего степени возлагаемой на него ответственности, использованию новых современных технологий государственного управления в масштабах реализуемых государственных программ и проектов, повышению авторитета государственной службы. Главные направления реформы раскрыты в Концепции реформирования государственной службы Российской Федерации, утвержденной Президентом РФ 15 августа 2001 года.

Турчинов А.И. дает следующую  оценку состоянию государственной  службы:

- «заторможенность процесса развития правовой базы;

- неэффективность системы управления;

- концептуальная неопределенность ее модели в Федеральном законе «Об основах государственной службы Российской Федерации»;

- неразработанность государственной кадровой политики и, как результат, отсутствие единой нормативно-правовой базы для реализации кадровых технологий, стабильности кадрового состава, его социальной защищенности, блокирующих механизмов для кадрового волюнтаризма и правового нигилизма;

- весьма слабая научно-методическая обеспеченность, недостаточное использование информационных технологий в управлении государственной службой РФ». 5

Причинами, служащими основанием для необходимости реформирования государственной службы, являются: отсутствие механизма реализации принципа служения государству; необеспеченность взаимосвязи между различными видами государственной службы; неразработанность правовых и социальных гарантий для государственных служащих; необходимость усиления публично-правовых начал государственной службы; установление открытости и прозрачности деятельности государственных органов; дебюрократизация государственной службы.6

Однако не все «государственное»  реализуется и формируется отношениями  службы, опорой на власть. Существуют и  действуют иные составные упорядочивающего, организующего и регулирующего  потенциала государства: язык, совместная история народов, образование, наука, знания, духовная и материальная культура и так далее. Поэтому когда  речь ведется о службе как об институте, то имеется в виду формальное явление - система определенных отношений, организационно и юридически отрегулированная, через  которую проявляется и практически  реализуется сущность государства  и его аппарата. Но в содержательном аспекте служба есть высокое интеллектуальное и эмоциональное напряжение, требующее  как выдающихся качеств от того, кто ее несет, так и полной самоотдачи своих сил и возможностей. Предполагается, что лицо, замещающее государственную  должность, является носителем определенного  мировоззрения, в результате которого «государственное» превалирует над частным. Когда об этом забывают, то для государства и общества наступает беда. Не каждый способен служить по личным основаниям, в том числе и по своим жизненным идеалам, ценностям и целям. Служащие должны занимать незначительный удельный вес от всей массы работающих, но по своим общекультурным, профессиональным и личностным качествам они призваны, безусловно, выделяться и действительно составлять в обществе самый образованный, нравственно чистый патриотический слой. К сожалению, одни лишь законы не изменяют нравственный облик российского государственного служащего и его профессиональные качества.7

На пути к совершенствованию  государственной службы существует множество препятствий. Основное из них, самое труднопреодолимое, видится  в укоренившихся веками в российском сознании стереотипах анархии, произвола, вседозволенности, вольницы, необузданности любого «я». Поэтому нужно разрабатывать  правовые нормы, которые реально  и эффективно осуществляли бы позитивное правовое регулирование государственно-служебных  отношений. Нужна отработанная по всем параметрам система, которая бы диктовала  тем, кто служит, необходимые для  общества и самого государства стиль  мышления, поведения и деятельности. 8 

 

 

 

 

 

Список литературы

1. Абдуллаев М.И. Права человека: историко-сравнительный анализ. 1998

2. Алехин, А.П., Кармолицкий, А.А., Козлов, Ю.М. Административное право РФ [Текст] : учебник. В 2 т. Т. 1 / А.П. Алехин [и др.] - М.: Зерцало, 1997. - 372с.

3. Алиева, Е.Н. Юридическая ответственность в государственном управлении [Текст] / Е.Н. Алиева - Л.: Ленинград, 1990. – 96с.

4. Анисимов, П.В. Административная ответственность в Российской Федерации [Текст]: Учеб. Пособие / П.В. Анисимов /ВА МВД России. - Волгоград, 2002.- 240с.

5. Атаманчук, Г.В. Сущность государственной службы: история, теория, закон, практика. - М., 2008. - С.156

6. Старилов Ю.Н. Что происходит с институтом российской государственной службы?// Журнал российского права. - 2004. - №9. - С.11.

7. Турчинов А.И. Какой быть государственной службе//Государственная служба. - 2001. - №1 (11). - С.87.

1 Абдуллаев, М.И. Права человека: историко-сравнительный анализ / М.И. Абдуллаев. - СПб.: Изд-во СПбГУ, 1998. – 124с.

2 Агапов, А.Б. Церковь и исполнительная власть [Текст] / А.Б. Агапов // Правоведение. - 1998. - № 4. - С. 98–104.

3 Алехин, А.П., Кармолицкий, А.А., Козлов, Ю.М. Административное право РФ [Текст] : учебник. В 2 т. Т. 1 / А.П. Алехин [и др.] - М.: Зерцало, 1997. - 372с.

4 Рыжов  В.С. К судьбе государственного управления / В.С. Рыжев // Государство и право. - 1999. - № 2. - С. 14–22.

5 Турчинов А.И. Какой быть государственной службе//Государственная служба. - 2001. - №1 (11). - С.87.

6 Иванов В.П. Реформирование государственной службы: Вопросы и перспективы//Журнал российского права. - 2003. - №5. - с.5.

7 Старилов Ю.Н. Что происходит с институтом российской государственной службы?// Журнал российского права. - 2004. - №9. - С.11.

8 Атаманчук, Г.В. Сущность государственной службы: история, теория, закон, практика. - М., 2008. - С.156.

 


Информация о работе Понятия и виды службы и служащих. Принципы государственной службы