Понятие, признаки и виды субъектов административного права

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Марта 2013 в 15:09, контрольная работа

Краткое описание

Актуальность темы заключается в том, что исследуемая тематика создает предпосылки для повышения эффективности борьбы с административными правонарушениями, нацеленной на реализацию конституционного положения на защиту прав и свобод граждан, укрепление законности в стране, на создание правового государства, а также улучшения организации и функционирования исполнительных органов государственной власти.

Оглавление

Введение
Понятие и признаки субъектов административного права
Виды субъектов административного права
Заключение
Список использованных источников

Файлы: 1 файл

Контрольная.doc

— 115.00 Кб (Скачать)


СОДЕРЖАНИЕ

 

 

Введение

  1. Понятие и признаки субъектов административного права
  2. Виды субъектов административного права

Заключение

Список использованных источников

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

 

Актуальность темы заключается в том, что исследуемая тематика создает предпосылки для повышения эффективности борьбы с административными правонарушениями, нацеленной на реализацию конституционного положения на защиту прав и свобод граждан, укрепление законности в стране, на создание правового государства, а также улучшения организации и функционирования исполнительных органов государственной власти. Кроме того, непосредственная актуальность темы определяется тем, что должностные лица ПС ФСБ России осуществляют контроль за соблюдением административно-правовых режимов защиты Государственной границы - режима границы, пограничного режима и режима в пунктах пропуска через границу, осуществляют производство по делам об административных правонарушениях, отнесенных к их ведению, рассматривают эти дела и исполняют постановления по ним, ведут дознание по делам отнесенных к их ведению. Четкое определение административно – правового статуса участников административно–правовых отношений напрямую влияет на деятельность органов исполнительной власти в организации управления в России. Объектом контрольной работы являются общественные отношения, складывающиеся в сфере участников административно – правовых отношений.

Целью курсовой работы является целостно-логическое исследование административно–правового статуса субъектов административно–правовых отношений.

 

 

 

 

 

 

 

  1. ПОНЯТИЕ И ПРИЗНАКИ СУБЪЕКТОВ АДМИНИСТРАТИВНОГО ПРАВА

 

 

Участниками правоотношений являются субъекты права, под которыми понимаются люди и их объединения, выступающие  в качестве носителей предусмотренных  законом прав и обязанностей. Круг субъектов права зависит в конечном счете от воли государства.

Понятия «субъекты права» и «субъекты правоотношений»  в принципе равнозначны, хотя в научной  литературе на этот счет делаются определенные оговорки. Во-первых, конкретный гражданин как постоянный субъект права не может быть одновременно участником всех правоотношений; во-вторых, новорожденные, малолетние дети, душевнобольные лица, будучи субъектами права, не являются субъектами большинства правоотношений; в-третьих, правоотношения – не единственная форма реализации права. Эти различия, конечно, необходимо иметь в виду.

По истории мы знаем, что далеко не все люди в прошлом  признавались субъектами права, например, рабы, могли быть лишь объектом права (предметом купли-продажи). В римском праве раб рассматривался как «говорящее орудие», предмет, вещь. Впрочем, там не был равноправия и среди свободных.

При феодализме крепостные крестьяне тоже не были полноправными  гражданами, а стало быть, и полноценными субъектами права. Они были существенно ограничены в правах. Феодальное право было правом привилегий, оно четко проводило градацию людей в зависимости от социального происхождения, званий, сословий и т.д. В современных цивилизованных странах эти дискриминации устранены. В международном пакте о гражданских и политических правах (1966 г.) записано: «Каждый человек, где бы он ни находился, имеет право на признание его правосубъектности» (ст. 16). Данное положение закреплено также во Всеобщей декларации прав человека 1948 г. (ст. 6).

Субъектами правовых отношений являются физические лица и организации.

Физические лица –  это граждане, иностранцы и лица без гражданства, находящиеся на территории РФ.

К организациям относятся, государство в целом, государственные  органы, общественные образования, хозяйственные объединения (юридические лица).

Чтобы стать участником правоотношений необходимо обладать определенными  юридическими качествами. Гарантируемая  законом возможность гражданам  и другим участникам общественных отношений  иметь права и нести юридические обязанности называется правоспособностью. Практически это означает возможность быть участников различных правоотношений. Признаваемая законом за гражданами и другими участниками отношений возможность самостоятельно, своими действиями приобретать права и налагать на себя обязанности называется дееспособностью. Чаще всего участники правоотношений обладают одновременно как правоспособностью, так и дееспособностью.

Правоспособность и  дееспособность, взятые вместе, образуют в своей совокупности правосубъектность.

Правосубъектность граждан  в полном объеме достигается ими, как правило, с совершеннолетием. Кроме граждан РФ субъектами правоотношений в определенных законом пределах выступают иностранцы и лица без  гражданства.

Должностные лица государственных и общественных организаций также выступают субъектами административных, трудовых и некоторых других правоотношений (например, прокуроры, судебные исполнители и т.д.). Они участвуют в правоотношениях не от своего имени, не как граждане, а как представители тех организаций, предприятий в которых они работают.

Субъекты различных  правоотношений (особенно управленческого  характера) выступают органы государства. Это органы государственной власти, органы государственного управления, органы правосудия, прокуратуры, милиции и т.д. Круг прав и обязанностей, которые предоставлены государственному органу в целях осуществления возложенных на него задач, называется компетенцией. Государственные органы вступают в многочисленные, вытекающие из их компетенции, правоотношения с другими государственными органами, учреждениями, организациями и гражданами. При этом они выступают в качестве органа, осуществляющего властные функции по руководству обществом, по охране законности и укреплению правопорядка.

Субъектами многих правоотношений являются также общественные организации: профсоюзные, спортивные и др. Правосубъектность общественных организаций определяется, как правило, их уставами (которые принимают их выборные органы) и законодательством.

Субъектами правоотношений (особенно гражданско-правовых, имущественных отношений) являются юридические лица. Ими признаются организации, которые обладают обособленным имуществом, могут от своего имени приобретать гражданские права и нести обязанности и вправе выступать в качестве истца и ответчика в суде. Они выступают в правоотношениях друг с другом и с гражданами не как органы, осуществляющие властные функции, а как равные партнеры (контрагенты).

Правоспособность юридического лица имеет специальный характер. Это значит, что они могут вступать лишь в такие правоотношения, которые вытекают из возложенных на них специальных задач (строительство, выращивание сельскохозяйственной продукции и т.д.).

Субъектом многих важных правоотношений выступает государство  в целом. Внутри страны важнейшими из них в условиях нашего федеративного строя являются отношения между Российской Федерацией и субъектами Российской Федерации, регулируемые государственным правом. Борясь с преступностью, государство является участником уголовно-правовых отношений. В других случаях оно выступает субъектом имущественных правоотношений (и прежде всего как собственник разнообразного имущества).

Во всех этих правоотношения государство, хотя и действует через  свои органы власти и управления, выступает  как единый субъект права.

Межу тем, к признакам  субъектов административного права  относят:

1. субъекты вступают в правоотношения в сфере государственного управления;

2. отношения между  ними урегулированы нормами административного  права;

3. субъектами могут  быть как физические, так и юридические лица;

4. не все физические  и юридические лица могут быть  субъектами административного права.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. ВИДЫ СУБЪЕКТОВ АДМИНИСТРАТИВНОГО ПРАВА

 

 

Субъекты права подразделяются прежде всего на индивидуальные (физические лица) и коллективные (юридические лица).

К индивидуальным относятся:

а) граждане Российской Федерации;

б) иностранцы;

в) лица без гражданства (апатриды); лица с двойным гражданством (бипатриды). Иностранные граждане ограничены в некоторых правах. В частности, они не могут избирать и быть избранными в органы государственной власти, служить в Вооруженных Силах, занимать определенные должности, например быть капитанами судов и т.д. В остальном им гарантированы все гражданские права. Они несут также соответствующие обязанности. Коллективные субъекты права имеют более обширную классификацию. Они делятся на следующие виды:

1. Само государство;

2. Государственные органы  и учреждения;

3. Общественные объединения;

4. Административно-территориальные  единицы;

5. Субъекты Российской Федерации;

6. Избирательные округа;

7. Религиозные организации;

8. Промышленные предприятия;

9. Иностранные фирмы;

9. Специальные субъекты (юридические лица).

По российскому законодательству, далеко не все организации и учреждения могут выступать в качестве юридических лиц, а только те, которые отвечают определенным условиям. Признаки юридического лица сформулированы в ст. 48 ГК РФ.

Это:

1) имущественная обособленность;

2) способность от своего  имени приобретать соответствующие  права и нести обязанности;

3) быть истцом и  ответчиком в суде. Само понятие  юридического лица имеет значение  главным образом в гражданском  праве, т.е. имущественных, обязательственных  отношениях.

Правовой статус физического  лица - гражданина РФ складывается из ряда взаимосвязанных специфических составных частей: конституционно-правовой части; административно-правовой части; гражданско-правовой части, и др. Мы сосредоточиваем внимание на рассмотрении административно-правовой части статуса гражданина, в особенности с учетом того, что данный аспект недостаточно разработан в литературе, а в некоторых учебных изданиях по административному праву он только упоминается, но сколько-нибудь детально не анализируется. Административно-правовое положение личности характеризуется прежде всего объемом и характером административной правосубъектности, которую образуют административная правоспособность и дееспособность. В административно-правовом статусе в обобщенном виде конкретизируются разнообразные права, обязанности, гарантии с учетом отраслевой праводееспособности. Административно-правовой статус гражданина устанавливается прежде всего Конституцией РФ, актами органов представительной власти, указами Президента РФ, актами органов исполнительной власти1. Основные права и обязанности граждан в сфере исполнительной власти являются частью комплекса прав, свобод и обязанностей, закрепленных в гл. 2 Конституции РФ и конкретизированных в законах и других нормативно-правовых актах. Из конституционных прав и обязанностей важное значение для административно-правового статуса имеют положения ст. 25, 27, 31, 32, 33, 42, 45, 46, 57, 58, 59 Конституции РФ и ряд других.

Нормы Конституции РФ являются нормами прямого действия, но для того, чтобы реализовать  принадлежащие гражданину права  и выполнить возложенные на него обязанности, необходимо дальнейшее развитие конституционных норм в текущем законодательстве, регламентирующем возможность и режим осуществления прав, свобод и обязанностей гражданина. Так, положения ст. 27 Конституции РФ конкретизированы в Законе РФ от 25 июня 1993 г. "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации"; в Федеральном законе от 15 августа 1996 г. "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию", а также в ряде подзаконных актов, например, в постановлении Правительства РФ от 17 июля 1995 г. "Об утверждении правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации и перечня должностных лиц, ответственных за регистрацию", и т.д.

Следует отметить, что  не все права и свободы человека и гражданина производны от его конституционного статуса. В этой связи перечисленные  в Конституции РФ права и свободы не должны толковаться как отрицание или умаление других прав и свобод, в том числе тех, которые входят в содержание административно-правового статуса. К ним можно отнести право на управление транспортным средством, право на перемену фамилии, имени и отчества и т.д. Нормы административного права о статусе человека и гражданина содержатся в комплексных нормативных правовых актах, которые включают лишь часть норм, имеющих отношение к данному статусу, а также в специальных нормативных правовых актах, регламентирующих вопросы статуса. В связи с рассмотрением данного аспекта правового статуса гражданина заметим, что речь идет о характеристике одного из ведущих субъектов административного права РФ, углублении и расширении знаний и представлений именно административного правового характера, касающихся правового положения гражданина2. Далее, существенным компонентом в рассмотрении избранного аспекта является норма п. "к" ст. 72, относящая административное и административно-процессуальное законодательство к совместному ведению РФ и субъектов РФ. Сосредоточим внимание на некоторых наиболее заметных нормативных актах, характеризующих административно-правовой статус гражданина.

Гражданство есть устойчивая правовая связь человека с государством, выражающаяся в совокупности их взаимных прав, обязанностей и ответственности, основанная на признании и уважении достоинства, основных прав и свобод человека. В Российской Федерации каждый человек имеет право на гражданство. В Российской Федерации никто не может быть лишен своего гражданства иди права изменить свое гражданство. Гражданин Российской Федерации не может быть выдан другому государству иначе как на основании закона или международного договора Российской Федерации.

Информация о работе Понятие, признаки и виды субъектов административного права