Понятие, признаки и виды субъектов административного права

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Марта 2013 в 15:09, контрольная работа

Краткое описание

Актуальность темы заключается в том, что исследуемая тематика создает предпосылки для повышения эффективности борьбы с административными правонарушениями, нацеленной на реализацию конституционного положения на защиту прав и свобод граждан, укрепление законности в стране, на создание правового государства, а также улучшения организации и функционирования исполнительных органов государственной власти.

Оглавление

Введение
Понятие и признаки субъектов административного права
Виды субъектов административного права
Заключение
Список использованных источников

Файлы: 1 файл

Контрольная.doc

— 115.00 Кб (Скачать)

Государственными органами, ведающими делами о гражданстве Российской Федерации, являются:

Президент Российской Федерации;

Комиссия по вопросам гражданства при Президенте Российской Федерации;

Министерство внутренних дел Российской Федерации;

Министерство иностранных  дел Российской Федерации, дипломатические  представительства и консульские учреждения Российской Федерации.

1. Полномочия Президента Российской Федерации по делам о гражданстве

Президент Российской Федерации  принимает решения по вопросам:

а) приема в гражданство Российской Федерации иностранных граждан, граждан бывшего СССР и лиц без гражданства.

б) восстановления в гражданстве лиц Российской Федерации.

Выделим некоторые наиболее важные элементы - нормы, характеризующие  административно-правовую сторону  данной актуальной и сложной проблемы - право на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации.

В соответствии с Конституцией Российской Федерации и международными актами о правах человека каждый гражданин  Российской Федерации имеет право  на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации. Ограничение права граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации допускается только на основании закона. Лица, не являющиеся гражданами Российской Федерации и законно находящиеся на ее территории, имеют право на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации в соответствии с Конституцией и законами Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации.

Органы регистрационного учета  граждан Российской Федерации по месту пребывании и по месту жительства в пределах Российской Федерации. В городах, поселках, сельских населенных пунктах, закрытых военных городках, а также населенных пунктах, расположенных в пограничной полосе или закрытых административно-территориальных образованиях, в которых имеются органы внутренних дел, органами регистрационного учета граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации являются органы внутренних дел, в остальных населенных пунктах - местная администрация. Регистрация гражданина Российской Федерации по месту жительства. Гражданин Российской Федерации, изменивший место жительства, обязан не позднее семи дней со дня прибытия на новое место жительства обратиться к должностному лицу, ответственному за регистрацию, с заявлением по установленной форме. При этом предъявляются:

паспорт или иной заменяющий его документ, удостоверяющий личность гражданина;

документ, являющийся основанием для вселения гражданина в жилое  помещение (ордер, договор, заявление  лица, предоставившего гражданину жилое  помещение, или иной документ), или  его надлежаще заверенная копия.

Орган регистрационного учета обязан зарегистрировать гражданина по месту жительства не позднее трех дней со дня предъявления им документов на регистрацию.

Снятие гражданина Российской Федерации с регистрационного учета  по месту жительства. Снятие гражданина Российской Федерации с регистрационного учета по месту жительства производится органом регистрационного учета в следующих случаях:

изменение места жительства - на основании заявления гражданина о регистрации по новому месту  жительства;

призыв на военную  службу - на основании сообщения  военного комиссариата;

осуждение к лишению  свободы - на основании вступившего  в законную силу приговора суда;

признание безвестно  отсутствующим - на основании вступившего  в законную силу решения суда;

смерть или объявление решением суда умершим - на основании  свидетельства о смерти, оформленного в установленном законодательством  порядке, или соответствующего решения  суда, вступившего в законную силу;

выселение из занимаемого  жилого помещения или признание утратившим права пользования жилым помещением;

обнаружение не соответствующих  действительности сведений или документов, послуживших основанием для регистрации, или неправомерные действия должностных  лиц при решении вопроса о  регистрации - на основании вступившего в законную силу решения суда. Основания ограничения права граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации. Право граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации в соответствии с законами Российской Федерации может быть ограничено:

в пограничной полосе;

в закрытых военных городках;

в закрытых административно-территориальных  образованиях;

в зонах экологического бедствия;

на отдельных территориях  и в населенных пунктах, где в  случае опасности распространения  инфекционных и массовых неинфекционных заболеваний и отравлений людей  введены особые условия и режимы проживания населения и хозяйственной  деятельности;

на территориях, где  введено чрезвычайное или военное  положение.

Действия или бездействие  государственных и иных органов, Предприятий, учреждений, организаций, должностных лиц и иных юридических  и физических лиц, затрагивающие  право граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации, могут быть обжалованы гражданами в вышестоящий в порядке подчиненности орган, вышестоящему в порядке подчиненности должностному лицу либо непосредственно в суд3. Конституционно-правовой статус иностранных граждан и лиц без гражданства закреплен в ч. 3 ст. 62 Конституции, в которой установлено, что иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в Российской Федерации правами и несут обязанности наравне с гражданами Российской Федерации, кроме случаев, установленных федеральным законом или международным договором Российской Федерации.

Таким образом, данные конституционные  положения и нормы и соответствующие  международно-правовые акты являются одновременно юридической базой для административно-правового статуса иностранных граждан и лиц без гражданства. Как отмечалось, конституционные права и обязанности иностранных граждан и лиц без гражданства конкретизируются в административном и ином законодательстве с учетом следующего: российское законодательство предусматривает гражданство Российской Федерации, двойное гражданство, гражданство республик СНГ, предоставление Российской Федерацией политического убежища иностранным гражданам и лицам без гражданства в соответствии с общепризнанными нормами международного права, а также недопущение в Российской Федерации выдачи Другим государствам лиц, преследуемых за политические убеждения, а также за действия (бездействие), не признаваемые в Российской Федерации преступлением. В развитие конституционных норм и положений в отношении иностранных граждан и лиц без гражданства установлено также следующее: иностранным гражданам и лицам без гражданства, прибывающим в Российскую Федерацию на срок свыше трех месяцев, визу на въезд выдают дипломатические и консульские представительства Российской Федерации при условии представления ими сертификата об отсутствии у них ВИЧ-инфекции. Иное может быть установлено международными договорами. Российским законодательством предусмотрены различные категории иностранных граждан, в частности, постоянно проживающие в Российской Федерации и временно пребывающие на территории Российской Федерации. С этим связаны определенные правовые последствия. Для первой категории граждан характерно следующее: они могут постоянно проживать на территории Российской Федерации, если имеют на то разрешение и вид на жительство, выданные органами внутренних дел. Иностранные граждане, находящиеся на территории Российской Федерации на ином законном основании, считаются временно пребывающими.

Постоянно проживающие  иностранные граждане имеют больший  объем прав в некоторых сферах и областях управления по сравнению  с временно пребывающими. Это касается трудовой деятельности, социального  обеспечения, культурно-просветительной работы и др. Иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в РФ правами и несут обязанности наравне с гражданами РФ, если иное не предусмотрено федеральным законом или международным договором РФ. Согласно ч. 3 ст. 62 Конституции РФ, иностранные граждане и лица без гражданства пользуются правами на обжалование незаконных действий (бездействия) государственных органов, их должностных лиц, на неприкосновенность жилища, на свободу и личную неприкосновенность, на охрану здоровья и медицинскую помощь, на образование и т.д. Но имеются и определенные "изъятия" в отношении граждан, принадлежащих к другому государству: они не имеют активного и пассивного избирательного права, не участвуют во всенародном голосовании, не могут находиться на государственной службе и т.д. Иностранные граждане не несут обязанностей военной службы.

Что касается иностранных  граждан, пользующихся привилегиями, льготами и дипломатическим иммунитетом, то их статус определяется законодательством  РФ и международными договорами.

Наряду с гражданами субъектами права являются также юридические лица – особые образования, обладающие рядом специфических признаков, образуемые и прекращающиеся в специальном порядке, установленном законом. Конструкция юридического лица является основной правовой формой коллективного участия лиц в гражданском обороте, что является необходимым в связи с тем, что жизнь современного общества невозможна без объединения людей в группы, союзы разных видов, без соединения их личных усилий и капиталов для достижения тех или иных целей.

Юридические лица выполняют  следующие функции:

- Оформление коллективных  интересов: институт юридического  лица определенным образом организует  и упорядочивает внутренние отношения  между участниками юридического  лица, преобразуя их волю в волю всей организации в целом, позволяя таким образом ей выступать в гражданском обороте от собственного имени – имени юридического лица;

- Функция объединения  капиталов: юридическое лицо (наиболее  ярко выраженное в данной связи  – акционерное общество) является оптимальной формой долговременной централизации капиталов, что необходимо для ведения крупномасштабной предпринимательской деятельности;

- Ограничение предпринимательского  риска: конструкция юридического  лица позволяет ограничить имущественный  риск конкретного участника суммой вклада в капитал предприятия;

- Функция управления  капиталом: институт юридического  лица создает основания для  более гибкого использования  капитала, принадлежащего одному  лицу в различных сферах предпринимательской  деятельности.

Юридическое лицо имеет  ряд присущих ему свойств, каждое из которых необходимо, а все они  вместе – достаточны для того, чтобы  организация могла признаваться субъектом права. Эти свойства таковы:

- Организационное единство  юридического лица. Это свойство  проявляется, прежде всего, в определенной иерархии, соподчиненности органов управления, составляющих структуру организации, а также в четкой регламентации отношений между ее участниками. Организационное единство юридического лица закрепляется его учредительными документами (уставом и/или учредительным договором) и нормативными актами, регулирующими правовое положение того или иного вида юридических лиц;

- Имущественная обособленность  юридического лица. Имущественная  обособленность юридического лица  представляет собой объединение множества инструментов (предметов техники, знаний, денежных средств и т.д.) в единый имущественный комплекс и создает материальную базу для его деятельности. При этом степени обособленности имущества у различных видов юридических лиц могут значительно различаться. Так, например, хозяйственные товарищества и общества, кооперативы обладают правом собственности на принадлежащее им имущество, в то время как унитарные предприятия – лишь правом хозяйственного ведения или оперативного управления. Однако в обоих случаях наличие правомочий владения, пользования и распоряжения имуществом дает и тем и другим такую степень обособленности, которой достаточно для признания данного образования юридическим лицом.

- Самостоятельная гражданско-правовая  ответственность юридического лица. Данное свойство регламентировано статьей 56 Гражданского Кодекса и подразумевает, что участники или собственники имущества юридического лица не отвечают по его обязательствам, а юридическое лицо не отвечает по обязательствам первых. Следует заметить, что необходимой предпосылкой такой ответственности является наличие у юридического лица обособленного имущества, которое при необходимости может служить объектом притязаний кредиторов.

- Выступление юридическим  лицом в гражданском обороте от своего имени – еще одно его свойство. Это свойство означает возможность юридического лица от своего имени приобретать и осуществлять гражданские права и нести обязанности, а также выступать истцом и ответчиком в суде. А это как раз и является итоговым признаком юридического лица и, одновременно, целью, ради которой оно создается.

Информация о работе Понятие, признаки и виды субъектов административного права