Понятие и признаки равонарушения

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Мая 2015 в 02:14, курсовая работа

Краткое описание

Целью написания работы является изучение правонарушений в обществе, то есть, раскрытие социальной сущности этого явления. Но для того, чтобы анализировать их социальную сущность, необходимо, прежде всего, знать, что такое правонарушение.
Таким образом, задачами курсовой работы является исследование и характеристика признаков правонарушения, которые отличают их от других общественных явлений; рассмотрение и классификация различных видов правонарушений и выявление причин их существования.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………….....3-4
I. ПОНЯТИЕ ПРАВОНАРУШЕНИЯ, ЕГО ПРИЗНАКИ
§1. Понятие правонарушения…………………………………….5-6
§2. Признаки правонарушения……………………………………6-10
II. ЮРИДИЧЕСКИЙ СОСТАВ ПРАВОНАРУШЕНИЯ.
ОСОБЕННОСТИ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ЮРИДИЧЕСКОГО
СОСТАВА В РАЗЛИЧНЫХ ОТРАСЛЯХ ПРАВА
§1. Понятие и элемент юридического
состава правонарушения………………………………………....11-17
§2. Особенности определения юридического
состава в различных отраслях права……………………………18-19
III. ВИДЫ ПРАВОНАРУШЕНИЙ
§1. Критерии разграничения правонарушений…………………20-21
§2. Преступления и правонарушения……………………………21-23
§3. Проступки………………………………………………………23-27
IV. ПРИЧИНЫ ПРАВОНАРУШЕНИЙ И ПУТИ ИХ УСТРАНЕНИЯ
§1. Понятие причин правонарушений……………………………28-31
§2. Теории причин правонарушений…………………………….31-33
§3. Поводы и условия совершения правонарушений…………...33-36
§4. Пути устранения правонарушений…………………………..37-41
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………..42-43
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………..44-46

Файлы: 1 файл

kursovaya_rabota_po_otp.docx

— 93.34 Кб (Скачать)

В понимании субъекта правонарушения в уголовном и в гражданском праве имеются существенные различия. Если в уголовном праве субъект преступления и субъект ответственности совпадают (это значит, что к ответственности можно привлечь лишь того человека, который совершил данное преступление), то в гражданском праве ответственность может нести лицо, вовсе не совершавшее гражданского правонарушения. В частности, согласно положениям статьи 942 Гражданского кодекса Республики  Беларусь за вред, причиненный малолетним (до 14 лет), отвечают его родители, усыновители, опекуны [4].

         Необходимо отметить, что, обладая признаками общественной опасности, административные проступки существенно отличаются от преступлений меньшей степенью общественной опасности. Так, белорусское законодательство признает и классифицирует мелкое хулиганство, хулиганство и злостное хулиганство. Но если в первом случае деяние расценивается как административный проступок, то во втором и третьем - как преступление. Административное правонарушение направлено против норм права, где объектами выступают различные блага (отношения по охране труда и здоровья, общественного порядка и т. п.). Санкции за административные проступки носят карательный, а не правовосстановительный характер [23, с.99].

Таким образом, состав правонарушения – это совокупность элементов, при наличии которых возможны юридическая ответственность и наказание. Элементами состава правонарушений являются объективная сторона, объект, субъективная сторона, субъект правонарушения. Существуют особенности определения юридического состава в различных отраслях права. Например. особенности объективной стороны состава правонарушений: гражданское законодательство предусматривает наступление ответственности только при наличии вредных последствий, то есть здесь необходимо наличие всех обязательных признаков объективной стороны состава правонарушения. В уголовном же праве допускается возможность привлечения к ответственности и без наступления последствий, только за совершение деяния.

 

 

 

ВИДЫ ПРАВОНАРУШЕНИЙ

 

           Правонарушения классифицируются по разным основаниям: в зависимости от характера правонарушений, степени их вредности и опасности для общественных отношений, а также от характера применяемых санкций за их совершение. Согласно данному критерию все правонарушения делятся на преступления и правовые проступки.

          Определяя степень общественной опасности, используют следующие

критерии:

         1) Значимость регулируемого правом общественного отношения, ставшего      объектом противоправного посягательства.

           Объектами преступных посягательств, как правило, являются наиболее важные общественные отношения, интересы и блага (жизнь и здоровье человека, его честь и достоинство, безопасность государства, собственность и др.).

           Посягательства в сферах трудовых отношений, охраны природной среды и некоторых других, считаются менее значимыми, и, следовательно, признаются проступками, а не преступлениями.

           2) Размер причиненного ущерба.

          Если этот ущерб значителен, то законодательство признает деяние преступлением, иначе – проступком [24, с. 379].

          3) Способ, время и мотив совершения правонарушения.

         Неисполнение приказа военнослужащим, например, может быть признано дисциплинарным проступком, но то же деяние, совершенное группой лиц, группой лиц по предварительному сговору ни организованной группой, а равно повлекшее тяжкие последствия, наказывается лишением свободы на срок до пяти лет [6]. Нарушение правил рыболовства (в том числе и незаконная добыча рыбы) - это административный проступок [7]. Та же незаконная добыча рыбы, но совершенная в местах нереста или на миграционных путях к ним уже квалифицируется согласно положениям Уголовного кодекса Республики Беларусь как преступление.  

Распространенность определенного вида проступков также резко повышает их общественную опасность и может приводить к законодательному «переводу» проступка в разряд преступлений, а Уголовный кодекс пополнится в этом случае новым составом преступления.

         4) Личность правонарушителя.

          Проступки, в отличие от преступлений, не выражают общественной опасности самой личности. Но личность, неоднократно нарушающая юридические нормы, становится общественно опасной, и ее последующие правонарушения расцениваются уже не как проступки, а как преступления. Например, разовые уклонения родителя от уплаты по решению суда средств на содержание несовершеннолетних детей, а равно нетрудоспособных детей, достигших восемнадцатилетнего возраста, - это гражданско-правовые проступки. Злостное же уклонение родителя от уплаты таких сумм признается законом преступлением и влечет уголовную ответственность [6].  На общественную опасность личности указывают также неснятая и непогашенная судимость, состояние алкогольного или наркотического опьянения, особо активная роль в совершении преступления и т.д.

          Преступлениями признается совершенное виновно общественно опасное деяние (действие или бездействие), характеризующиеся признаками, предусмотренными Уголовным кодексом, и запрещенное им под угрозой наказания [12, с. 479].

За любые преступления применяются наиболее строгие меры государственного принуждения - уголовно-правовые санкции, устанавливающие значительные ограничения на поведение и правовой статус лиц, виновных в их совершении. Преступление – это наиболее тяжкий вид правонарушения.

           По своему характеру преступления всегда являются уголовными правонарушениями. Государственно-правовая теория и практика большинства стран исходят из того, что за пределами противоправных деяний, предусмотренных уголовным законодательством, правонарушений, квалифицируемых как преступления, нет и не может быть.

           За преступления применяются наказания - наиболее строгие меры государственного принуждения, существенно ограничивающие правовой статус лица, признанного виновным в совершении преступления (лишение или ограничение свободы, длительные сроки исправительных работ или лишение каких-либо специальных прав, крупные штрафы и др.). За особо тяжкие преступления, посягающие на жизнь, применяется исключительная мера наказания  - смертная казнь [6].    Уголовное наказание применяется не только за совершение преступления, но и за покушение, приготовление, соучастие, а по некоторым составам и за укрывательство и недонесение о преступлении. Давность привлечения к уголовной ответственности в зависимости от тяжести преступления может достигать пятнадцать лет (к лицам, совершившим преступления против мира и человечества, сроки давности не применяются).

          Признать виновным в совершении преступления и назначить наказание может только суд в установленной для того процессуальной форме (по уголовно-процессуальному кодексу Республики Беларусь).

        Отбывание наказания регулируется специальным (уголовно-исполнительным) законодательством. После отбытия наказания у лица, осужденного за преступление, длительное время (в зависимости от тяжести преступления и соответственно отбытого наказания) сохраняется «судимость» - особое правовое состояние, являющееся отягчающим обстоятельством при повторном преступлении, отражающееся на моральном и правовом статусе лица, считающегося судимым.

       Уголовный кодекс Республики Беларусь классифицирует преступления, взяв за основу такое понятие, как степень тяжести деяния, выраженная в санкциях соответствующих статей. В соответствии с этим статья 15 Уголовного кодекса Республики Беларусь различает четыре категории преступлений:

      1) преступления  небольшой тяжести;

      2) преступления  средней тяжести;

      3) тяжкие  преступления;

      4) особо  тяжкие преступления [6].

        Преступлениями небольшой тяжести признаются умышленные и неосторожные деяния, за совершение которых максимальное наказание, предусмотренное уголовным законом, не превышает двух лет лишения свободы.     

         Преступлениями средней тяжести признаются умышленные и неосторожные деяния, за совершение которых максимальное наказание, предусмотренное уголовным законом не превышает пяти лет лишения свободы.     

         Тяжкими преступлениями признаются умышленные и неосторожные деяния, за совершение которых максимальное наказание, предусмотренное уголовным законом не превышает десяти лет лишения свободы.    

         Особо тяжкими признаются умышленные деяния, за совершение которых уголовным законом предусмотрено наказание в виде лишения свободы на срок выше десяти лет или более строгое наказание [15, с.2].  

        Проступки представляют собой виновные, противоправные деяния, которые характеризуются меньшей по сравнению с преступлениями степенью общественной опасности и которые влекут за собой применение не уголовно-правовых санкций, а мер административного, дисциплинарного или гражданско-правового воздействия. В зависимости от сферы общественных отношений, которым противоправным поведением причиняется вред, и в зависимости от характера применяемого при этом взыскания все проступки подразделяются на административные, дисциплинарные и гражданско-правовые (деликты).

          Административный проступок - это противоправное, виновное, а также характеризующиеся иными признаками, предусмотренными кодексом Республики Беларусь об административных правонарушениях, деяние (действие или бездействие), за которое установлена административная ответственность [25, с. 77].   

         Административный проступок — нарушение общеобязательных требований гражданами, должностными лицами, независимо от их положения и служебной подчиненности. Ответственность за административный проступок налагается определенными законом специальными органами, а не вышестоящим должностным лицом или органом по подчиненности [25, с.77]. К административным правонарушениям относятся проступки в области охраны труда и здоровья, окружающей среды, памятников истории и культуры, нарушения ветеринарно-санитарных правил, правил, действующих на транспорте, нарушения общественного порядка и др.

          Видами административных взысканий за совершенный административный проступок являются: предупреждение, штраф, исправительные работы, административный арест, лишения лишение специального права (права управления транспортными средствами, права охоты), исправительные работы (до двух месяцев), административный арест (до 15 суток), конфискация предмета, являвшегося орудием совершения или непосредственным объектом административного правонарушения, и др.      Административное взыскание может быть наложено не позднее двух месяцев

со дня совершения правонарушения. Административные взыскания, а также

органы, уполномоченные рассматривать дела об административных правонарушениях, производство по делам о них и порядок исполнения постановлений о наложении административных взысканий определены кодексом об административных правонарушениях [16, с. 93].

          Согласно белорусскому законодательству, повторность одного и того же административного проступка в ряде случаев может повлечь за собой «трансформацию» административной ответственности в уголовную.

           Дисциплинарные проступки представляют собой вредные для общественных отношений противоправные деяния физических лиц, направленные на нарушение внутреннего распорядка предприятий, объединений и учреждений, а также на нарушение трудовой, служебной, учебной, воинской и иной дисциплины [14, с.430]. Ответственность за совершение дисциплинарных проступков предусматривается в различных ведомственных (уставах, положениях, инструкциях) и локальных (решениях местных органов государственной власти и др.), нормативно-правовых актах. Устанавливаются различные меры административного воздействия и в текущем законодательстве.   Например, Трудовым кодексом Республики Беларусь предусматриваются такие дисциплинарные взыскания за нарушение трудовой дисциплины, как замечание, выговор, строгий выговор, перевод на нижеоплачиваемую работу на срок до трех месяцев или смещение на низшую должность на тот же срок, увольнение [5]. В довольно многочисленных ведомственных актах о дисциплине, утвержденных высшими органами власти Республики Беларусь, устанавливаются и некоторые иные виды дисциплинарных взысканий.

          Например, в некоторых из них предусмотрены такие взыскания, как предупреждение о неполном служебном соответствии, снижении в классном чине, воинском или специальном звании и др.

        Дисциплинарная ответственность судей, прокуроров и некоторых других категорий должностных лиц регулируется специальными положениями.

        Привлекает к дисциплинарной ответственности вышестоящий орган или должностное лицо – руководитель не позднее одного месяца со дня обнаружения проступка; взыскание не может быть наложено позднее шести месяцев со дня совершения проступка. Давность дисциплинарного взыскания - один год [8, с. 459].

         Гражданско-правовые проступки понимаются как правонарушения, совершаемые в сфере имущественных и неимущественных отношений. Свое внешнее выражение гражданские правонарушения находят в причинении гражданам или их организациям имущественного вреда, неисполнении договорных обязательств, распространении сведений, прочащих честь и достоинство гражданина, заключении незаконных сделок, нарушении гражданских прав тех или иных лиц  либо организаций [12, с. 439].

            При имущественных правонарушениях ответственность наступает в виде возмещения убытков, уплаты неустойки, отобрания вещи у должника, признания сделки недействительной, принудительного исполнения условий договора и т.д.

           Материальная ответственность рабочих и служащих за ущерб, причиненный предприятию (учреждению, организации), в большинстве случаев (в зависимости от объекта, способа причинения и других обстоятельств) ограничена частью оклада или средней заработной платы.   

          Привлекают к гражданско-правовой ответственности суд, арбитражные суды, третейский суд.  

         Необходимо отметить такой вид правонарушений, как процессуальные правонарушения (проступки) – это нарушения установленной законом процедуры - это нарушения установленной законом процедуры осуществления правосудия, прохождения юридического дела в правоприменительном органе, вынесения правоприменительного акта. Примером процессуального проступка является неявка свидетеля по вызову производящего дознание лица, следователя, прокурора, суда. Процессуальным проступком будет и неявка в суд подсудимого.

         Органом, который привлекает лицо, совершившее процессуальный проступок, является чаще всего суд либо иной правоприменительный орган.

         Проступки далеко не равнозначны по степени и размерам вреда, причиняемого ими отдельному человеку или обществу в целом. Поэтому на страницах отечественной печати полтора десятка лет тому назад обсуждалась идея создания «Кодекса проступков, в который предлагалось поместить проступки, представляющие большую степень опасности, чем иные.

Информация о работе Понятие и признаки равонарушения