Понятие и признаки равонарушения

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Мая 2015 в 02:14, курсовая работа

Краткое описание

Целью написания работы является изучение правонарушений в обществе, то есть, раскрытие социальной сущности этого явления. Но для того, чтобы анализировать их социальную сущность, необходимо, прежде всего, знать, что такое правонарушение.
Таким образом, задачами курсовой работы является исследование и характеристика признаков правонарушения, которые отличают их от других общественных явлений; рассмотрение и классификация различных видов правонарушений и выявление причин их существования.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………….....3-4
I. ПОНЯТИЕ ПРАВОНАРУШЕНИЯ, ЕГО ПРИЗНАКИ
§1. Понятие правонарушения…………………………………….5-6
§2. Признаки правонарушения……………………………………6-10
II. ЮРИДИЧЕСКИЙ СОСТАВ ПРАВОНАРУШЕНИЯ.
ОСОБЕННОСТИ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ЮРИДИЧЕСКОГО
СОСТАВА В РАЗЛИЧНЫХ ОТРАСЛЯХ ПРАВА
§1. Понятие и элемент юридического
состава правонарушения………………………………………....11-17
§2. Особенности определения юридического
состава в различных отраслях права……………………………18-19
III. ВИДЫ ПРАВОНАРУШЕНИЙ
§1. Критерии разграничения правонарушений…………………20-21
§2. Преступления и правонарушения……………………………21-23
§3. Проступки………………………………………………………23-27
IV. ПРИЧИНЫ ПРАВОНАРУШЕНИЙ И ПУТИ ИХ УСТРАНЕНИЯ
§1. Понятие причин правонарушений……………………………28-31
§2. Теории причин правонарушений…………………………….31-33
§3. Поводы и условия совершения правонарушений…………...33-36
§4. Пути устранения правонарушений…………………………..37-41
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………..42-43
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………..44-46

Файлы: 1 файл

kursovaya_rabota_po_otp.docx

— 93.34 Кб (Скачать)

            При сохранении этих тенденций в белорусской экономике, можно с уверенностью прогнозировать дальнейший рост корыстных преступлений. Они пойдут на убыль лишь при стабилизации, а затем и возрастании жизненного уровня населения.    Однако необходимо отметить, что останутся и, вероятно, будет расти число корыстных преступлений, совершаемых предпринимателями, банковскими работниками и другими лицами. Но эти преступления будут вызваны уже не бедностью, а желанием умножить свое богатство.

          2. Низкий уровень правовой культуры граждан.

         Правовая культура гражданина предполагает не только знание им правовых норм, но также и стремление их исполнять. Сказанное относится ко всем без исключения правовым нормам, а не к определенной их категориям.

        Мировая практика показывает, что планомерная, целенаправленная работа по правовому воспитанию граждан - важнейшее направление предупреждения всех правонарушений.

         3. Кризис морали.

         На смену господствовавшей десятилетиями морали советского общества, приходит новая мораль. Низкий престиж государственных структур и должностных лиц, обладающих низким авторитетом среди населения и основательно дискредитирующих власть  и законность как таковые, недобросовестное предпринимательство и коммерция, оправдание любых, даже противозаконных способов приобретения денежных и материальных ценностей - это лишь некоторые показатели кризиса морали в нашем современном обществе.    Оздоровление морали, а с ним и сокращение правонарушений, связаны со стабилизацией экономической, политической, государственной и духовной жизни общества.

          4. Алкоголизм и наркомания.

          Эти явления крайне опасны непосредственно для личности и общества в целом. К сожалению, при неблагоприятной ситуации в стране, они быстро прогрессируют. Причиняя непоправимый вред здоровью людей, уничтожая генетический фонд народа, эти явления питают и преступность.

          Многие преступления, особенно так называемые «бытовые», совершаются чаще всего в состоянии алкогольного или наркотического опьянения, когда ослаблен контроль человека за своим поведением, и он неадекватно оценивает ситуацию и связанные с нею последствия.

           Еще одна опасность распространения этих явлений состоит в том, что на приобретение наркотиков и алкогольных напитков постоянно требуются немалые суммы денег, что провоцирует лиц, их употребляющих, на совершение краж, грабежей и т. д.

          Предупреждение правонарушений и борьба с ними требуют результативных мер по ограничению пьянства и наркомании. Нужны целевые программы по решению этих проблем и немалые государственные ассигнования.

         5. Несовершенство законодательства.

         Одной из важнейших задач любой законодательной системы является пресечение деяний, наносящих вред отдельному человеку или обществу в целом [17, с.15].

         Законодательство должно своевременно определять и фиксировать эти деяния в качестве правонарушений и устанавливать за них ответственность.

   6. Недостаточно эффективная работа правоохранительных органов.   

Правоохранительной деятельностью занимаются многие государственные органы и должностные лица: руководители предприятий, представительные органы власти всех уровней и специальные правоохранительные органы.    Но преступники часто превосходят правоохранительные органы по оснащению техникой, средствами связи и защиты, поэтому работа по защите правопорядка не всегда эффективна.          Увеличение эффективности работы правоохранительных органов вполне возможно, но для этого требуются государственные ассигнования.    То есть, можно сделать вывод, что снижения уровня преступности можно ожидать при улучшении экономической, политической и социальной обстановки в Беларуси.

Социологические исследования показали, что преступность есть проявление противоречия между потребностями индивида и социальными возможностями их удовлетворения, которые в конечном итоге зависят от его общественного положения. Причем потребности людей развиваются более ускоренными темпами, нежели социальные реалии, чему способствуют усилившаяся миграция людей, более тесные контакты и взаимосвязи между людьми как внутри страны, так и между странами, народами. В значительной мере этому процессу способствуют средства массовой информации. В отличие от изменения потребностей (это сфера сознания) преобразовать действительность, развить экономику, повысить уровень благосостояния гораздо сложнее (это сфера бытия).

Частным проявлением указанного выше противоречия является несоответствие (рассогласование) статусов индивида, что провоцирует его к покушению на общественный порядок. Если экономическому господству личности не соответствует фактическое положение в сфере политики, с ее стороны возможны подкуп государственных чиновников, покупка «голосов» на выборах и др. Если в семье такую личность ценят не очень высоко, то результатом может быть прелюбодеяние, а в сфере быта – изнасилование, убийство и т. п. Если в сфере политики статус личности высок (депутат Национального собрания, член Правительства и т. п.), но в экономической сфере низок, то возможны злоупотребления властью в форме получения взяток, чтобы «уравнять» свой политический статус с экономическим. Если высокий образовательный статус личности (ученого, учителя, инженера, врача) не обеспечен, прежде всего, материально, то общество получит рост «беловоротничковой» преступности.

Противоречия между потребностями и средствами их удовлетворения неизбежны. Во-первых, потому что общество дифференцировано по доходам, характеру и размерам расходов, уровню культуры, нравственности и т. п. Тон здесь задают (или являются ориентиром для всех) представители высшего слоя общества, а они, в свою очередь, ориентируются на уровень потребностей в более развитых странах. Во-вторых, сферы жизни (производство, политика, культура, быт, потребление) развиваются неравномерно, а отсюда несоответствие (рассогласование) статусов. Рынок

выравнивает развитие различных сфер жизни общества. Например, накопленное в производстве богатство можно использовать на развитие сферы образования, культуры, быта. Однако регулирующих возможностей рынка оказывается недостаточно, чтобы эти противоречия устранить полностью. Вот почему преступность является неизбежным следствием социального развития. Разговоры о возможности полной ликвидации преступности беспочвенны и утопичны. Общество может лишь удерживать ее в определенных рамках, не давая ей выйти за их пределы. Но полностью искоренить преступность, к сожалению, невозможно.

На VII Конгрессе ООН по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями меры борьбы с преступностью были разделены на:

  1. Косвенные – мера, направленная на улучшение образа жизни людей, на решение социальных и экономических проблем. В этих целях предложено разработать социальные программы, направленные на обеспечение финансовой и иной помощи лицам, находящимся в затруднительном материальном положении [22, с. 484].
  2. Прямые:

- Устранение условий, способствующих совершению преступлений; охрана помещений, улучшение патрулирования на улицах полицейскими, максимальное использование охранной сигнализации; воспитательно-предупредительная работа с населением, правовое воспитание, пропагандистские мероприятия с использованием средств массовой информации;

  - Вмешательство  в кризисные ситуации (от простого  совета по телефону до предоставления  жилья и т.д.);

- Привлечение  общественности к борьбе с  преступностью (создание общественных  и совместных государственно-общественных  органов для профилактики правонарушений);

- Оказание  помощи жертвам (государственная  компенсация, моральная и социальная  поддержка [ 22, с. 484].

Необходимо отметить, что в Республике Беларусь разработана система законодательства в области профилактики правонарушений, которая основывается на Конституции Республики Беларусь и включает в себя:

  1. Государственные программы по борьбе с преступностью, утверждаемые указами Главы государств (последняя из них – Государственная программа по борьбе с преступностью на 2006-2010гг., утвержденная Указом Президента Республики Беларусь от 21.02.2006г. №103);
  2. Региональные программы по борьбе с преступностью, ежегодно утверждаемые решениями областных, Минского городского исполнительных комитетов;
  3. Другие акты законодательства;
  4. Международные договоры Республики Беларусь. Например, Конвенция ООН от 20.12.1988г. «О борьбе против незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ» [ 17, с. 15].   В Республике Беларусь приняты такие законы, как Закон «Об основах деятельности по профилактике правонарушений», «Об участии граждан в охране правопорядка» и т.д.         Например, согласно положениям Закона «Об основах деятельности по профилактике правонарушений» профилактика правонарушений – система социальных, правовых и иных мер общей и индивидуальной профилактики правонарушений, принимаемых государственными органами (организациями), иными организациями и гражданами в соответствии с настоящим Законом и другими актами законодательства Республики Беларусь [ 1].          Согласно положениям статьи 10 Закона «Об основах деятельности по профилактике правонарушений» мерами общей профилактики правонарушений являются: профилактические мероприятия, направленные на предупреждение отдельных правонарушений; правовое просвещение граждан; представление об устранении причин и условий, способствующих совершению правонарушений; иные меры, предусмотренные Законом и другими законодательными актами Республики Беларусь.   Согласно положениям статьи 23 мерами индивидуальной профилактики правонарушений являются: профилактическая беседа; официальное предупреждение о недопустимости противоправного поведения; информирование о причинах и условиях противоправного поведения; социальная и трудовая реабилитация; профилактический учет; иные меры, предусмотренные Законом и другими законодательными актами Республики Беларусь. Меры индивидуальной профилактики правонарушений при совершении гражданами правонарушений применяются с одновременным привлечением их к ответственности, установленной законодательными актами Республики Беларусь [1].

Согласно положениям статьи 6 Закона Республики Беларусь «Об участии граждан в охране правопорядка» организационно-правовыми формами участия граждан охране правопорядка являются:

- индивидуальное участие;

- внештатное сотрудничество с правоохранительными органами, органами и подразделениями по чрезвычайным ситуациям, пограничными войсками Республики Беларусь;

- участие в объединениях граждан, содействующих правоохранительным органам в охране правопорядка;

- членство в добровольных дружинах.

 Например, согласно положениям статьи 7 Закона Республики Беларусь «Об участии граждан в охране правопорядка» индивидуальное участие граждан в охране правопорядка заключается в:

- сообщении правоохранительным органам, органам и подразделениям по чрезвычайным ситуациям, пограничным войскам Республики Беларусь о ставших им известными фактах готовящихся, совершаемых или совершенных правонарушений, причинах и условиях, способствующих их совершению;

- оказании содействия правоохранительным органам, органам и подразделениям по чрезвычайным ситуациям, пограничным войскам Республики Беларусь в работе по профилактике и пресечению правонарушений;

- пропаганде правовых знаний, способствующих предупреждению правонарушений [2].

Таким образом, причины правонарушений порождаются условиями, т. е. отрицательными обстоятельствами, имеющими место в социальной действительности. Их устранение – это и есть основные пути предотвращения правонарушений и борьбы с ними. К числу основных условий правонарушений можно относятся низкий материальный уровень жизни населения; плохая обеспеченность жильем; вредные привычки (алкоголизм, наркомания); низкий уровень культуры и правовой культуры в частности; несовершенство законодательства; недостаточно эффективная работа правоохранительных органов и т. д.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

           На основе вышеизложенного можно сделать следующие выводы.

            Проблема правонарушений – одна из древнейших проблем, с которой сталкивалось человеческое общество. Ее актуальность остается крайне высокой и в настоящее время, так как еще не созданы условия, способствующие снижению уровня преступности.

          Все правонарушения обладают признаками, позволяющими отличить их от любых других социальных явлений. 

          Всем правонарушениям свойственны общественная опасность и противоправность. Они могут совершаться только людьми (деликтоспособными лицами). Важно также отметить, что преступление – это именно деяние, а не образ мысли.          

           Также необходимо наличие всех элементов состава правонарушения, а именно: субъекта, объекта, субъективной стороны и объективной стороны. Здесь одним из главных признаков является наличие вины правонарушителя.    Правонарушения крайне неоднородны. Существуют определенные критерии (например, по степени общественной опасности деяния), которые позволяют различить преступления (самые тяжкие правонарушения) и проступки (менее опасные). Внутри этих групп также существует внутреннее деление: у преступлений – по степени тяжести, у проступков – в зависимости от сферы общественных отношений, нормы которой были нарушены.   

Информация о работе Понятие и признаки равонарушения