Политические партии в избирательном процессе

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2014 в 13:43, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы – показать основные проблемы, связанные с институтом политических партий и их деятельность на разных стадиях жизнедеятельности государства.
Задачи работы – исследовать понятие и классификацию политических партий. Проанализировать правовое регулирование деятельности политически партий их роль в формировании органов государственной власти.

Оглавление

Введение………………………………………………………………………… 3
Глава I. Юридическая природа политических партий……………………… 5
Понятие и классификация политических партий………………………5
Основные задачи и функции деятельности политических партий…..11
Глава II.Правовое регулирование деятельности политических партий……..15
2.1 Создание и ликвидация политической партии……………………………15
2.2 Права и обязанности политических партий……………………………….21
Глава III. Роль политических партий в формировании органов государственной власти……………………………………………………………………………..24
3.1 Участие политических партий в избирательном процессе………………24
3.2 Парламентская деятельность политических партий………………………29
Заключение……………………………………………………………………….35
Список используемой литературы……………………………………….........

Файлы: 1 файл

Политические партии в избирательном процессе (Конституционное право)-сырая.docx

— 76.28 Кб (Скачать)

Завершая рассмотрение вопроса о деятельности партий в избирательном процессе, необходимо указать на такие проблемные моменты, как отсутствие исчерпывающего перечня оснований для отзыва кандидатов, выдвинутых партией, что является уязвимым звеном действующей системы правового регулирования деятельности партий и необходимость усиления правовых гарантий общественного контроля за проведением выборов, подсчетом голосов избирателей, установлением итогов голосования.

Кроме того, необходимо предпринять дополнительные меры по ограничению использования участниками избирательных кампаний преимуществ должностного положения, причем не только лицами, замещающими государственные должности, но и иными руководителями, в том числе коммерческих организаций.

 

3.2 Парламентская деятельность политических партий

 

 Кроме участия в избирательном процессе, также важнейшим видом деятельности политической партии является их парламентская деятельность. Современный российский парламент партиен по своему составу и, следовательно, его функционирование во многом зависит от деятельности в нем политических партий. Это обусловило необходимость ее правового регулирования, которое осуществляется регламентом палат, в котором определяется порядок образования парламентских фракций, их права и обязанности, связанные с формированием парламентских органов, парламентской процедурой и тому подобное.

Участие политических партий в работе законодательных органов государственной власти является одним из ведущих направлений их деятельности. В многопартийных государствах парламент всегда является партийным по своему составу. Известное положение: "без политических партий нет парламентаризма" верно как в отношении способа формирования парламента — путем выборов на многопартийной основе, так и его организации и деятельности, решающая роль в которых принадлежит парламентским организациям партий - депутатским объединениям.

В Российской Федерации отсутствует специальный закон, регулирующий деятельность депутатских объединений, а также законодательно закрепленное понятие депутатского объединения и его разновидностей — фракций и депутатских групп. Вместе с тем депутатские объединения как субъекты права упоминаются в ряде федеральных законов в связи с вопросами осуществления депутатской деятельности, организацией и проведением выборов, а также с финансированием деятельности депутатских объединений (например, Федеральный закон «О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации», Так, статья 7 Федерального закона относит к числу основных форм депутатской деятельности участие в работе депутатских объединений — фракций и депутатских групп в Государственной Думе. Кроме того, Закон предоставляет депутатам Государственной Думы, избранным по общефедеральному избирательному округу, возможность поддерживать связь с избирателями в субъекте Российской Федерации, определенном соответствующей фракцией в Государственной Думе, созданной избирательным объединением, по списку которого он был избран. Расходы, связанные с осуществлением этой деятельности, оплачиваются исполнительным органом субъекта Российской Федерации с последующим возмещением этих средств Государственной Думой путем их перечисления на счет исполнительного органа субъекта Российской Федерации.

При многопартийной системе практически все депутаты парламента являются представителями политических партий. При таком составе парламента наиболее целесообразным критерием образования парламентских фракций является партийная принадлежность депутатов.

Партийная фракция - важнейшая организационная форма парламентской деятельности политической партии, нацеленная на реализацию той программы, с которой она шла на выборы. В связи с этим возникает закономерный вопрос, возможно ли образование в действующем парламенте новых партийных фракций (например, в результате раскола партии или слияния нескольких партий). Политическое значение этого вопроса состоит в том, что в указанных случаях в парламенте могут появиться партийные фракции, за программы которых избиратели не голосовали.

Регламент Государственной Думы пробелен в этом отношении, что на практике приводит к изменениям политической структуры палаты, сложившейся в результате выборов. Примером может служить формирование новой депутатской группы "Российский промышленный союз" и проекты создания других групп из депутатов, выходящих из уже существующих фракций. По существу, речь идет о создании не легитимных политических образований, программы деятельности которых не получили одобрения избирателей.

Поправкой, внесенной в Регламент в 2000 году, было закреплено, что фракция, образуемая на основе избирательного объединения, прошедшего по общефедеральному округу, подлежит регистрации независимо от числа ее членов.

С принятием в 2000 году поправок к статьям 16—18 Регламента Государственной Думы порядок регистрации и образования фракций и депутатских групп был в значительной мере унифицирован и ужесточен. В частности, для образования депутатской фракции необходимо не только сообщение ЦИК России о результатах выборов депутатов Государственной Думы по федеральному избирательному округу от соответствующего избирательного объединения, но и предварительное проведение организационного собрания фракции.

Общим главным основанием прекращения деятельности парламентской фракции является сокращение ее численности ниже установленного минимума. Некоторые регламенты предусматривают также право фракций на самороспуск. Кроме того, фракция ликвидируется в случае запрета политической партии.В соответствии с пунктом 6 статьи 16 Регламента Государственной Думы внутреннюю деятельность депутатские объединения организуется самостоятельно, то есть вправе сами определять структуру и порядок избрания руководящих органов, объем и сроки их полномочий, периодичность проведения своих заседаний, порядок обсуждения и принятия решений. В связи с этим ряд фракций и депутатских групп приняли свои регламенты, в рамках которых обеспечили решение указанных вопросов.Вместе с тем важно особо отметить, что процедура, в соответствии с которой формируется руководство фракции ни в законодательстве, ни в Регламенте явно не обозначена. На практике, как правило, деятельностью парламентской фракции руководит ее лидер, представляющий депутатское объединение в Совете Государственной Думы с правом решающего голоса, выступающий от ее имени на пленарных заседаниях и обеспечивающий координацию работы объединения.17Государственной Думе четвертого созыва во всех парламентских фракциях, существуют должности заместителей председателя депутатского объединения, в ряде фракций существуют должности, функциональное назначение которых аналогично функциям, выполняемым исполнительным органом партии (организация собраний депутатского объединения, подготовка документов к заседанию Совета фракции, выпуск документов в соответствии с принятыми решениями).

Подводя итог этому вопросу, необходимо заметить, что общей тенденцией в парламентском процессе современной России, стало увеличение числа руководящих должностей в парламентских фракциях наряду с увеличение численности комитетов и комиссий.

Практика российского парламентаризма выработало различные формы работы в депутатских объединениях. Основной и базовой формой коллегиального обсуждения и принятия решений являются собрания фракции, на которых определяется политическая позиция фракции, принимаются политические заявления, решаются вопросы о приеме новых членов, определяется позиция депутатского объединения при голосовании.

Еще одной важной формой парламентской работы является работа с избирателями в округах, проводимая членами депутатских объединений. Любопытно заметить, что поскольку Федеральный закон «О статусе депутата Государственной Думы и члена Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации» не содержит каких-либо ограничений, связанных с количеством депутатов, закрепляемых за каждым субъектом Федерации, а также не запрещает закрепление одного депутата сразу за несколькими субъектами, это позволяет самим фракциям с разной степенью интенсивности проводить работу в регионах, при необходимости используя депутатский корпус как своего рода «политический десант», призванный оживить работу партии в том или ином регионе.

Современное парламентское право, признавая фракции важнейшим структурным элементом парламента, предоставляет им ряд прав и привилегий, для реализации которых им предоставляется материальная база

Другой разновидностью депутатских объединений являются депутатские группы, образуемые из депутатов, не вошедших во фракции, и наделяемые теми же правами, что и фракции, образуемые на базе избирательных объединений и блоков. В частности, депутатские группы имели по одному голосу в Совете Государственной Думы, признавались в качестве участников так называемого пакетного соглашения и допускались к распределению руководящих постов в парламентских комитетах, а также получали право обязательного выступления на пленарных заседаниях при обсуждении каких-либо вопросов и т.д.

Следует отметить, что в практике российского парламентаризма инициатив по созданию депутатских объединений было значительно больше, чем зарегистрированных депутатских групп.

 

Заключение

 

 Подводя  итог, следует отметить, что политические партии на протяжении многих десятилетий занимают важное место в развитии государств всего мира. С развитием институтов демократии политические партии стали главными движущими силами государственной жизни и необходимым элементом правового общества, в связи с чем целью любого государства должно стать обеспечение их эффективного функционирования.

Для того чтобы роль политических партий действительно стала главной в формировании российского гражданского общества, необходимо не только законодательно закрепить положение политических партий в российской правовой системе, но и постоянно совершенствовать его путем внесения изменений и дополнений, основанных на анализе правоприменительной практики.

На основании всего вышеперечисленного можно сделать вывод:

Во-первых, партийная система Российской Федерации находится в стадии формирования. Об этом свидетельствует, в том числе, и то, что некоторые положения Закона о партиях носят переходный характер. Созданная в России правовая база требует ряда доработок, а также некоторой дополнительной кодификации и комментариев для правоприменителей и правоохранительных органов.

Во-вторых, для большинства современных государств, в том числе и для России характерна тенденция к расширению правового регулирования отношений, связанных с образованием политических партий и это регулирование имеет свою специфику по сравнению с регламентацией порядка образования иных общественных объединений. При этом не стоит забывать о том, что, чрезмерная регламентация, усложненность процедуры легализации политических партий может привести к недопустимому ограничению свободы объединения. Следовательно, необходим разумный баланс между свободой объединения и конкретно обусловленной необходимостью ее ограничения.

В-третьих, не совсем корректно применение одной и той же процедуры прекращения деятельности к российским партиям, ликвидируемым в связи с обнаружившимся несоответствием статуса их реальному состоянию, и к экстремистской партии. Вероятно, в первом случае целесообразнее ввести такую санкцию, как утрата общественным объединением статуса партии с исключением ее из списка политических партий. В отношении же экстремистских партий имеет смысл установить особую, не предусмотренную действующим законодательством, санкцию — роспуск партии, последствием которого наряду с ликвидацией была бы также утрата ее представителями, избранными по спискам партии, депутатских мандатов или как менее радикальное средство - принудительный роспуск депутатских объединений с сохранением депутатских полномочий ее представителей.

В-четвертых, с принятием Федерального закона «О политических партиях» внутренняя структура политических партий претерпела определенные изменения в сторону унификации ряда вопросов организационного устройства, и, прежде всего, в части установления территориальной организации партий, распределения полномочий между съездом и иными руководящими партийными органами. В вопросах же построения системы высших руководящих органов партии и руководящих органов региональных и местных отделений по-прежнему сохраняется значительное разнообразие организационных моделей.

В-пятых, особенность правового регулирования программно-идеологической деятельности заключается в том, что с одной стороны при решении этого вопроса существует ограниченность сферы действия государственно-властных предписаний, которая обусловлена высокой степенью автономии духовно-идеологической сферы от государства, а с другой стороны необходимы эффективные и действенные механизмы, препятствующие необоснованному вторжению государства в вопросы идеологической деятельности партий.

Список использованной литературы

 

Нормативные правовые акты

1) Конституция Российской Федерации: Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. – 21 января 2009 г. в "РГ" - Федеральный выпуск №4831

2) О политических партиях: Федеральный закон от 11.07.2001 г. №95-ФЗ // Российская газета -11 июля 2001 г.

3) О государственной  регистрации юридически лиц и  индивидуальных предпринимателей: Федеральный закон РФ от 9 августа 2001 года № 129-ФЗ // Российская газета -11 июля 2001 г.

4) Об общественных  объединениях: Федеральный закон  РФ от 19 мая 1995 года № 82-ФЗ // Справочная правовая система «Консультант Плюс».

5) О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях  и пикетированиях: Федеральный закон  от 19 июня 2004 года №54-ФЗ // 23 июня 2004 г. в "РГ" - Федеральный выпуск №3508

6) Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ: Федеральный закон от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ199 // 15 июля 2011 г. в "РГ" - Федеральный выпуск №5529

7) О выборах Президента РФ: Федеральный закон от 10 января 2003 года № 19-ФЗ200 // 15 июля 2011 г. в "РГ" - Федеральный выпуск №5529

8) О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания РФ: Федеральный закон от 20 декабря 2002 года № 175-ФЗ 201 // 24 мая 2005 г. в "РГ" - Федеральный выпуск №3777

9) Гражданский кодекс РФ. Части первая, вторая, третья и четвертая – М.: Издательская группа ИНФРА–М-НОРМА, 2009 год.

10) Гражданский  процессуальный кодекс РФ // 20 ноября 2002 г. в "РГ" - Федеральный выпуск №3088

Список научной монографической, учебной литературы

11) Алиев А.А. Конституционное право на объединение в Российской Федерации. - М.: ЮНИТИ, 2000.

12) Гаджиев К.С. Политология: Учебник для высших учебных заведений. - М., 2004. – 488 с.

13) Дюверже М. Политические партии: Пер. с фр. Л.А. Зиминой. М.: Академ.проект, 2000. – 557 с.

14) Заславский С.Е. Политические партии России: проблемы правовой институционализации. – М.: Ин–т права и публичной политики, 2003. – 300 с.

Информация о работе Политические партии в избирательном процессе