Политические партии в избирательном процессе

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2014 в 13:43, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы – показать основные проблемы, связанные с институтом политических партий и их деятельность на разных стадиях жизнедеятельности государства.
Задачи работы – исследовать понятие и классификацию политических партий. Проанализировать правовое регулирование деятельности политически партий их роль в формировании органов государственной власти.

Оглавление

Введение………………………………………………………………………… 3
Глава I. Юридическая природа политических партий……………………… 5
Понятие и классификация политических партий………………………5
Основные задачи и функции деятельности политических партий…..11
Глава II.Правовое регулирование деятельности политических партий……..15
2.1 Создание и ликвидация политической партии……………………………15
2.2 Права и обязанности политических партий……………………………….21
Глава III. Роль политических партий в формировании органов государственной власти……………………………………………………………………………..24
3.1 Участие политических партий в избирательном процессе………………24
3.2 Парламентская деятельность политических партий………………………29
Заключение……………………………………………………………………….35
Список используемой литературы……………………………………….........

Файлы: 1 файл

Политические партии в избирательном процессе (Конституционное право)-сырая.docx

— 76.28 Кб (Скачать)

6) по  месту в политическом спектре: левые, центристские и правые;

  1. по стилю общения между партийными лидерами и рядовыми членами: демократические и антидемократические;
  2. по характеру членства: кадровые (отличающиеся немногочисленностью, свободным членством, организационной рыхлостью) и массовые (стремящиеся вовлечь в свои ряды как можно большее число членов, упрочить связи, укрепить структуру);
  3. по организационной структуре: парламентские (где в качестве первичных образований выступают территориальные комитеты), лейбористские (представляющие собой разновидность парламентских партий, допускающих коллективное членство, в том числе и трудовых коллективов) и авангардные (построенные на принципах демократического централизма и территориально-производственного объединения своих членов) и т.п.

1.2 Основные задачи и функции деятельности политических партий

 

Цель политических партий – претворение в жизнь уставных, программных задач в процессе осуществления государственной власти путём выработки политических доктрин, участия в выборах, формулирования политической воли через своих представителей, избранных в органы государственной власти, через парламентские фракции, влияние на общественное мнение. В идеале цель партии состоит в реализации представительства в политической системе тех слоёв населения, интересы которых она выражает. Осуществляя представительство различных социальных групп, слоев, сословий, интересов, партии соединяют общество и государство в неразрывное единое целое. Важное значение имеет то обстоятельство, что в современном сложном и высокоразвитом индустриальном обществе со своими особыми интересами, устремлениями, ориентациями, установками могут участвовать в политической жизни различные союзы, объединения, партии.5

В соответствии с Законом «О политических партиях» основными целями политической партии являются:

- формирование общественного мнения;

- политическое образование и воспитание граждан;

- выражение мнений граждан по любым вопросам общественной жизни, доведение этих мнений до сведения широкой общественности и органов государственной власти;

- в ранее  действующей редакции (до внесения  изменений Федеральным законом  от 21.07.2005 N 93-ФЗ) еще одна цель заключалась  в выдвижении кандидатов на  выборах в законодательные (представительные) органы государственной власти  и представительные органы местного  самоуправления, участии в выборах  в указанные органы и в их  работе, в действующей редакции  политические партии могут выдвигать  кандидатов (списки кандидатов) на  выборах: Президента Российской  Федерации; депутатов Государственной  Думы Федерального Собрания Российской  Федерации; в законодательные (представительные) органы государственной власти  субъектов Российской Федерации; выборных должностных лиц местного самоуправления и в представительные органы муниципальных образований; а также участвовать в указанных выборах и в работе избранных органов. Также закон говорит о том, что цели и задачи деятельности политических партий содержатся в уставе и программе политической партии.

Политические партии, являясь организациями, которые выражают интересы политически активной части населения, должны выполнять определенные функции в современных обществах в соответствии с политической, экономической и духовной ситуацией в государстве. Можно назвать такие главные функции этого института, как:

- выявление, обоснование и формирование  интересов определённых групп и слоёв населения, главным образом тех, которые составляют социальную базу партии;

- социально-политическое просвещение, сплочение и активизация граждан  на основе общности коренных  интересов, отражение этих интересов  в политической идеологии и  программе развития общества;

- разъяснение массам сложившейся ситуации и платформы действий, организация широкой поддержки программных требований со стороны населения; постоянная забота о расширении социальной базы партийной политики. В этих целях партия налаживает взаимодействие с профессиональными, экологическими, культурно-просветительскими и другими общественными организациями и движениями, инициативно участвует в формировании общественного мнения, политическом воспитании граждан;

- участие в подборе, и выдвижении  кадров для самой партии, для формирования политической элиты, подготовки её различных звеньев к политической деятельности, для обогащения политического опыта;

- организация борьбы за власть  или в её защиту, определение  средств, форм и методов этой  борьбы в зависимости от меняющейся  обстановки (легальные и нелегальные, революционные и эволюционно-реформистские, вооружённые и без использования  вооружённого насилия и т.д.);

- подготовка и проведение избирательных  кампаний по формированию высших  и местных органов власти, выдвижение  в них своих сторонников, организация  контроля за их парламентской  деятельностью. Реализуя эту функцию, партии в странах с демократическими  режимами выступают главными  организаторами сохранения существующей  государственной власти или её  замены.

- формирование в парламенте  партийной фракции, служащей связующим звеном между партией и органами власти, мощным рычагом партийного воздействия на государственную политику в центре и на местах. Фракция широко использует законодательные инициативы, депутатские запросы.

- разработка принципов и форм  отношений с другими политическими  партиями с учётом их политической  ориентации. Эти отношения могут  быть отношениями сотрудничества, партнёрства, что во многом зависит  от гибкости, смелости руководства  партии, его способности к компромиссам.

- для партии, проигравшей борьбу  за власть, важной функцией является  организация парламентской оппозиции, давление на государственные  органы гражданского сопротивления  политике властей, противоречащей  интересам социальных слоёв, чьи  чаяния отстаивает партия.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Правовое регулирование деятельности политических партий

 

2.1 Создание и ликвидация политической партии

 

В Российской Федерации с принятием Федерального Закона «О политических партиях» в процедуре создания политических партий произошли существенные изменения. Поскольку данный Федеральный закон был принят, когда в России уже сформировались политические партии, законодателю пришлось выделить два способа учреждения партии (п. 1 ст. 11 ФЗ « О политических партиях»):

- образование её на учредительном съезде, когда инициатива создания партии исходит непосредственно от граждан;

- создание партии путём преобразования общероссийской общественной организации или общероссийского общественного движения на их съезде, когда инициатива исходит от руководящих органов этого общественного объединения, управомоченных на то их уставом.

При первом способе образования политической партии инициатива создания партии исходит непосредственно от граждан - учредителей партии, объединившихся для достижения указанной цели в оргкомитет, в составе не менее 10 человек сроком на один год, причем в законе порядок формирования и роспуска его персонального состава не уточняется.

Далее, в соответствии со ст. 12 Закона «О политических партиях» организационный комитет вместе с пакетом документов направляет уведомление о своём намерении создать партию «в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в порядке, установленном Конституцией Российской Федерации и Федеральным конституционным законом «О Правительстве Российской Федерации», на принятие решений об осуществлении государственной регистрации политических партий»6, который в свою очередь выдаёт документ, подтверждающий представление, причём единственным основанием для отказа в выдаче подтверждения является отсутствие либо ненадлежащее оформление необходимых документов. После чего руководители оргкомитета создаваемой партии в течение месяца публикуют в одном или нескольких общероссийских периодических печатных изданиях сведения о намерении создать политическую партию.7

Главной обязанностью оргкомитета является проведение в течение срока своих полномочий учредительного съезда политической партии, после проведения, которого он прекращает свою деятельность, а денежные средства и иное имущество оргкомитета, финансовый отчёт об их использовании, с указанием источников поступления денежных средств и иного имущества, передаются созданной политической партии.8С момента вступления ФЗ «О политических партиях» Минюстом России было зарегистрировано около 80 оргкомитетов по созданию политических партий, из которых более - 40 провели учредительные съезды.

Анализируя ФЗ « О политических партиях», следует отметить, что в нашей стране к политической партии предъявляются следующие требования: необходимым условием создания политической партии является соответствие идеологической направленности политической партии нормам, установленным законодательством: запрещается создание и деятельность политических партий, цели или действия которой направлены на осуществление экстремистской деятельности;общая численность политической партии не должна быть менее 50000 членов (при этом численность региональных отделений партии более чем в половине субъектов РФ должна быть не менее 500, а в остальных - не менее 250); руководящие и иные органы политической партии, её региональные отделения и иные органы политической партии, её региональные отделения иные структурные подразделения должны находиться на территории Российской Федерации; создание и деятельность региональных и межрегиональных партий Законом не предусмотрены; партии являются «единственной» формой общественных объединений, имеющей право самостоятельно выдвигать кандидатов на выборы т.д.

Важным нововведением ФЗ «О политических партиях» стало требование обязательной государственной регистрации региональных отделений, которая осуществляется на местах не позднее чем через шесть месяцев после государственной регистрации самой партии. Следует заметить, что в ходе регистрации региональных отделений партий в законе «О политических партиях» были выявлены слабые места. Для отказа в регистрации ФЗ «О политических партиях» предусмотрено всего два основания: отсутствие необходимых для регистрации документов и обнаружившееся несоответствие содержащихся в них требований данному Закону. Отказ в регестрации может быть произведена на основании, что количество членов в списках, представленных на регистрацию, не совпадает с количеством членов партии, указанных в протоколе общего собрания.

Закон четко регламентирует процесс ликвидации политической партии, а так же предусматривает случаи, когда деятельность партии может быть приостановлена.В случае нарушения политической партией Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, настоящего федерального закона и иных федеральных законов федеральный регистрирующий орган выносит политической партии письменное предупреждение с указанием допущенных нарушений и устанавливает срок их устранения, составляющий не менее двух месяцев. В случае если эти нарушения не были устранены и предупреждение федерального регистрирующего органа не было обжаловано в суд, деятельность политической партии может быть приостановлена на срок до шести месяцев решением Верховного Суда Российской Федерации на основании заявления федерального регистрирующего органа». Важным положением является то, что со дня официального опубликования решения о назначении выборов депутатов Государственной Думы, либо Президента, не допускается приостановление деятельности политической партии вплоть до дня опубликования результатов соответствующих выборов.

Временное приостановление деятельности политических партий представляет собой меру, применяемую к партии в качестве санкции за нарушение определенных правовых предписаний.

Согласно российскому законодательству существуют следующие основания приостановления деятельности политических партий:

- деятельность  политической партии может быть  приостановлена

вследствие нарушения ею Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов и федеральных законов;

- деятельность  партии приостанавливается, если  она не соответствует положениям  устава;

- деятельность  политических партий может быть  приостановлена в связи с введением  чрезвычайного и военного положения.

 В случае приостановления деятельности политической партии или ее регионального отделения они утрачивают ряд своих субъективных прав. Если в течение срока приостановления деятельности, установленного решением суда, партия устраняет нарушения, послужившие основанием для приостановления, то после истечения указанного срока она возобновляет свою деятельность. Если же нарушения так и не были устранены, то в соответствующий суд вносится заявление о ликвидации партии.В Российской Федерации партия может окончательно утратить свой статус только в результате ликвидации, которая может быть проведена как в добровольном, так и в принудительном порядке.

Принятое решение о ликвидации политической партии направляется в Минюст России, который принимает решение о государственной регистрации факта ликвидации партии и направляет в регистрирующий орган необходимые сведения и документы, а регистрирующий орган в пятидневный срок со дня их получения вносит в Единый государственный реестр юридических лиц соответствующую запись и сообщает об этом в Минюст России.

В отношении партий, деятельность которых осуществляется с нарушением "федерального " законодательства или перестала отвечать требованиям, предъявляемым Федеральным законом «О политических партиях» применяется правовая санкция в форме ликвидации в судебном порядке. Также политическая партия ликвидируется по решению Верховного Суда Российской Федерации в следующих случаях:

        1) если она не соответствует ограничениям на создание и деятельность предусмотренными статьёй 9 Федерального закона «О политических партиях».

2) при не устранении в установленный  срок нарушений, послужившим для приостановления деятельности политической партии.

3) неучастие политической партии  в выборах в течении пяти лет подряд.

Информация о работе Политические партии в избирательном процессе