Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Февраля 2013 в 19:30, курсовая работа
В России формируется правовое государство, которое должно представлять собой систему органов и институтов, обеспечивающих нормальное функционирование гражданского общества на основе права, защиту прав и свобод каждого гражданина, подъем экономики и духовный прогресс народа.
В пределах своей компетенции органы исполнительной власти наделяются необходимой для их нормального функционирования оперативной самостоятельностью. На них возлагаются все ответственные задачи по правовому регулированию и руководству различными сферами жизнедеятельности общества и государства.
Введение 3
1. Понятие и основные черты органа исполнительной власти 6
2. Основные принципы организации и деятельности органов исполнительной власти 11
3. Виды, система и классификация органов исполнительной власти 15
Заключение 20
Литература 22
С этих позиций очевидно,
что осуществление
К этому следует добавить
некоторые особенности
Одним из принципов современной организации и деятельности органов исполнительной власти является то, что в пределах ведения РФ и полномочий РФ по предметам совместного ведения РФ и её субъектов они образуют единую систему исполнительной власти в РФ (ст. 77 Конституции РФ). Из этого вытекает, что система органов исполнительной власти субъектов РФ устанавливается ими самостоятельно в соответствии с основами конституционного строя РФ и общими принципами организации исполнительных органов государственной власти, установленными федеральным законом. На подобной же основе формируется и аппарат федеральной исполнительной власти.
Единство системы
Практика пока ещё даёт примеры отхода от требований данного принципа, выражающиеся в первую очередь как неумение правильно использовать широкую оперативную самостоятельность, каковая предоставлена каждому звену единой по своей сути системы исполнительных органов, равно как и следствие незавершённости законодательного процесса.
Именно в силу этого
особую актуальность в современных
условиях приобрела проблема конкретизации
конституционного понятия единой системы
исполнительной власти в РФ. Иначе
говоря, речь идет о законе, посвященном
системе и механизму
Федерализм в его новом качестве несомненный принцип организации и деятельности органов исполнительной власти. Его исходные начала были заложены ещё Федеративным договором, а затем нашли своё закрепление в Конституции РФ, в конституциях и уставах субъектов РФ. Как известно, федеративное устройство России основано на её государственной целостности, единстве системы государственной власти, разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти её субъектов, равноправии и самоопределении народов. Соответственно конституционно определён круг вопросов, отнесённых к ведению РФ (ст. 71 Конституции РФ), одновременно были определены предметы ведения, отнесённые к совместному ведению РФ и её субъектов (ст. 72 Конституции РФ), включающие, в частности, установление общих принципов организации системы органов исполнительной власти. Вне названых пределов субъекты РФ обладают всей полнотой государственной власти (ст. 73 Конституции РФ).
Законность - один из ведущих принципов организации и деятельности органов исполнительной власти. Свои исходные начала он берёт из Конституции РФ, федеральных законов, конституций и уставов субъектов РФ и их законодательства (см., например, ст. 15, 75 Конституции РФ).
Для организации и деятельности органов исполнительной власти существенное значение имеет также принцип экономичности. Его значимость определяется тем, что механизм реализации исполнительной власти крайне многоструктурен и оснащён, мягко говоря, значительным количеством служащих (чиновников), выполняющих повседневно его функции. При этом необходимо учитывать, что расходы на содержание такого механизма, будучи по своей природе непроизводительным, отягощают государственный и региональный бюджеты. В силу этого постоянно осуществляется организационно-правовые меры, направленные на обеспечение экономии в расходовании государственных средств в сфере управления.
В настоящее время
ранее стоящий во главе угла принцип
сочетания централизации и
В числе действующих принципов называются также: народовластие; гласность; обеспечение прав и свобод человека и гражданина; ответственность. Сущность этих принципов, равно как и социально-юридическая значимость, очевидны.
Под системой органов исполнительной власти понимается вертикальная связь между соподчиненными органами на основе разделения компетенции между ними. В систему входят (см. схему 1):
Правительство – высший исполнительный орган государственной власти Российской Федерации9;
федеральные органы исполнительной власти;
территориальные органы федеральных органов исполнительной власти;
органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Схема 1. Система органов исполнительной власти
Правовое положение
органов исполнительной власти как
субъектов административно-
Поскольку этих органов
много и они имеют
Схема 2. Классификация органов исполнительной власти Российской Федерации10
С учетом территориального
масштаба деятельности органы исполнительной власти могут быть двух
уровней: федерального и субъектом Федерации:
республик, краев, областей, городов федерального
значения (Москва, Санкт-Петербург), автономной
области и автономных округов. Этот признак
обусловлен федеративным государственным
устройством и административно-
Создание федеральных органов исполнительной власти, их реорганизация и ликвидация осуществляются Президентом по предложению Председателя Правительства.
Федеральные органы исполнительной власти могут создавать свои территориальные органы (управления, отделы и т.д.), действующие на территории субъектов Федерации, но не входящие в систему их исполнительных органов.
Кроме того, в некоторых федеральных органах исполнительной власти имеются межтерриториальные органы, деятельностью которых могут охватываться несколько субъектов Федерации (например, железные дороги, военные округа и т. п.).
Формирование органов исполнительной власти субъектов Федерации осуществляется ими самостоятельно в порядке, предусмотренном ст. 73, 77, 78 Конституции, а также актами субъектов Федерации.
Московская городская администрация имеет особый (двойной) статус: она является исполнительным органом государственной власти и одновременно исполнительным органом городского самоуправления.
По организационно-правовым формам на федеральном уровне различаются: Правительство Российской Федерации; федеральные министерства; государственные комитеты Российской Федерации; федеральные комиссии России; федеральные службы России; российские агентства; федеральные надзоры России; иные федеральные органы исполнительной власти: Главное управление специальных программ Президента, Государственная техническая комиссия при Президенте, Управление делами Президента.
Организационно-правовыми формами органов исполнительной власти субъектов Федерации могут быть: правительства (советы министров, мэрии, администрации); министерства; комитеты; департаменты; главные управления, управления, отделы и иные органы.
В зависимости от объема и характера компетенции органы исполнительной власти подразделяются на:
а) органы общей компетенции, осуществляющие руководство на подведомственной территории всеми или подавляющим большинством отраслей управления и сфер деятельности (президентуры, правительства, главы администраций, губернаторы субъектов Федерации);
б) органы отраслевой компетенции, на которые возложено руководство отдельными отраслями управления или сферами деятельности (министерство, структурное подразделение администрации);
в) органы межотраслевой компетенции, которые ведают специальными вопросами управления, имеющими межотраслевое значение (государственный комитет, федеральная комиссия и аналогичные органы субъектов Федерации). Из их числа иногда выделяют органы специальной и смешанной компетенции, т.е. сочетающие признаки органов отраслевой и межотраслевой компетенции (федеральные надзоры, агентства и др.).
По порядку разрешения подведомственных вопросов различаются:
а) коллегиальные органы управления, решающие основные вопросы на коллегиальной основе, т.е. большинством голосов лиц, входящих в их состав (Правительство, государственный комитет, федеральная комиссия и др.);
б) единоначальные органы, в которых основные вопросы решаются их руководителями (министерства, большинство администраций субъектов Федерации). Коллегиальность позволяет наиболее квалифицированно решать сложные вопросы с учетом мнения многих специалистов. Единоначалие обеспечивает оперативность руководства и повышение персональной ответственности руководителей за результаты работы органа исполнительной власти. В ряде случаев сочетание этих начал может выражаться в том, что коллегии действуют в единоначальных органах.
Классификация органов исполнительной власти может проводиться также по другим признакам: по порядку образования (избираемые, назначаемые); по источникам финансирования (видам бюджета).
Итак, мы видим, что в настоящее время в Российской Федерации существует и функционирует довольно сложная система исполнительной власти. Нельзя забывать о том, что, прежде всего она является подсистемой государственной власти, ее ветвью в структуре разделения власти как единого целого организационно-правового механизма государственной организации общества и ведения его дел. Эта подсистема имеет определенное структурное строение, включающее уровни (строение по иерархической вертикали); звенья (одноуровневые образования однородных органов); виды и формы органов исполнительной власти. Орган исполнительной власти является первичной и основной структурной единицей рассматриваемой системы. Он имеет сложное структурное внутреннее строение и включает структурные подразделения аппаратного назначения, не имеющие властных полномочий, а иногда и самостоятельные органы (конструкции органа в органе), состав служащих государственной службы как специального института государственной власти.
Такая сложная структура обладает рядом недостатков, связанных, прежде всего с дублированием функций и отсутствием четкого разграничения предметов ведения. Одной из причин такого положения дел является несовершенство законодательной базы.
Субъекты исполнительной власти осуществляют государственное управление в рамках установленной компетенции. Исполнительная власть не может быть вне системы органов государственного управления, реализующих ее функции и назначение. Организация и деятельность исполнительной власти — это организация и функционирование системы ее органов, т. е. органов государственного управления, имеющих нормативно установленные цели, задачи, компетенцию, структуру и необходимые для работы, государственные должности государственной службы (управленческий персонал).
Исполнительные органы
являются составной частью всякого
публичного управления, например местного
самоуправления. Они также осуществляют
управленческую деятельность, решают
задачи управления, реализуют его функции.
При этом исполнительные органы государственных
учреждений, предприятий, негосударственных
образований, общественных объединений
по своему правовому содержанию, полномочиям,
юридическим последствиям управленческой
деятельности существенно отличаются
от органов государственного управления.