Органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2012 в 23:26, курсовая работа

Краткое описание

Цель: исследовать понятие, признаки и виды исполнительных органов субъектов России.
Задачи курсовой работы:
Раскрыть понятие и признаки органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Рассмотреть виды органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Проанализировать систему органов исполнительной власти на примере Рязанской области.

Файлы: 1 файл

курсовая по ап.doc

— 518.00 Кб (Скачать)

г) органы исполнительной власти специальной компетенции, которые  осуществляют различного рода разрешительные, контрольные, надзорные и регулятивные функции в различных сферах управленческой деятельности (например, федеральные службы).

4. По порядку  разрешения подведомственных вопросов  различаются коллегиальные и  единоначальные органы исполнительной  власти. К числу первых относятся  правительства, а также администрации  субъектов Федерации, если это  прямо зафиксировано в их статусе.

Вопросы здесь  решаются по принципу большинства голосов. Единоначальными являются, как правило, все остальные исполнительные органы, прежде всего министерства, службы, агентства. Единоначально может  действовать и соответствующая  администрация. Единоначалие тесно переплетается с началами коллегиальности на уровне обсуждения ведущих вопросов. Для этих целей, например, в министерствах создаются коллегии, различного рода консультативные и иные советы.

5. В качестве  критерия классификации исполнительных  органов применяется также способ их создания. С таких позиций можно различать:

а) исполнительные органы, образуемые в установленном  порядке. Таких органов большинство  как на уровне Российской Федерации, так и ее субъектов (например, образование  министерств и иных исполнительных органов руководителями высших исполнительных органов государственной власти субъекта);

б) в отдельных  случаях используется способ избрания. Однако он не распространяется на тот  или иной исполнительный орган, а  относится к тем должностным лицам, которые возглавляют соответствующий исполнительный орган. Так, в соответствии с Федеральным законом от 11 декабря 2004 г., названным выше, высшее должностное лицо субъекта Федерации (президент, губернатор) избирается по представлению Президента РФ законодательным органом субъекта Федерации.

6. Разнообразны  организационно-правовые формы органов  исполнительной власти:

а) правительства (Российской Федерации, входящих в ее состав республик, городов федерального значения, а также в отдельных  краях, областях);

б) министерства (федеральные, региональные);

в) службы (только федеральные);

г) федеральные  агентства (только на федеральном уровне);

д) администрации  или мэрии (в субъектах Федерации, не являющихся республиками);

е) департаменты, главные управления, управления, комитеты, отделы - структурные подразделения органов исполнительной власти либо самостоятельные органы управления в субъектах Федерации (см., например, ст. 69 Устава - Основного закона Тамбовской области).

Рязанская область  является государственно-территориальным образованием, входящим в состав Российской Федерации в качестве ее равноправного субъекта.

Статус Рязанской  области основывается на конституционных  принципах: народовластия; разделения властей; свободы экономической  деятельности и многообразия ее форм; социального, светского и правового государства; уважения прав и свобод человека и гражданина; идеологического многообразия и самостоятельности местного самоуправления.

Государственная власть в Рязанской области осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны.

Высшим исполнительным органом государственной власти Рязанской области является Правительство  Рязанской области, возглавляемое Губернатором Рязанской области.

Правительство Рязанской области обеспечивает исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных законов  и иных нормативных правовых актов  Российской Федерации, Устава (Основного  Закона) Рязанской области, законов  и иных нормативных правовых актов Рязанской области на территории Рязанской области.

Правительство Рязанской области обладает правами  юридического лица и имеет гербовую печать.

Финансирование  Правительства Рязанской области  и возглавляемых им исполнительных органов государственной власти Рязанской области осуществляется за счет средств областного бюджета, предусмотренных отдельной статьей.

Высшим исполнительным органом государственной власти Рязанской области является Правительство  Рязанской области, возглавляемое Губернатором Рязанской области.

Правительство Рязанской области обеспечивает исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных законов  и иных нормативных правовых актов  Российской Федерации, Устава (Основного  Закона) Рязанской области, законов и иных нормативных правовых актов Рязанской области на территории Рязанской области.

Правительство Рязанской области обладает правами  юридического лица и имеет гербовую печать.

Финансирование  Правительства Рязанской области  и возглавляемых им исполнительных органов государственной власти Рязанской области осуществляется за счет средств областного бюджета, предусмотренных отдельной статьей.

В состав Правительства  Рязанской области входят:

Губернатор  Рязанской области;

Вице-губернатор Рязанской области - первый заместитель Председателя Правительства Рязанской области;

заместители Губернатора  Рязанской области;

заместители Председателя Правительства Рязанской области;

руководитель  аппарата Губернатора и Правительства  Рязанской области;

представитель Рязанской области при Правительстве Российской Федерации;

руководители  исполнительных органов государственной  власти Рязанской области.

Губернатор  Рязанской области является Председателем  Правительства Рязанской области. Вице-губернатор Рязанской области  является первым заместителем Председателя Правительства Рязанской области. Количество заместителей Председателя Правительства Рязанской области определяет Губернатор Рязанской области.

Правительство подотчетно в своей деятельности Губернатору Рязанской области. Губернатор Рязанской области:

председательствует  на заседаниях Правительства Рязанской  области;

вносит вопросы  в повестку дня заседаний Правительства  Рязанской области.

В пределах своих  полномочий Правительство Рязанской  области:

осуществляет  меры по реализации, обеспечению и защите прав и свобод человека и гражданина, охране собственности и общественного порядка, борьбе с преступностью;

разрабатывает для представления Губернатором Рязанской области в Рязанскую  областную Думу проект консолидированного бюджета Рязанской области, проект областного бюджета и необходимых документов и материалов к нему, готовит отчет об исполнении областного бюджета и информацию об исполнении консолидированного бюджета Рязанской области;

разрабатывает текущие (перспективные) областные  целевые программы, программы социально-экономического развития, проект прогноза социально-экономического развития Рязанской области, основные направления бюджетной и налоговой  политики Рязанской области, определяет источники доходов и направление расходования территориальных государственных внебюджетных фондов Рязанской области; обеспечивает выполнение принятых документов, представляет отчеты Рязанской областной Думе об их исполнении;

руководит деятельностью  исполнительных органов государственной власти Рязанской области;

разрабатывает и реализует социально-экономическую  политику в Рязанской области, осуществляет меры по ограничению монополистической  деятельности и развитию предпринимательства, в соответствии с законами Рязанской области управляет и распоряжается областной собственностью, а также управляет федеральной собственностью, переданной Рязанской области в соответствии с федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, договорами и соглашениями, содействует укреплению банковской, денежной и кредитной систем;

принимает решения  по вопросам участия Рязанской области  в качестве учредителя (соучредителя) хозяйственного общества либо покупателя акций (долей, паев) в хозяйственном обществе;

принимает решения  по выпуску от имени Рязанской  области государственных ценных бумаг;

проводит государственную  политику налогообложения, ценообразования  и оплаты труда, содействует организации  государственного страхования и  единой системы учета и статистики;

разрабатывает и реализует меры по развитию социальной сферы Рязанской области, росту  благосостояния населения, охране труда  и здоровья граждан, организует систему  социальной защиты населения и обеспечивает ее функционирование;

осуществляет  мероприятия по воспитанию, образованию, охране семьи, материнства, отцовства и детства, разрабатывает и реализует меры по развитию культуры и спорта, государственной молодежной политики;

осуществляет  мероприятия по развитию объектов жилищно-коммунального  хозяйства, энергетики, транспорта, создает условия для развития предприятий торговли;

организует  транспортное обслуживание населения  автомобильным, железнодорожным, внутренним водным, воздушным транспортом (пригородное  и межмуниципальное сообщение);

вносит в органы исполнительной власти Российской Федерации предложения о разработке федеральных или межрегиональных программ, затрагивающих интересы Рязанской области, участвует в их реализации;

разрабатывает и реализует меры по развитию науки  и техники;

готовит и утверждает документы территориального планирования Рязанской области, утверждает документацию по планировке территории для размещения объектов капитального строительства регионального значения в случаях, предусмотренных Градостроительным кодексом Российской Федерации, осуществляет государственный строительный надзор в случаях, предусмотренных Градостроительным кодексом Российской Федерации, утверждает региональные нормативы градостроительного проектирования;

разрабатывает и обеспечивает выполнение программ по охране природы и рациональному природопользованию;

разрабатывает и обеспечивает выполнение программ развития сельскохозяйственного производства, всех форм собственности в агропромышленном комплексе области;

обеспечивает  рациональное размещение производительных сил, содействует комплексному экономическому и социальному развитию городов и районов Рязанской области;

вправе предложить органу местного самоуправления, выборному  или иному должностному лицу местного самоуправления привести в соответствие с законодательством Российской Федерации изданные ими правовые акты в случае, если указанные акты противоречат Конституции Российской Федерации, федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, Уставу (Основному Закону) Рязанской области, законам и иным нормативным правовым актам Рязанской области, а также вправе обратиться в суд;

заключает соглашения по регулированию трудовых и социально-экономических  проблем с областным объединением организаций профсоюзов и объединениями  работодателей;

является самостоятельным  участником международных и внешнеэкономических  связей;

осуществляет  на территории Рязанской области  исполнение переданных ей федеральными органами полномочий;

в установленном  порядке может передать федеральным  органам исполнительной власти либо органам местного самоуправления осуществление части своих полномочий с условием передачи финансирования по этим полномочиям;

обеспечивает  исполнение бюджета Рязанской области;

осуществляет  иные полномочия, предусмотренные федеральными законами, настоящим Уставом (Основным Законом) и законами Рязанской области, а также соглашениями с федеральными органами исполнительной власти.

Правительство Рязанской области осуществляет свою деятельность на основании Регламента, утверждаемого Губернатором Рязанской области.

Осуществляя свои полномочия, Правительство Рязанской  области издает постановления или  распоряжения Правительства Рязанской  области.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Федеративный  характер Российского государства  предполагает, что государственную  власть в нем осуществляют как федеральные органы, так и органы субъектов Федерации. Разделение полномочий происходит как по горизонтали (на три ветви власти), так и по вертикали (между Федерацией и регионами).

Федерализм  предполагает сложный характер взаимоотношений  между носителями публичной власти и обусловливает децентрализацию государственного управления. Нельзя не отметить, что как в России, так и в других странах постоянно обсуждаются плюсы и минусы федеративного и унитарного устройств государств. Но в любом случае децентрализация и деконцентрация государственной власти являются признанными условиями ее эффективности.

Важное место  в системе организации государственной  власти в условиях федеративного  устройства занимает исполнительная власть. Этому есть как минимум следующие основания.

Во-первых, следует  отметить, что в исполнительной власти заключено то звено государства, которое практически организует жизнь каждого народа, она наиболее приближена к народу. Во-вторых, исполнительная власть включает в себя основную массу государственных органов и наибольшее число государственных служащих. Исполнение законов объективно требует осуществления большой по объему распорядительной деятельности. В-третьих, исполнительная власть обладает огромными финансовыми ресурсами. В-четвертых, только исполнительная власть обладает возможностями принуждения. В-пятых, в условиях развития информационного общества и сложности социальных отношений налицо зависимость гражданина от исполнительной власти, которая проявляется в востребованности социальных услуг.

Информация о работе Органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации