Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2011 в 13:27, контрольная работа

Краткое описание

В настоящее время роль как федеральных, так и региональных органов исполнительной власти в осуществлении глубочайших социально-экономических преобразований в Российской Федерации объективно возрастает. Исторический опыт свидетельствует, что экономические, социальные и иные реформы могут дать необходимый эффект лишь в сочетании, а порой и на основе соответствующей организации деятельности органов исполнительной власти, единственно способных материализовать любую идею государственного строительства, перевести ее на уровень повседневной практической работы, дающей столь же повседневные зримые результаты.

Оглавление

Введение
Понятие и признаки органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Виды органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

контрольная по админу.docx

— 29.20 Кб (Скачать)

Оглавление

    Введение

    1. Понятие и признаки органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
    2. Виды органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

      Заключение

      Список литературы 
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       

Введение

     В настоящее время роль как федеральных, так и региональных органов исполнительной власти в осуществлении глубочайших  социально-экономических преобразований в Российской Федерации объективно возрастает. Исторический опыт свидетельствует, что экономические, социальные и  иные реформы могут дать необходимый  эффект лишь в сочетании, а порой  и на основе соответствующей организации  деятельности органов исполнительной власти, единственно способных материализовать  любую идею государственного строительства, перевести ее на уровень повседневной практической работы, дающей столь  же повседневные зримые результаты. Теоретические разработки проблем связанных с правовым статусом органов исполнительной власти представляют немалый как научный, так и практический интерес. Все большее число ученых обращается к исследованию важнейших вопросов административного права, связанных с организацией деятельности органов государственной власти, и в особенности органов исполнительной власти на уровне субъектов Российской Федерации. Эта проблема представляется достаточно сложной и многоплановой, требующей глубокого теоретического осмысления и комплексного анализа нормативного материала. Мы же не будем углубляться и рассмотрим лишь основные характеристики, определения исполнительной власти в субъектах РФ. 
 
 
 
 
 
 

     1. Понятие и признаки органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

     Исполнительная  власть - это основной рабочий механизм, реализующий политику государственной  власти как целостной системы (единства всех ветвей и уровней власти) и  законы, которые эту политику выражают и исходят от власти законодательной. В реальности исполнительная власть - это «система государственных органов, деятельность которых обеспечивается составом государственной службы и  иных служащих, выполняющих определенные их правовым статусом действия»1. Деятельность аппарата исполнительной власти обеспечивает выполнение функций органов этой ветви власти.

     «Деятельность органов исполнительной власти осуществляется в 89 субъектах РФ. Конституция РФ определила основные начала в образовании региональных исполнительных органов самым общим образом. Отсутствие конкретизированного законодательства в данной сфере породило множество проблем в административной организации субъектов РФ. Органы исполнительной власти в настоящее время создаются и действуют:

     1) в республиках, имеющих свои конституции, которые определяют основные начала создания системы республиканских исполнительных органов;

      2) в краях и областях (т. е. административно-территориальных единицах), устанавливающих системы органов исполнительной власти в своих уставах;

     3) в автономных образованиях (одна область и округа);

     4) в городах федерального значения (Москве и Санкт-Петербурге)»2.

     Система федеральных органов исполнительной власти, призванная осуществлять соответствующие  функции государственной власти на территории Российской Федерации, представляет собой организованную на основе единых принципов, общих задач и целей совокупность государственных органов, возглавляемых Правительством РФ и наделенных государственно-властными полномочиями по осуществлению государственного управления.

     Учреждение  на региональном уровне своих органов  государственной исполнительной власти является обязанностью каждого субъекта РФ. Эта обязанность обусловлена  закрепленным в ст. 10 Конституции  РФ принципом осуществления государственной  власти в России (в том числе  и на региональном уровне) на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Как и две другие ветви власти, исполнительная власть является самостоятельной и независимой. Исполнительная власть в субъекте РФ, обладая значительным аппаратом  принуждения и административными  полномочиями, пронизывает все сферы  общественных отношений, является самой  императивной из всех других ветвей власти на региональном уровне.

     Деятельность  органов исполнительной власти субъекта РФ подзаконна, связана жесткими рамками  правовых ограничений. Она ориентирована, прежде всего, на реализацию, воплощение в жизнь таких нормативных правовых актов, как Конституция РФ, федеральные конституционные законы, федеральные законы, указы Президента РФ, постановления Правительства РФ, конституции (уставы) субъектов РФ, законы субъектов РФ. Таким образом, основная функция системы органов исполнительной власти субъекта РФ состоит в организационной, управленческой деятельности, направленной на исполнение правовых актов. Вспомогательными функциями органов исполнительной власти субъекта РФ являются: а) нормотворческая, заключающаяся в издании нормативных актов; б) оперативно-исполнительная, заключающаяся в обеспечении реализации правовых норм, содержащихся как в законах, так и подзаконных актах; в) юрисдикционная, заключающаяся в возможности применять санкции к субъектам, совершившим правонарушения.

     По  вопросам своего ведения отраслевые и межотраслевые органы исполнительной власти субъекта РФ издают правовые акты: приказы и распоряжения. Нормативные правовые акты издаются в форме приказов, а индивидуальные - в форме распоряжений. Они не могут противоречить и должны соответствовать Конституции России, федеральным конституционным законам, федеральным законам, указам Президента РФ, постановлениям Правительства РФ, конституции (уставу) субъекта РФ, законам субъектов РФ, правовым актам высшего должностного лица субъекта РФ, актам высшего органа исполнительной власти субъекта РФ. В противном случае нормативно-правовые акты органов исполнительной власти субъектов РФ не применяются и подлежат отмене или изменению.

     Структура любого органа публичной власти в  общем виде представляет собой внутреннюю организацию его аппарата, его  внутреннее строение. Она самым тесным образом связана с понятием системы  органов публичной власти. В административном праве под органом исполнительной государственной власти субъекта РФ понимается «структурно обособленный, юридически оформленный, обладающий определенной управленческой компетенцией организованный коллектив граждан РФ, состоящий  из руководителя, государственных служащих субъекта РФ и обслуживающего (технического) персонала, наделенный властными полномочиями исполнительно-распорядительного характера  по решению вопросов, входящих в  предмет ведения субъекта Федерации»3.

     «Субъектам  Федерации предоставлено значительное поле выбора организационных форм существования  органов исполнительной власти. На региональном уровне нет и не может  быть (с учетом особенностей федеративного  устройства РФ) какого-либо одноуровневого или же просто однотипного субъекта исполнительной власти. Вместе с тем, федеральный законодатель предусмотрел и некоторое ограничение, заключающееся  в необходимости соответствия структуры  исполнительных органов власти субъекта РФ и порядка ее определения конституции (уставу) субъекта России»4.

     Каждый  орган исполнительной власти субъекта РФ, действует на основе соответствующего положения, в котором, указываются  основные задачи и функции органа исполнительной власти, его права  и обязанности, статус руководителя, а также закрепляется основа внутренней структуры органа. В органах исполнительной власти субъекта РФ не могут образовываться структуры политических партий, религиозных, общественных объединений.

     В то же время, изложенное нельзя понимать как запрет для должностных лиц  органов исполнительной власти субъекта РФ, государственных служащих субъекта РФ состоять членами политических партий, общественных и религиозных объединений. Они вправе участвовать в их деятельности в личном качестве, без использования  своего должностного и служебного положения.

     Возглавляет орган исполнительной власти субъекта РФ его руководитель. Названия должностей руководителей отраслевых, функциональных, территориальных и контролирующих органов исполнительной власти различаются  в зависимости от вида органа (руководитель, председатель, начальник). Назначение на должность и освобождение от должности  руководителей указанных органов (как и их заместителей) осуществляется распоряжениями высшего исполнительного  органа государственной власти субъекта РФ.

     Таким образом, орган исполнительной власти субъекта Федерации это орган, осуществляющий государственную исполнительную власть, их соподчинение и взаимодействие с  иными органами государственной  власти и органами местного самоуправления. 

     2. Виды органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

     Системы исполнительной власти в субъектах  Российской Федерации достаточно разнообразны, как по видам органов, так и  по структурно-функциональным взаимосвязям между ними. Большинство конституций  и уставов субъектов Федерации  не дают полного представления о  действующих на их территориях системах исполнительной власти, уделяя внимание лишь отдельным элементам – статусу  высшего должностного лица или полномочиям  органа общей компетенции.

     Под системой исполнительной власти субъекта Федерации понимается «совокупность  органов субъекта Федерации, осуществляющих государственную исполнительную власть, их соподчиненность, средства их взаимодействия с иными органами государственной  власти и органами местного самоуправления».

     В единую систему исполнительной власти субъекта Российской Федерации включаются:

     а) глава исполнительной власти субъекта Федерации – президент республики, глава администрации, губернатор, и  т. д.;

     б) исполнительный орган государственной  власти общей компетенции (правительство  или администрация);

     в) исполнительные органы государственной  власти специальной компетенции (отраслевые и межотраслевые);

     г) территориальные органы государственной  исполнительной власти общей компетенции, действующие в границах административно-территориальных  образований (городов и районов  республиканского или областного подчинения, и т. д.) или на территории административных (управленческих) округов;

     д) территориальные органы государственной  исполнительной власти специальной  компетенции, являющиеся структурными подразделениями органов общей  компетенции или отраслевых (межотраслевых) органов субъекта Федерации.

     Разновидностями органов исполнительной власти субъектов  Российской Федерации являются министерства, государственные комитеты, комитеты, департаменты, управления, инспекции  и иные органы исполнительной власти.

     Министерство - это «орган исполнительной власти субъекта РФ, проводящий государственную  политику и осуществляющий управление в установленной определенной сфере  деятельности, а также координирующий деятельность в этой сфере иных органов  исполнительной власти субъекта РФ». Например, министерство образования, министерство здравоохранения, министерство экономического развития и другие. Департамент, комитет, управление - это органы исполнительной власти субъекта РФ, осуществляющие межотраслевую координацию по вопросам, отнесенным к их ведению, а также функциональное регулирование в определенной сфере деятельности. Например, комитет по молодежной политике, спорту и туризму, управление кадровой политики и государственной службы. Департаменты создаются для осуществления управления в сфере деятельности, признанной приоритетной в субъекте РФ. Комитеты создаются для осуществления государственного отраслевого или межотраслевого регулирования по вопросам, отнесенным к их ведению. Управления создаются для осуществления государственного функционального регулирования в определенной сфере деятельности.

     В некоторых субъектах России (например, г. Москва) образованы и действую территориальные органы исполнительной власти субъектов РФ (префектуры, управы). Особую функцию выполняют контролирующие органы исполнительной власти субъектов РФ - инспекции, осуществляющие государственный контроль и надзор в отведенной им сфере хозяйства.

     Кроме того, выделяют следующие виды органов  исполнительной власти субъектов РФ:

Информация о работе Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации