Органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2012 в 23:26, курсовая работа

Краткое описание

Цель: исследовать понятие, признаки и виды исполнительных органов субъектов России.
Задачи курсовой работы:
Раскрыть понятие и признаки органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Рассмотреть виды органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Проанализировать систему органов исполнительной власти на примере Рязанской области.

Файлы: 1 файл

курсовая по ап.doc

— 518.00 Кб (Скачать)

Высший исполнительный орган государственной власти субъекта РФ является постоянно действующим  органом исполнительной власти субъекта РФ и обеспечивает исполнение Конституции РФ, федеральных законов и иных нормативных правовых актов РФ, конституции (устава), законов и иных нормативных правовых актов субъектов РФ на территории субъекта РФ. Наименование этого органа, его структура, порядок его формирования устанавливаются конституцией (уставом) и законами субъекта РФ с учетом исторических, национальных и иных традиций субъекта РФ. Данный орган обладает правами юридического лица, имеет гербовую печать.

Высший орган исполнительный власти субъекта РФ разрабатывает и осуществляет меры по обеспечению комплексного социально-экономического развития субъекта РФ, участвует в проведении единой государственной политики в области финансов, науки, образования, здравоохранения, социального обеспечения, экологии.10

Таким образом, орган  исполнительной власти субъекта Федерации  это орган, осуществляющий государственную  исполнительную власть, их соподчинение и взаимодействие с иными органами государственной власти и органами местного самоуправления.

 

Глава 2. Классификация органов исполнительной власти

 

Органы исполнительной власти - это создаваемые в системе исполнительной власти государственные органы, имеющие определенную законодательными и иными нормативными правовыми актами компетенцию (функции, задачи и полномочия), направленную на реализацию законов и иных нормативных правовых актов в конкретных областях государственной жизни.

В административно-правовой литературе применяются следующие  критерии для классификации органов исполнительной власти.

По территории деятельности:

федеральные органы исполнительной власти;

органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

По основаниям образования:

органы исполнительной власти, формирование которых осуществляется в соответствии с законодательством  Российской Федерации;

органы исполнительной власти, формирование которых осуществляется в соответствии с законодательством  субъектов Российской Федерации.

По способу образования:

избираемые органы исполнительной власти (председатели правительства  ряда субъектов Российской Федерации, главы субъектов Российской Федерации);

органы исполнительной власти, создаваемые на основе законодательства и иных нормативных правовых актов.

По характеру компетенции:

органы исполнительной власти общей компетенции, которые осуществляют свои функции в отношении всех отраслей и сфер государственного управления (правительства, администрации краев, областей);

органы исполнительной власти отраслевой компетенции, ведающие какой-либо отраслью управления (министерства и  иные отраслевые органы исполнительной власти);

органы исполнительной власти межотраслевой компетенции, которые  в своей сфере деятельности координируют деятельность иных органов исполнительной власти (федеральные министерства, федеральные службы);

органы исполнительной власти специальной компетенции, которые осуществляют регулятивные, разрешительные, контрольные и надзорные функции в различных сферах государственного управления (федеральные службы)11.

По порядку разрешения подведомственных вопросов:

коллегиальные органы исполнительной власти (правительства);

единоначальные органы исполнительной власти (министерства и другие органы исполнительной власти). По организационно-правовой форме:

министерства;

иные федеральные органы исполнительной власти (федеральные  службы, федеральные агентства);

органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

В соответствии со ст. 77 Конституции РФ в пределах ведения Российской Федерации и полномочий Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации образуют единую систему исполнительной власти в Российской Федерации.

Система исполнительной власти в Российской Федерации состоит  из следующих элементов:

федеральные органы исполнительной власти Российской Федерации;

органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации (республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов).

Единство системы исполнительной власти обеспечивается прежде всего  верховенством Конституции РФ и федеральных законов; обязательностью для исполнения на всей территории России указов и распоряжений Президента РФ, постановлений и распоряжений Правительства РФ; Конституционным Судом РФ, определяющим соответствие актов органов исполнительной власти Конституции РФ; федеральными судами, которые, подчиняясь только Конституции и федеральным законам, наделены полномочиями давать оценку решениям и действиям органов исполнительной власти и должностных лиц; Генеральной прокуратурой РФ, осуществляющей надзор за исполнением законов федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Федерации.

Особую роль в поддержании единства системы  исполнительной власти играет Президент  РФ. В соответствии с Конституцией РФ он обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной  власти (ч. 2 ст. 80) и осуществление полномочий федеральной государственной власти на всей территории России (ч. 4 ст. 78); вправе приостанавливать действие актов органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в случае противоречия этих актов Конституции РФ и федеральным законам, международным обязательствам России или нарушения прав и свобод человека и гражданина до решения этого вопроса соответствующим судом (ч. 2 ст. 85).

 

Глава 3. Система органов исполнительной власти Российской Федерации и Рязанской области

 

Система органов  исполнительной власти многообразна. Огромная территория страны, 89 различных  по многим факторам субъектов РФ (экономические, социальные, географические условия регионов и территорий и т.п.) - все это неизбежно сказывается на решении организационных проблем, связанных с построением такой системы государственного управления хозяйственным, социально-культурным и административно-политическим строительством, какова могла бы с наибольшей эффективностью способствовать реформированию жизни России.

Критерии, в  соответствии с которыми действующие  органы исполнительной власти могут  быть разделены на определенные классификационные  группы, различны. Их может быть достаточно много, если принимать во внимание все возможные оттенки характеристики той или иной группы таких органов. Поэтому предлагается наиболее значимая, т.е. имеющая принципиальное значение, их классификация.

1. Исходя из  федеративного государственного устройства Российской Федерации, на первый план выдвигается территориальный масштаб деятельности исполнительных органов. В соответствии с данным критерием из их единой системы выделяются:

а) федеральные  органы исполнительной власти;

б) органы исполнительной власти субъектов Федерации (Рис. 1).

 

Рисунок 1. Система  органов исполнительной власти

 

Последняя группа наиболее разнообразна, так как включает в свой состав соответствующие органы республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области и автономных округов.

Территориальный масштаб деятельности имеет ряд  иных организационно-правовых выражений  как применительно к федеральным  органам исполнительной власти, так  и к аналогичным органам субъектов Федерации. Так, федеральные органы исполнительной власти могут создавать свои территориальные органы (управления, отделы и т.п.), действующие на территории субъектов Федерации, но не входящие в систему исполнительных органов республик, краев, областей и т.п. Кроме того, отдельные федеральные органы создают межтерриториальные исполнительные органы, действующие на территории нескольких субъектов Федерации (например, органы военного управления).

Органы исполнительной власти субъектов Федерации по своей  организационной сути также можно характеризовать как территориальные, поскольку их компетенция ограничена территорией данного субъекта. Однако, учитывая, что в составе этих субъектов есть государства (республики) и административно-территориальные единицы (т.е. собственно территории), для их общей характеристики стал все чаще использоваться термин «региональное управление».

В качестве одного из проявлений территориального принципа построения системы органов исполнительной власти иногда называют образование  местных исполнительных органов. Однако ни Конституция РФ, ни федеральное законодательство не содержат никаких упоминаний о такого рода органах. Даже территориальные органы, которые образуются федеральными органами исполнительной власти в субъектах Федерации, подобным образом не характеризуются.

Тем не менее, в  ряде конституций республик, входящих в состав Российской Федерации, прямо  предусматриваются органы местной  государственной власти и управления, т.е. исполнительные и распорядительные органы (конституции республик Ингушетия, Кабардино-Балкария, Коми, Татарстан, Адыгея, Башкортостан, Хакасия).

Так или иначе, но в подобных случаях налицо (и  вполне обоснованное) стремление прежде всего республик обеспечить входящие в их состав административно-территориальные единицы соответствующими звеньями исполнительной власти.

Однозначного  решения вопроса о судьбе такого рода органов пока не предложено, в  силу чего в ряде случаев в систему  органов исполнительной власти включаются исполнительные органы системы местного самоуправления. Между тем органы местного самоуправления в соответствии с Конституцией РФ (ст. 12) и федеральным законодательством не входят в систему органов государственной власти. Следовательно, конструировать местные органы исполнительной власти на базе существующих исполнительных органов местного самоуправления невозможно12.

2. Исходя из  установленного порядка образования  органов исполнительной власти  выделяются:

а) исполнительные органы, формирование которых в соответствии с п. «г» ст. 71 Конституции РФ отнесено к ведению Российской Федерации. Имеются в виду федеральные органы исполнительной власти.

На федеральном  уровне все основные вопросы образования  органов исполнительной власти сконцентрированы в руках Президента РФ. Указом Президента «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» от 9 марта 2004 г.13 установлено, что создание федеральных органов исполнительной власти, их реорганизация и ликвидация осуществляются Президентом по предложению Председателя Правительства РФ.

Кроме того, на федеральном уровне решаются вопросы образования федеральными органами исполнительной власти для осуществления своих полномочий в субъектах Федерации территориальных органов и назначения соответствующих должностных лиц (ст. 78 Конституции РФ);

б) исполнительные органы, формирование которых в соответствии со ст. 73 Конституции РФ и соответствующих статей республиканских конституций, уставов краев, областей и т.п. отнесено к ведению субъектов Федерации (ст. 63 Конституции Республики Бурятия; ст. 22 Устава (Основного закона) Оренбургской области).

На республиканском  уровне порядок образования органов  исполнительной власти в деталях  различен. Решающую роль здесь играют высшие должностные лица республик, главы государств, президенты - главы  исполнительной власти (ст. 54 Конституции Республики Ингушетия; ст. 85 Конституции Республики Коми).

В настоящее  время федеральным законодательством  внедрено единообразное официальное  наименование органов исполнительной власти для всех субъектов Федерации. Это - высший исполнительный орган государственной власти субъекта, возглавляемый высшим должностным лицом субъекта (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Федерации). Тем не менее конкретное наименование такого органа и его руководителя определяется конституцией (уставом) субъекта Федерации. Теперь эти руководители (президенты, губернаторы и др.) избираются законодательными (представительными) органами субъектов Федерации по представлению Президента РФ в порядке, установленном законом14.

3. Органы исполнительной власти можно различать и по характеру компетенции. С этих позиций выделяются:

а) органы исполнительной власти общей компетенции, которые  осуществляют свои функции в отношении  всех или широкого круга объектов по основным вопросам их деятельности. Это - Правительство РФ, правительства республик, входящих в состав Российской Федерации, а также правительства (администрации), созданные в краях, областях, городах федерального значения, автономной области, автономных округах. Во многих случаях на региональном уровне ими руководят губернаторы;

б) органы исполнительной власти отраслевой компетенции, которые  осуществляют свои функции в отношении  порученных им сфер отраслевой деятельности. Как правило, это - федеральные и  республиканские министерства, иные отраслевые исполнительные органы;

в) органы исполнительной власти межотраслевой компетенции, которые в порученной им сфере  деятельности координируют деятельность иных исполнительных органов. Как правило, это - министерства и службы, а также  аналогичные органы субъектов Федерации;

Информация о работе Органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации