Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2011 в 01:48, курсовая работа
Формирование в нашей стране основ правового государства требует создания такой правовой системы, которая не опровергала бы сама себя в силу внутренних противоречий. Особое значение в этом случае имеет применение принципа системности права в целом. Системный подход к структуре права предполагает четкое определение функций различных отраслей права. Поэтому в третьем разделе работы будут рассмотрены задачи и функции административного права как одного из элементов правовой системы РФ.
Введение 3
1. Предмет и метод административного права 5
1.1.Предмет административного права 5
1.2.Метод административно-правового регулирования 7
2. Субъекты, система и источники административного права 10
2.1.Субъекты административного права 10
2.2. Система административного права 11
2.3.Источники административного права, их классификация 12
3.Место административного права в правовой системе Российской Федерации 15
Заключение 18
Список использованной литературы 19
Содержание:
Введение 3
1. Предмет и метод административного права 5
1.1.Предмет административного права 5
1.2.Метод административно-правового регулирования 7
2. Субъекты, система и источники административного права 10
2.1.Субъекты административного права 10
2.2. Система административного права 11
2.3.Источники административного права, их классификация 12
3.Место административного права в правовой системе Российской Федерации 15
Заключение 18
Список
использованной литературы 19
Первостепенной
задачей любой правовой науки
является правильное определение и
обоснование ее предмета. Данная проблема
актуальна и для
Административное право как одна из отраслей правовой системы Российской Федерации объективно связана с таким социальным явлением, которое в общем виде обычно обозначают как управление. Таким образом, термин латинского происхождения (администрация - управление) стал универсальным средством для характеристики определенного вида деятельности, то есть совокупности действий, направленных на достижение определенных общественно значимых целей. Регулированием отношений, возникающих в процессе этой деятельности, и занимается административное право.
В настоящей работе будет дана общая характеристика административного права как одной из важнейших отраслей права в России, регулирующего широкий круг общественных отношений и не имеющего четко очерченных границ своего воздействия.
С
этой целью в данной работе рассматривается
предмет административного
Формирование в нашей стране основ правового государства требует создания такой правовой системы, которая не опровергала бы сама себя в силу внутренних противоречий. Особое значение в этом случае имеет применение принципа системности права в целом. Системный подход к структуре права предполагает четкое определение функций различных отраслей права. Поэтому в третьем разделе работы будут рассмотрены задачи и функции административного права как одного из элементов правовой системы РФ.
Далее в работе приводится краткая характеристика основных источников российского административного права и особенностей метода административно-правового регулирования общественных отношений, а также представлено место административного права в правовой системе Российской Федерации и его взаимосвязь с другими отраслями права РФ.
Административное право - самостоятельная отрасль правовой системы России, которая отличается от других, прежде всего, по предмету и методу правового регулирования. Административное право призвано регулировать особую разновидность общественных отношений, главным признаком которых является то, что они возникают, развиваются и прекращаются в сфере государственного управления, т.е. в связи с организацией и функционированием системы исполнительной власти.
Следовательно,
предметом административного
Однако, следует сразу оговориться, что административное право не является единственной отраслью права, охватывающей общественные отношения в сфере действия системы исполнительной власти, хотя “ее нормы и имеют здесь безусловный авторитет”. Какие же именно отношения входят в область интересов административного права?
Исполнительная
власть и ее органы выполняют огромный
объем работы в сфере управления
государственными делами. Поэтому в
российском законодательстве и юридической
литературе для определения сферы
действия административного права
используются такие близкие по смыслу
понятия как исполнительная власть,
государственное и
Таким образом, административное право регулирует отношения, возникающие в ходе формирования и функционирования государственной администрации, оно обслуживает сферу государственного и муниципального управления.
Административно-правовое регулирование производится посредством:
а) упорядочения, закрепления, совершенствования существующих общественных отношений;
б)
формирования новых общественных отношений,
соответствующих объективным
в) охраны общественных отношений, регулируемых нормами административного и других отраслей права;
г)
вытеснения из сферы государственного
управления общественных отношений, не
соответствующих интересам
Под
понятием государственной администрации
главным образом
Содержание
деятельности органов управления весьма
разнообразно. Осуществляя свои функции,
исполнительная власть вступает в определенные
взаимоотношения с гражданами, юридическими
лицами, общественными организациями,
регулируя таким образом
Следовательно, можно ограничить предмет административного права, уточнив, что оно регулирует только те общественные отношения, которые не закреплены за другими отраслями действующего права.
Таким образом, предмет административного права можно условно подразделить на две части: 1) внутри аппаратные отношения и 2) взаимоотношения органов административной власти с гражданами, юридическими лицами и государством.
Следовательно,
предметом административного
Можно определить следующие основные цели административно-правового регулирования: 1) создание условий для эффективной деятельности исполнительной власти как важного инструмента обеспечения потребностей граждан, общества, государства; 2) обеспечение демократической правовой организации исполнительной власти; 3) создание в сфере управления условий для реализации гражданами и их объединениями предоставленных им прав и свобод; 4) обеспечение защиты граждан и общества от административного произвола, злоупотреблений, некомпетентности и т. п. служащих государственного аппарата.
В зависимости от конкретных условий возникновения управленческих отношений можно также выделить внутренние и внешние функции административно-правового регулирования:
а)
внутренние или внутрисистемные - это
отношения, связанные с формированием
управленческих структур, определением
способов взаимодействия между ними
и их подразделениями, с распределением
обязанностей, прав и ответственности
между работниками аппарата управления
и т. п. Сторонами в этих отношениях
выступают соподчиненные
б) внешние отношения - это отношения, связанные с непосредственным воздействием на объекты, не входящие в систему исполнительной власти - на граждан, общественные отношения, коммерческие структуры, в том числе - частные, и т.п.
Наука
административного права
В
рамках своего предмета административное
право создает определенный правовой
режим организации и
Метод правового регулирования - это совокупность форм и приемов, применяемых государством для регулирования общественных отношений; способ воздействия на поведение участников правоотношений, направленный на достижение целей правового регулирования.
При помощи метода правового регулирования производится ограничение круга отношений, охватываемых административным правом от отношений, подчиняющихся другим отраслям права.
Административное право - это юридическая форма, модель управления, которая закрепляет юридическое неравенство (субординацию) субъектов отношений в отличие, например, от норм гражданского права, которое характеризуется юридическим равенством сторон. Подобное подчинение одной стороны другой может быть линейным (связь типа “начальник-подчиненный”) и функциональным (“инспектор-гражданин”). Юридическое неравенство сторон обусловлено разными ролями, задачами, которые выполняют субъекты в системе общественных отношений. Даже у органов и должностных лиц, находящихся на одной ступени управленческой лестницы могут быть неодинаковые права и обязанности. Например, не равны полномочия инспекторов ГАИ, саннадзора, рыбохраны и т.п.
Возникают административные взаимоотношения чаще всего не по обоюдному желанию сторон, а по волеизъявлению одной стороны. Такими действиями являются, например, приказ, предписание, жалоба, решение о выдаче лицензии, наложение штрафа и т.п.
Споры
между различными сторонами административных
отношений в основном решаются также
в административном порядке - субъектом
управления, который представляет более
высокостоящую фигуру в административных
правоотношениях (при одних и
тех же обстоятельствах одни субъекты
исполнительной власти наделены правом
решать, а другие - правом обжаловать
решения вышестоящих органов (должностных
лиц). Существующие интересы и права
субъектов административного
Таким
образом, административное право исключает
юридическое равенство
Информация о работе Место административного права в правовой системе Российской Федерации