Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2011 в 01:48, курсовая работа
Формирование в нашей стране основ правового государства требует создания такой правовой системы, которая не опровергала бы сама себя в силу внутренних противоречий. Особое значение в этом случае имеет применение принципа системности права в целом. Системный подход к структуре права предполагает четкое определение функций различных отраслей права. Поэтому в третьем разделе работы будут рассмотрены задачи и функции административного права как одного из элементов правовой системы РФ.
Введение 3
1. Предмет и метод административного права 5
1.1.Предмет административного права 5
1.2.Метод административно-правового регулирования 7
2. Субъекты, система и источники административного права 10
2.1.Субъекты административного права 10
2.2. Система административного права 11
2.3.Источники административного права, их классификация 12
3.Место административного права в правовой системе Российской Федерации 15
Заключение 18
Список использованной литературы 19
Еще
одной особенностью метода административно-правового
регулирования в последнее
Закрепляя демократические начала формирования административной власти и контролируя ее деятельность, рационально организуя управленческую структуру, закрепляя права граждан, механизмы решения конфликтов, четкие процедуры деятельности и т.п., административное право придает управленческим отношениям цивилизованный характер, способствует развитию в них начал законности, справедливости и демократии. Однако, вместе с тем оно не лишает управленческие отношения характера отношений власти - властеотношений.
Под
субъектом административного
Индивидуальными
субъектами права являются, например,
граждане Российской Федерации, иностранные
граждане и граждане без гражданства.
Специфическими индивидуальными субъектами
административного права
Коллективными
субъектами административного права
могут выступать различные
К
государственным организациям как
субъектам административного
Негосударственные организации как субъекты административного права - это общественные объединения (партии, союзы, общественные движения и т.п.), трудовые коллективы, органы местного самоуправления, коммерческие структуры, частные предприятия и учреждения.
Следовательно, круг субъектов административного права разнообразен, но главное, что их объединяет, это обладание особым юридическим качеством - административной правоспособностью.
Под административной правоспособностью принято понимать одно из направлений общей правоспособности, т.е. установленной и охраняемой государством (при помощи правовых норм) возможности конкретного субъекта права (гражданина, организации, органа исполнительной власти) вступать в различного рода правовые отношения.
Административная
правоспособность выражается в определяемой
административно-правовыми
Однако, следует учитывать, что понятия “субъект административного права” и “субъект административно-правовых отношений” не совпадают. Субъекты административного права могут стать субъектами административно-правовых отношений лишь в том случае, если они обладают практической способностью реализовать свою административную правоспособность в рамках конкретных административно-правовых отношений. Для этого необходимо, чтобы они были наделены еще и административной дееспособностью, которая также является важнейшим элементом правового статуса.
Под
дееспособностью в данном случае
понимается процесс практической реализации
административно-правового
Как
отмечают правоведы, на практике далеко
не всегда возможно проведение четких
границ между административной право-
и дееспособностью.5 Довольно часто
они неразделимы, так как по существу
являются двумя элементами единого
административно-правового
Таким
образом, в качестве субъектов административного
права можно рассматривать
Наряду с предметом определяющим признаком самостоятельной отрасли права является ее целостность, взаимосвязь заключенных в ней юридических норм. Целостность системы административного права обеспечивается за счет единства предмета, цели, принципов и метода правового регулирования.
Под
системой правового воздействия
вообще следует понимать определенный
юридический режим
Административное право - одна из самых больших и сложных отраслей правовой системы России. Это предопределено большим числом и разнообразием управленческих отношений, начиная от правил дорожного движения и заканчивая сферой международных отношений.
Система
административного права
В
общую часть входят четыре подотрасли:
1) регулирующие административно-правовой
статус граждан (индивидуальных субъектов
права); 2) регулирующие основы организации
и деятельности исполнительной власти;
3) регулирующие административно-правовые
статусы негосударственных
В четырех подотраслях особенной части объединены нормы, регулирующие: 1) обеспечение безопасности граждан, общества, государства, административно-политическую деятельность; 2) организационно-хозяйственную деятельность государственной администрации; 3) социально-культурную деятельность государственной администрации; 4) деятельность государственной администрации по организации политических, экологических и иных связей с другими странами (внешних связей).
Особенностью
отрасли административного
Важнейшими источниками административного права являются законы (Конституция Российской Федерации, федеральные законы и законы субъектов РФ) и подзаконные акты - нормативно-правовые акты самой различной субординации, конкретизирующие законы.
Различают
как чисто административные правовые
источники, так и “смешанные” - многоотраслевые,
в которых одновременно присутствуют
нормы различных отраслей права
(например, административного и
В зависимости от того, кем приняты те или иные законодательные и нормативно-правовые акты, т.е. - по юридической силе источники административного права можно разделить на несколько типов:
В
целом же, по мнению отечественных
юристов, административное право относится
к числу самых
Административное
право, сохраняя свою специфику, выраженную
в его предмете и методе, тесно
взаимодействует с другими
Упоминалось
также, что административное право
играет в правовой системе РФ вспомогательную,
служебную роль, в отличие, например,
от таких наиболее самостоятельных
отраслей права, как гражданское, уголовное,
международное, конституционное. Служебная
роль административного права
Во-первых, в числе процессов, влияющих на содержание административного права, можно назвать следующие: а) сокращение масштабов централизованного админисртативно-правового регулирования (как известно, в соответствии с Конституцией РФ 1993 г., административное и административно-процессуальное законодательство отнесено к предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов); б) существенное возрастание роли региональных регуляторов; в) усиление значимости рекомендательных норм; г) обеспечение реальной самостоятельности управленческих подразделений различных уровней; д) усиление контрольно-надзорной и правоохранительной, а не распорядительной, функций административного регулирования.
Во-вторых,
характеризуя служебную роль административного
права, следует принимать во внимание
обстоятельства, вытекающие из самой
его природы. Так, в связи с
актуальностью проблемы правоохраны
в условиях построения правового
общества, административное право усиливает
свои собственные юридические
Информация о работе Место административного права в правовой системе Российской Федерации