Место административного права в правовой системе Российской Федерации

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2011 в 01:48, курсовая работа

Краткое описание

Формирование в нашей стране основ правового государства требует создания такой правовой системы, которая не опровергала бы сама себя в силу внутренних противоречий. Особое значение в этом случае имеет применение принципа системности права в целом. Системный подход к структуре права предполагает четкое определение функций различных отраслей права. Поэтому в третьем разделе работы будут рассмотрены задачи и функции административного права как одного из элементов правовой системы РФ.

Оглавление

Введение 3
1. Предмет и метод административного права 5
1.1.Предмет административного права 5
1.2.Метод административно-правового регулирования 7
2. Субъекты, система и источники административного права 10
2.1.Субъекты административного права 10
2.2. Система административного права 11
2.3.Источники административного права, их классификация 12
3.Место административного права в правовой системе Российской Федерации 15
Заключение 18
Список использованной литературы 19

Файлы: 1 файл

адм право.docx

— 38.15 Кб (Скачать)

     Еще одной особенностью метода административно-правового  регулирования в последнее время  становится внедрение в систему  администрирования демократических  начал. Субъекты и объекты административных правоотношений имеют строго определенные права и обязанности: властвующий  не имеет возможности делать все, что ему захочется, ссылаясь при  этом на государственное благо; подчиненному в свою очередь не требуется - в  силу имеющихся у него прав - беспрекословно подчиняться любому приказу начальника.

     Закрепляя демократические начала формирования административной власти и контролируя  ее деятельность, рационально организуя  управленческую структуру, закрепляя  права граждан, механизмы решения  конфликтов, четкие процедуры деятельности и т.п., административное право придает  управленческим отношениям цивилизованный характер, способствует развитию в  них начал законности, справедливости и демократии. Однако, вместе с тем  оно не лишает управленческие отношения  характера отношений власти - властеотношений.

 

 

2. Субъекты, система  и источники административного  права

2.1.Субъекты административного права

     Под субъектом административного права  понимается лицо или организация, которые  в соответствии с действующим  законодательством Российской Федерации  могут быть участниками (сторонами) регулируемых административным правом управленческих общественных отношений.

     Индивидуальными субъектами права являются, например, граждане Российской Федерации, иностранные  граждане и граждане без гражданства. Специфическими индивидуальными субъектами административного права являются должностные лица - государственные  служащие, которые выделяются как  субъекты реализации управленческих и  других государственных функций, как  участники осуществления компетенции  государственных органов или  органов местного самоуправления.

     Коллективными субъектами административного права  могут выступать различные объединения  граждан, а в их числе разные по своему назначению и статусу подразделения  органов государственной (исполнительной) власти. Но в конечном итоге и  в этом случае от их имени в правоотношениях  участвуют конкретные люди, т.е. - индивидуальные субъекты административного права.

     К государственным организациям как  субъектам административного права  могут относиться: органы исполнительной власти, государственные предприятия, учреждения и их различные объединения (корпорации, концерны), структурные  подразделения органов исполнительной власти, наделенные самостоятельной  компетенцией.

     Негосударственные организации как субъекты административного  права - это общественные объединения (партии, союзы, общественные движения и т.п.), трудовые коллективы, органы местного самоуправления, коммерческие структуры, частные предприятия и учреждения.

     Следовательно, круг субъектов административного  права разнообразен, но главное, что  их объединяет, это обладание особым юридическим качеством - административной правоспособностью.

     Под административной правоспособностью  принято понимать одно из направлений  общей правоспособности, т.е. установленной  и охраняемой государством (при помощи правовых норм) возможности конкретного  субъекта права (гражданина, организации, органа исполнительной власти) вступать в различного рода правовые отношения.

     Административная  правоспособность выражается в определяемой административно-правовыми нормами  возможности данного субъекта приобретать  административно-правовые обязанности  и права, а также нести юридическую  ответственность за их практическую реализацию в сфере государственного управления. Административная правоспособность является предпосылкой для возникновения  административно-правовых отношений.

     Однако, следует учитывать, что понятия  “субъект административного права” и “субъект административно-правовых отношений” не совпадают. Субъекты административного  права могут стать субъектами административно-правовых отношений  лишь в том случае, если они обладают практической способностью реализовать  свою административную правоспособность в рамках конкретных административно-правовых отношений. Для этого необходимо, чтобы они были наделены еще и  административной дееспособностью, которая  также является важнейшим элементом  правового статуса.

     Под дееспособностью в данном случае понимается процесс практической реализации административно-правового статуса  субъекта в условиях управленческой действительности.

     Как отмечают правоведы, на практике далеко не всегда возможно проведение четких границ между административной право- и дееспособностью.5 Довольно часто  они неразделимы, так как по существу являются двумя элементами единого  административно-правового статуса  субъекта. Это, в частности, относится  к органам исполнительной власти, для которых правоспособность и  дееспособность наступают одновременно, т.е. с момента их образования  и юридического закрепления их компетенции. В последнем выражается административная правоспособность органов исполнительной власти; в компетенции же определяются и полномочия данного органа по участию  в административно-правовых отношениях, т.е. их дееспособность.

     Таким образом, в качестве субъектов административного  права можно рассматривать Российское государство, субъекты Федерации, государственные  и негосударственные организации. В этой роли все они являются носителями административной правоспособности. Однако непосредственно в конкретных административно-правовых отношениях они не участвуют.

2.2. Система административного права

     Наряду  с предметом определяющим признаком  самостоятельной отрасли права  является ее целостность, взаимосвязь  заключенных в ней юридических  норм. Целостность системы административного права обеспечивается за счет единства предмета, цели, принципов и метода правового регулирования.

     Под системой правового воздействия  вообще следует понимать определенный юридический режим регулятивного  воздействия, который характеризуется  специфическими приемами правового  регулирования - особым порядком возникновения  и формирования содержания прав и  обязанностей, их осуществления, спецификой санкций, способов их реализации, а  также действием единых принципов, распространяющихся на данную совокупность норм.

     Административное  право - одна из самых больших и  сложных отраслей правовой системы  России. Это предопределено большим  числом и разнообразием управленческих отношений, начиная от правил дорожного  движения и заканчивая сферой международных  отношений.

     Система административного права делится  на общую и особенную части. Общая  часть включает в себя нормы, охватывающие управление в целом, а особенная  часть состоит из норм, действующих  в пределах определенных сфер управления (образование, охрана общественного  порядка и т.п.). Каждая из частей включает в себя несколько административных институтов (подотраслей).

     В общую часть входят четыре подотрасли: 1) регулирующие административно-правовой статус граждан (индивидуальных субъектов  права); 2) регулирующие основы организации  и деятельности исполнительной власти; 3) регулирующие административно-правовые статусы негосударственных организаций; 4) обеспечивающие законность управления.

     В четырех подотраслях особенной  части объединены нормы, регулирующие: 1) обеспечение безопасности граждан, общества, государства, административно-политическую деятельность; 2) организационно-хозяйственную  деятельность государственной администрации; 3) социально-культурную деятельность государственной администрации; 4) деятельность государственной администрации  по организации политических, экологических  и иных связей с другими странами (внешних связей).

2.3.Источники административного права, их классификация

     Особенностью  отрасли административного права  является разнообразие и множество  источников его юридических норм. Это объясняется самим предметом  отрасли: разнообразием и большим  числом управленческих отношений, необходимостью своевременного юридического опосредования социальных процессов, объективной потребностью децентрализации исполнительной власти.

     Важнейшими  источниками административного  права являются законы (Конституция  Российской Федерации, федеральные  законы и законы субъектов РФ) и  подзаконные акты - нормативно-правовые акты самой различной субординации, конкретизирующие законы.

     Различают как чисто административные правовые источники, так и “смешанные” - многоотраслевые, в которых одновременно присутствуют нормы различных отраслей права (например, административного и гражданского, административного и уголовного и т.п.).

     В зависимости от того, кем приняты  те или иные законодательные и  нормативно-правовые акты, т.е. - по юридической  силе источники административного  права можно разделить на несколько  типов:

  1. законы РФ и ее субъектов, акты государственной администрации (и соответствующих органов субъектов РФ) - указы, распоряжения Президента, постановления и распоряжения правительства, министерств и ведомств; глав администраций, руководителей государственных органов, комитетов, командиров воинских частей;
  2. Акты органов бывшего СССР, не утратившие своей актуальности в силу правопреемственности в тех случаях, если еще не приняты соответствующие нормативные акты РФ и если они не противоречат российскому законодательству;
  3. Международные акты: в соответствии с Конституцией РФ “общепризнанные международные нормы, относящиеся к правам человека, имеют преимущество перед законами Российской Федерации и непосредственно порождают права и обязанности граждан Российской Федерации”. Международными актами регулируются, например, некоторые вопросы безвизового пересечения границ, таможенного контроля, дорожного движения и др.

     В целом же, по мнению отечественных  юристов, административное право относится  к числу самых несистематизированных  отраслей правовой системы Российской Федерации. Во многом это обуславливается многопрофильностью системы административного права. Однако, многообразие административно-правовых норм и источников административного права остро ставит проблему его систематизации и кодификации. Именно поэтому на страницах современных периодических изданий юридического профиля активно обсуждается вопрос о том, какое именно законодательное оформление должна получить в будущем система российского административного права. 
 
 

 

3.Место административного права в правовой системе Российской Федерации

     Административное  право, сохраняя свою специфику, выраженную в его предмете и методе, тесно  взаимодействует с другими отраслями  российского права. Характеризуя это  взаимодействие, необходимо иметь в  виду, что административное право  охватывает своим регулятивным воздействием широкие области государственной  и общественной жизни. Это, как уже  отмечалось выше, предопределяется многообразием  практического применения действующего в Российской Федерации механизма  исполнительной власти.

     Упоминалось также, что административное право  играет в правовой системе РФ вспомогательную, служебную роль, в отличие, например, от таких наиболее самостоятельных  отраслей права, как гражданское, уголовное, международное, конституционное. Служебная  роль административного права определяется целым рядом как внешних обстоятельств, так и группой факторов, вытекающих непосредственно из самой природы  этой отрасли права.

     Во-первых, в числе процессов, влияющих на содержание административного права, можно назвать следующие: а) сокращение масштабов централизованного админисртативно-правового регулирования (как известно, в соответствии с Конституцией РФ 1993 г., административное и административно-процессуальное законодательство отнесено к предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов); б) существенное возрастание роли региональных регуляторов; в) усиление значимости рекомендательных норм; г) обеспечение реальной самостоятельности управленческих подразделений различных уровней; д) усиление контрольно-надзорной и правоохранительной, а не распорядительной, функций административного регулирования.

     Во-вторых, характеризуя служебную роль административного  права, следует принимать во внимание обстоятельства, вытекающие из самой  его природы. Так, в связи с  актуальностью проблемы правоохраны  в условиях построения правового  общества, административное право усиливает  свои собственные юридические средства защиты от посягательств на правовой режим в сфере действия механизма  исполнительной власти. Несоблюдение или недобросовестное выполнение административно-правовых норм влечет за собой приведение в  действие предупредительных, пресекательных и карательных средств административно-принудительного характера. Особая роль среди них отводится институту административной ответственности, а также административного процесса. Важное значение в данном случае имеет то обстоятельство, что при помощи административной ответственности все в большей мере осуществляется защита не только управленческих отношений, но и многих других - например, финансовых, трудовых, природоохранительных и т.п.

Информация о работе Место административного права в правовой системе Российской Федерации