Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2013 в 17:10, курсовая работа
Годы независимости суверенного Казахстана стали для страны временем коренного преобразования общества, перестройки экономической и политической систем и возрождения государственности.
Сегодня страна продолжает развиваться в соответствии с долгосрочной Стратегией «Казахстан-2030».
Глава I Сущность и особенности местного государственного управления
1.1. Основные признаки и особенности местного государственного управления…………………………………………………………стр.4-5
1.2. Мировые теории и модели местного управления.......................стр.6-7
Глава II Местное государственное управление Республики Казахстан
2.2. Эволюция становления и развития...................................................стр.8-12
2.3. Конституционно-правовые основы...................................................стр.12-22
Глава III Основные тенденции развития МГУ на современном этапе
3.1. Децентрализация власти и её влияние на развитие МГУ
3.2 Тенденции и перспективы развития на современном этапе
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………...
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.
Повышены роль и полномочия маслихатов. Срок полномочий маслихатов увеличен до пяти лет. С их согласия станут назначаться акимы
всех уровней. Упрощается и процедура выражения маслихатом недоверия акиму: ранее оно могло быть принято двумя третями голосов депутатов маслихата, а теперь достаточно простого большинства голосов.
Таким образом, в мае 2007 года в Конституцию РК заложены базовые параметры местного самоуправления, в основе которых лежит идея сближения систем местного государственного управления и самоуправления. Самостоятельность местного самоуправления подчеркивается тем, что Конституция не включает органы местного
самоуправления в систему
органов государственной
Дальнейшее решение вопросов органов местного самоуправления получило свое развитие в связи со встречей Президента РК Н.А. Назарбаева в октябре 2008 года с активом Восточно-Казахстанской области в поселке Предгорное. На данной встрече рассмотрены вопросы необходимости активизации их работы, усилить аппараты и полномочия в решении вопросов регионов, а акимы низовых уровней должны быть интегрированы в систему местного самоуправления с одновременным повышением их статуса и ответственности. При этом Глава государства отметил, что акимы сельских округов имеют право создавать у себя советы биев (советы старейшин), советы экономического развития [16].
С учетом данных мнений впоследствии законопроект был доработан и 22 ноября 2008 года Правительством был внесен в Мажилис Парламента законопроект «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты РК по вопросам местного государственного управления и самоуправления». Законопроектом предусматривалось, что местное самоуправление будет осуществляться в пределах области, района, города, района в городе, аульного (сельского) округа, поселка и аула (села), не входящего в состав аульного (сельского) округа.
Органами местного самоуправления являются представительные органы – маслихаты области (города республиканского значения, столицы),
района (города областного значения) и исполнительный орган – аким области (города республиканского значения, столицы), района (города областного значения), района в городе, города районного значения, аульного (сельского) округа, поселка и аула (села). Сельские акимы, кроме выполнения государственных функций, получают возможность легитимно решать задачи местного самоуправления.
Современный этап связан с принятием 9 февраля 2009 года Закона Республики Казахстан «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам местного государственного управления и самоуправления» (далее – Закон РК от 9 февраля 2009 г.)
К примеру, Законом РК от 9 февраля 2009 года была предложена
модель местного самоуправления, учитывающая существующие реалии и традиции государственного управления – большая территория, малочисленное население, необходимость сохранения унитарности государства. Определялось, что местное самоуправление будет осу-ществляться отдельно в пределах области, района, города, района в городе, аульного округа, посёлка и аула, не входящего в состав аульного округа. На областном и районном уровнях представительные и исполнительные функции местного самоуправления будут осуществлять соответственно маслихаты и акимы. При этом акимы будут интегрированы в систему местного самоуправления, одновременно выполняя функции местного государственного управления и решая вопросы местного значения. На аульном уровне, там, где не предусмотрены маслихаты, представительские функции будут осуществляться членами местного сообщества посредством прямого волеизъявления на собраниях (сходах).
Закон впервые создал реальный механизм местного самоуправления, в основе которого заложена идея сближения систем местного государственного управления и самоуправления. Это позволяло избе-
жать создания дублирующих друг друга структур. Законом конкретно
определено, что основой местного самоуправления станут маслихаты, которые полностью оправдали себя как дееспособные представительные органы, избираемые населением непосредственно на основе свободного, тайного, прямого и всеобщего голосования. При этом одновременно повышается их роль в сложившейся иерархии местного государственного управления. Так, наделяя акимов исполнительными функциями местного самоуправления, закон вводит норму их назначения только с согласия маслихатов. При этом депутаты имеют право заслушивать отчёты акимов и местных исполнительных органов.
Упрощается и процедура выражения маслихатом недоверия акиму: ранее оно могло быть принято двумя третями голосов депутатов маслихата, а теперь достаточно простого большинства голосов. Как и прежде, маслихаты утверждают бюджет, заслушивают отчёт об его исполнении, принимают региональные программы развития.
Таким образом, в результате проведённых широкомасштабных реформ в Казахстане с принятием в феврале 2009 года изменений и дополнений в Закон о местном управлении и самоуправлении была создана нормативно-правовая основа для системы местного государственного управления и самоуправления, адаптированная к требованиям современной рыночной экономики.
Принятие данного Закона способствовало поиску новых форм внедрения органов местного самоуправления, направленных на активизацию участия граждан в решении вопросов местного значения.
Во многих регионах страны появился ряд новых формирований этого
института.
По мнению лидера партии «Ак жол» Алихана Байменова одной из главных проблем, тормозящих развитие местного самоуправления является то, что законом функции органов МСУ закреплены за акимами при полном контроле из центра и без финансовой самостоятельности.
В связи с этим одним из реальных шагов к развитию института местного самоуправления должно стать определение уполномоченного органа по вопросам МСУ. Причем к числу его основных функций должно относиться отслеживание соответствия Конституции и законам решений, принимаемых маслихатами, и в случае нарушения таковые должны обжаловаться через суд. Из центра невозможно регулировать все проблемы на местах.
В настоящее время в Казахстане реализуется модель местного самоуправления, учитывающая существующие реалии и традиции го-сударственного управления – большая территория, малочисленное население, необходимость сохранения унитарности государства, а также создаётся реальный механизм местного самоуправления, в основе которого заложена идея сближения систем местного государственного управления и самоуправления. Это позволяет избежать создания дублирующих друг друга структур.
Президент РК в Послании народу Казахстана 2004г. подчеркнул: Нам необходимо провести модернизацию системы госуправления. Её главная задача- четкое разграничение компетенции между уровнями госуправления, совершенствование системы межбюджетных отношений. [3] (Назарбаев Н.А. Основные направления внешней и внутренней политики на 2004г. Послание Пр.РК народу Казахстана, Астана , 4 апреля 2003г., «Казахстанская правда» от 5 апреля 2003г. № 96-97 )
Пересмотр существующей
системы отношений между органами государственных
управлений на централ. И местном уровнях
в целях выработки наиболее оптимального
распределения функций и полномочий явл-ся
одним из основных приоритетов, провозглашенных
в Стратегии Казахстан-2030-
Процесс разделения полномочий между уровнями управления достаточно длительный в виду того, что помимо простого разделения функций в центре проблемы оптимального распределения полномочий находится множество не менее важных вопросов, как разделение бюджета, ресурсов, прав и обязанностей и т.д.
На протяжении 12 лет казахстанское общество находилось в состоянии неопределенности в вопросах и путях внедрения местного самоуправления в стране. Всё это время каз. ученые в области совершенствования госуправления и развития местного самоуправления изучали мировой опыт и особенности формирования данного института в целях создания необходимой теорет.базы для внедрения местного самоуправления в РК с учетом местных традиций, культуры и эконом.развития.
В итоге, в мае 2007г. Были приняты поправки в Конституцию РК, которые направлены на укрепление констит.-прав.гарантий функционирования органов местного самоуправления(5)(Конституция РК ОТ 30,08,95 )
Принятые поправки в основной закон страны стали основой для принятия Закона РК «О МГУ и самоуправлении» в соотвествии с внесенными изменениями и дополнениями в Закон «О МГУ» в феврале 2009г.(6) (Закон РК О внесений изменений и дополнений в Конституцию РК от 21.05.07г. №254-сайт закон.кз) Однако на сегодняшний день процесс
Разделения полномочий между уровнями управления не завершен и остается множество нерешенных задач.
В данной работе затронуты теорет.аспекты, связанные с вопросами децентрализации и вопросами создания местного самоуправления в РК, а также представлены предложения по совершенствованию мгу и самоуправления.