Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2013 в 17:10, курсовая работа
Годы независимости суверенного Казахстана стали для страны временем коренного преобразования общества, перестройки экономической и политической систем и возрождения государственности.
Сегодня страна продолжает развиваться в соответствии с долгосрочной Стратегией «Казахстан-2030».
Глава I Сущность и особенности местного государственного управления
1.1. Основные признаки и особенности местного государственного управления…………………………………………………………стр.4-5
1.2. Мировые теории и модели местного управления.......................стр.6-7
Глава II Местное государственное управление Республики Казахстан
2.2. Эволюция становления и развития...................................................стр.8-12
2.3. Конституционно-правовые основы...................................................стр.12-22
Глава III Основные тенденции развития МГУ на современном этапе
3.1. Децентрализация власти и её влияние на развитие МГУ
3.2 Тенденции и перспективы развития на современном этапе
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………...
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.
Следует отметить, что разработка и обсуждение первой Конституции Казахстана сопровождалась политическими баталиями, связанными с основополагающими принципами государственно - политического устройства страны. Ситуация усложнялась крайне болезненной и стремительной трансформацией страны в постсоциалистическое общество. В силу этого, окончательный вариант Основного Закона отличался излишней универсальностью.
Несмотря на это, Конституция
1993 года сыграла огромную роль на втором
этапе развития системы государственного
управления в Казахстане. Она заложила
не только основу строительства национально-
Данная Конституция
Положение о том, что Верховный
Совет и местные Советы составляют
единую систему представительных органов,
уже отсутствовало в
10 декабря 1993 года был
принят Закон «О местных
Во-первых, было отменено название
«исполнительные комитеты» всех
уровней местных органов
Во-вторых, отказ от советской теории и практики выразился в том, что местные представительные органы перестали избирать местные исполнительные структуры.
В-третьих, и представительные
органы, и исполнительно-
Законом «О местных исполнительных и представительных органах в Республике Казахстан» определялась система местного самоуправления в РК, компетенция местных представительных и исполнительных органов, а также порядок их деятельности.
Взаимоотношения маслихатов и местных администраций строились на основе принципа разделения их функций и самостоятельного осуществления ими собственных полномочий и, главное, подконтрольности местной администрации маслихату по вопросам, установленным в данном Законе. В целом, представительные и исполнительные органы обеспечивали выполнение территориальных программ социально-экономического развития.
Третий этап реформирования
системы государственного управления
в Казахстане охватывает период с 1995
по 2001 годы. Его основной характеристикой
стали продолжение реформ в системе
государственных институтов и процесс
создания сегодняшнего стержня государственно-
Работа над проектом новой Конституции происходила под непосредственным контролем президента Н.А. Назарбаева. В проект были заложены идеи о двухпалатном Парламенте, который признавался единственным законодательным органом.
Конституция 1995 года юридически закрепила переход страны к президентской форме правления, в соответствии с которой произошел кардинальный пересмотр существовавшей в Казахстане схемы распределения властных полномочий. Основной Закон выступил в качестве инструмента сосредоточения власти в исполнительной ветви.
Она существенно усилила президентскую власть, что нашло свое выражение в определенной централизации властных полномочий.
Конституция Республики Казахстан 1995 года в общих чертах характеризовала исполнительные органы как составную часть единой системы исполнительных органов страны, обеспечивающих проведение общегосударственной политики в сочетании с интересами и потребностями развития соответствующих территорий. В этот же период произошло формирование новых органов представительной власти на местах - маслихатов, статус которых был законодательно закреплен в Основном Законе. Также в данной Конституции существовало еще одно законодательное новшество. Так, согласно ей, местные представительные и исполнительные органы стали относиться к местному государственному управлению.
Надо отметить, что в этот период, во избежание чрезмерной «автономизации» регионов, в Казахстане был принят курс на построение системы государственного управления, сконцентрированной вокруг устойчивой вертикали власти. В соответствии с Конституцией 1995 года, исполнительные органы Казахстана составили единую систему органов государственной власти сверху донизу.
Следует подчеркнуть, что
в Конституции страны лишь в общих
чертах было дано разграничение предметов
ведения и полномочий правительства
и местных исполнительных органов.
Поэтому в заключительных положениях
Конституции было предусмотрено, что
в течение двух лет действующее
законодательство должно быть приведено
в соответствие с ней. Для этого
необходимо было принять Закон «О
местном государственном
С 1997 года акцент в институциональной
и правовой реформе в Казахстане
был перенесен на качественное наполнение
и повышение эффективности всей
системы государственного управления
в целях достижения устойчивого
развития. Как заявил президент Н.А.
Назарбаев в своем Послании народу
Казахстана в октябре 1996 года, «После
завершения формирования основ государства
нам предстоит кропотливая
На этом этапе были обозначены
первостепенные направления дальнейшего
реформирования системы государственного
управления. Всего было принято семь
основных векторов развития. В их числе
выделялись необходимость реформирования
системы исполнительных органов
в центре и на местах, создание более
упрощенной, экономичной, управляемой
системы административно-
Следующим стратегическим документом,
определившим четкие направления реформирования
системы государственной
Первым принципом была
обозначена необходимость создания
компактного и
Вторым принципом стала необходимость работы органов власти по программам действий на основе стратегий.
Третий принцип —
Четвертый принцип - повышение полномочий и ответственности министров, их подотчетность и стратегический контроль за их деятельностью.
Пятый принцип - децентрализация внутри министерств, от центра к регионам и от государства в частный сектор.
Шестой принцип - создание
эффективной системы
Седьмой принцип - улучшение системы найма, подготовки и продвижения кадров.
Таким образом, была поставлена стратегическая задача «создать для Казахстана эффективную, современную государственную службу и структуру управления, которая была бы оптимальной для рыночной экономики; сформировать правительство, способное реализовать приоритетные цели; построить государство, стоящее на страже национальных интересов».
Эта задача была востребована
временем, поскольку государственное
управление сложными системными преобразованиями,
происходившими в обществе и экономике,
само должно было стать системным. Для
этого и был выработан
Следующие шаги по развитию системы государственного управления проводились в соответствии с предложенной президентом Н.А. Назарбаевым программой демократизации и политических реформ, озвученной в Послании народу Казахстана от 30 сентября 1998 года. Среди «семи основополагающих элементов демократизации и политической либерализации» были усиление роли Парламента страны, а также развитие и усиление роли неправительственных организаций.
Усиление роли Парламента
страны, а также обеспечение
Для этого часть сенаторов,
которых назначает в Парламент
Президент, должны отбираться из числа
кандидатов, рекомендованных Ассамблеей
народов Казахстана. Также Парламент
80-ю процентов голосов каждой
из палат может вносить изменения
в Конституцию страны, которые
должны получить одобрение народом
на референдуме, при этом необходима
поддержка большинства
Необходимость укрепления роли
неправительственных
Следует отметить, что в ходе реализации обозначенных в данном Послании мер, направленных на демократизацию общества, достигнут значительный прогресс. В частности, в законодательство о выборах были внесены существенные поправки, расширившие избирательные права и возможности граждан. После проведения выборов 1999 года в Парламенте страны появились партийные фракции, а также ряд целевых депутатских групп. Была упрощена процедура регистрации и контроля над деятельностью неправительственных организаций, что способствовало активизации деятельности НПО и увеличению их числа. Большая работа была проведена по борьбе с коррупцией, принят Закон «О борьбе с коррупцией».
К 1999-2000 годам основные реформы в экономике были завершены, и в целом в Казахстане была создана рыночная экономика с соответствующей инфраструктурой. Параллельно в стране шло создание среднего класса, начали появляться более или менее высокодоходные страты. В этих условиях сильная централизация государственной власти начала играть роль сдерживающего фактора в дальнейшем развитии страны.
Причиной этого стало
то, что за более чем десятилетний
период независимого развития так и
не удалось до конца избавиться от
рецидивов советской
В такой ситуации Казахстан перешел к реализации нынешнего, четвертого, этапа реформирования своей системы государственного управления.
Четвертым этапом реформирования данной сферы стал 2001 год. В Послании Президента народу страны 2000 года «К свободному, эф-фективному и безопасному обществу» были озвучены задачи дальнейшей демократизации общества по основным направлениям, среди которых особое место занимает расширение полномочий представительных органов власти.
В ходе реализации поручений, данных главой государства в Послании было принятие 20 января 2001 года нового Закона «О местном государственном управлении и самоуправлении в Республике Казахстан», который в приемлемых формах выстраивал схему местного государственного управления и определял полномочия местных исполнительных органов на всех уровнях, в том числе на областном, районном (городском) и поселковом, аульном (сельском).