Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2013 в 17:10, курсовая работа
Годы независимости суверенного Казахстана стали для страны временем коренного преобразования общества, перестройки экономической и политической систем и возрождения государственности.
Сегодня страна продолжает развиваться в соответствии с долгосрочной Стратегией «Казахстан-2030».
Глава I Сущность и особенности местного государственного управления
1.1. Основные признаки и особенности местного государственного управления…………………………………………………………стр.4-5
1.2. Мировые теории и модели местного управления.......................стр.6-7
Глава II Местное государственное управление Республики Казахстан
2.2. Эволюция становления и развития...................................................стр.8-12
2.3. Конституционно-правовые основы...................................................стр.12-22
Глава III Основные тенденции развития МГУ на современном этапе
3.1. Децентрализация власти и её влияние на развитие МГУ
3.2 Тенденции и перспективы развития на современном этапе
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………...
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.
Социально-политическая природа государственного управления выражается в ряде его сущностных признаков. Это, прежде всего, заложенная в нем мощная властная сила. В концентрированном виде управляющее воздействие на общественные процессы связано с фундаментальным понятием «власть». В содержательном аспекте власть представляет собой волевые отношения, в которых одни люди добровольно или по принуждению подчиняются воле других и сообразовывают свою жизнь, свои поступки с определенными социальными нормативами.
Любая власть выражается через управление (в трудовых коллективах, в общественных объединениях и т.д.). Государственная власть — это особый атрибут управления в обществе. Располагая огромными материальными, финансовыми, организационными и другими ресурсами, государство в процессе управляющего воздействия на социальную систему обладает исключительным правом применения в случаях необходимости легитимных средств принуждения.
Государственное управление имеет целенаправленный характер и обеспечивает решение специфических задач. Именно государству принадлежит ведущая роль в реализации стратегических задач и приоритетов, предусмотренных Стратегией развития Казахстана на период до 2030 года. Качественные особенности государственного управления отражает своя, нормативно установленная цель. Она формируется и находит свое закрепление в Конституции Республики Казахстан, законодательных и других нормативных правовых актах высших представительных и исполнительных органов республики. Речь идет об обеспечении материального благополучия членов общества, их нравственного и физического совершенствования, правовой и социальной защищенности.
Цель государственного управления в Казахстане состоит в повседневном исполнении, претворении в жизнь Конституции, законов, указов Президента страны и других нормативных правовых актов. Более конкретно целевая направленность деятельности государственных органов определена в их уставных документах или законодательных актах.
Государственная власть управляет обществом при помощи системы органов: законодательной, исполнительной и судебной ветвей власти, обеспечивающие нормальное функционирование общества и охрану его от противоправных посягательств и в совокупности нередко представляющий механизм государства, материальное выражение государственной власти.
Государственное управление выражает интересы всего общества, обеспечивает координацию (согласованность) развития всех отраслей управления.
Задачи, стоящие перед
государственными органами, определяют
содержание работы этих
В целом, деятельность государства многообразна, отличается большой масштабностью, сложностью и объемом управленческих функций, в частности в развитии отраслей экономики, социальной сферы и административно-политического строительства.
Существенным признаком государственного управления является его распространенность на всё население страны в пределах соответствующей территории.
С государственным воздействием
на социальную систему связано
Государственное управление
выступает как
1.2.Мировые модели и модели местного управления.
Эффективность государственного
управления во многом зависит от распределения
властных полномочий между центром
и регионами, способных обеспечить
баланс интересов государства как
целого и его частей (т.е. административно-
В настоящее время в большинстве развитых стран мира существуют различные формы территориального и децентрализованной системы управления. Такие системы существуют в федеративных государствах, таких как США, Канада, Австрия, Германия и в унитарных государствах (Франция, Великобритания, Нидерланды, страны Скандинавии).
Для унитарных
государств, каким является и Казахстан,
присуще деление территории государства
на административно-
В мире существует две формы организации управления на местах: местное государственное управление и местное самоуправление.
Местное государственное управление - управленческая деятельность в местной территориальной единице, проводимая центральной властью или администрацией вышестоящего территориального уровня управления, через административные органы, как правило, назначаемые вышестоящей властью.
Так, Конституция
Республики Казахстан 1995 года
дает определение местного
Местное государственное
управление в областях, городах республиканского
значения возглавляется акимами, назначаемые
и освобождаемые от должности Президентом
РК по согласованию с маслихатами, а в
иных административно-
Местное самоуправление. Традиции местного самоуправления имеют многовековую историю. Многие исследователи отмечают, что местное самоуправление по своей природе – это явление общественно-государственное.
Во многих странах мира важным субъектом публичного управления также признается территориальная общность (городское или сельское поселение), осуществляющая местное самоуправление, т.е. деятельность населения по решению вопросов местного значения прямо или через органы местного самоуправления.
В этом отношении термин «муниципальный» (от лат. municipium —самоуправляющаяся община) обычно применяется в отношении органов местного самоуправления. Поэтому в законодательстве многих стран понятия «местный» и «муниципальный» используются как тождественные.
Хотя традиции независимого
общинного и городского управления
восходят к древности, понятие «местное
самоуправление» в его современном понимании
стало складываться в Европе со времен
средневекового сословного государства. Так, в Англии
местное управление изначально рассматриваюсь
как самостоятельное функционирование
органов управления на местах, осуществляемое
на основании дарованных Короной хартий
вольности. После буржуазных революций
конца XVIII л. понятие местного самоуправления
стало широко использоваться во многих
западных государствах. Оно охватывало
организацию и деятельность таких должностных
лиц, органов и учреждений, которые функционировали
относительно самостоятельно, формировались
населением административно-
Во второй половине XX в. стремительный рост городов, необходимость социально ориентированной политики государства, демографические и экологические проблемы привели к новому периоду развития управления на местах. Понятие местного самоуправления стало общепризнанным, и его характерные черты были определены как во внутреннем законодательстве зарубежных стран, так и в международно-правовых документах.
Необходимо отметить, что в мировом масштабе местное самоуправление признается как особый элемент государственного устройства, не входящий в систему государственной власти, компетенция которого очерчивается решениями центральных органов власти, а его деятельность направлена на удовлетворение интересов местного сообщества. В этой связи интересы региональной и местной власти изначально должны быть разведены, что будет важным средством воздействия па проявления местного сепаратизма со стороны центральной власти.
Поэтому местное самоуправление
должно рассматриваться как важное
звено механизма взаимодействия
гражданина, общества и государства,
необходимое условие реализации
новой парадигмы развития человечества
в целом, в центре которой стоит
человек со своими интересами и потребностями.
Институт местного самоуправления является
демократичным, т.к. вовлекает граждан
в управление делами общества. Принципы
местного самоуправления получили свое
правовое закрепление в Европейской
Хартии о местном самоуправлении
(принята Советом Министров
Основной задачей любого демократического государства является создание условий для реализации прав и свобод его граждан. При этом вопрос рационализации государственного устройства сводится к созданию такой системы власти и управления, при которой эта задача решалась бы наиболее эффективно.
Существуют объективные
проблемы, которые могут быть решены
только на общегосударственном уровне
с привлечением централизованных средств
и ресурсов. В частности, это проблемы
обеспечения территориальной целостности,
независимости, создания единой правовой
базы, разработки и реализации государственной
политики во внешнеполитической и внешнеэкономической
областях, конституционного признания
и гарантий основных прав и свобод граждан,
принятия и реализации государственных
программ в области науки, культуры, образования,
здравоохранения, социальной защиты, правопорядка
и безопасности, и т.п.
Однако
следует отметить, что реализация многих
государственных задач, решение вопросов
социального характера осуществляются
не в масштабе государства, а на уровне
регионов - административных делений,
в местах компактного проживания граждан.
Именно здесь должны быть, прежде всего,
созданы условия для реализации гарантированных
государством прав и свобод, а также обеспечена
возможность благоустроенного проживания
и решения ряда вопросов социального характера.
Как известно, предпосылками решения
поставленных задач являются правовые
и экономические основы, необходимые для
деятельности органов местного управления.
В современных условиях государство
объективно играет значительную роль
в развитии института местного управления.
Местное управление в силу своей природы
выступает связующим звеном между населением
и государственными структурами.
Процесс становления и развития системы государственного управления в Казахстане с момента обретения им своей независимости можно разделить на несколько этапов.
Первый этап становления и развития
системы государственного управления
пришелся на 1990-1993 годы и проходил под
знаком перехода Казахстана к самостоятельному
развитию, становления в стране основ
суверенной государственно-
16 декабря 1991 года был принят
конституционный Закон «О
После юридического обретения своей государственной независимости, в начале 1990-х годов, Казахстан был вынужден приступить к активному поиску собственной модели государственно-политического устройства.
В этот момент в Казахстане впервые
была закреплена единая система исполнительно-
Таким образом, можно констатировать, что на первом этапе развития системы государственного управления в Казахстане, осуществлявшемся на фоне системной либерализации общественной жизни, были заложены основы развития этой системы.
Принятые в тот исторический период нормативно-правовые акты стимулировали формирование системы государственного управления в Казахстане. Но при этом следует отметить, что построение новой системы государственного управления в тот период было достаточно ограниченным. Принятие Стратегии долгосрочного развития Казахстана до 2030 года «Казахстан-2030» позволило определить четкие направления реформирования системы государственной власти, предусматривающая её широкомасштабную реформу и дальнейшую демократизацию и построение эффективного государства в Казахстане.
К 1999-2000 годам основные реформы в экономике были завершены, и в целом в Казахстане была создана рыночная экономика с соответствующей инфраструктурой. Параллельно в стране шло создание среднего класса. В этих условиях сильная централизация государственной власти начала играть роль сдерживающего фактора в дальнейшем развитии страны.
Причиной этого стало то, что за более чем десятилетний период независимого развития так и не удалось до конца избавиться от рецидивов советской административной практики. В результате чего органы государственной власти на местах часто оказывались в безвыходном положении, ощущая временами дефицит властных полномочий, что не самым лучшим образом сказывалось на эффективности системы государственного управления.