Меры Административного Принуждения, Применяемые Таможенными Органами

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2012 в 19:48, реферат

Краткое описание

В связи с проведением в Российской Федерации демократических преобразований особую актуальность принимает одна из важнейших проблем реального обеспечения прав и свобод человека, в том числе и путем защиты личности от противоправных посягательств. В зависимости от того, каким образом и как быстро данная проб

Файлы: 1 файл

Меры Административного Принуждения, Применяемые Таможенными Органами.docx

— 27.57 Кб (Скачать)

Введение 

 В связи  с проведением в Российской  Федерации демократических преобразований  особую актуальность принимает  одна из важнейших проблем  реального обеспечения прав и  свобод человека, в том числе  и путем защиты личности от  противоправных посягательств. В  зависимости от того, каким образом  и как быстро данная проблема  получит разрешение, находится характер  будущего российского государства,  а также темпы его интеграции  в мировое сообщество. Но, к сожалению,  на данном этапе развития в  России существует большой разрыв  между теоретической моделью  общественных отношений в сфере  прав и свобод, установленных  Конституцией, и реальной ситуации, которая сложилась в стране. Вследствие  высокого уровня преступных посягательств  на такие важные права человека, как жизнь, здоровье, свобода и  собственность, процесс правовых  и экономических преобразований  не может получить развития.

 Таким образом,  данное положение оправдывает  усиление правоохранительной функции  государства, проводимое исполнительной  властью.

 Существенную роль в охране прав и свобод граждан призваны играть правоохранительные органы, которые наделены соответствующими государственными полномочиями оперативно и своевременно реагировать на происшествия и другие события, в силу которых они вынуждены в отдельных случаях применять различные меры принудительного воздействия в целях предотвращение и пресечения противоправных действий и недопущения наступления общественно опасных последствий. Одним из них являются таможенные органы. 

  Деятельность таможенных  органов как органов  административного  принуждения и  наказания в области  таможенного дела 

 Таможенные  органы, как и другие правоохранительные  органы Российской Федерации,  уполномочены осуществлять деятельность  по охране правопорядка и законности, защите прав и свобод человека, в том числе — расследование  правонарушений.

 В общем случае, как и любые другие правонарушения, правонарушения в таможенной сфере составляют виновные противоправные деяния, совершаемые вменяемым лицом, достигшим установленного законом возраста (в соответствии со ст. 2.3 КоАП РФ административной ответственности подлежит лицо, достигшее к моменту совершения административного правонарушения возраста шестнадцати лет, с учетом конкретных обстоятельств дела и данных о лице, совершившем административное правонарушение в возрасте от шестнадцати до восемнадцати лет, комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав указанное лицо может быть освобождено от административной ответственности с применением к нему меры воздействия, предусмотренной федеральным законодательством о защите прав несовершеннолетних).

 Как известно, правонарушения делятся на преступления  и проступки (гражданские, административные, дисциплинарные), причем к проступку  относится действие, либо бездействие,  посягающее на установленные  законами или подзаконными актами  общественные отношения, отличающееся  небольшой общественной опасностью (по сравнению с преступлением).

 Административным  проступком в таможенном деле  является противоправное, виновное (умышленное или неосторожное) действие  либо бездействие физического  или юридического лица, посягающее  на порядок и правила перемещения  через таможенную границу товаров,  транспортных средств, валюты  и валютных ценностей, а также  нарушение иных, установленных законодательством  Российской Федерации таможенных  правил, за нарушение которых  предусмотрена административная  ответственность.

 Цели административного  наказания сформулированы в ст. 3.1. КоАП РФ как установленная  государством мера ответственности  за совершение административного  правонарушения, которая применяется  в целях предупреждения совершения  новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами. При этом административное наказание не должно иметь своей целью унижение человеческого достоинства физического лица, совершившего административное правонарушение, или причинение ему физических страданий, а также нанесение вреда деловой репутации юридического лица.

 Как и состав  преступления, состав административного  правонарушения образуют четыре  элемента:

1) объект правонарушения (общественные отношения, которые  оно нарушает);

2) объективную  сторону правонарушения (признаки  конкретного деяния, его возможные  последствия, причинная связь  между деянием и последствиями);

3) субъект правонарушения (физическое, в том числе и должностное,  лицо, обладающее признаком вменяемости  и достигшее определенного возраста, или юридическое лицо);

4) субъективную  сторону правонарушения (вину в  форме умысла или неосторожности).

 Совершение  административного правонарушения  служит основанием для применения  особых мер ответственности: административного  наказания. Основной формой такого  наказания является штраф, но  могут предусматриваться и иные  меры: предупреждение, лишение специального  права, приостановление деятельности  организации, административный арест  и другие.

 Документом, определяющим ответственность за  совершение административных правонарушений, является Кодекс Российской Федерации  об административных правонарушениях  (КоАП РФ).

 КоАП РФ  — это кодифицированный нормативный  акт, имеющий статус закона, регулирующий  общественные отношения по привлечению  к административной ответственности,  а также устанавливающий общие  начала, перечень всех административных  правонарушений (который может быть  дополнен на региональном уровне), органы, рассматривающие дела, порядок  привлечения к административной  ответственности и порядок исполнения  решений по административным  делам.

 В ст. 3.2 КоАП  РФ определены виды административных  наказаний, применяемых в Российской  Федерации:

1) предупреждение;

2) административный  штраф;

3) возмездное  изъятие орудия совершения или  предмета административного правонарушения;

4) конфискация  орудия совершения или предмета  административного правонарушения;

5) лишение специального  права, предоставленного физическому  лицу;

6) административный  арест;

7) административное  выдворение за пределы Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства;

8) дисквалификация;

9) административное  приостановление деятельности.

 Из указанных  выше видов административных  наказаний к юридическим лицам  могут применяться только такие,  как предупреждение, административный  штраф, возмездное изъятие орудия  совершения или предмета административного  правонарушения, конфискация орудия  совершения или предмета административного  правонарушения и административное  приостановление деятельности.

 Кроме того, КоАП РФ делит виды наказаний  на основные и дополнительные (ст. 3.3 КоАП РФ). При этом предупреждение, административный штраф, лишение  специального права, предоставленного  физическому лицу, административный  арест, дисквалификация и административное  приостановление деятельности могут  устанавливаться и применяться  только в качестве основных  административных наказаний. Возмездное  изъятие орудия совершения или  предмета административного правонарушения, конфискация орудия совершения  или предмета административного  правонарушения, а также административное  выдворение за пределы Российской  Федерации иностранного гражданина  или лица без гражданства может  устанавливаться и применяться  в качестве как основного, так и дополнительного административного наказания.

 За одно  административное правонарушение  может быть назначено основное  либо основное и дополнительное  административное наказание из  наказаний, указанных в санкции  применяемой статьи КоАП РФ  или закона субъекта Российской  Федерации об административной  ответственности.

 КоАП РФ  является основополагающим документом, законодательно уполномочивающим  таможенные органы возбуждать, расследовать  и рассматривать дела об административных  правонарушениях, в области таможенного  дела (нарушения таможенных правил).

 Так, в ч. 12 ст. 28.3 КоАП РФ («Должностные лица, уполномоченные составлять протоколы об административных правонарушениях») говорится, что протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 6.15, ч. 1 ст. 7.12, ст. 11.14, 11.15, 14.10, ч. 1 ст. 15.6, ч. 2 ст. 15.7, ст. 15.8, 15.9, ч. 2 ст. 16.1, ч. 1 ст. 19.4, ч. 1 ст. 19.5, ст. 19.6, 19.7, 19.19, 19.26, ч. 2 ст. 20.23 КоАП РФ (т.е. об административных правонарушениях, отнесенных к компетенции таможенных органов), составляются должностными лицами таможенных органов.

 Немедленно  после выявления факта совершения  административного правонарушения  должно быть принято решение  о возбуждении дела об административном  правонарушении, которое оформляется  в виде определения. Причем в соответствии со ст. 23.8 таможенным органам предоставлено право не только возбуждать, но и в случаях, если после выявления административного правонарушения в области таможенного дела осуществляются экспертиза или иные процессуальные действия, требующие значительных временных затрат, проводить расследование по отнесенным к их компетенции делам об административных правонарушениях, а также рассматривать соответствующие дела (т.е. выносить решения по завершении расследования соответствующих дел).

 Это право  таможенных органов распространяется  на дела об административных  правонарушениях, предусмотренных  ч. 1 и 3 ст. 16.1, ст. 16.2 — 16.23 КоАП  РФ. Причем рассматривать дела  об административных правонарушениях  от имени таможенных органов  при этом вправе только:

1) руководитель  федерального органа исполнительной  власти, уполномоченного в области  таможенного дела, его заместители;

2) начальники  региональных таможенных управлений, их заместители;

3) начальники  таможен, их заместители;

4) начальники  таможенных постов — об административных  правонарушениях, совершенных физическими  лицами.

 За малозначительные административные правонарушения в области таможенного дела в соответствии со ст. 16.6, 16.10. 16.15 и 16.23 КоАП РФ в качестве наказания наряду с возможностью наложения административного штрафа предусматривается возможность вынесения административного предупреждения (предупреждение как мера административного наказания, выраженная в официальном порицании физического или юридического лица и выносимая в письменной форме, предусмотрена ст. 3.4. КоАП РФ). Это касается случаев:

 нарушения  режима зоны таможенного контроля;

 несоблюдения  порядка внутреннего таможенного  транзита или таможенного режима  международного таможенного транзита;

 непредставления  в таможенный орган отчетности;

 несообщения  либо нарушения срока сообщения  таможенному органу об изменении  сведений, указанных в заявлении  о включении в реестры лиц,  осуществляющих деятельность в  области таможенного дела.

 Кроме рассмотренных  нами выше прав, таможенным органам  предоставлено также право доставления  и административного задержания.

 Так, в ст. 27.2 КоАП РФ сказано, что должностными лицами таможенных органов при выявлении нарушений таможенных правил, в случаях, если составление протокола о таком нарушении является обязательным и отсутствует возможность его составления на месте выявления, может осуществляться принудительное препровождение физического лица в служебное помещение таможенного органа в целях составления протокола об административном правонарушении (доставление).

 Административное  задержание (ст. 27.3 КоАП РФ), то есть  кратковременное ограничение свободы  физического лица, может быть  применено должностными лицами  таможенных органов в исключительных  случаях, при выявлении нарушений  таможенных правил. При этом срок  административного задержания определен  ст. 27.5. КоАП РФ и не должен  превышать для лица, в отношении  которого ведется производство  по делу о нарушении таможенных  правил, более 48 часов. Срок административного  задержания лица исчисляется  с момента доставления, а лица, находящегося в состоянии опьянения,  со времени его вытрезвления.

 За нарушение  таможенных правил, в зависимости  от формулировки санкции конкретной  статьи КоАП РФ, могут быть  назначены наказания в виде  административного штрафа и конфискации  орудия совершения или предмета  правонарушения. Административный  штраф относится к категории  так называемых основных наказаний,  в то время как конфискация  может устанавливаться и применяться  в качестве как основного, так и дополнительного наказания.

Информация о работе Меры Административного Принуждения, Применяемые Таможенными Органами