Введение
В связи
с проведением в Российской
Федерации демократических преобразований
особую актуальность принимает
одна из важнейших проблем
реального обеспечения прав и
свобод человека, в том числе
и путем защиты личности от
противоправных посягательств. В
зависимости от того, каким образом
и как быстро данная проблема
получит разрешение, находится характер
будущего российского государства,
а также темпы его интеграции
в мировое сообщество. Но, к сожалению,
на данном этапе развития в
России существует большой разрыв
между теоретической моделью
общественных отношений в сфере
прав и свобод, установленных
Конституцией, и реальной ситуации,
которая сложилась в стране. Вследствие
высокого уровня преступных посягательств
на такие важные права человека,
как жизнь, здоровье, свобода и
собственность, процесс правовых
и экономических преобразований
не может получить развития.
Таким образом,
данное положение оправдывает
усиление правоохранительной функции
государства, проводимое исполнительной
властью.
Существенную
роль в охране прав и свобод граждан призваны
играть правоохранительные органы, которые
наделены соответствующими государственными
полномочиями оперативно и своевременно
реагировать на происшествия и другие
события, в силу которых они вынуждены
в отдельных случаях применять различные
меры принудительного воздействия в целях
предотвращение и пресечения противоправных
действий и недопущения наступления общественно
опасных последствий. Одним из них являются
таможенные органы.
Деятельность таможенных
органов как органов
административного
принуждения и
наказания в области
таможенного дела
Таможенные
органы, как и другие правоохранительные
органы Российской Федерации,
уполномочены осуществлять деятельность
по охране правопорядка и законности,
защите прав и свобод человека,
в том числе — расследование
правонарушений.
В общем случае,
как и любые другие правонарушения, правонарушения
в таможенной сфере составляют виновные
противоправные деяния, совершаемые вменяемым
лицом, достигшим установленного законом
возраста (в соответствии со ст. 2.3 КоАП
РФ административной ответственности
подлежит лицо, достигшее к моменту совершения
административного правонарушения возраста
шестнадцати лет, с учетом конкретных
обстоятельств дела и данных о лице, совершившем
административное правонарушение в возрасте
от шестнадцати до восемнадцати лет, комиссией
по делам несовершеннолетних и защите
их прав указанное лицо может быть освобождено
от административной ответственности
с применением к нему меры воздействия,
предусмотренной федеральным законодательством
о защите прав несовершеннолетних).
Как известно,
правонарушения делятся на преступления
и проступки (гражданские, административные,
дисциплинарные), причем к проступку
относится действие, либо бездействие,
посягающее на установленные
законами или подзаконными актами
общественные отношения, отличающееся
небольшой общественной опасностью
(по сравнению с преступлением).
Административным
проступком в таможенном деле
является противоправное, виновное
(умышленное или неосторожное) действие
либо бездействие физического
или юридического лица, посягающее
на порядок и правила перемещения
через таможенную границу товаров,
транспортных средств, валюты
и валютных ценностей, а также
нарушение иных, установленных законодательством
Российской Федерации таможенных
правил, за нарушение которых
предусмотрена административная
ответственность.
Цели административного
наказания сформулированы в ст.
3.1. КоАП РФ как установленная
государством мера ответственности
за совершение административного
правонарушения, которая применяется
в целях предупреждения совершения
новых правонарушений как самим правонарушителем,
так и другими лицами. При этом административное
наказание не должно иметь своей целью
унижение человеческого достоинства физического
лица, совершившего административное
правонарушение, или причинение ему физических
страданий, а также нанесение вреда деловой
репутации юридического лица.
Как и состав
преступления, состав административного
правонарушения образуют четыре
элемента:
1) объект правонарушения
(общественные отношения, которые
оно нарушает);
2) объективную
сторону правонарушения (признаки
конкретного деяния, его возможные
последствия, причинная связь
между деянием и последствиями);
3) субъект правонарушения
(физическое, в том числе и должностное,
лицо, обладающее признаком вменяемости
и достигшее определенного возраста,
или юридическое лицо);
4) субъективную
сторону правонарушения (вину в
форме умысла или неосторожности).
Совершение
административного правонарушения
служит основанием для применения
особых мер ответственности: административного
наказания. Основной формой такого
наказания является штраф, но
могут предусматриваться и иные
меры: предупреждение, лишение специального
права, приостановление деятельности
организации, административный арест
и другие.
Документом,
определяющим ответственность за
совершение административных правонарушений,
является Кодекс Российской Федерации
об административных правонарушениях
(КоАП РФ).
КоАП РФ
— это кодифицированный нормативный
акт, имеющий статус закона, регулирующий
общественные отношения по привлечению
к административной ответственности,
а также устанавливающий общие
начала, перечень всех административных
правонарушений (который может быть
дополнен на региональном уровне),
органы, рассматривающие дела, порядок
привлечения к административной
ответственности и порядок исполнения
решений по административным
делам.
В ст. 3.2 КоАП
РФ определены виды административных
наказаний, применяемых в Российской
Федерации:
1) предупреждение;
2) административный
штраф;
3) возмездное
изъятие орудия совершения или
предмета административного правонарушения;
4) конфискация
орудия совершения или предмета
административного правонарушения;
5) лишение специального
права, предоставленного физическому
лицу;
6) административный
арест;
7) административное
выдворение за пределы Российской Федерации
иностранного гражданина или лица без
гражданства;
8) дисквалификация;
9) административное
приостановление деятельности.
Из указанных
выше видов административных
наказаний к юридическим лицам
могут применяться только такие,
как предупреждение, административный
штраф, возмездное изъятие орудия
совершения или предмета административного
правонарушения, конфискация орудия
совершения или предмета административного
правонарушения и административное
приостановление деятельности.
Кроме того,
КоАП РФ делит виды наказаний
на основные и дополнительные
(ст. 3.3 КоАП РФ). При этом предупреждение,
административный штраф, лишение
специального права, предоставленного
физическому лицу, административный
арест, дисквалификация и административное
приостановление деятельности могут
устанавливаться и применяться
только в качестве основных
административных наказаний. Возмездное
изъятие орудия совершения или
предмета административного правонарушения,
конфискация орудия совершения
или предмета административного
правонарушения, а также административное
выдворение за пределы Российской
Федерации иностранного гражданина
или лица без гражданства может
устанавливаться и применяться
в качестве как основного, так и дополнительного
административного наказания.
За одно
административное правонарушение
может быть назначено основное
либо основное и дополнительное
административное наказание из
наказаний, указанных в санкции
применяемой статьи КоАП РФ
или закона субъекта Российской
Федерации об административной
ответственности.
КоАП РФ
является основополагающим документом,
законодательно уполномочивающим
таможенные органы возбуждать, расследовать
и рассматривать дела об административных
правонарушениях, в области таможенного
дела (нарушения таможенных правил).
Так, в ч. 12 ст.
28.3 КоАП РФ («Должностные лица, уполномоченные
составлять протоколы об административных
правонарушениях») говорится, что протоколы
об административных правонарушениях,
предусмотренных ст. 6.15, ч. 1 ст. 7.12, ст. 11.14,
11.15, 14.10, ч. 1 ст. 15.6, ч. 2 ст. 15.7, ст. 15.8, 15.9,
ч. 2 ст. 16.1, ч. 1 ст. 19.4, ч. 1 ст. 19.5, ст. 19.6, 19.7,
19.19, 19.26, ч. 2 ст. 20.23 КоАП РФ (т.е. об административных
правонарушениях, отнесенных к компетенции
таможенных органов), составляются должностными
лицами таможенных органов.
Немедленно
после выявления факта совершения
административного правонарушения
должно быть принято решение
о возбуждении дела об административном
правонарушении, которое оформляется
в виде определения. Причем в соответствии
со ст. 23.8 таможенным органам предоставлено
право не только возбуждать, но и в случаях,
если после выявления административного
правонарушения в области таможенного
дела осуществляются экспертиза или иные
процессуальные действия, требующие значительных
временных затрат, проводить расследование
по отнесенным к их компетенции делам
об административных правонарушениях,
а также рассматривать соответствующие
дела (т.е. выносить решения по завершении
расследования соответствующих дел).
Это право
таможенных органов распространяется
на дела об административных
правонарушениях, предусмотренных
ч. 1 и 3 ст. 16.1, ст. 16.2 — 16.23 КоАП
РФ. Причем рассматривать дела
об административных правонарушениях
от имени таможенных органов
при этом вправе только:
1) руководитель
федерального органа исполнительной
власти, уполномоченного в области
таможенного дела, его заместители;
2) начальники
региональных таможенных управлений,
их заместители;
3) начальники
таможен, их заместители;
4) начальники
таможенных постов — об административных
правонарушениях, совершенных физическими
лицами.
За малозначительные
административные правонарушения в области
таможенного дела в соответствии со ст.
16.6, 16.10. 16.15 и 16.23 КоАП РФ в качестве наказания
наряду с возможностью наложения административного
штрафа предусматривается возможность
вынесения административного предупреждения
(предупреждение как мера административного
наказания, выраженная в официальном порицании
физического или юридического лица и выносимая
в письменной форме, предусмотрена ст.
3.4. КоАП РФ). Это касается случаев:
нарушения
режима зоны таможенного контроля;
несоблюдения
порядка внутреннего таможенного
транзита или таможенного режима
международного таможенного транзита;
непредставления
в таможенный орган отчетности;
несообщения
либо нарушения срока сообщения
таможенному органу об изменении
сведений, указанных в заявлении
о включении в реестры лиц,
осуществляющих деятельность в
области таможенного дела.
Кроме рассмотренных
нами выше прав, таможенным органам
предоставлено также право доставления
и административного задержания.
Так, в ст. 27.2
КоАП РФ сказано, что должностными лицами
таможенных органов при выявлении нарушений
таможенных правил, в случаях, если составление
протокола о таком нарушении является
обязательным и отсутствует возможность
его составления на месте выявления, может
осуществляться принудительное препровождение
физического лица в служебное помещение
таможенного органа в целях составления
протокола об административном правонарушении
(доставление).
Административное
задержание (ст. 27.3 КоАП РФ), то есть
кратковременное ограничение свободы
физического лица, может быть
применено должностными лицами
таможенных органов в исключительных
случаях, при выявлении нарушений
таможенных правил. При этом срок
административного задержания определен
ст. 27.5. КоАП РФ и не должен
превышать для лица, в отношении
которого ведется производство
по делу о нарушении таможенных
правил, более 48 часов. Срок административного
задержания лица исчисляется
с момента доставления, а лица,
находящегося в состоянии опьянения,
со времени его вытрезвления.
За нарушение
таможенных правил, в зависимости
от формулировки санкции конкретной
статьи КоАП РФ, могут быть
назначены наказания в виде
административного штрафа и конфискации
орудия совершения или предмета
правонарушения. Административный
штраф относится к категории
так называемых основных наказаний,
в то время как конфискация
может устанавливаться и применяться
в качестве как основного, так и дополнительного
наказания.