Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Января 2013 в 08:43, курс лекций
Конституция как основной закон государства является высшим законом, обладающим верховенством над всеми другими законами. В ч. 2 ст. 4 Конституции РФ установлено, что Конституция имеет верховенство на всей территории Российской Федерации. Это верховенство выражается прежде всего в том, что главные, ключевые, основополагающие общественные отношения регулируются конституционными нормами. Через верховенство конституции в общественной жизни, во всех ее сферах, во всех политических институтах воплощаются высшие правовые начала, дух права. Тем самым обеспечивается реальность и незыблемость прав и свобод граждан, их надежный правовой статус, юридическая защищенность.
Юридические свойства Конституции
Конституция Российской Федерации 1993 г.
ОСОБЕННОСТИ ФЕДЕРАТИВНОГО УСТРОЙСТВА РОССИИ. Россия — федеративное государство
Конституционно-правовой статус Российской Федерации
Конституционно-правовой статус субъектов Российской Федерации
Административно-территориальное устройство субъектов Российской Федерации
СИСТЕМА ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ. Понятие государственного органа
Система государственных органов в Российской Федерации
4. Каждый государственный орган действует в установленном государством порядке. Например, согласно Конституции РФ (ч. 2 ст. 114) порядок деятельности Правительства РФ определяется федеральным конституционным законом. Федеральным конституционным законом в соответствии с Конституцией РФ (ч. 3 ст. 128) устанавливается и порядок деятельности Конституционного Суда, Верховного Суда, Высшего. Арбитражного Суда Российской Федерации и иных федеральных судов.
5. Каждый государственный орган является составной частью единой системы органов государственной власти Российской Федерации. В Конституции РФ (ч. 3 ст. 5) указывается, что федеративное устройство России основывается на единстве системы государственной власти.
Все государственные органы образуются в установленном государством порядке и представляют часть единой системы органов государственной власти Российской Федерации.
2. Система государственных органов в Российской Федерации
В своей совокупности государственные органы Российской Федерации образуют единую систему. Согласно Конституции РФ (ст. И) в нее входят органы государственной власти Федерации и органы государственной власти ее субъектов, а также ряд других государственных органов.
Единство системы
Единство системы
Единство системы
Государственную власть в Российской Федерации осуществляют Президент РФ, Федеральное Собрание (Совет Федерации и Государственная Дума), Правительство РФ, суды РФ на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. В соответствии с этим и система органов государственной власти Российской Федерации состоит из органов нескольких видов. Каждый из этих видов органов представляет собой фактически подсистему единой системы государственных органов РФ, которая, в свою очередь, может быть по различным признакам разделена на ряд входящих в нее звеньев.
Президент Российской Федерации
Президент РФ является главой государства. Он выступает в качестве гаранта Конституции РФ, прав и свобод человека и гражданина. Президент, согласно ч. 2 ст. 80 Конституции, обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти. Президент осуществляет общее руководство деятельностью Правительства и других звеньев исполнительной власти, с органами которой он связан наиболее тесно.
Президент занимает в системе федеральных органов государственной власти особое место. Он не включен напрямую ни в одну из ветвей власти — законодательную, исполнительную, судебную.
Порядок выборов Президента определяется Конституцией Российской Федерации (ст. 81) и на ее основе Федеральным законом от 10 января 2003 г. «О выборах Президента Российской Федерации».
В соответствии с Конституцией Президент избирается на четыре года гражданами Российской Федерации на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.
Президентом может быть избран гражданин Российской Федерации не моложе 35 лет, постоянно проживающий в России не менее 10 лет. Одно и то же лицо не может занимать должность Президента более двух сроков подряд. Это установление имеет целью воспрепятствовать формированию несменяемых управляющих, лиц. Конституция предоставляет способному политику, оправдавшему себя на должности Президента, право выдвижения на другой срок, кроме очередного.
Назначение выборов Президента относится к ведению Совета Федерации (п. «д» ч. 1 ст. 102 Конституции). Решение о назначении выборов должно быть принято не ранее чем за 100 дней и не позднее чем за 90 дней до дня голосования. Днем голосования на выборах Президента является второе воскресенье месяца, в котором проводилось голосование на предыдущих общих выборах Президента Российской Федерации и в котором четыре года тому назад был избран Президент Российской Федерации.
Если Совет Федерации
не назначит выборы в установленный
срок, то они назначаются и проводятся
Центральной избирательной
Выборы Президента проводятся по единому федеральному избирательному округу, включающему всю территорию России.
Выдвигать кандидата на должность Президента вправе политические партии, имеющие право в соответствии с Федеральным законом от 11 июля 2001 г. «О политических партиях» принимать участие в выборах, в том числе выдвигать кандидатов, избирательными блоками, а также в порядке самовыдвижения. Гражданин России может выдвинуть свою кандидатуру при условии поддержки его самовыдвижения группой избирателей.
Выборы проводятся только в том случае, если зарегистрировано не менее двух кандидатов. Если за 35 дней до дня голосования будет зарегистрировано менее двух кандидатов, выборы Президента по решению Центральной избирательной комиссии Российской Федераций откладываются на срок до 60 дней для дополнительного выдвижения кандидатов.
Избранным считается кандидат, который получил более половины голосов избирателей, принявших участие в голосовании. Если ни один из кандидатов не избран, назначается повторное голосование по двум кандидатам, получившим наибольшее число голосов избирателей, я таком случае избранным считается кандидат, получивший при голосовании большее число голосов избирателей, принявших участие в голосовании, по отношению к числу голосов избирателей, поданных другого кандидата, при условии, что это число больше числа голосов, поданных против всех кандидатов.
Органы законодательной власти
Органы законодательной власти — это Федеральное Собрание Российской Федерации, народные собрания, государственные собрания, верховные советы, законодательные собрания республик в составе Российской Федерации; думы, законодательные собрания, областные собрания и другие законодательные органы власти краев, областей, городов федерального значения, автономной области и автономных округов. Основная особенность этих органов состоит в том, что они избираются непосредственно народом и никаким другим путем формироваться не могут. В своей совокупности они составляют систему представительных органов государственной власти Российской Федерации.
Являясь законодательными органами, представительные органы государственной власти выражают государственную волю многонационального народа Российской Федерации и придают ей общеобязательный характер, Они принимают решения, воплощаемые в соответствующих актах, принимают меры к исполнению своих решений и осуществляют контроль за их реализацией. Решения законодательных органов обязательны к исполнению всеми другими органами соответствующего уровня, а также всеми нижестоящими органами государственной власти и органами местного самоуправления.
Органы законодательной
власти подразделяются на федеральные
и региональные (субъектов Федерации).
Федеральным законодательным и
Федеральное Собрание Российской Федерации
Согласно Конституции Российской Федерации (ст. 94) Федеральное Собрание является парламентом Российской Федерации.
В ст. 94 Конституции РФ указывается, что Федеральное Собрание — представительный орган Российской Федерации. Тем самым устанавливается, что формой государства является представительная т.е. опосредованная выборами, парламентская демократия, в условия которой формирование политической воли народа возлагается на народное представительство, самостоятельно принимающее наиболее ответственные решения.
В ст. 94 Конституции РФ Федеральное Собрание характеризуется и как законодательный орган Российской Федерации. В этой передаче парламенту законодательной власти реализуется принцип народного суверенитета как основы правопорядка.
Признание Федерального Собрания законодательной властью означает вместе с тем, что ни один закон РФ не может быть издан, если он не рассмотрен и не одобрен парламентом, а сам парламент обладает полной и ничем не ограниченной в рамках полномочий Российской Федерации и ее Конституции компетенцией в сфере законодательства.
Будучи законодательным органом, Федеральное Собрание исполняет и некоторые довольно ограниченные контрольные функции за исполнительной властью. Контроль осуществляется посредством федерального бюджета, принимаемого Государственной Думой, а также путем использования права отказывать в доверии Правительству, которое в этом случае может быть отправлено Президентом РФ в отставку.
Согласно ст. 95 Конституции Федеральное Собрание состоит из двух палат — Совета Федерации и Государственной Думы. Государственная Дума представляет все население Российской Федерации, а Совет Федерации состоит из членов, представляющих все субъекты РФ. Совет Федерации призван выражать региональные мнения и интересы. Вместе с тем Совет Федерации — государственный орган всей Федерации. Его решения и другие волеизъявления адресуются не тем или иным субъектам Российской Федерации, а государству в целом, т.е. всей России.
В Федеральном Собрании палаты самостоятельно решают вопросы, относящиеся к их ведению, в соответствии с Конституцией. Она устанавливает в ч. 3 ст. 100, что палаты могут собираться совместно для заслушивания посланий Президента РФ, посланий Конституционного Суда РФ и выступлений руководителей иностранных государств.
Более того, Конституция предусматривает совершенно различную компетенцию для каждой из палат, обеспечивая тем самым систему «сдержек и противовесов» в деятельности Федерального Собрания.
В этой системе Совету Федерации отводится роль своего рода тормоза по отношению к государственной Дусе, призванного предотвратить возможность установления в РФ «тирании большинства», завоёванного на выборах в государственную думу теми или иными политическими силами.
Следует заметить, что в нашем обществе существовало определение недоверие к представительным органам государственной власти вообще и к парламенту в частности. Такое недоверие являлось следствием той политической борьбы, которая предшествовала принятию действующей Конституции РФ. В России имелись силы, которые были не прочь отказаться от парламента как важнейшего демократического института или превратить его в послушную, не играющую самостоятельной роли ассамблею. Однако такие устремления наталкивались на ряд противодействующих факторов.
Многие представители политических кругов страны отдавали себе отчет в том, что полная дискредитация парламента может сильно подорвать складывающиеся политико-идеологические устои российской демократии.
Существен и тот факт, что в демократических странах парламент является своеобразным олицетворением политических традиций, важным показателем национальной политической культуры. В придании определенной политической эффективности парламенту заинтересованы и те политические силы, которые не представлены в правительстве и для которых парламент служит ареной, где они могут отстаивать свои интересы.
Парламент выступает и как своего рода уравновешивающая сила в отношениях конкурирующих политических сил, как арена защиты интересов тех из них, которые в сегодняшней ситуации обладают меньшими возможностями воздействия на политическую жизнь страны.
Вследствие взаимодействия всех этих факторов развитие российского парламентаризма идет сложным, во многом противоречивым путем.
Совет Федерации
Согласно ч. 2 ст. 95 Конституции
в Совет Федерации входят по два
представителя от каждого субъекта
Российской Феде-рации: по одному от представительного
и исполнительного органов
Первый состав Совета
Федерации, сформированный в 1993 г., избирался
в соответствии с Положением о
выборах депутатов Совет Федера
Согласно этому Положению выборы депутатов Совета Федерации, осуществлялись гражданами России на основе всеобщего равного прямого избирательного права при тайном голосовании. Право избирать депутатов Совета Федерации принадлежало каждому гражданину РФ, достигшему 18-летнего возраста. Депутатом Совета Федерации мог быть избран гражданин Российской Федерации, достигший 21-летнего возраста.