Лекции по "Конституционному праву"

Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Января 2013 в 08:43, курс лекций

Краткое описание

Конституция как основной закон государства является высшим законом, обладающим верховенством над всеми другими законами. В ч. 2 ст. 4 Конституции РФ установлено, что Конституция имеет верховенство на всей территории Российской Федерации. Это верховенство выражается прежде всего в том, что главные, ключевые, основополагающие общественные отношения регулируются конституционными нормами. Через верховенство конституции в общественной жизни, во всех ее сферах, во всех политических институтах воплощаются высшие правовые начала, дух права. Тем самым обеспечивается реальность и незыблемость прав и свобод граждан, их надежный правовой статус, юридическая защищенность.

Оглавление

Юридические свойства Конституции
Конституция Российской Федерации 1993 г.
ОСОБЕННОСТИ ФЕДЕРАТИВНОГО УСТРОЙСТВА РОССИИ. Россия — федеративное государство
Конституционно-правовой статус Российской Федерации
Конституционно-правовой статус субъектов Российской Федерации
Административно-территориальное устройство субъектов Российской Федерации
СИСТЕМА ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ. Понятие государственного органа
Система государственных органов в Российской Федерации

Файлы: 1 файл

Konstitutsionnoe_pravo.doc

— 408.50 Кб (Скачать)

В области экономического и социально-культурного строительства  парламенты республик в составе  Российской Федерации определяют внутреннюю политику республик; утверждают перспективные государственные планы, важнейшие республиканские программы экономического и социального развития; обсуждают и принимают государственные бюджеты республик и осуществляют контроль за их исполнением.

В области внешних сношений парламенты республик в составе Российской Федерации определяют международные связи этих республик; ратифицируют и денонсируют международные договоры.

Большинство республиканских  парламентов являются однопалатными. Исключение составляют Государственное Собрание Башкортостана, парламент Кабардино-Балкарии, а также Государственное Собрание Республики Саха (Якутия), имеющие две палаты.

В. Законодательные (представительные) органы власти краев, областей, городов  федерального значения, автономной области, автономных округов

Законодательными (представительными) органами власти краев, областей, городов  федерального значения, автономной области, автономных округов являются думы, собрания и т.д. этих субъектов Федерации (например, Московская городская Дума, Законодательное собрание Тверской области, Псковское областное собрание и т.д.). Эти органы избираются на основе всеобщего равного, прямого избирательного права при тайном голосовании в соответствии с Федеральным законом от 6 октября 1999 г. «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и уставами, а также законами соответствующих субъектов РФ. Срок полномочий депутатов законодательных (представительных) органов государственной власти этих субъектов Российской Феде-рации не может превышать пять лет.

Число депутатов законодательных (представительных) органов государственной  власти краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов устанавливается уставами этих субъектов Российской Федерации, а число депутатов, работающих на профессиональной постоянной основе, устанавливается законодательным (представительным) органом государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации самостоятельно. Законодательные (представительные) органы регионов утверждают бюджет, принимают решения о введении или отмене налогов, сборов, пошлин и иных видов платежей, установлении льгот и преимуществ по налогам и платежам в бюджет; регулируют условия размещения займов, облигаций, лотерей; утверждают программы государственного, экономического, социального, культурного и национального развития; регулируют порядок образования и деятельности внебюджетных и валютных доходов региона, заслушивают отчеты об их исполнении; регулируют порядок приватизации, владения, пользования, Распоряжения и управления объектами собственности; утверждают региональные программы приватизации объектов региональной муниципальной собственности; осуществляют передачу региональной собственности в собственность местного самоуправления; регулирую порядок предоставления и изъятия земельных участков под объекты федерального, межрегионального и регионального значения, использования иных природных ресурсов, охраны объектов природы; регулируют в соответствии с федеральным законом вопросы охраны и использования объектов, имеющих историческую, культурную и научную ценность, памятников истории и культуры, расположенных на территории соответствующего региона; предоставляют дотации, субвенции, займы из средств бюджета действующим органам местного самоуправления.

Законодательные (представительные) органы государственной власти краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов  осуществляют международные связи этих субъектов Российской Федерации, ратифицируют и денонсируют международные договоры и соглашения.

Органы исполнительной власти

К органам исполнительной власти относятся прежде всего высший орган федеральной исполнительной власти — Правительство РФ, другие федеральные органы исполнительной власти — министерства, государственные комитеты и ведомства при Правительстве РФ, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации — президенты и главы администраций субъектов Федерации, их правительства, министерства, государственные комитеты и другие ведомства. Они составляют единую систему органов исполнительной власти, возглавляемую Правительством РФ.

Для органов исполнительной власти характерно, что они либо образуются (назначаются) соответствующими руководителями исполнительной власти — президентами или главами администраций, либо избираются непосредственно населением.

Органы исполнительной власти осуществляют особый вид государственной  деятельности, которая носит исполнительный и распорядительный характер. Они непосредственно исполняют акты представительных органов государственной власти, указы Президента РФ организуют исполнение этих актов или своими распоряжениями обеспечивают их исполнение. Свои акты органы исполнительной власти издают на основании и во исполнение Конституции РФ, конституции и уставов субъектов Федерации, федеральных законов и законов субъектов Федерации, нормативных указов Президента РФ и нормативах актов руководителей глав администраций субъектов Федерации, постановлений и распоряжений вышестоящих органов исполнительной власти.

Органы исполнительной власти по территории деятельности подразделяются на федеральные органы и органы субъектов  Федерации. федеральные органы —  это Правительство РФ, федеральные  министерства, государственные комитеты и другие ведомства. Органы субъектов Федерации — президенты и главы администраций субъектов, их правительства, министерства, государственные комитеты и другие ведомства.

По характеру полномочий органы исполнительной власти подразделяются на органы общей компетенции, ведающие всеми или многими отраслями исполнительной деятельности, и органы специальной компетенции, ведающие отдельными отраслями или сферами исполнительной деятельности. К первым из них относятся, например, Правительство РФ и правительства субъектов Федерации, ко вторым — министерства (государственные комитеты), иные ведомства Федерации и ее субъектов.

Органы исполнительной власти специальной компетенции  по характеру последней могут  быть подразделены на органы отраслевые, руководящие определенными отраслями управления, и органы, осуществляющие межотраслевое управление. Первые, как правило, — министерства, вторые — главным образом государственные комитеты.

Следует различать также  коллегиальные и единоначальные органы исполнительной власти. Коллегиальные — это Правительство РФ и правительства ее субъектов. Единоначальными органами являются министерства и ряд других органов исполнительной власти.

Согласно Конституции (ст. 110) исполнительную власть Российской Федерации осуществляет Правительство. Оно является органом государственной власти России, возглавляющим единую систему исполнительной власти РФ. Это определение раскрывает юридическую природу Правительства, отражает его место в системе органов государственной власти Российской Федерации и характеризует его деятельность. Как высший исполнительный орган государственной власти Правительство России осуществляет государственное управление.

Положение Правительства  как высшего исполнительного  органа государственной власти России обеспечивается его полномочиями, закрепленными в Конституции Российской Федерации и в Федеральном конституционном законе от 17 декабря 1997 г. «О Правительстве Российской Федерации».

Как высший исполнительный орган государственной власти Российской Федерации Правительство России в пределах своих полномочий организует исполнение Конституции РФ, федеральных законов, указов Президента РФ, международных договоров России, осуществляет систематический контроль за их исполнением федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов РФ, принимает меры по устранению нарушений законодательства Российской Федерации.

Правительство осуществляет свою деятельность на основе Конституции, федеральных законов и нормативных  Указов Президента РФ.

В состав Правительства  входят Председатель Правительства, заместители  Председателя Правительства и федеральные  министры.

Председатель Правительства  назначается Президентом с согласия Государственной Думы. Государственная  Дума рассматривает представленную Президентом кандидатуру Председателя Правительства в течение недели со дня внесения предложения о кандидатуре. После трехкратного отклонения представленных кандидатур Председателя Правительства Государственной Думой Президент назначает Председателя Правительства, распускает Государственную Думу и назначает новые выборы.

Согласно Конституции (ст. 113) Председатель Правительства  определяет основные направления деятельности Правительства и организует его  работу. Председатель Правительства  освобождается от должности Президентом по заявлению Председателя Правительства об отставке; в случае невозможности исполнения Председателем Правительства своих полномочий.

В соответствии с Конституцией РФ (ч. 1 ст. 112) Председатель Правительства  не позднее недельного срока после назначения представляет Президенту предложения о структуре федеральных органов исполнительной власти. Заместители Председателя Правительства и федеральные министры назначаются на должность и освобождаются от должности Президентом по предложению Председателя Правительства. Заместители Председателя Правительства и федеральные министры вправе подавать заявления об отставке. Правительство действует в пределах срока полномочий Президента и слагает свои полномочия перед вновь избранным Президентом Российской Федерации. Правительство может подать в отставку, которая принимается или уклоняется Президентом. Президент сам может принять решение об отставке Правительства.

Государственная Дума может  выразить недоверие Правительству  после выражения Государственной Думой недоверия Правительству президент вправе объявить об отставке Правительства либо не согласиться с решением Государственной Думы. Если Государственная Дума в течение трех месяцев повторно выразит недоверие Правительству, Президент объявляет об отставке Правительства либо распускает Государственную Думу.

Председатель Правительства  может поставить перед Государственной  Думой вопрос о доверии Правительству. Если Государственная Дума в доверии  отказывает, Президент в течение  семи дней принимает решение об отставке Правительства или о роспуске Государственной Думы и назначении новых выборов.

Как высший орган федеральной  исполнительной власти Правительство  обладает очень широким кругом полномочий.

В пределах своей компетенции  Правительство организует реализацию внутренней и внешней политики государства; осуществляет регулирование в социально-экономической сфере, обеспечивает единство системы исполнительной власти в стране, направляет и контролирует деятельность ее органов, формирует федеральные целевые программы и обеспечивает их реализацию, реализует предоставленное ему право законодательной инициативы.

Осуществление части  своих полномочий Правительство  вправе делегировать федеральным органам  исполнительной власти, если эти полномочия не отнесены законодательством к исключительным полномочиям Правительства, по соглашению с органами исполнительной власти субъектов Федерации передавать им осуществление части своих полномочий или принимать осуществление части их полномочий, если это не противоречит Конституции и федеральным законам.

Правительству Российской Федерации принадлежит право  законодательной инициативы. Законодательную  инициативу Правительство осуществляет путем внесения в Государственную  Думу законопроектов. Законопроекты, подготовленные Правительством в порядке Реализации права законодательной инициативы, вносятся в Государственную Думу по решению Правительства. Формы участия Правительства в законодательной деятельности, а также порядок подготовки и внесения Правительством в Государственную Думу проектов законов определяются Временным положением о законопроектной деятельности Правительства Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства от 19 июня 1994 г.

Правительство вправе направлять в Совет Федерации и Государственную  Думу официальные отзывы на рассматриваемые палатам проекты правовых актов и предложения о поправках к ним. Официальные отзывы Правительства подлежат обязательному оглашению при рассмотрении проектов в соответствующих органах Государственной Думы и на заседаниях Совета Федерации.

Согласно Конституции (ст. 104) Правительство дает заключения по законопроектам о введении или  отмене налогов, освобождении от их уплаты, о выпуске государственных займов, об изменении финансовых обязательств государства и другим законопроектам, предусматривающим расходы, покрываемые за счет федерального бюджета. Заключения Правительства, поправки к законопроектам и официальные отзывы Правительства на рассматриваемые палатами Федерального Собрания законопроекты направляются им письмами Правительства.

В пределах своей компетенции  Правительство РФ обеспечивает в  соответствии с Конституцией осуществление  полномочий федеральной исполнительной власти на территории Российской Федерации, сочетание интересов Федерации  и субъектов Федерации в системе  исполнительной власти.

Правительство РФ руководит  работой министерств и иных федеральных  органов исполнительной власти и  контролирует их деятельность. Согласно Указу Президента Российской Федерации  от 17 мая 2000 г.  «О структуре федеральных  органов исполнительной власти» в систему федеральных органов исполнительной власти Российской Федерации входят федеральные министерства; государственные комитеты Российской Федерации; федеральные комиссии России, федеральные службы России, российские агентства, федеральные надзоры России, иные федеральные органы исполнительной власти.

Министерство Российской Федерации — федеральный орган  исполнительной власти, который проводит государственную политику и осуществляет управление в установленной сфере  деятельности, а также координирует в случаях, определенных федеральными законами, указами Президента и постановлениями Правительства, деятельность в этой сфере иных федеральных органов исполнительной власти. Министерство возглавляется входящим в состав Правительства министром Российской Федерации (федеральным министром).

Информация о работе Лекции по "Конституционному праву"