Лекции по "Конституционному праву"

Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Января 2013 в 08:43, курс лекций

Краткое описание

Конституция как основной закон государства является высшим законом, обладающим верховенством над всеми другими законами. В ч. 2 ст. 4 Конституции РФ установлено, что Конституция имеет верховенство на всей территории Российской Федерации. Это верховенство выражается прежде всего в том, что главные, ключевые, основополагающие общественные отношения регулируются конституционными нормами. Через верховенство конституции в общественной жизни, во всех ее сферах, во всех политических институтах воплощаются высшие правовые начала, дух права. Тем самым обеспечивается реальность и незыблемость прав и свобод граждан, их надежный правовой статус, юридическая защищенность.

Оглавление

Юридические свойства Конституции
Конституция Российской Федерации 1993 г.
ОСОБЕННОСТИ ФЕДЕРАТИВНОГО УСТРОЙСТВА РОССИИ. Россия — федеративное государство
Конституционно-правовой статус Российской Федерации
Конституционно-правовой статус субъектов Российской Федерации
Административно-территориальное устройство субъектов Российской Федерации
СИСТЕМА ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ. Понятие государственного органа
Система государственных органов в Российской Федерации

Файлы: 1 файл

Konstitutsionnoe_pravo.doc

— 408.50 Кб (Скачать)

Государственный комитет  Российской Федерации, федеральная  комиссия России — федеральные органы исполнительной власти, осуществляющие на коллегиальной основе межотраслевую  координацию вопросам, отнесенным к  их компетенции, а также функциональное регулирование в определенной сфере деятельности. Государственный комитет, федеральную комиссию России возглавляет соответственно председатель государственного комитета, председатель федеральной комиссии.

Федеральная служба России, российское агентство, федеральный надзор России — федеральные органы исполнительной власти, осуществляющие специальные (исполнительные, контрольные, разрешительные, регулирующие и другие) функции в установленных сферах ведения. Федеральную службу России возглавляет руководитель (директор) федеральной службы России, российское агентство — генеральный директор российского агентства, федеральный надзор России — начальник федерального надзора России.

Создание федеральных  органов исполнительной власти, их реорганизация и ликвидация осуществляются Президентом по предложению Председателя Правительства.

Президент в соответствии с Конституцией, федеральными законами руководит деятельностью федеральных  органов исполнительной власти, ведающих вопросами обороны, безопасности, внутренних дел, иностранных дел, предотвращения чрезвычайных ситуаций и ликвидации последствий стихийных бедствий, утверждает по представлению Председателя Правительства положения о них и назначает их руководителей, а также осуществляет иные полномочия как Верховный Главнокомандующий Вооруженными Силами Российской Федерации и Председатель Совета Безопасности Российской Федерации.

Правительство в соответствии с Конституцией, федеральными законами, указами и распоряжениями Президента координирует деятельность федеральных органов исполнительной власти, деятельностью которых руководит Президент.

Положения о федеральных  органах исполнительной власти, кроме  подведомственных Президенту, утверждаются Правительством.

Предельная численность  и фонд оплаты труда работников центрального аппарата и территориальных органов федеральных органов Исполнительной власти также утверждаются Правительством.

Федеральный министр  назначается на должность и освобождается  т Должности Президентом по предложению  Председателя Правительства.

 Заместители федеральных  министров, руководители федеральных  органов исполнительной власти, не являющиеся федеральными министрами, и их заместители, руководители  органов и организаций гт Правительстве,  члены коллегий федеральных министерств  и иных федеральных органов исполнительной власти назначаются на должность и освобождаются от должности Правительством РФ.

Руководители федеральных  органов исполнительной власти, подведомственных Президенту, назначаются на должность  и освобождаются от должности  в особо устанавливаемом порядке.

Для осуществления своих  полномочий Правительство может  создавать свои территориальные  органы и назначать соответствующих  должностных лиц. Оно устанавливает  порядок создания и деятельности территориальных органов федеральных  органов исполнительной власти, устанавливает размер ассигнований на содержание их аппаратов в пределах средств, предусмотренных на эти цели в федеральном бюджете.

Правительство вправе учреждать  организации, образовывать координационные, совещательные органы, а также органы при Правительстве.

Правительство вправе отменять акты федеральных органов исполнительной власти или приостанавливать действие этих актов.

В пределах своих полномочий и для обеспечения сочетания  интересов Российской Федерации  и ее субъектов по предметам совместного ведения в сфере исполнительной власти Правительство координирует деятельность органов исполнительной власти субъектов Федерации. Правительство в срок не более одного месяца рассматривает внесенные в установленном порядке предложения субъектов Федерации по предметам ведения Федерации и по предметам их совместного ведения и сообщает им о результатах рассмотрения внесенных предложений. Правительство РФ направляет субъектам Федерации проекты своих решений по предметам совместного ведения. При принятии соответствующих решений Правительством предложения субъектов Федерации подлежат обязательному рассмотрению.

Правительство РФ осуществляет контроль за деятельностью федеральных  органов исполнительной власти, а  по вопросам, отнесенным к ведению Российской Федерации и совместному ведению Федерации и ее субъектов, также за деятельностью органов исполнительной власти субъектов Федерации.

Правительство РФ обеспечивает соблюдение федеральными органами исполнительной власти прав органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, способствует их взаимодействию в пределах своей компетенции Правительство разрешает споры устраняет разногласия между федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Федерации. Для разрешения споров и устранения разногласий создаются согласительные комиссии из представителей заинтересованных сторон.

Правительство вносит предложения  Президенту о приостановлении действия органов исполнительной власти субъектов  Федерации в случае их противоречия Конституции, федеральным законам, международным обязательствам Российской Федерации или нарушении прав и свобод человека и гражданина.

Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации

Система исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации устанавливается ими самостоятельно в соответствии с основами конституционного строя России и уже упоминавшимся Федеральным законом от 6 октября 1999 г. «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации».

А. Органы исполнительной власти республик в составе Российской Федерации

В систему органов  исполнительной власти республик в  составе Российской Федерации входят их правительства, министерства, государственные комитеты и другие ведомства. Эту систему возглавляет президент (глава) республики.

Правовой статус президента республики в составе Российской Федерации определяется конституциями  республик, а также законами соответствующих республик о президенте. Согласно этому законодательству в большинстве республик президент избирается гражданами Республики на основе всеобщего равного, прямого избирательного права при тайном голосовании сроком на четыре-пять лет. Одно и то же лицо не может быть президентом более двух сроков подряд.

В большинстве республик  президент является главой государства, высшим должностным лицом и главой исполнительной власти. В этом качестве он выступает гарантом территориальной  целостности республики, соблюдения ее конституции и законов, а также принятых ею международных и межреспубликанских обязательств, представляет республику в ее отношениях с Российский Федерацией, с входящими в состав СНГ государствами, а также с другими зарубежными государствами; обращается с посланиями к парламенту и народу; участвует в работе парламента; информирует парламент о важных вопроса внутренней и международной политики; обладает правом законодательной инициативы в парламенте республики; подписывает и обнародует законы, одобренные на референдуме, принимает отставку правительства с согласия парламента.

Президент назначает  с согласия парламента председателя правительства; назначает на должности  и освобождает от должности министров, руководителей государственных  комитетов и других ведомств республики, осуществляет общее руководство деятельностью правительства; обеспечивает взаимодействие возглавляемых им органов исполнительной власти с органами законодательной и судебной; власти, отменяет постановления и распоряжения правительства, акты министерств и ведомств, других подведомственных ему органов исполнительной власти; приостанавливает действие актов местной администрации в случае противоречия их конституции и законам республики, а также актам президента.

Наряду с единоличным  главой государства в практике государственного строительства республик в составе Российской Федерации встречается и коллегиальный глава государства. Им является Государственный Совет Республики Дагестан, возглавляющий исполнительную власть.

Важную роль в исполнительной системе власти республик в составе Российской Федерации играют правительства этих республик, являющиеся исполнительными и распорядительными органами государственной власти.

Законодательство, прежде всего конституции республик  в составе Российской Федерации, предусматривает различный порядок формирования правительств этих республик.

Так, в соответствии с  Конституцией Республики Башкортостан (ст. 101) Кабинет Министров Республики формируется ее Президентом.

Правительство республики в составе Российской Федерации решает вопросы государственного управления, отнесенные к ведению республики, поскольку они не входят, согласно конституции и законам республики, в ведение президента и парламента республики.

В большинстве республик  в составе Российской Федерации  правительство ответственно перед президентом и парламентом.

Правительства республик  в составе Российской Федерации  во исполнение законов этих республик  и других решений их парламентов, указов и распоряжений президентов  республик, а также законов РФ, постановлений и распоряжений Правительства Российской Федерации издают постановления и распоряжения и контролируют их исполнение.

Структура правительства, компетенция, порядок деятельности и отношения правительства с  другими государственными органами республики в составе РФ, с государственными органами России, других субъектов Федерации определяются законом о правительстве республики.

Правительство республики в составе Российской Федерации  объединяет и направляет работу министерств, государственных комитетов и  других подведомственных ему органов.

Министерства, государственные  комитеты и другие органы исполнительной власти республик руководят порученными  им отраслями управления или осуществляют межотраслевое управление, подчиняясь правительству и, как правило, президенту республики. Министерства, государственные комитеты и другие органы исполнительной власти республик несут ответственность за состояние и развитие порученных им сфер и отраслей управления.

Б. Органы исполнительной власти краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов

В крае, области, городе федерального значения, автономной области, автономном округе устанавливается система  органов исполнительной власти во главе  с высшим исполнительным органом  государственной власти, возглавляемым руководителем высшего исполнительного органа государственной власти.

Наименования высшего  органа исполнительной власти края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа (администрация, правительство и т.п.) и его главы устанавливаются с учетом исторических, национальных и других условий и традиций соответствующим законодательным (представительным) органом субъекта Федерации.

Руководитель высшего  исполнительного органа государственной  власти края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа (высшее должностное лицо соответствующего субъекта Федерации) избирается гражданами России, проживающими на территории края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа, на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании, за исключением случаев, когда уставом края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа предусмотрено наделение гражданина полномочием руководителя высшего исполнительного органа государственной власти путем избрания его специально созываемым собранием представителей.

В целях социального  и экономического развития соответствующей  территории, в интересах ее населения  руководитель высшего исполнительного органа государственной власти взаимодействует с органами законодательной (представительной) власти края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа в соответствии с принципом разделения властей и осуществляет свои функции самостоятельно в пределах своей компетенции.

Руководитель высшего  исполнительного органа государственной  власти обладает правом законодательной  инициативы в законодательном (представительном) органе края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа Российской Федерации. Он подписывает и обнародует законы, принятые законодательным (представительным) органом края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа Российской Федерации.

Руководитель высшего  исполнительного органа государственной  власти входит в единую систему исполнительной власти в Российской Федерации, образуемую федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Федерации, в части осуществления полномочий по предметам совместного ведения РФ и субъектов Федерации, а равно в рамках реализации полномочий, переданных федеральными органами исполнительной власти органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Руководитель высшего исполнительного органа государственной, власти подчиняется Президенту РФ и Правительству РФ по предметам ведения Российской Федерации и полномочий Российской Федерации по предметам совместного ведения РФ и ее субъектов.

Информация о работе Лекции по "Конституционному праву"