Лекции по "Конституционному праву"

Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Января 2013 в 08:43, курс лекций

Краткое описание

Конституция как основной закон государства является высшим законом, обладающим верховенством над всеми другими законами. В ч. 2 ст. 4 Конституции РФ установлено, что Конституция имеет верховенство на всей территории Российской Федерации. Это верховенство выражается прежде всего в том, что главные, ключевые, основополагающие общественные отношения регулируются конституционными нормами. Через верховенство конституции в общественной жизни, во всех ее сферах, во всех политических институтах воплощаются высшие правовые начала, дух права. Тем самым обеспечивается реальность и незыблемость прав и свобод граждан, их надежный правовой статус, юридическая защищенность.

Оглавление

Юридические свойства Конституции
Конституция Российской Федерации 1993 г.
ОСОБЕННОСТИ ФЕДЕРАТИВНОГО УСТРОЙСТВА РОССИИ. Россия — федеративное государство
Конституционно-правовой статус Российской Федерации
Конституционно-правовой статус субъектов Российской Федерации
Административно-территориальное устройство субъектов Российской Федерации
СИСТЕМА ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ. Понятие государственного органа
Система государственных органов в Российской Федерации

Файлы: 1 файл

Konstitutsionnoe_pravo.doc

— 408.50 Кб (Скачать)

В сфере экономического и социально-культурного строительства в исключительном ведении Российской Федерации находятся федеральная государственная собственность и управление ею; установление основ федеральной политики и федеральных программ в области экономического, экологического, социального, культурного развития Российской Федерации.

Российская Федерация  определяет правовые основы единого  рынка; ведает финансовым, валютным, кредитным, таможенным регулированием, денежной эмиссией. Российская Федерация устанавливает основы ценовой политики. В ее исключительном ведении находятся федеральные экономические службы, включая федеральные банки.

Российская Федерация  устанавливает федеральный бюджет; федеральные налоги и сборы; федеральные фонды регионального развития. В ее ведении находятся федеральные энергетические системы; ядерная энергетика, расщепляющиеся материалы; федеральные транспорт, пути сообщения, информация и связь; деятельность в космосе.

К предметам исключительного  ведения Российской Федерации принадлежат  метеорологическая служба, стандарты, эталоны, метрическая система и исчисление времени; геодезия и картография; наименования географических объектов; официальный статистический и бухгалтерский учет.

В сфере внешних отношений  и защиты государственного суверенитета Российской Федерации ее ведению подлежат внешняя политика и международные отношения Российской Федерации; международные договоры Российской Федерации; вопросы войны и мира; внешнеэкономические отношения Российской Федерации.

К ведению Российской Федерации относятся также оборона  и безопасность; оборонное производство; определение порядка продажи и покупки оружия, боеприпасов, военной техники и другого военного имущества; производство ядовитых веществ, наркотических средств и порядок их использования.

На Российскую Федерацию  возложены определение статуса и защита Государственной границы, территориального моря, воздушного пространства, исключительной экономической зоны и континентального шельфа Российской Федерации.

Все другие имеющиеся  у нее полномочия Российская Федерация  осуществляет совместно с ее субъектами.

По предметам ведения  Российской Федерации принимаются федеральные конституционные законы и федеральные законы, имеющие прямое действие на всей территории Российской Федерации. По предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов издаются федеральные законы.

Согласно Конституции  РФ (ст. 78) федеральные органы исполнительной власти для осуществления своих полномочий могут создавать свои территориальные органы и назначать соответствующих должностных лиц. Федеральные органы исполнительной власти по соглашению с органами исполнительной власти субъектов РФ могут передавать им осуществление части своих полномочий, если это не противоречит Конституции Российской Федерации и федеральным законам. В свою очередь, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации по соглашению с федеральными органами исполнительной власти могут передавать им осуществление части своих полномочий.

Объем полномочий Федерации  и ее субъектов корректируется договорами и соглашениями о перераспределении полномочий между ними.

Конституция РФ устанавливает  также (ст. 79), что Российская Федерация  может участвовать в межгосударственных объединениях и передавать им часть  своих полномочий в соответствии с международными договорами, если это не влечет ограничения прав и свобод человека и гражданина и не противоречит основам конституционного строя Российской Федерации.

5. Конституционно-правовой статус субъектов Российской Федерации

В составе Российской Федерации в качестве ее субъектов  в настоящее время находится 21 республика: Республика Адыгея (Адыгея), Республика Алтай, Республика Башкортостан, Республика Бурятия, Республика Дагестан, Республика Ингушетия, Кабардино-Балкарская Республика, Республика Калмыкия, Карачаево-Черкесская Республика, Республика Карелия, Республика Коми, Республика Марий Эл, Республика Мордовия, Республика Саха (Якутия), Республика Северная Осетия — Алания, Республика Татарстан (Татарстан), Республика Тыва, Удмуртская Республика, Республика Хакасия, Чеченская Республика, Чувашская Республика — Чаваш республики (ч. 1 ст. 65 Конституции).

Эти республики существенно  отличаются друг от друга по размеру территории, численности населения и по другим показателям. Например, территория Республики Бурятия составляет 351, 3 тыс. км2, тогда как Республика Северная Осетия — Алания имеет территорию размером в 8 тыс. км2. Население Республики Башкортостан более чем в 5 раз превышает население Кабардино-Балкарской Республики и в 16 раз — население Республики Тыва. Однако эти различия не оказывают влияния ни на их место в составе Российской Федерации, ни на объем их полномочий. Таким образом, все эти республики имеют равный конституционно-правовой статус в составе Российской Федерации.

Республика в составе  Российской Федерации — это демократическое правовое государство, созданное в рамках России.

Согласно Конституции  РФ (ч. 1 ст. 66) статус республики определяется федеральной Конституцией и конституцией республики. Таким образом, именно Конституция РФ устанавливает конституционно-правовой характер взаимоотношений между Федерацией и ее субъектами — республиками в ее составе.

Конституционно-правовой статус республики в составе Российской Федерации характеризуется прежде всего тем, что республика является государством в составе Федерации, обладающим всей полнотой государственной (законодательной, исполнительной, судебной) власти на своей территории, кроме тех полномочий, которые в соответствии с Конституцией РФ находятся в ведении федеральных органов государственной власти. Государственная власть республики исходит от ее народа, реализовавшего свое право на самоопределение в форме государства в составе Российской Федерации.

Конституционно-правовой статус республики в составе Российской Федерации далее характеризуется тем, что каждая республика имеет свою территорию. Пределы территории республики определяются государственной границей республики.

Республика имеет внутреннюю границу, отделяющую ее от других субъектов  РФ. Республика может иметь и внешнюю  границу, отделяющую ее от иностранных государств. Внешняя граница республики является вместе с тем Государственной границей Российской Федерации. Она определяется международными договорами и соглашениями России с иностранными государствами.

Территория республики не может быть изменена без ее согласия, границы между республикой и другими субъектами Российской Федерации, согласно Конституции РФ (ст. 67), могут быть изменены с взаимного согласия соответствующих субъектов.

Конституционно-правовой статус республики в составе Российской Федерации характеризуется и тем, что каждая республика имеет свою конституционно-правовую систему, которая включает в себя конституцию республики, республиканские законы и другие нормативные правовые акты, изданные в пределах ее компетенции, договоры и соглашения республики с Российской Федерацией, с другими субъектами РФ, а также с зарубежными странами, акты о делегировании полномочий.

Являясь относительно самостоятельной, республиканская конституционно-правовая система входит в федеральную  конституционно-правовую систему в  качестве ее составной части. Поэтому конституции, законы и иные нормативные правовые акты республик не могут противоречить Конституции РФ и федеральным законам, принятым в пределах полномочий Российской Федерации. В случае противоречия между федеральным законом и актом, изданным в республике, действует федеральный закон.

Вместе с тем в  случае противоречия между федеральным  законом, изданным вне пределов полномочий Российской Федерации, и нормативным правовым актом республики действует нормативный правовой акт республики.

Законодательные (представительные) органы республик пользуются правом законодательной инициативы и могут вносить законопроекты в Государственную Думу (ч. 1 ст. 104 Конституции РФ). Республика вправе участвовать в разработке федеральных нормативных правовых актов по предметам совместного ведения Федерации и республик.

В случае нарушения федеральными властями прерогатив республики в области нормотворческой деятельности она вправе обратиться за защитой своих интересов в Конституционный Суд РФ.

Республики в составе России самостоятельно определяют систему своих органов государственной власти в соответствии с основами конституционного строя, общими принципами организации представительных и исполнительных органов государственной власти в Российской Федерации и законодательством республики.

Каждая республика имеет  свой законодательный (представительный) орган; главу исполнительной власти или главу республики; свое Правительство; верховный суд и высший арбитражный суд. Многие республики имеют также свой конституционный суд. Систему органов прокуратуры в республике возглавляет прокурор республики, подчиненный Генеральному прокурору Российской Федерации.

В пределах ведения Российской Федерации и ее полномочий по предметам  совместного ведения России и  республик федеральные органы исполнительной власти и республиканские органы исполнительной власти образуют в этих республиках единую систему исполнительной власти в Российской Федерации.

В Москве при Президенте РФ имеются постоянные представительства республик, находящихся в составе Российской Федерации главной задачей которых является координация взаимодействия республиканских правительств с администрацией Президента Российской Федерации.

Конституционно-правовой статус республик в составе Российской Федерации характеризуется наличием республиканской собственности. Она включает в себя землю, ее недра, леса, воды, растительный и животный мир, другие природные богатства, находящиеся на их территории, а также памятники истории и культуры и иные ценности национального достояния. Эти объекты используются для обеспечения материальных и духовных потребностей народов республик.

Вопросы владения, пользования  и распоряжения землей, недрами, водными  и другими природными ресурсами  регулируются законодательством Российской Федерации и законодательством республик в ее составе. По взаимной договоренности между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти республик в составе РФ часть природных ресурсов может приобретать статус федеральных.

Согласно Конституции РФ (ч. 2 ст. 68) республики вправе устанавливать свои государственные языки. В органах государственной власти, органах местного самоуправления, государственных учреждениях республик они употребляются наряду с русским языком — государственным языком Российской Федерации. Так, Конституцией Республики Коми (ст. 67) статус государственного предоставлен коми и русскому языкам, Конституцией Республики Бурятия (ст. 67) — бурятскому и русскому языкам.

Республики признают и гарантируют равные права всех национальных языков на их сохранение и развитие. Например, в Конституции Республики Бурятия (ст. 67) указывается: «Республика Бурятия гарантирует всем ее народам право на сохранение родного языка, создание условий для его изучения и развития».

В местностях компактного проживания национальных групп, не имеющих своих национально-государственных и национально-территориальных образований, наряду с государственными языками республик в составе Российской Федерации в официальных сферах общения может использоваться язык населения данной местности.

Республики в составе  Российской Федерации обладают международной правосубъектностью. Они вправе выступать в качестве участников международных отношений и внешнеэкономических связей, подписывать договоры и соглашения с иностранными государствами, открывать зарубежные представительства, участвовать в деятельности международных организаций. Так, Конституция Республики Башкортостан (ст. 74) устанавливает, что Республика является самостоятельным участником международных и внешнеэкономических отношений и связей, вступает в отношения с другими государствами, заключает международные договоры и обменивается дипломатическими, консульскими, торговыми и иными представительствами, участвует в деятельности международных организаций.

Однако международная правосубъектность республик ограничена. Она не может противоречить Конституции и законам Российской Федерации, Федеративному договору. Международная деятельность республик координируется федеральными органами государственной власти совместно с республиками.

Наконец, одним из элементов  конституционно-правового статуса  республик является их право на государственную  символику, включающую государственный герб, государственный флаг, государственный гимн, а также право иметь столицу.

Республики в составе  Российской Федерации не вправе в одностороннем порядке изменять свой статус. Вместе с тем статус республики не может быть изменен и без ее согласия. В соответствии с Конституцией РФ (ч. 5 ст. 66) статус субъекта Российской Федерации может быть изменен по взаимному согласию Российской Федерации и ее субъекта в соответствии с федеральным конституционным законом.

В составе Российской Федерации 6 краев, 49 областей и два  города Федерального значения — Москва и Санкт-Петербург. Они являются государственно-территориальными образованиями в составе Федерации, которым в соответствии с действующей Конституцией Российской Федерации (ч. 1 ст. 65) придан статус ее субъектов.

Статус краев, областей и приравненных к ним городов федерального значения определяется Конституцией РФ (гл. 3), Федеративным Договором от 31 марта 1992 г., включающим в себя Договор о разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти Российской Федерации и органамами власти краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга, другими федеральными актами.

Являясь субъектами Российской Федерации, края, области и города федерального значения обладают определенной учредительной властью. Они вправе принимать свои уставы, законы и иные нормативные правовые акты.

Информация о работе Лекции по "Конституционному праву"