7. Право на передвижение (ст. 27 Конституции).
Каждый, кто законно находится
на территории РФ, имеет право
свободно передвигаться, выбирать
место пребывания и жительства.
Ограничения, установленные правовыми
актами, связаны с режимом паспортной
системы и регистрации. Более
подробно это можно посмотреть
в Законе РФ от 25 июня 1993г. "О
праве граждан РФ на свободу
передвижения, выбор места пребывания
и жительства в пределах РФ.
Лица, находящиеся на территории
РФ, могут свободно выезжать за
ее пределы. Порядок реализации
этих конституционных прав регламентируется
федеральным законом от 18 июля 1996
г. "О порядке выезда из РФ
и въезда в РФ" (с изменениями
на 6 декабря 2011 года) (редакция, действующая
с 1 мая 2012 года).
8. Право каждого свободно искать,
получать, передавать, производить
и распространять информацию. За
исключением сведений, составляющих
государственную тайну. Перечень
таких сведений определяется
федеральным законом. Осуществление
этого права регламентируется
Законом РФ от 27 декабря 1991 года
"О средствах массовой информации",
а также отдельными Указами
Президента РФ, направленными на
обеспечение этого права.
Граждане РФ, имея права, вместе с
тем выполняют возложенные на
них законом обязанности. Конституция
РФ акцентирует внимание на равенстве
не только прав, но и обязанностей граждан.
Административно-правовые обязанности
граждан подразделяются на абсолютные
и относительные.
Абсолютные - возлагаются на каждого
и не зависят от конкретных обстоятельств
(например, соблюдение законов, уплата
налогов и т.д.). Относительные - возникают
из правомерных действий, направленных
на приобретение прав и пользование
ими (обязанность собственника автомобиля
платить налоги).
Обязанности граждан в государственном
управлении:
1. Основной обязанностью граждан
является соблюдение Конституции
РФ и законов.
2. Соблюдение административно-правовых
норм и основанных на них
законных требований органов
государственной власти и органов
местного самоуправления. Видное
место среди них занимают нормы,
касающиеся ООП и общественной
безопасности, борьбы с преступностью.
3. Обязанность платить налоги
и сборы.
4. Сохранять природу и окружающую
среду, бережно относиться к
природным богатствам.
5. Защищать Отечество и т.д.
Конкретный объем обязанностей
граждан в отдельных сферах определяется
многочисленными нормативными актами,
содержащими административно-правовые
нормы по данному вопросу. Несоблюдение
гражданами обязанностей, уклонение
от их выполнения, злоупотребление
своими правами влечет возможность
применения мер правового воздействия
(например, привлечение граждан к
уголовной или административной
ответственности).
Процесс реализации гражданами субъективных
прав и юридических обязанностей,
закрепленных нормами административного
права, предполагает совершение ими
юридических действий. Они делятся
на правомерные и неправомерные.
Правомерные действия граждан могут
быть связаны как с их правами,
так и с их обязанностями. К
правомерным действиям, связанным
с реализацией гражданами своих
прав, относятся такие, которые направлены
на:
- фактическое использование прав
(например, обучение в университете);
- приобретение законных прав (например,
подача заявления о поступлении
в вуз);
- защиту нарушенных прав (подача
жалобы).
Неправомерные действия граждан образуют
административные правонарушения, влекущие
административное принуждение.
Административная ответственность.
Неправомерным поведением признается
противоправное поведение, выражающееся
в несоблюдении правовых предписаний,
нарушений установленных правом
запретов, в неисполнении или ненадлежащем
исполнении возложенных на субъект
обязанностей. С неправомерным поведением
связана юридическая ответственность,
понимаемая как правоотношение, возникающее
между государством и правонарушителем,
как государственное принуждение,
применяемое к правонарушителю,
и как его обязанность претерпевать
неблагоприятные последствия неправомерного
поведения.
Особенности административной ответственности:
- является разновидностью мер
как юридической ответственности,
так и административного принуждения;
- регулируется нормами административного
права, которые в совокупности
образуют институт административного
права;
- нормативные основания административной
ответственности закрепляются исключительно
в законах;
- фактическим основанием административной
ответственности является административное
правонарушение;
- субъектами административной
ответственности могут быть как
физические, так и юридические
лица (коллективные субъекты);
- реализуется посредством применения
мер административных наказаний;
- к реализации административной
ответственности привлекается широкий
круг уполномоченных субъектов
(суд, органы исполнительной власти
и их должностные лица);
- привлечение к административной
ответственности не влечет судимости
и увольнения с работы (службы);
- к административной ответственности
чаще привлекают во внесудебном
(административном) порядке;
- меры административной ответственности
реализуются в определенном процессуальном
порядке (производство по делам
об административных правонарушениях).
Административная ответственность
может быть возложена в судебном
порядке и в административном
(внесудебном) порядке, судебными или
исполнительными органами. В зависимости
от наступивших последствий могут
применяться материальные, психологические
или организационные лишения.
В самом общем виде цели юридической
ответственности состоят в создании
неблагоприятных, предупреждающих
условий для совершения противоправных
действий и установлении следуемых
за ними отрицательных последствий
для правонарушителя. Такого рода условия
и последствия (санкции) могут быть
определены в виде штрафов, лишения
специального звания – в административном
праве; возмещения ущерба – в гражданском
праве; полной или ограниченной материальной
ответственности, дисциплинарной ответственности
– в трудовом праве; лишения свободы,
конфискации имущества и др. –
в уголовном праве.
Процедура привлечения к юридической
ответственности в Российской Федерации
урегулирована законом и основана
на следующих принципах.
1.Законность – меры ответственности
применяются в строгом соответствии
с законом, т.е. в случаях,
предусмотренных законом, и в
пределах, установленных законом.
2.Обоснованность – меры ответственности
назначаются на основе всестороннего
и полного исследования всех
обстоятельств дела и соответствуют
характеру и тяжести содеянного
(совершенного деяния).
3.Неотвратимость – никто не
может и не должен уходить
от ответственности за содеянное.
Каждое противоправное деяние
или преступление должно получать
соответствующую правовую оценку
со стороны государства, а лица,
виновные в его совершении, должны
нести ответственность, предусмотренную
законом.
4.Своевременность – виновный
в совершении правонарушения
может быть привлечен к ответственности
только в срок, установленный
законом, т.е. закон предусматривает
срок давности, по истечении которого
наказание уже не применяется.
5.Целесообразность и гуманизм
– санкции применяются лишь
в том случае, когда они действительно
способны выполнить свое назначение.
Если же виновный к моменту
определения наказания сам в
какой-то части или полностью
восполнил причиненный ущерб,
то орган, рассматривающий дело,
может полностью или в какой-либо
части освободить его от ответственности.
Также и лица, страдающие какими-либо
болезнями нетрудоспособные и
т.п. могут быть полностью или
частично освобождены от ответственности.
Основанием юридической ответственности
является совершение правонарушения.
Все правонарушения могут быть квалифицированы
на следующие виды:
а) Преступления;
б) Административные правонарушения;
в) Гражданско-правовые деликты
г) Дисциплинарные проступки.
Действующие в России различные
юридически обязательные правила имеют
своей целью обеспечение правопорядка
и государственной дисциплины в
определенных сферах деятельности, которые
непосредственно затрагивают интересы
всех или большинства граждан, а
также предприятий, учреждений и
организаций независимо от их организационной
подчиненности и формы собственности.
Соблюдение таких правил соответствует
интересам граждан, общества и государства,
а их нарушение противоречит им и
нередко приводит к вредным и
даже общественно опасным последствиям.
Все правила устанавливаются федеральными
законами и законами субъектов Российской
Федерации, а также органами исполнительной
власти, действующими в пределах своей
компетенции.
Обязательные правила защищаются
административными санкциями, а
их нарушение квалифицируется в
качестве административного правонарушения,
являющегося основанием административной
ответственности.
В статье 2.1 Кодекса РФ об административных
правонарушениях (КоАП) сформулировано
определение такого правонарушения:
административным правонарушением
признается противоправное, виновное
действие (бездействие) физического
или юридического лица, за которое
настоящим Кодексом или законами
субъектов РФ об административных правонарушениях
установлена административная ответственность.
При этом административная ответственность
за правонарушения, предусмотренные
КоАП и другими нормативными актами,
наступает при условии, что эти
нарушения по своему характеру не
влекут за собой в соответствии с
действующим законодательством
уголовной ответственности.
Понятие административного правонарушения
охватывает собой ряд признаков.
Во-первых, это деяние, т.е. действие
или бездействие, во-вторых, общественно
опасное, в-третьих, противоправное, в-четвертых,
виновное, в-пятых, наказуемое деяние.
Административное правонарушение как
деяние представляет собой единство
физического и психического, т.е.
это осознанный, волевой акт человеческого
поведения, выраженного в подконтрольном
сознанию мотивированном действии или
бездействии, предусмотренном конкретной
статьей КоАП. Оно включает в себя
цель, средства, результат и сам
процесс деяния, а также охватывает
такие личностные категории, как
мотивы, ценностные ориентации, психологическое
отношение к содеянному.
Действие – это активное нарушение
установленной обязанности или
иного законного требования; нарушение
конкретного запрета, правила, нормы,
стандарта.
Бездействие – это пассивное
поведение, выражающееся в не совершении
лицом тех действий, которые оно
должно было и могло совершить
в силу лежащих на нем обязанностей.
Сущность административного правонарушения
определяется его общественной опасностью.
Государство, закрепляя в нормах
права обязательные правила поведения,
предусматривает возможность применения
за их нарушение государственного принуждения.
Именно общественная опасность правонарушения
обуславливает ответственность
за его совершение. Отсутствие данного
признака свидетельствует и об отсутствии
правонарушения. Любой административный
проступок, посягая на установленный
порядок, причиняет ему тот или
иной вред, нарушает упорядоченность,
согласованность управленческих отношений.
При этом нежелательный результат
может проявляться как в реальном
вреде, так и в создании условий
для наступления вреда. В определении
административного правонарушения,
в числе его признаков, не называется
общественная опасность (в отличие
от преступления). Однако их вредность
констатирована большинством норм, составляющих
содержание КоАП РФ. Критерием ограничения
административного правонарушения
от преступления может быть степень
общественной опасности, которая различна
у этих видов правонарушений. Юридическим
выражением признака общественной опасности
административного правонарушения
является противоправность. Российское
государство, признавая то или иное
действие или бездействие общественно
опасным, устанавливает правовые запреты
на их совершение. Противоправность состоит
в том, что определенное лицо совершает
действие, запрещенное нормой права,
или не совершает действия, предписанного
правовым актом.
Административным правонарушением
является виновное действие либо бездействие,
т.е. деяние, представляющее собой проявление
воли и разума действующего (бездействующего)
лица. При совершении административного
проступка вина может выражаться
как в форме умысла, так и
в форме неосторожности. Вина –
это психическое отношение правонарушителя
к совершенному общественно опасному,
противоправному действию или бездействию,
его последствиям в форме умысла
либо неосторожности. Наличие вины
правонарушителя (физического или
юридического лица) в той или иной
форме является необходимым признаком
административного правонарушения.
Важный признак административного
правонарушения – его административная
наказуемость. Конкретное действие либо
бездействие может быть признано
административным правонарушением
только в том случае, если за его
совершение законодательством предусмотрена
административная ответственность. Признак
административной наказуемости тесно
связан с юридическими последствиями
применения мер административной ответственности.