2. Представитель гражданского ответчика
имеет те же права, что и
представляемое им лицо.
3. Личное участие в производстве
по уголовному делу гражданского
ответчика не лишает его права
иметь представителя.
Процессуальные нормы
административного права:
- Статья 26.4. Экспертиза. (КоАП
РФ)
1. В случаях, если при производстве
по делу об административном
правонарушении возникает необходимость
в использовании специальных
познаний в науке, технике,
искусстве или ремесле, судья,
орган, должностное лицо, в производстве
которых находится дело, выносят
определение о назначении экспертизы.
Определение обязательно для
исполнения экспертами или учреждениями,
которым поручено проведение
экспертизы.
2. В определении указываются:
1) основания для назначения экспертизы;
2) фамилия, имя, отчество эксперта
или наименование учреждения, в
котором должна быть проведена
экспертиза;
3) вопросы, поставленные перед
экспертом;
4) перечень материалов, предоставляемых
в распоряжение эксперта.
Кроме того, в определении должны
быть записи о разъяснении эксперту
его прав и обязанностей и о
предупреждении его об административной
ответственности за дачу заведомо ложного
заключения.
3. Вопросы, поставленные перед
экспертом, и его заключение
не могут выходить за пределы
специальных познаний эксперта.
4. До направления определения
для исполнения судья, орган,
должностное лицо, в производстве
которых находится дело об
административном правонарушении,
обязаны ознакомить с ним лицо,
в отношении которого ведется
производство по делу об административном
правонарушении, и потерпевшего, разъяснить
им права, в том числе право
заявлять отвод эксперту, право
просить о привлечении в качестве
эксперта указанных ими лиц,
право ставить вопросы для
дачи на них ответов в заключении
эксперта.
5. Эксперт дает заключение в
письменной форме от своего
имени. В заключении эксперта
должно быть указано, кем и
на каком основании проводились
исследования, их содержание, должны
быть даны обоснованные ответы
на поставленные перед экспертом
вопросы и сделаны выводы.
6. Заключение эксперта не является
обязательным для судьи, органа,
должностного лица, в производстве
которых находится дело об
административном правонарушении,
однако несогласие с заключением
эксперта должно быть мотивировано.
- Статья 24.5. Обстоятельства,
исключающие производство по
делу об административном правонарушении. (КоАП
РФ)
1. Производство по делу об
административном правонарушении
не может быть начато, а начатое
производство подлежит прекращению
при наличии хотя бы одного
из следующих обстоятельств:
1) отсутствие события административного
правонарушения;
2) отсутствие состава административного
правонарушения, в том числе недостижение
физическим лицом на момент
совершения противоправных действии
(бездействия) возраста, предусмотренного
настоящим Кодексом для привлечения
к административной ответственности,
или невменяемость физического
лица, совершившего противоправные
действия (бездействие);
3) действия лица в состоянии
крайней необходимости;
4) издание акта амнистии, если
такой акт устраняет применение
административного наказания;
5) отмена закона, установившего
административную ответственность;
6) истечение сроков давности
привлечения к административной
ответственности;
7) наличие по одному и тому
же факту совершения противоправных
действий (бездействия) лицом, в
отношении которого ведется производство
по делу об административном
правонарушении, постановления о
назначении административного наказания,
либо постановления о прекращении
производства по делу об административном
правонарушении, либо постановления
о возбуждении уголовного дела;
8) смерть физического лица, в
отношении которого ведется производство
по делу об административном
правонарушении.
2. В случае, когда административное
правонарушение совершено лицом,
указанным в части 1 статьи 2.5 настоящего
Кодекса, за исключением случаев,
когда за такое административное
правонарушение это лицо несет
административную ответственность
на общих основаниях, производство
по делу об административном
правонарушении после выяснения
всех обстоятельств совершения
административного правонарушения
подлежит прекращению для привлечения
указанного лица к дисциплинарной
ответственности.
- Статья 25.15. Извещение лиц,
участвующих в производстве по
делу об административном правонарушении.
(КоАП РФ)
1. Лица, участвующие в производстве
по делу об административном
правонарушении, а также свидетели,
эксперты, специалисты и переводчики
извещаются или вызываются в
суд, орган или к должностному
лицу, в производстве которых
находится дело, заказным письмом
с уведомлением о вручении, повесткой
с уведомлением о вручении, телефонограммой
или телеграммой, по факсимильной
связи либо с использованием
иных средств связи и доставки,
обеспечивающих фиксирование извещения
или вызова и его вручение
адресату.
2. Извещения, адресованные гражданам,
в том числе индивидуальным
предпринимателям, направляются по
месту их жительства. При этом
место жительства индивидуального
предпринимателя определяется на
основании выписки из единого
государственного реестра индивидуальных
предпринимателей.
3. Место нахождения юридического
лица, его филиала или представительства
определяется на основании выписки
из единого государственного
реестра юридических лиц. Если
юридическое лицо, участвующее в
производстве по делу об административном
правонарушении, ведет дело через
представителя, извещение также
направляется по месту нахождения
(месту жительства) представителя.
4. Если лицо, участвующее в производстве
по делу об административном
правонарушении, заявило ходатайство
о направлении извещений по
иному адресу, суд, орган или
должностное лицо, в производстве
которых находится дело, направляет
извещение также по этому адресу.
В этом случае извещение считается
врученным лицу, участвующему в
производстве по делу об административном
правонарушении, если извещение
доставлено по указанному таким
лицом адресу.
2. Административно-правовые
обязанности граждан и последствия
их несоблюдения.
Административно-правовые обязанности
граждан
Гражданин как субъект административного
права — это участник общественных
отношений, в которых он выступает
в качестве носителя конкретных прав
и обязанностей, содержащихся в нормативных
актах. Права и обязанности гражданина
образуют в своей совокупности его
правовой статус. При этом административно-правовой
статус гражданина обладает рядом особенностей.
Сложный комплексный характер включает
нормы конституционного, гражданского,
финансового и других отраслей права,
отражающих взаимоотношения личности
и общества, гражданина и государства,
индивида и коллектива. Обязательность
предписаний - содержит в себе либо
только права (например, право гражданина
на обращение в те или иные инстанции
с предложениями, заявлениями и
жалобами), либо только обязанности (например,
соблюдать правила дорожного
движения), либо права и обязанности
(например, при рассмотрении дел
об административных правонарушениях
гражданин имеет право обжаловать
постановление по делу и несет
обязанность уплатить в установленный
срок наложенный на него штраф).
Содержание административно-правового
статуса гражданина в одних случаях
зависит от желания того или иного
лица (например, гражданин обращается
в органы внутренних дел за разрешением
на приобретение охотничьего ружья),
а в других случаях он формируется
вопреки его желанию (например, гражданин,
совершивший мелкое хулиганство, подвергается
административному задержанию и
доставлению в милицию).
Правовой статус гражданина
как субъекта административного
права включает права и обязанности,
общие для всех граждан (например,
обязанность соблюдать правила
пожарной безопасности), права и
обязанности, принадлежащие только
какой-либо категории граждан
(например, водителям автомобильного
транспорта, предпринимателям, охотникам),
а также права и обязанности
конкретных индивидов (например,
лиц, являющихся беженцами или
вынужденными переселенцами).
Правовой статус индивида законодательно
закрепляется государством в Конституции
и других нормативно правовых актах.
Согласно Конституции человек, его
права и свободы являются высшей
ценностью. Признание, соблюдение и
защита прав и свобод человека и
гражданина — обязанность государства.
Каждый гражданин России обладает на
ее территории всеми правами и
свободами и несет равные обязанности,
предусмотренные Конституцией.
Эти конституционные положения
являются исходными для административно-правового
статуса граждан, который определяется
нормами конституционного, административного
и других отраслей права путем
предоставления гражданам прав, свобод
и возложения на них обязанностей
в сфере управления, а также
установления ответственности граждан
перед государством.
По своей юридической природе
права, свободы, обязанности и ответственность
граждан в сфере управления ничем
не отличаются от иных прав, свобод, обязанностей
и ответственности, которыми граждане
обладают во всех областях экономической,
политической, социальной и культурной
жизни. Все граждане России равны
перед законом независимо от происхождения,
социального и имущественного положения,
расовой и национальной принадлежности,
пола, образования, языка, убеждений, отношения
к религии, принадлежности к общественным
объединениям, рода и характера занятий,
места жительства и других обстоятельств.
Основные права, свободы и обязанности
граждан определены Конституцией, конституциями
республик в составе России, российским
законом о гражданстве, законами
о гражданстве республик в
составе Российской Федерации. Их конкретизация
содержится в административном и
ином законодательстве. Общий административно-правовой
статус индивида принято называть статусом
гражданина. Сейчас можно говорить
о трех категориях граждан России
(обычных, почетных и с двойным
гражданством) и о трех категориях
лиц ("ближнего" и "дальнего зарубежья",
лицах без гражданства), не имеющих
российского гражданства. С точки
зрения первичного источника, первичной
правовой основы можно различать
конституционные права граждан,
а также права, первично урегулированные
законами и подзаконными актами.
Соответственно права граждан,
закрепленные административными нормами,
можно поделить на две группы:
1. Конкретизирующие, развивающие,
обеспечивающие реализацию конституционных
прав. Они являются вторичными
по отношению к конституционным
правам, производными от них, условно
их можно назвать конституционно-административными;
2. Права, регулируемые только
нормами административного права,
получившие первичное закрепление
в источниках административного
права (чисто административные).
Большинство основных (конституционных)
прав граждан нуждается в административно-правовом
обеспечении. А если они не подкреплены
административно-правовыми нормами,
то зачастую становятся благими пожеланиями,
красивыми обещаниями. Таковой является,
например, ч. 3 ст. 59 Конституции, в которой
сказано о праве на замену военной
службы альтернативной гражданской
службой, хотя еще не принят закон
об альтернативной военной службе.
В этом и других случаях административное
законодательство должно уточнить, кто
имеет соответствующее право, время,
место и иные условия его реализации,
механизм осуществления, ответственность
за нарушение права.
Так, нормы Федерального закона "О
порядке выезда из Российской Федерации
и въезда в Российскую Федерацию",
закрепив право граждан России на
получение заграничного паспорта, процедуру
его получения и ряд других
вопросов, урегулировали административно-правовой
механизм реализации конституционного
права на выезд из России и въезд
в нее.
Статья 33 Конституции РФ закрепляет
право граждан России обращаться
в государственные и муниципальные
органы. Очевидно, что для реализации
этого права нужен федеральный
закон, закрепляющий порядок его
осуществления. Необходимо уточнить круг
субъектов соответствующих отношений:
могут ли обращаться в органы публичной
власти лица, не являющиеся гражданами
России, можно ли обращаться в частные
организации, к тому же нужно решить
вопрос об ответственности за бюрократическое
отношение к обращениям граждан.
Без административно-правовой поддержки
очень трудно и даже невозможно было
бы реализовать права на образование,
бесплатную медицинскую помощь, благоприятную
окружающую среду, равный доступ к государственной
службе, обеспечение жильем. Хотя и
в меньшей степени, в административно-правовом
обеспечении нуждаются право
на объединение, право проводить
забастовки, право на предпринимательскую
деятельность и др. Для реализации
конституционных прав закреплены административные
права граждан на административную
жалобу, на оружие, на заграничный паспорт,
на поступление в школу, вуз, на государственную
службу, на скорую помощь, на обеспечение
бесплатными лекарствами.