Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Октября 2012 в 08:04, контрольная работа
Понятие, признаки и особенности административно-правовых отношений. Виды и структура административно-правовых отношений.
К числу административных относятся
права граждан на охоту, рыбную ловлю,
управление транспортными средствами,
на получение, замену паспорта гражданина
России, на защиту в производстве по
административным правонарушениям
и др. Административное право регулирует
также права отдельных
С точки зрения механизма реализации можно выделить права абсолютные (безусловные) и относительные. К абсолютным относятся права, которыми лица пользуются по своему усмотрению, а субъекты власти обязаны создать условия и не мешать их реализации, защищать их. Это, например, право на административную жалобу, выбор имени, трудоустройство, пользования публичными библиотеками, получения общего среднего образования. Реализация абсолютных прав зависит, главным образом или даже исключительно, от воли гражданина.
Относительными следует
• социально-демографическим (больным, многодетным, вынужденным переселенцам и т. д.);
• общественно полезной деятельности (ветеранам, военнослужащим, Героям России, государственным служащим и др.).
По содержанию различаются такие группы прав граждан, как:
• на социально-политическую активность,
участие в государственных
• на государственное участие, содействие, помощь компетентных организаций. Речь идет, например, о праве пользоваться бесплатными благами (библиотеками и др.), получать организационную (в трудоустройстве, например), техническую, санитарно-эпидемиологическую, медицинскую и иную помощь;
• на защиту. Основные формы его
реализации: 1) административная жалоба,
2) жалоба (иск) в суд, 3) защита в административно-
Среди административно-правовых обязанностей индивидуальных субъектов можно выделить абсолютные и относительные. Абсолютные не зависят от каких-то конкретных обстоятельств, они безусловны, возлагаются на каждого (соблюдение правил регистрационного учета, дорожного движения, санитарии и т. д.).
Относительные обязанности возникают из правомерных действий, направленных на приобретение прав и пользование ими. Среди них можно различать: 1) обязанности пользователя (читателя государственной библиотеки, студента государственного вуза, рыболова, пассажира и др.); 2) обязанности лица, получившего разрешение на совершение определенных действий, владение определенным имуществом (водителя, собственника газового оружия, частного детектива и др.).
В третью группу следует выделить обязанности, которые порождаются неправомерными действиями. В их числе:
• обязанности выполнять законные требования представителей власти (предъявлять документы, пройти в РОВД и т. д.);
• обязанности претерпевать меры принуждения (задержание, арест имущества, лишение прав, конфискация и др.);
• обязанности по исполнению взысканий и иных мер воздействия, применяемых уполномоченными субъектами (уплатить штраф, возместить ущерб, принести извинение, выполнить наряд вне очереди).
По критерию первичности источника
норм, закрепляющих административно-правовую
обязанность, нужно выделить обязанности,
конкретизирующие конституционные (конституционно-
Среди административно-правовых обязанностей
по критерию защиты их правовыми санкциями
можно выделить не обеспеченные и
обеспеченные санкциями. А среди
обязанностей второй группы полезно
различать те, которые обеспечены
административными, дисциплинарными,
уголовными, гражданско-правовыми
Гражданин - приоритетный субъект административного права. Ибо смысл и содержание деятельности законодательной и исполнительной власти является обеспечение прав и свобод гражданина. Конституционный принцип приоритета прав и свобод гражданина положен в основу государственной службы. Административно-правовой статус гражданина РФ закреплен в Конституции РФ, в Законе "О гражданстве РФ" и в других актах законодательства.
Административно-правовой статус гражданина - это комплекс прав и обязанностей граждан, закрепленных нормами административного права, а также гарантии реализации этих права и обязанностей.
Административно-правовое положение
граждан определяется прежде всего
объемом и характером их административной
правосубъектности, которую образуют
административная правоспособность и
дееспособность. Административная правоспособность
- способность гражданина иметь определенные
права, предусмотренные нормами
административного права, и выполнять
возложенные на него обязанности
в сфере государственного управления.
Административная правоспособность у
граждан в сфере
Конституция РФ провозглашает равенство
прав и свобод человека и гражданина
независимо от пола, расы, национальности,
языка, происхождения, имущественного
и должностного положения, места
жительства, отношения к религии,
убеждений, принадлежности к общественным
объединениям, а также других обстоятельств.
Но это по Конституции. В реальной
жизни равноправие, даже при самом
тщательном его закреплении в
Конституции, не может исключать
особого административно-
Административная
Административная
Административная
Граждане России, реализуя свои права, свободы и возложенные на них обязанности в сфере управления вступают в административно - правовые отношения с государственными органами, с должностными лицами, а также с иными субъектами административного права. Каждый гражданин РФ имеет определенные права и обязанности в сфере государственного управления.
Все права граждан делятся по степени возможности их реализации на абсолютные и относительные.
Абсолютные (безусловные) права - это
права, которыми лица пользуются по своему
усмотрению, а субъекты власти обязаны
создавать условия и не мешать
их реализации, защищать их (право на
жалобу, трудоустройство и т.д.). Относительные
права - это права, для реализации
которых нужен акт
Кроме того, права и обязанности
граждан в сфере
Общие права распространяются на все отрасли и сферы управления. Например, право на участие в государственном управлении и право на обжалование действий государственных органов и должностных лиц, нарушающих права и свободы граждан.
Специальные права - это права граждан
в той или иной сфере или
отрасли или группе отраслей управления.
Например, в сфере экономики каждый
гражданин имеет право на свободное
использование своих
Права граждан в государственном управлении:
1. Право граждан участвовать
в управлении государством. Согласно
ст. 32 Конституции граждане РФ
могут участвовать в
2. Право граждан на объединение.
Право граждан РФ на
3. Право граждан проводить
4. Право граждан обращаться
5. Право граждан на свободу
и личную неприкосновенность. (ст
22 Конституции). Арест, заключение
под стражу и содержание под
стражей допускается только по
судебному решению. До
Основания и порядок применения
административного задержания, а
также административного ареста
урегулированы
6. Неприкосновенность жилища (ст. 25
Конституции). Неприкосновенность жилища
означает, что никто не вправе
проникать в жилище против
воли проживающих в нем лиц
иначе как в случаях,
Информация о работе Контрольная работа по "Административному праву"