Источники административного права

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2011 в 12:09, контрольная работа

Краткое описание

В демократическом государстве формирование деятельности административной ветви государственной власти должны быть чётко урегулированы, юридическими нормами. Административное законодательство является правовой основой построения и эффективного функционирования самой большой, самой активной, самой мощной подсистемы госаппарата – исполнительной власти.

Файлы: 1 файл

контрольная_Источники административного права.doc

— 89.50 Кб (Скачать)

               Различают субъект административного  права и субъект административного правоотношения. Субъекты административного права определяются в нормах права как вообще граждане, общественные объединения, государственные организации, не государственные организации, предприятия учреждения, трудовые коллективы. Они могут в течение длительного времени не вступать ни с кем в административные правоотношения, то есть не становиться их субъектами.

              Субъект правоотношения всегда конкретен. Субъекты административных правоотношений - это конкретные участники, стороны правоотношения, наделённые обязанностями и правами в сфере исполнительной власти и способные их осуществлять.

              Субъекты административного права  могут стать субъектами административных правоотношений, если имеются три условия:

      1. Административно-правовая норма,  предусматривающая права, обязанности  субъекта:

      2. Административная правоспособность и дееспособность субъекта:

      3. Основание возникновения изменения  и прекращения правоотношения   (юридический) факт.

            Главной особенностью граждан  как участников административных правоотношений является то, что оно выступают в качестве частных лиц, то есть реализуют свои личные общегражданские права и обязанности в сфере исполнительной власти а не права государственных или не государственных организациях их должностных лиц поэтому административные правоотношения между гражданами и соответствующего органа наделенного государственно - властными полномочиями, могут складываться в связи :

      1.С  реализацией гражданами принадлежащим  им по закону прав в сфере  исполнительной власти;

      2.С  выполнением возложенных на граждан  обязанностей в сфере исполнительной власти;

      3.С  нарушением гражданами своих  правовых обязанностей в этой  сфере;

      4.С  нарушением органами исполнительной  власти или их должностными лицами прав и законных интересов граждан.

            Основные права и обязанности  граждан России в сфере исполнительной власти составляют часть прав свобод и обязанностей, закреплённых в Конституции РФ и конкретизированных в законах и других правовых актах.

            На пример граждане России  имеют право участвовать в  управлении делами государства как не посредственно, так и через своих представителей. (ст. 32).

             Граждане России имеют право  обращаться лично, а так же  направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления  (ст.33).

             Каждый, кто законно находится на территории России, имеет право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства, свободно выезжать за пределы России и беспрепятственно возвращаться (ст.27). Также граждане имеют ещё целый ряд прав и обязанностей, которые закреплены в Конституции РФ и других законодательных актах.

             КоАП  установлен определённый  процессуальный порядок, который является важной гарантией законного и обоснованного привлечения граждан к административной ответственности за их не правомерные действия в сфере исполнительной власти. Например: Российская  Федерация  гарантирует государственную защиту прав и свобод человека и гражданина  (ст.45).

               Указам Президента от 1 ноября 1993 года утверждено Положение о  Комиссии по правам человека при Президенте Российской Федерации (САПП. 1993 год №45. ст.4325). Комиссия образована с целью усиления гарантий соблюдения прав Российских граждан. Комиссия может получать материалы, проводить проверки, посещать любые государственные органы учреждения и организации. Она составляет ежегодные доклады, ставит вопросы и вносит предложения, рассматривает обращения граждан, расследует случаи нарушения   прав участвует в работе органов СНГ и разработки международных соглашений.

              Административно- правовое положение граждан может быть различным. Оно определяется объемом и характером их административной правосубъектности, которую образуют административная правоспособность и дееспособность. Чтобы приобрести права и нести обязанности в сфере исполнительной власти, то есть быть участником административных правоотношений, гражданин, как и другие субъекты административного права,  должен располагать административной правоспособностью. Под ней понимается фактическая, обеспеченная государством возможность иметь субъективные права и выполнять юридические обязанности административно - правового характера. Она возникает с момента рождения и прекращается с его смертью. Ст. 19 Конституции провозглашает равенство всех граждан перед законом и судом, что гарантируется государством.

              Граждане обладают равным объёмом  административной правоспособности в хозяйственной, социальной, культурной и административно - политической  сферах. Однако это правоспособность может быть частично или временно ограничена в случаях и в порядке, определённых законодательством. Например, не все граждане по состоянию здоровья,согласно Закону от 11 февраля 1993 года “О воинской обязанности и военной службе”  (Ведомости.1993.№9 ст.325), могут быть зачислены на действительную срочную военную службу (ст. 20).

               Уголовный кодекс предусматривает  в качестве меры наказания  возможность лишения права занимать  определённые должности или заниматься  определенной деятельностью в  течении соответствующего срока,  а также лишения воинского  или специального звания.Ст.24 КоАП предусмотрена возможность временного лишения гражданина специально предоставленного ему права, например, права управления транспортными средствами. Законом РСФСР от 17 мая 1991 года “О чрезвычайном положении” (Ведомости. 1991. №22. ст. 773.) предусмотрена возможность введения чрезвычайного положения, правовой режим которого выражается в возможности ограничения некоторых прав и свобод граждан с указанием пределов и срока их действия.

             Административная  правоспособность  является необходимым условием административной дееспособности, под которой понимается способность гражданина своими личными действиями приобретать субъективные права и выполнять возложенные на него юридические обязанности в сфере исполнительной власти. Тем самым  административная дееспособность выступает как способность гражданина реализовать соответствующую правоспособность.

              Административная дееспособность, как  правило возникает по  достижении гражданином 18 -летнего  возраста, а в ряде случаев  - раньше, в частности  с 16 лет.

               Граждане, как правило, обладают  равной административной дееспособностью,  однако по состоянию здоровья  некоторые из них могут быть  признаны частично или полностью  не дееспособными и недиктоспособными.  Дееспособные граждане могут  осуществлять субъективные права и обязанности, вступив в конкретные административные  правоотношения и быть стороной, обязанной выполнять требования, исходящие от органов исполнительной власти, или  стороной,реализующей принадлежащие ей права. Конкретные административные правоотношения возникают как по собственной инициативе граждан,так и в порядке одностороннего волеизъявления другой стороны, наделенной конкретными полномочиями.

              Ст.18 Конституции определено, что  права и свободы человека и  граждане являются непосредственно действующими. Однако на практике это не всегда соблюдается.Есть ряд областей жизни, где проявились наиболее грубые и частые нарушения прав человека. Это беззащитность беженцев и вынужденных переселенцев, факты не своевременной выплаты заработной платы, издание незаконных нормативных актов на различных уровнях управления; это ограничения с выбором места жительства и прописки; превышения власти правоохранительными и силовыми структурами. Всё острее становится проблема правового положения Российских граждан и русско-язычного населения в некоторых странах ближнего зарубежья.  

      Общественные  объединения как  субъекты административного  права. Право граждан на объединение предусмотрено ст.30 Конституции РФ. Содержание этого права, основные его государственные гарантии, статус общественных объединений, порядок их создания, деятельности, реорганизации, ликвидации регулируются Федеральным законом от 19 мая 1995 год “ Об общественных объединениях”, Гражданским Кодексом Российской Федерации и другими законами об отдельных видах общественных объединений - политических партиях, профессиональных союзах, благотворительных и других. Под общественным объединением понимается добровольное самоуправляемое, некоммерческое формирование, созданное по инициативе граждан, объединившихся на основе общности интересов для реализации общих целей, указанных в уставе общественного объединения.

             Добровольность формирования- важнейший  признак общественного объединения, при этом граждане имеют право создавать по  своему выбору общественные объединения без предварительного разрешения органов государственной власти и органов местного самоуправления, а также вступать в такие общественные объединения на условиях  соблюдения норм их уставов. Эти общественные объединения могут регистрироваться в установленном порядке. Членами общественного объединения являются физические лица и юридические лица - общественные объединения, чья заинтересованность в совместном решении задач данного объединения оформляется индивидуальными заявлениями или документами, позволяющими учитывать количество членов общественного объединения в целях обеспечения их равноправности как его членов. Общественные объединения могут создаваться как общественная организация; общественное движение; общественный фонд; общественное учреждение; орган общественной самодеятельности.

              Существуют общероссийские, межрегиональные,  региональные и местные общественные объединения. Запрещается  создание и деятельность общественных объединений, цели и действия которых направлены на насильственное изменение основ конституционного строя  и нарушение целостности Российской Федерации, подрыв безопасности государства создание вооружённых формирований, разжигание социальной, расовой, национальной или религиозной розни. Правоспособность общественного объединения как юридического лица возникает с момента государственной регистрации данного объединения в органах юстиции. Из этого вытекает, что органы юстиции  включают  их в единый государственный реестр юридических лиц.

              Объём административной правоспособности общественных объединений может быть различным.

              Во-первых, общественные объединения  в определённых случаях выступают в качестве субъектов, осуществляющих управленческую деятельность   в  полном объеме и самостоятельно.

              Во-вторых, общественные объединения  участвуют в осуществлении отдельных  управленческих функций. Органы  юстиции, регистрирующие общественные  объединения осуществляют контроль за соответствием их деятельности уставным целям.

                    Деятельность общественных объединений может быть приостановлена  на определённый срок по решению суда в случае нарушения Конституции Российской Федерации, конституций (уставов) её субъектов, законодательства, а также совершения действий, противоречащих уставным целям. 

 

Заключение 

Создание  Российской суверенной государственности, глубокие политические, экономические, организационные реформы в стране повлекли коренные изменения всего  массива административно – правовых норм. В 90-х годах ХХ века Российской Федерации пришлось полностью обновлять и быстро расширять систему административно – правового регулирования. Были закреплены демократические начала, организации и функционирования исполнительной власти, расширены права граждан, значительно повышена роль закона в регулировании властеотношений.

Административное  право закрепляет права и обязанности  граждан и иных невластных субъектов  в отношениях с представителями  исполнительной власти, организационные  основы, систему госадминистрации, полномочия её структурных единиц, принципы, методы, формы их деятельности.

 

Список литературы 

Д.Н.  Бахрах. Административное право. М., 2002.

Ноздрачев А.Ф. Административное право. Фундаментальный  курс. М., 2000.

.М. Козлов. Советское административное право.  М., 1984.

Н.С.Малеин.  Правонарушение:  понятие, причины, ответственность. М., "Юридическая литература". 2001.

Административное  право. Учебник. М., «Юридическая литература», 1999. 

Информация о работе Источники административного права