Понятие административного права, источники, и принципы

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Марта 2015 в 18:04, доклад

Краткое описание

Административное право - это отрасль права, которая регулирует общественные отношения, возникающие в связи с организацией и функционированием системы государственного управления.Слово "администрация" в переводе с латинского означает "управление", поэтому административное право называют управленческим.В широком смысле государственное управление близко к понятию исполнительной власти, хотя в более узком (строгом) смысле правительство является высшим органом государственного управления

Файлы: 1 файл

Понятие административного права.docx

— 15.76 Кб (Скачать)

Понятие административного права, источники, и принципы.

Административное право - это отрасль права, которая регулирует общественные отношения, возникающие в связи с организацией и функционированием системы государственного управления.Слово "администрация" в переводе с латинского означает "управление", поэтому административное право называют управленческим.В широком смысле государственное управление близко к понятию исполнительной власти, хотя в более узком (строгом) смысле правительство является высшим органом государственного управления


Источники административного права:

1.Конституция Российской  Федерации. 
2.Федеральные конституционные законы (в п. 2 ст. 114 Конституции РФ 
записано: "Порядок деятельности Правительства Российской Федерации 
определяется федеральным конституционным законом"). 
3.Федеральные законы, содержащие нормы административного права. 
4.Указы Президента РФ, относящиеся к предмету административно-правового регулирования. 
5.Постановления Правительства Российской Федерации по вопросам 
государственного управления. 
6.Кодифицированные акты (Кодекс РФ об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 года (в ред. от 25 июля 2002 года) - КоАП). 
7. Приказы и постановления министерств и ведомств. 
8. Законы, принимаемые представительными органами власти субъектов Российской Федерации. 
9. Распоряжения и постановления органов местного самоуправления (т. е. городских и районных администраций). 
10. Приказы руководителей государственных и негосударственных 
предприятий (учреждений). 
11. Распоряжения в устной или письменной форме (чаще в устной) 
руководителей подразделений предприятия (учреждения).

 
Субъекты административного права:

1.Федеральные органы  исполнительной власти. 
2.Органы местного самоуправления. 
3.Предприятия и учреждения (государственные и негосударственные). 
4.Общественные объединения (организации). 
5.Государственные служащие (должностные лица). 
6.Граждане.

 

Принципы административного права — это основные идеи, требования, выражающие сущность административного права. К числу основных принципов относятся.

1. Принцип равенства перед законом. Согласно ст. 1.4 КоАП РФ, лица, совершившие административные правонарушения, равны перед законом. Физические лица подлежат административной ответственности независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. Юридические лица привлекаются к административной ответственности независимо от места нахождения, организационно-правовых форм, подчиненности, а также других обстоятельств. Особые условия применении мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении и привлечении к административной ответственности должностных лиц, выполняющих определенные государственные функции (депутатов, судей, прокуроров и иных лиц), устанавливаются Конституцией РФ и федеральными законами.

2.Принцип презумпции невиновности закреплен ст. 1.5 КоАП, согласно которому лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, считается невиновным, пока его вина не будет доказана в порядке, предусмотренном Административным кодексом, и установлена вступившим в законную силу постановлением судьи, органа, должностного лица, рассмотревших дело. Лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.

3.Принцип приоритетности интересов личности в жизни общества. Ст. 2 Конституции гласит: «Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина — обязанность государства». Государство, в том числе и в процессе реализации исполнительной власти, гарантирует права и свободы граждан, обеспечивая их защиту.

4.Принцип обеспечения законности при применении мер административного принуждения в связи с административным правонарушением, установленный ст. 1.6. КоАП, гласит, что лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе, как на основаниях и в порядке, установленных законом. Применение уполномоченными на то органом или должностным лицом административного наказания и мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении в связи с административным правонарушением осуществляется в пределах компетенции указанных органа или должностного лица в соответствии с законом. При применении мер административного принуждения не допускаются решения и действия (бездействие), унижающие человеческое достоинство.

5.Принцип разделения властей — одно из важнейших условий функционирования правового государства. Каждая ветвь власти (исполнительная, законодательная и судебная) должна быть независимой, что предполагает недопущение подмены одной ветви власти другой, исключает вторжение, например, законодательной в сферу исполнительной власти и подразумевает деловое взаимодействие всех ветвей. Только в этом случае государственное управление будет эффективным, а интересы личности гарантированы и защищены. Надлежащая реализация норм административного права возможна при соблюдении данного принципа.

6.Принцип законности предполагает применение административно-правовых норм права в точном соответствии с Конституцией, законами РФ и другими нормативными актами.

7.Принцип гласности означает, что акты административного нормотворчества, как правило, вступают в силу не ранее, чем с момента их официального опубликования. Административно-правовые акты, деятельность органов исполнительной власти, результаты административно правового регулирования и т.д. должны быть достоянием общественности. Кроме того, при издании и реализации норм административного права должно учитываться мнение граждан, общественных объединений и пр.

8. Принцип ответственности. Установленные нормы права должны соблюдаться, в противном случае наступает ответственность нарушителей. При этом административная ответственность должна налагаться в установленном Административным кодексом порядке, размере и компетентными для этого государственными органами.

 


Информация о работе Понятие административного права, источники, и принципы