Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2011 в 01:58, доклад
Современные общественные процессы требуют стабильного и динамичного правового регулирования, результативность которого зависит от многих объективных факторов и, в первую очередь, от качества и последовательности реализации правовых норм в сфере политической и государственной власти, ее форм и методов, процесса функционирования государственных органов и органов местного самоуправлени
Введение
Глава 1. Теоретические основы административного права
Сущность административного права
Особенности административного права
1.3 Виды источников административного права
Глава 2. Система источников административного права
2.1 Нормы административного права
2.2 Акты правосудия как источники административного права
Заключение
Список использованной литературы
Источники
административного
права
Содержание:
Введение
Глава 1. Теоретические основы административного права
1.3 Виды источников административного права
Глава 2. Система источников административного права
2.1 Нормы административного права
2.2 Акты правосудия как источники административного права
Заключение
Список
использованной литературы
Введение
Современные общественные процессы требуют стабильного и динамичного правового регулирования, результативность которого зависит от многих объективных факторов и, в первую очередь, от качества и последовательности реализации правовых норм в сфере политической и государственной власти, ее форм и методов, процесса функционирования государственных органов и органов местного самоуправления.
В условиях колоссальных преобразований российской действительности важно осмыслить традиционную и новую роль норм административного права как совершенного инструментария регулирования современных общественных отношений. Актуальность темы исследования обусловлена, прежде всего, особым значением применения норм административного права как формы обеспечения нормального развития различных сфер общественной жизни и источников их преобразования.
Вопросы применения норм и источников права занимают одно из узловых мест среди актуальных проблем юридической науки. Особенно полно эта тема исследована в общей теории права. Существенным образом проанализирована специфика применения норм трудового и уголовного права. В последнее время появились серьезные исследования применения норм конституционного права. В значительно меньшей степени исследованы формы, порядок и особенности применения наиболее разнообразных, обладающих ярко выраженной спецификой норм административного права.
Специальный
теоретический анализ применения норм
административного права в
процесса применения норм административного права, о функциях и содержании правоприменительных актов. При этом не всегда должным образом учитывается безусловное влияние на порядок применения норм административного права различных детерминирующих факторов.
Проблемами, обусловившими актуальность данной курсовой работы, выступают:
постоянно высокий уровень социальной напряженности, правового нигилизма и пассивность, пренебрежение нормами нравственности и морали;
необычайно
интенсивный рост деловой активности
населения и быстрое
необходимость проведения выверенной и высокоэффективной работы по развитию и совершенствованию административного законодательства, организации правильного и точного его применения во всех сферах государственной и общественной жизни;
соответствие всех административных правоприменительных процедур конституционному принципу уважения прав, свобод человека и гражданина, что особенно актуально в связи с наметившейся тенденцией в социально-правовой политике российского государства к переходу от жестких запретительных мер к применению норм административного права в качестве действенного средства охраны и защиты субъективных прав и свобод;
динамизм и многогранность объектов административно-правового регулирования, которые обеспечивают приоритет публичных интересов, применяя императивные, властные методы.
Помимо отмеченного,
норм административного права позволяет дать практические рекомендации и
Только в 2006 году в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях 20 раз вносились изменения. См.: Совет Федерации Федерального собрания РФ. Доклад о состоянии законодательства в РФ. - М., 2006. С. 259.
Следовательно, налицо актуальность и дискуссионность проблемы, свидетельствующей о том, что в условиях современного динамичного общества и соответствующего ему административного законодательства не все аспекты применения норм административного права осмыслены достаточно полно и четко.
В отечественной юридической литературе вопросам источникам норм права уделялось внимание многими учеными, в частности, такими, как С. С. Алексеев, Ф. А. Григорьев, В. М. Горшенев, В. П. Казимирчук, В. Н. Карташов, В. В. Лазарев, М. К, Маликов, П. В. Недбайло, В. М. Сырых, Л. С. Явич и др, Однако результативность и алгоритм применения норм административного права не являлись объектом внимания широкого круга ученых. За период более чем 50 лет данной проблематике были посвящены научные труды Д. Н, Бахраха, И. И. Веремеенко, А. П. Коренева, М. Я. Масленикова, Л. Л. Попова, Ю. П. Соловья, 10. Н. Старилова, С. С. Студеникина, А. П. Шергина, В. А. Юсупова, А. Ю. Якимова и др. Более двадцати пяти лет комплексные исследования проблем применения норм административного права не проводились.
Объектом курсовой работы является совокупность общественных отношений, которые образуют закономерности и тенденции властной деятельности, специально уполномоченных субъектов по воплощению норм административного права в реальную действительность.
Предметом исследования выступают теоретические, правовые и организационные проблемы применения норм административного права компетентными органами (должностными лицами) государственной власти и органов местного самоуправления; нормативные правовые акты, определяющие правовое положение и регламентирующие порядок реализации указанными субъектами своих полномочий, практика их применения; научные труды, посвященные данной проблематике.
Цель курсовой работы - комплексное научное исследование современной многоаспектной проблемы, заключающейся в обосновании концептуальных представлений о сущности и содержании применения норм административного права, предложений по повышению эффективности административных правоприменительных процедур.
Указанная цель предопределила необходимость решения следующих научно-исследовательских задач:
исследовать теоретические основы трансформаций в формальном и юридическом содержании механизма административно-правового регулирования;
провести
на базе теоретических обобщений
анализ основных аспектов влияния качества
административного
исследовать специфику методологических средств познания применения норм административного права;
уточнить
научные представления о нормах
административного права и
провести теоретический анализ содержания и концептуально обосновать формы применения норм административного права;
выделить и охарактеризовать комплексы правоприменительных действий, формирующих содержание основных стадий процесса применения норм административного права;
разработать критерии классификации субъектов применения норм административного права;
обосновать тенденции изменения состава субъектов, обладающих * административными правоприменительными полномочиями, в системе' органов исполнительной власти;
рассмотреть современные перспективы судов как субъектов административной юстиции, а также исследовать проблемы реализации их административных юрисдикционных полномочий;
изучить
сущностную интерпретацию акта применения
нормы административного права
и разработать его
провести функциональный анализ и определить основные критерии для классификации актов применения норм административного права.
Нормативная основа курсовой работы представлена комплексом
национальных правовых актов как федерального уровня, так и уровня
субъектов Российской Федерации, содержащих положения, связанные с
основаниями, формами и порядком применения норм административного
права, а также
большим количеством
актов. Основными документами, регламентирующими правоприменительную деятельность в сфере административно-правового регулирования, являются: Конституция РФ, Кодекс РФ об административных правонарушениях, Налоговый и Таможенный кодексы Российской Федерации, Закон РФ «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан», Федеральные законы «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации», «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)», «О лицензировании отдельных видов деятельности» и др.
Работа
основана на действующем в Российской
Федерации законодательстве. Однако
для обеспечения полноты
Глава 1. Теоретические основы административного права
Административное право представляет собой совокупность правовых норм, регулирующих определенные сферы общественных отношений, составляющих предмет этой отрасли права. При этом предмет административного права отвечает на вопрос — что, какие общественные отношения регулируются нормами данной отрасли права, а метод административного права отвечает на вопрос — как, каким образом нормы выполняют свое регулирующее воздействие.
Однако прежде чем говорить о предмете и методе административного права, необходимо показать его сущность, предназначение, целевую направленность, т.е. самое главное, что характеризует эту отрасль права.
Административное право призвано регулировать общественные отношения, возникающие в процессе реализации исполнительной власти, осуществления государственного управления. Поэтому административное право называют правом управления или управленческим правом, ибо содержанием деятельности органов исполнительной власти и исполнительных органов местного самоуправления является именно государственное или “публичное” управление.
Такое понимание сущности административного права было общепринятым на протяжении десятилетий. Однако в современных условиях сущность административного права должна быть дополнена вторым и, может быть, самым важным элементом. Административное право теперь все в большей мере призвано регулировать общественные отношения, возникающие между личностью и государством, между гражданином и органами исполнительной власти, обеспечивая реализацию и охрану прав и свобод граждан в сфере государственного управления, их защиту от возможного произвола, ущемления или ограничения этих прав и свобод со стороны того или иного чиновника государственного аппарата.
Изменения
сущности административного права
связаны прежде всего со становлением
Российской Федерации как демократического
федеративного правового
1.
Изменение политической
Гуманизация всех институтов государства и общества, перенос центра внимания на обеспечение прав и свобод человека и гражданина, которые рассматриваются как высшая ценность (ст. 2 Конституции РФ), привели к пересмотру концепции взаимоотношений государства и гражданина. Вместо признаваемого приоритета общественных, государственных интересов над личными, в основу положена концепция приоритета личности, взаимной ответственности государства и гражданина.
Между тем еще не так давно господствующей была принципиально иная позиция, находящая отражение в деятельности всех государственных органов, во всех правовых актах. Вот как ее выразил в 1927г. известный административист Карадже-Искров: “Индивидуальная свобода не является для нас основным принципом...” наше государство проникнуто идеями коллективизма и не склонно выдвигать на первый план личность. Наоборот, оно рассматривает отдельных личностей как средство для достижения своих целей... у нас личность не является чем-то самоценным, она лишь винтик огромной машины. Поэтому и обеспечение ее прав стоит на втором месте” (Новейшая эволюция административного права. Иркутск, 1927). К счастью, эти времена ушли и положение, зафиксированное в ст. 2 Конституции Российской Федерации, находит реальное отражение во всем новейшем законодательстве, в том числе и административном.