Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2012 в 13:05, курсовая работа
Изучая современное состояние исполнительной власти, необходимо заметить, что в Конституции нет определения этой власти, причем мы видим, что исполнительная власть подменяется Правительством. Проблемой Конституции является еще и то что саму систему органов исполнительной власти она не определила - это является, на мой взгляд, ее существенным недочетом (одним из многих, кстати). Итак, Конституция не дает определения, что такое исполнительная власть, молчат об этом и юристы, изучающие эту проблему, за исключением профессора А.Н. Соколова, который определил исполнительную власть как государственную деятельность, которая не относится ни к законодательной. ни к судебной власти. Следует отметить, что согласно с этим определением разрабатывали авторы Конституции концепцию исполнительной власти. На исполнительную власть (впрочем, как и на остальные) оказывают сильное влияние факторы национального характера, внешние факторы и факторы, определяемые неустойчивостью государственной власти, Тщательность их рассмотрения определяется тем, что реформа системы исполнительной власти невозможна и не целесообразна без их учета.
В итоге, исполнительная власть — это деятельность по управлению государством и обществом, подчиненная контролю со стороны других ветвей власти и состоящая в осуществлении специально созданными органами государственной власти особых функций и установленной законом компетенции.
Исполнительная власть имеет следующие отличительные признаки:
- исполнительная власть обусловлена существованием самого государства
- исполнительная власть — это самостоятельный вид (ветвь) единой государственной власти
- исполнительная власть осуществляется органами исполнительной власти
- единство исполнительной власти в РФ
- исполнительная власть есть власть подзаконная
- ответственность исполнительной власти за совершаемые управленческие действия и принимаемые административные акты.
Структурная сложность и особенности исполнительной ветви власти таковы, что тщательный ее анализ приводит к выводу о двух уровнях ее функций - первом и втором.
Первый уровень функций исполнительной власти охватывает те функции, которые имеют глобальные значения для жизни общества. Необходимо подчеркнуть в связи с этим, что исполнительная власть гораздо полнее, чем законодательная, представляет единство, сущность, функциональную направленность государства, а потому основное назначение государства - охранять внутренний и внешний мир общества, обеспечивать его благосостояние - рельефно и содержательно воплощается в ее функциях.
Каждая из функций определяется объектом управления и способом воздействия на него органов исполнительной власти. Один из объектов - это общественный порядок и национальная безопасность, которая охраняется и обеспечивается путем наблюдения компетентными органами исполнительной власти за местами, имеющими общественной значение и путем постоянного поддержания Вооруженных сил страны для защиты населения и территории от военного нападения. Это чрезвычайно важный объект управления, являющийся необходимой предпосылкой нормального бытия гражданского общества и функционирования его политических, экономических и культурных структур. Другой важный объект управления - это определенная отрасль народного хозяйства, социально - культурного и административно - политического строительства (экономика, финансы, образование, здравоохранение, и т.д.), функционирование которой возможно при постоянном управленческом воздействии на нее органов исполнительной власти, выражающемся в руководстве, планировании, регулировании, координировании, подборе кадров, контроля. Этот объект определяет регулятивно - управленческую функцию исполнительной власти.
Итак, первая основная функция - функция охраны общественного порядка 13 и обеспечение национальной безопасности представляет собой одно из главных направлений в деятельности органов данной ветви власти. Известно, что общественный порядок, предполагающий также общественную безопасность - фундамент нормальной социальной жизни всех граждан и деятельности всех государственных, общественных и частных учреждений. Ослабление функции охраны общественного порядка дает о себе знать ростом административных проступков и преступлений, нарушением санитарных и экологических правил; отрицательно сказывается и на других сторонах деятельности государства, а именно на управлении экономикой, финансами, культурой, образованием, социальным обеспечением и т.д.
Охрана общественного порядка органам исполнительной власти осуществляется методами наблюдения, надзора и контроля за поведением граждан и деятельности организаций. Другой стороной рассматриваемой функции является национальная безопасность, которая определяется как состояние защищенности интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз. В нее включаются в первую очередь государственная и оборонная безопасность, а также другие ее виды: экономическая, информационная, медицинская, экологическая и т.д.
Вторая
важнейшая функция
Следует подчеркнуть, что исполнительная ветвь власти имеет дело с таким объектом управления, который характеризуется быстрыми изменениями, появлением новых проблем, возникновением критических ситуаций. Этим объясняется наделение органов исполнительной власти правом издавать предписания для нижестоящих органов - подзаконные нормативные и индивидуальные акты.
Распорядительную
деятельность органов исполнительной
власти нельзя противопоставлять
Второй уровень функций исполнительной власти - нормотворчество, оперативно - исполнительная и юрисдикция. Они имеют вспомогательный, инструментарный характер и направлены на обслуживание каждой из основных функций, то есть используются как организационно -технические средства реализации основных функций рассматриваемой власти.
Необходимой
вспомогательной функцией исполнительной
власти является нормотворческая функция,
которая заключается в издании
органами этой власти нормативных актов
управления. Основная особенность этой
функции в том, что правотворческая
деятельность органов исполнительной
власти продолжает в границах своей
компетенции деятельность, которую
начал законодатель. Если нормы законы
не регулируют непосредственно управленческих
и полицейских отношений, а они
нуждаются в правовой регламентации,
то эту функцию выполняют
Другая
вспомогательная, имеющая большее
практическое значение функция исполнительной
власти - оперативно-исполнительная. Она
заключается в том, что органы
исполнительной власти обеспечивают реализацию
правовых норм, содержащихся как в
законах, так и подзаконных актах.
Если правотворческий орган (законодательной
или исполнительной власти) закрепляет
в праве решения нормативного
характера, то другой орган, а именно
орган исполнительной власти, на основании
своих государственно-властных полномочий
обеспечивает применение этих нормативных
предписаний, продолжает их под нормативное
регулирование в случаях, когда
необходима их конкретизация. Центральным
звеном правоприменительной
Особую
роль в реализации основных функций
исполнительной власти играет юрисдикция,
осуществляемая его органами. Юридическая
функция исполнительной власти может
быть представлена как деятельность
ее органов по применению административных,
дисциплинарных, материальных и финансовых
санкций к гражданам и
Для исполнительной
ветви государственной власти характерно
то, что она осуществляет свои функции
посредством специального аппарата.
представляющего собой органы этой
власти. Именно основные функции исполнительной
власти могут служить научно обоснованным
критерием классификации
Интересно отметить, что функции, которые на уровне государства воплощены в трех обособленных ветвях власти (законодательство, управление, правосудие), перенесенные на исполнительную власть и встроенные в ее структуры, выполняют скромную вспомогательную, но организационно важную роль в реализации функций первого уровня. Если в основе функций первого уровня лежат главные направления в деятельности исполнительной власти, формирования основных видов ее органов, их специализация, то в основе функций второго уровня - соображения технической целесообразности. В целом же оба уровня функций исполнительной власти можно представить как систему взаимных пересечений и уравновешиваний, положительных воздействий одних органов исполнительной власти на другие.
Юридическая
власть государства над его гражданами
суверенна, но не беспредельна. Государство
как в интересах гражданина и
общества, так и в собственных
интересах идет по пути самоограничения
и устанавливает область
Функция
защиты прав и свобод граждан - особая
функция исполнительной власти, особенность
ее существования - не "массовость"
(как в других функциях), а скорее
индивидуальность, личностный подход.
На этой системе построена деятельность
многих органов исполнительной власти,
в частности органов
В
этих условиях важно иметь в виду
три направления нормативного регулирования:
законодательное закрепление
На
первом месте находится вопрос о
гарантиях прав граждан при защите
своих законных интересов и формах
ответственности должностных
Остро
стоит также и проблема "внешнего"
контроля за действиями органов управления
и их должностных лиц по отношению
к гражданам, несмотря на введение института
уполномоченного по правам человека.
Глава 2.2. Содержание исполнительной власти
Содержание исполнительной власти проявляется через ее функции. Так в научной литературе выделяют:
Итак, политическое содержание. Здесь исполнительная власть призвана :
Что касаясь экономического содержания, то исполнительная власть призвана:
Информация о работе Исполнительная власть в системе государственной власти